Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании"


Автор: Шаляева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Баевская НОШ"
Населённый пункт: С. Баево, Ичалковский район, Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании"
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании

1. Здоровьесберегающее образование.

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность)

усвоения

человеком

опыта

поколений

в

виде

системы

знаний,

умений,

навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования

(это процесс и результат обучения и воспитания).

Образование

в

буквальном

смысле

означает

создание

образа,

некую

завершенность

воспитания

в

соответствии

с

определенной

возрастной

ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается,

когда все выученное забывается».

В научной и педагогической литературе множество определений понятия

«образование», приведем некоторые из них, образование – это:

– процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова);

целенаправленный

процесс

воспитания

и

обучения

в

интересах

человека,

общества,

государства,

сопровождающийся

констатацией

достижения

гражданином

(обучающимся)

установленных

государством

образовательных

уровней

(образовательных

цензов)

(Закон

РФ

об

образовании);

– процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и

навыков;

проце сс

педагогиче ски

организованной

с о ц и а л и з а ц и и ,

осуществляемой в интересах личности и общества;

– это развитие жизненного опыта человека (современное определение с

учетом реализации идеи непрерывного образования: образования в течение

всей жизни).

Однако

образование

само

по

себе

существовать

не

может,

данный

процесс

возможет

только

в

соответствии

с

иерархической

структурой

личности, включающей в себя такие компоненты как воспитание, обучение и

развитие (рис. 1).

Образование связано со становлением способностей человека, развитием

общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность

мышления,

способность

самостоятельно

восстанавливать

недостающие

звенья в системе знаний.

В

образовании

выделяются

процессы,

которые

обозначают

непосредственно

акт

передачи

и

приема

опыта

поколений.

Это

ядро

образования – обучение.

В

контексте

социального

прогресса

образование,

помимо

формата

передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать

связь

с

Природой,

в

которой

объёмы

познания

и

длительность

жизни

взаимосвязаны.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными

и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о

защите прав человека и основных свобод и

Международным пактом об

экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966

году.

Образование

можно

рассматривать

с

различных

позиций,

однако,

образование

как

процесс

реализуется

в

учебных

заведениях

различного

уровня.

Основой для развития образования – выступают новые концепции и

модели

на

уровне

государства,

региона,

учебного

заведения,

новые

образовательные

стандарты.

Это

такой

процесс,

который

управляется

государством,

научно-педагогическими

учреждениями,

педагогами,

родителями, учащимися.

Термин

«здоровьесберегающие

образовательные

технологии»

можно

рассматривать и как качественную характеристику

любой образовательной

технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность

тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя

традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком

здоровьесбережения.

Здоровьесберегающее

(валеологическое)

образование

существенно

повышает роль и увеличивает объем психодиагностических исследований,

которые

включают

большое

количество

психодиагностических

и

развивающих методик, необходимых для реализации здоровьесберегающих

технологий

или

валеологического

сопровождения

образовательного

процесса,

которые

направлены

на

оптимизацию

учебной

среды,

выражающейся

в соблюдении

педагогами

учителями

и

руководством

учебного учреждения валеологических требований и нормативов к учебным

помещениям - классам; и на усмотрение руководства учебного учреждения

реализацию валеологического компонента учебного содержания — введение

в учебный план курса «Валеология» и интеграцию его с другими курсами.

Прежде

всего,

это

все

методики пакета

«Состояние»,

позволяющие

оценить текущее психологическое и физическое состояние учащихся всех

возрастных

групп

и

учителей,

методики пакета

«Личность»

для

оценки

индивидуально-психологических особенностей учащихся, диагностические и

развивающие

методики пакета

«Интеллект»

для

оценки

и

развития

познавательных процессов и способностей, методики пакета «Отношения»

для оценки межличностных, в том числе родительско-детских отношений, и

отношений

учитель-ученик, тренажер

«Комфорт»

для

оптимизации

умственной работоспособности.

Состояние

психического

и

физического

здоровья —

важный

фактор

успешного обучения. Возможность оценки влияния учебного процесса на

состояние

учащихся

позволяет

оптимизировать

построение

процесса

обучения и своевременно выявлять учащихся с учебной дезадаптацией.

Состояние

психического

и

физического

здоровья

является

также

существенным

фактором

успешности

профессиональной

деятельности.

Знание текущего уровня психического и физического здоровья работающего

необходимо

для

профессионального

отбора,

подбора

персонала,

оценки

персонала и формирования резерва, профконсультации, профориентации. С

помощью компьютерных программ, входящих в пакет «Состояние», можно

определить:

– актуальное психологическое состояние индивида;

– степень мобилизации физических и психических ресурсов;

– текущий уровень психического здоровья.

– текущий уровень физического здоровья.

Оценка физического здоровья школьников основывается на результатах

пяти морфологических и функциональных показателей:

индекс

Кетле —

характеризует

уровень

развития

массо-ростовых

показателей;

индекс

Робинсона —

характеризует

качество

регуляции

сердечно-

сосудистой системы;

индекс

Скибинского —

характеризует

функциональные

возможности

органов дыхания и кровообращения;

– индекс

Шаповаловой —

характеризует

уровень

развития

двигательных

качеств

(силы,

быстроты,

выносливости),

а

также

функциональные

возможности кардио-респираторной системы;

– индекс Руфье — характеризует уровень адаптационных резервов кардио-

респираторной системы.

Методика позволяет получить значения каждого индекса и интегральную

оценку уровня физического здоровья учащихся обоего пола в возрасте от

шести до18 лет.

Цветовой

тест

построен

на

принципах

функциональной

психологии.

Испытуемый избирает цвета в последовательности: от наиболее приятных до

наиболее

неприятных.

Однако

цветотест

представляет

собой

довольно

сложную

диагностическую

систему

с

качественным

характером

оценки

результатов

тестирования,

и

поэтому

никто

не

застрахован

от

диагностических

ошибок,

случайностей

и

непредсказуемых

нарушений

в

работе с ним.

2. Культура ЗОЖ

Формирование

здорового

образа

жизни

сегодня

является

актуальной

темой для любого человека, взрослого или ребенка. Очень часто в семье

культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная с

дошкольного возраста. Общеобразовательные учреждения, средства массовой

информации активно занимаются пропагандой ЗОЖ и составляющих его

элементов: физкультуры, гимнастики, правильного питания, диет.

ЗОЖ

это

навык

человека,

который

заключается

в

способности

выполнять специальные действия, направленные на сохранение и улучшение

его здоровья и профилактику заболеваний.

Владеть способностью вести здоровый образ жизни – это значит иметь

специальные знания о том, что является полезным, а что нет, как необходимо

дисциплинировать

себя,

выстраивать

правильный

режим

дня,

а

также

выполнять специальные процедуры и принимать правильную пищу.

Применений знаний ЗОЖ может пригодиться любому человеку в самых

разных ситуациях, например, позволит:

правильно

воспитывать

детей

(родителям,

педагогам,

воспитателям

и

учителям);

– жить дольше и чувствовать себя лучше – абсолютно всем;

– не погубить здоровье;

– организовывать мероприятия и принимать верные решения.

Культура ЗОЖ влияет на качество жизнедеятельности любого человека,

что

связано

с

достижением

долголетия,

возможностью

полноценно

выполнять социальные функции и активно участвовать в семейной, трудовой,

общественной жизни.

Для

того

чтобы

достичь

максимального

сохранения

своего

здоровья

необходимо соблюдать правила, которые должны быть целенаправленными и

системными.

В основу ЗОЖ заложены аспекты, которых необходимо придерживаться

как учащимся, так и родителям:

Здоровый сон

Регулярная физическая активность

Сбалансированное питание без переедания

Позитивное мышление

Радостное ощущение своего существование в этом мире

Отказ от вредных привычек.

Основными элементами ЗОЖ являются:

Режим дня

Двигательная активность

Рациональное питание

Отказ от вредных привычек

Умение управлять своим здоровьем.

И самое главное надо помнить: Родители – объект для подражания!

К вышеперечисленным элементам так же необходимо добавить еще два,

которые

являются

необходимыми

для

взрослых

в

больше

степени.

Психическое здоровье или психоэмоциональное состояние, которое является

определяющим фактором здорового образа жизни и проявляется в умении

контролировать

эмоции,

мыслить

позитивно,

сохранять

баланс

между

духовным

и

физическим

развитием.

Здоровая

психика

поддерживает

человека в состоянии благополучия, при котором он может реализовать свой

собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами,

продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего

сообщества. И еще не маловажным элементом ЗОЖ является оказание первой

помощи,

так

как

никто

не

застрахован

от

болезней

и

травм.

А

как

рассматривалось в лекционном материале Модуля 1, что здоровых учащихся

на современном этапе практически нет, и у большинства детей наблюдаются

те или иные заболевания. Поэтому данный элемент является необходимым

для педагога.

Здоровый образ жизни ребенка

Здоровье детей – заслуга в первую очередь родителей. Формирование

личности ребенка идет в семье, где закладываются основы здоровья, и семья,

является

главной

средой

социального

характера,

особенно

в

детском

возрасте. Все родители желают только добра и счастья для своих детей. Все

стараются и упорно трудятся для того, чтобы вырастить из них здоровых и

достойных людей. Ребенок должен начать узнавать о полезных привычках и

трезвом отношении к жизни как можно раньше. Здоровый образ жизни для

детей должен стать чем-то значимым и важным, пустив корни в их сознание.

Ведь здоровое поколение – сильное поколение, которым можно гордиться.

Отношение к жизни у детей начинает формироваться очень рано. В

первую очередь, оно зависит от их окружения, людей которые проводят с

ними большую часть их жизни – их родителей.

«Ребенок, как губка – быстро впитывает все происходящее вокруг». Дети

наблюдают, изучают и экспериментируют. Все, что происходит в семье, так

или иначе, воспринимается ними. Поэтому необходимо проявить к детям

максимум заботы и внимания.

Здоровый образ жизни и его основы – сложное понятие для ребенка.

Поэтому стоит разбить его на составляющие и начать прививать правильные,

здоровые

привычки.

Именно

с

них

у

детей

начинает

формироваться

представление о здоровье, режиме и дисциплине.

По началу, для формирования этих привычек, дети нуждаются в похвале

и моральной поддержке со стороны родителей. Так все усвоится намного

быстрее.

Похвала

неимоверно

эффективная

штука,

намного

полезнее

порицания. Особенно, если слышишь ее из уст родителей. Ведь образ жизни

самих родителей ребенка также сильно влияет на его сознание.

Здоровый образ жизни детей должны формировать их мама с папой и

дедушки

с

бабушками,

то

есть

те,

которые

находятся

в

постоянном

окружении ребенка. Так что образ жизни родителей играет ключевую роль в

отношении их детей к окружающему миру. Не способен привить ребенку

здоровый

образ

жизни

и

правильное

отношение

к

здоровью

тот,

кто

пренебрегает

состоянием

своего

собственного

здоровья

и

не

выглядит

здоровым.

Советы родителям

1. Относитесь к своему здоровью так же, как хотели бы, чтобы к нему

относились

ваши

дети.

Для формирования здорового сознания детей это,

пожалуй, самый важный момент. С этим не возникнет никаких проблем у

того, кто уже ведет здоровый образ жизни.

2.

Необходимо

улавливать

и

брать

во

внимание

все

образно-словестные

ассоциации детей, касающиеся не только здоровья. Это очень важно, т.к.

можно будет вовремя повлиять на плохие ассоциации и поддержать хорошие.

3.

Привычки

и

навыки

тесно

взаимосвязаны

и

способствуют

взаимному

развитию друг друга. Поэтому, приучая детей, не стоит забывать и о навыках

безопасного поведения.

4. Чаще хвалите ребенка, похвала – эффективная штука.

5.

Воспитание

многогранный

процесс.

Поэтому,

наряду

с

полезными

привычками

и

навыками,

нужно

развивать

духовную

сущность.

Такие

качества, как ответственность, человечность и чувство долга тоже имеют

место в здоровом развитии детей.

6. Не забудьте записать детей в одну из спортивных секций, которые есть в

вашем населенном пункте: футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, плаванье,

гимнастика, танцы и т.д. Пусть они не знают, что такое безделье и ведут

активную жизнь.

7. Если вы курите и (или) любите попить дома пивко с рыбкой – бросайте.

Иначе вызовите интерес детей к этим вредным привычкам.

8. Здоровый образ жизни для детей формируют самые близкие люди – их

родители. В глазах детей они должны быть примером не только для них

одних, но и для всех остальных тоже.

Культура здорового образа жизни

Ведение

здорового

образа

жизни

всегда

будет

считаться

лучшим

способом того, как сохранить и улучшить свое здоровье.

Чтобы приобщить любого человека к культуре здорового образа жизни

надо в начале сформировать у него мотив. Каждый человек видит по-своему

смысл

своей

жизни,

и

также

относится

к

здоровью

окружающему

его

социума.

Основные принципы мотивации здоровья, это возрастной, когда мотив

закладывается с детства и деятельный, когда мотив надо формировать вместе

с

оздоровительными

упражнениями. В

совокупности

эти

два

принципа

формируют мотивацию с полным осознанием того, каким должен быть ЗОЖ.

А вот стиль ведения ЗОЖ уже можно определить другими мотивами.

Мотивы, на которых должна строиться культура ЗОЖ:

Мотив

собственной

защиты.

Человек

боится

совершить

какое-либо

действие, потому как, оно будет создавать угрозу жизни и здоровью.

– Мотив подчинения установкам социума. Каждому человеку приходится, так

или иначе, подчинятся правилам и установкам, которые есть в обществе

социального типа.

– Мотив получения удовлетворения от хорошего здоровья. Человеку нравится

то, что он хорошо себя чувствует при отказе от пагубных пристрастий,

поэтому продолжает действовать в таком же направлении. Например, при

систематических занятиях физкультурой, улучшается самочувствие и фигура.

Со временем это становится привычкой.

– Мотив достижения новых целей. Совершенствование самого себя, т.е. имея

хорошее здоровье, надо задавать себе цели, уверенно идти в их направлении

и в конечном итоге успешно достигать.

– Мотив

маневра.

Человек

может

сам

менять

свою

роль

в

социуме,

а

здоровому, открыты многие двери, он может менять работу, переезжать жить

в другое место и при этом чувствовать себя свободно.

Мотив

достижения

гармонии.

Имея

хорошее

здоровье,

проблем

в

и

привлекательности возникать не будет.

Есть люди, которые чересчур озабочены здоровым образом жизни, все

мотивации становятся слишком навязчивыми. Так нельзя, всему нужна мера.

Сегодня молодежь не особо следит за своим здоровьем, предпочитая,

веселиться

под

дозой

спиртного

или

наркотических

средств,

думая,

что

несчастье обойдет их стороной, и только когда что-то произойдет, начинают

задумываться о своем образе жизни.

Многие старшеклассники не учитывают мотива самосохранения. Кроме

того, все советы относительно ведения такого образа жизни не пользуются

особой

популярностью

у

молодых

людей

и

не

вызывают

у

них

положительных эмоций, да и СМИ постоянно рекламируют спиртное и табак.

Чтобы сформировать правильное отношение к тому, каким должен быть

здоровый

образ

жизни,

надо

приложить

немалые

усилия.

Здесь

нужно

внедрять

для

школьников

систему

в

образование

и

их

воспитание,

вырабатывать

у

них

мотив,

побуждающий

вести

здоровый

образ

жизни.

Создается он с установки на ЗОЖ.

Основные правила установки на ЗОЖ.

Ни один врач или педагог не сможет принудить человека изменить образ

его

жизни.

Только

он

сам

сможет

это

сделать,

имея

огромное

желание

изменить привычный ему образ на новый и здоровый. Сделать это может

далеко не каждый, поэтому важно дать себе установку. Под ней следует

понимать готовность человека к тому, что его восприятие к окружающему

миру будет совсем другим, нежели было раньше. Установке предшествует

сильный мотив, цель, у каждого конкретного человека есть своя система

ценностей, которой и корректируется установка на ЗОЖ.

Человека трудно заставить пересмотреть свой образ жизни, и тем более

трудно понудить отказаться от его пагубных пристрастий, которые приносят

кратковременное удовольствие, а в будущем негативное последствие для

здоровья. Поэтому отказываясь от вредных привычек в пользу ЗОЖ, человек

должен четко понимать, что это принесет ему только пользу, а не вред, он

должен иметь сильную заинтересованность в своем здоровье и большое

желание изменить свою жизнь к лучшему.

В

основе

формирования

установки

должна

стоять

цель,

желание

распоряжаться своей жизнью самостоятельно и верить в то, что новый образ

будет благотворно оказывать влияние на все сферы жизни любого человека.

Кроме того, важно уметь радоваться жизни, воспринимать ее, как праздник,

божий дар, ценить то, что имеешь и стремиться к лучшему.

После

создания

такой

установки,

надо

приступать

к

ее

реализации,

уверенно идти вперед и не сдаваться. Цели лучше ставить те, которые можно

достичь, однако для этого понадобиться некоторое время, поэтому не стоит

опускать руки, если будет одно поражение. Готовность к принятию нового

образа жизни должна иметь устойчивость до конца жизни, а чтобы она не

исчезала,

нужно

чаще

думать

о

хорошем,

о

том,

что

здоровье

намного

улучшается, и не поддаваться влиянию тех, кто ЗОЖ игнорирует.

Литература:

1.

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих

технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

2.

Крылатов С.А. Культура здорового образа жизни // Учёные записки

ЗабГУ.

Серия:

Философия,

социология,

культурология,

социальная

работа.

2013.

№4

(51).

URL:

cyberleninkaarticle/n/kultura-

zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 1.05.2017).

3.

Сластенин

В.А.,

Подымова

Л.С.

Педагогика:

инновационная

деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

3.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии.

Организация

внеурочной деятельности посредством здоровьесберегающих технологий.

Актуальность исследования здоровья детей обусловлена потребностью

человека,

общества

и

государства

в

здоровьесберегающем

образовании.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и

поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без

участия педагогов. Долгое время образование не уделяло должного внимания

сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния

педагогического

процесса

на

психическое

состояние

обучаемых,

не

рассмат рива ло

образовательные

технологии

с

точки

з р е н и я

здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к

спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу

здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что

присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

В

настоящее

время

политика

государства

направлена

на

то,

чтобы

сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в

качестве

одной

из

приоритетных

целей

ставит

сохранение

и

укрепление

здоровья обучаемых. В то же время в современных российских школах с

жесткой

унификацией

и

стандартизацией

образовательного

процесса

состояние здоровья обучающихся учитывается статочно. В большинстве из

них

работа

по

сохранению

и

укреплению

здоровья

носит

стихийный,

э п и зод и ч е с к и й

ха р а кт е р .

У ч и т е ля

н ед о с т аточ н о

п р и м е н я ю т

здоровьесберегающие

технологии

в

образовательном

процессе.

У

обучающихся

не

сформировано

ценностное

отношение

к

собственному

здоровью, большинство из них имеют низкий уровень знаний по проблеме

здоровьесбережения, не владеют элементарными умениями и навыками по

сохранению собственного здоровья.

В

классификацию

технологий

по

типу

организации

и

управления

познавательной деятельностью, позиции ребёнка в образовательном процессе

выделены следующие технологии:

1.

Авторитарные,

отличающиеся

жёсткой

организацией

школьной

жизни,

подавлением

инициативы

и

самостоятельности

учащихся,

избыточным применением требований и принуждения. Обучающийся при

этом превращается в «объект», «винтик»;

2.

Дидактоцентрические,

также

построенные

на

субъект

объективных отношениях учителя и обучающегося, приоритете обучения над

воспитанием;

для

формирования

личности

используются

дидактические

средства;

3. Личностно-ориентированные (антропоцентрические), которые в

центр

образовательной

системы

ставят

личность

ребёнка,

обеспечение

безопасных,

комфортных

условий

её

развития

и

реализации

природных

возможностей.

Личность

ребёнка

превращается

в

приоритетный

субъект,

становится

целью

образовательной

системы.

В

рамках

этой

группы

в

качестве

самостоятельных

направлений

выделяются

гуманно-личностные

технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

4. Эзотерические, основанные на идеях «неосознаваемого» знания,

поиска истины и путей, к ней ведущих. При таком подходе педагогический

процесс превращается в приобщение ребёнка, как центра взаимодействия со

Вселенной, к истине.

При рассмотрении этих технологий с позиции учёта воздействия на

здоровье

первые

2

группы,

очевидно,

не

могут

быть

отнесены

к

здоровьесберегающим,

3-я

группа

технологий

имеет

все

признаки

здоровьесберегающих образовательных технологий, а 4-я не может быть

оценена только на основании концептуальных положений.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это качественная

характеристика

любой

образовательной

технологии,

её

«сертификат

безопасности

для

здоровья»,

и

совокупность

тех

принципов,

приёмов,

методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии

обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко) - это:

-

Условия

обучения

ребёнка

в

школе

(отсутствие

стресса,

адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

-

Рациональная

организация

учебного

процесса

соответствии

с

возрастными,

половыми,

индивидуальными

о собенно стями

и

гигиеническими требованиями);

- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям

ребёнка;

- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный

режим.

Задача

здоровьесберегающих

технологий

-

обеспечить

выпускнику

школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья.

Здоровьесберегающие

технологии,

применяемые

в

учебно-

воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1)

технологии,

обеспечивающие

гигиенически

оптимальные

условия

образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической

активности школьников;

3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на

уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Выделяют несколько компонентов здоровьесберегающей технологии:

-

Аксиологический:

осознание

учащимися

высокой

ценности

своего

здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;

-

Гносеологический:

приобретение

необходимых

для

здоровьесбережения

знаний

и

умений,

познание

себя,

своих

способностей

и

возможностей,

ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению

своего здоровья;

- Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений

(уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);

- Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных

эмоций от здорового образа жизни;

-

Экологический:

формирование

умений

и

навыков

адаптации

к

экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь

школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);

-

Физкультурно-оздоровительный: владение

способами

деятельности,

направленными на повышение двигательной активности, предупреждение

гиподинамии.

Специалисты

выделяют

несколько

подходов

к

классификации

здоровьесберегающих технологий.

Наиболее

проработанной

и

используемой

в

образовательных

учреждениях является классификация, Н.К. Смирновым.

Среди

здоровьесберегающих

технологий,

применяемых

в

системе

образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный

подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы

работы.

1.

Медико-гигиенические технологии.

Все

проблемы,

связанные

со

здоровьем

человека,

традиционно

относятся

к

компетенции

медицинских

работников,

к

ответственности

системы

здравоохранения.

Но

именно

в

образовательных

учреждениях

использование

профилактических

программ

является

обязательным.

К

медико-гигиеническим

технологиям

относятся

контроль

и

помощь

в

обеспечении

надлежащих

гигиенических

условий

в

соответствии

с

регламентациями СанПиНов.

2.

Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены

на

физическое

развитие

занимающихся:

закаливание,

тренировку

силы,

выносливости,

быстроты,

гибкости

и

других

качеств,

отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.

Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.

Экологические здоровьесберегающие технологии.

Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и

слабо

задействованы.

Направленность

этих

технологий

-

создание

природосообразных,

экологически

оптимальных

условий

жизни

и

деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе

это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах,

рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Данную группу технологий реализуют специалисты по охране труда,

защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители

коммунальной,

инженерно-технических

служб,

гражданской

обороны,

п о ж а р н о й

и н с п е к ц и и

и

т. д . Поскольку

сохранение

здоровья

рассматривается

при

этом

как

частный

случай

главной

задачи

сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат

обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих

технологий.

Грамотность

учащихся

по

этим

вопросам

обеспечивается

изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности»,

а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее

директор.

5 . 3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются

на 3 подгруппы:

-

организационно-педагогические

технологии,

определяющие

структуру

учебного

процесса,

частично

регламентированную

в

СанПиНах,

способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и

других дезаптационных состояний;

-

психолого-педагогические

технологии,

связанные

с

непосредственной

работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут

на

своих

учеников.

Сюда

же

относится

и

психолого-педагогическое

сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-

учебно-воспитательные

технологии,

которые

включают

программы

по

обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры

здоровья

учащихся,

мотивации

их

к

ведению

здорового

образа

жизни,

предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение

организационно-воспитательной

работы

со

школьниками

после

уроков,

просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно

реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во

внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают

технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического

здоровья

учащихся,

повышение

ресурсов

психологической

адаптации

личности.

Сюда

относятся

разнообразные

социально-психологические

тренинги,

программы

социальной

и

семейной

педагогики,

к

участию

в

которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей,

а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-

педагогические

области

знаний:

лечебную

педагогику

и

лечебную

физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического

здоровья школьников.

Здоровьесберегающее

обучение

на п р а в л е н о

н а обеспечение

психического

здоровья

учащихся. Опирается

на природосообразности,

преемственности,

вариативности,

прагматичности

(практиче ской

ориентации). Достигается

через

учет

особенностей

класса

(изучение

и

понимание человека); создание благоприятного психологического фона на

уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении

интереса

к

учебному

материалу;

создание

условий

для

самовыражения

учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение

гиподинамии. Приводит

к предотвращению

усталости

и

утомляемости;

повышению

мотивации

к

учебной

деятельности;

прирост

учебных

достижений.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

К

образовательным

технологиям

здоровь е с берег аю щ ей

направленности

можно

отнести

технологии

личностно-ориентированного

обучения,

технологию

проектной

деятельности,

дифференцированного

обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Рассмот рим

данные

образовательные

технологии

в

с в е т е

здоровьесбережения.

Личностно-ориентированное

обучение

-

способ

организации

обучения,

в

процессе

которого

обеспечивается

учёт

возможностей

и

способностей учащихся, создаются необходимые условия для развития их

индивидуальных

способностей.

Это

такое

обучение,

где

во

главу

угла

ставится

личность

ребенка.

Личностно-ориентированное

обучение

предполагает использование разнообразных форм и методов организации

учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

-

создание

педагогических

ситуаций

общения

на

уроке,

позволяющих

каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность

в способах работы;

- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированные

технологии

в

центр

образовательной

системы

ставят

личность

ребёнка,

обеспечение

безопасных,

комфортных

условий её развития и реализации природных возможностей. Эти технологии

позволяют

соблюдать

принцип

вариативности,

главной

целью

которой

является максимальное разнообразие форм и содержания образовательного

процесса.

Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все

условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и

педагогов.

В

«Концепции

среднего

образования

Российской

Федерации»

сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности

взрослых

и

детей,

скрепленной

взаимопониманием,

проникновением

в

духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой

деятельности.

Как

система

отношений

сотрудничество

многоаспектно,

а

важнейшее

место

в

нем

занимает

отношение

«учитель

ученик».

В

концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной

деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать

вместе и ни один из них не должен стоять над другим.

Педагогика

сотрудничества

призвана

разбудить,

вызвать

к

жизни

внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного

развития. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и

укрепления здоровья путём повышения адаптации

к

социальной среде.

Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением –

позволяет

в

рамках

формирования

общей

культуры

лично сти

последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технология развивающего обучения строится на гипотезе, что знания

являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

Классификационные характеристики технологии развивающего обучения в

определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.

Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его

индивидуальной

образовательной

программы

позволяет

в

максимальной

степени

учесть

его

способности,

возможности,

темпы

развития,

влияние

окружающей

среды

и

условий.

Вместе

с

тем

использование

технологии

развивающего обучения, особенно по методу Занкова, таит в себе

угрозу

такой

интенсификации

образовательного

процесса,

которая

приводит

к

перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология

уровневой

дифференциации

рассчитана

на

работу

учащихся в малых группах, где педагогу легко следить за познавательной

деятельностью

учащихся

и

реализовать

здоровьесберегающие

приемы

и

методы. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать

слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с

трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление

быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё

отставание от сильных учеников.

Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной

технологии

дает

возможность

работать

с

разными

детьми,

помогать

неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным.

При

таком

подходе

часто

используется

распределение

на

уроке

учебного

материала,

согласно

уровням

обученности

учащихся

в

виде

карточек с индивидуальными заданиями.

При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется

методика

свободного

выбора

учащимися

разноуравневых

заданий.

Дидактически хорошо подготовленный урок в соответствии с требованиями

и н д и в и д у а л ь н о - д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о й

т е х н о л о г и и

я в л я е т с я

здоровьесберегающим уроком для всех учеников.

Уроки с использованием технических средств обучения. Одной из

ключевых проблем любого обучения является проблема удержания внимания

учащихся.

Технические

средства

обучения,

благодаря

смене

ярких

впечатлений от уведенного, позволяют удерживать это внимание в течение

всего урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы

изучения материала, его образно-художественное представление - все это

делает

компьютер

незаменимым

помощником

учителя

в

деле

снижения

утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника

является практически неограниченные возможности учителя строить урок

так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Благодаря

информационно-коммуникационным

технологиям

удается

обеспечить высокий уровень познавательной активности учащихся не за счет

их здоровья. Уроки с использованием ТСО подтверждают эффективность и

целесообразность

распространения

предлагаемой

образовательной

технологии как здоровьесберегающей.

Игровые технологии – эффективное средство не только обучения, но

и

сохранения

здоровья.

Давно

известно,

насколько

функции

игры

многогранны - она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает

отдых, расширяет кругозор и развивает физически. Все это - компоненты

образовательного

процесса.

Использование

игрового

метода

в

образовательной

деятельности

позволяет

школьнику

более

качественно

усваивать знания, необходимые в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающий

эффект

игрового

обучения

достигается

благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребенка.

Формирование положительных эмоций важная сфера в здоровьесбережении

учащихся. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую

они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы

приема

информации,

причем

делается

это

непринужденно,

как

бы

само

собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический

характер. Происходит активизация познавательной деятельности учащихся

на уроке. Соревнование в работе, возможность посовещаться, распределить

роли по интересам – все эти игровые элементы способствуют активизации

учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету, устраняют

негативные явления, связанные с нежеланием учиться.

Для учащихся начальной школы

важно включать в урок подвижные

игры,

которые

являются

естественным

спутником

жизни

ребенка,

источником

радостных

эмоций,

обладающий

великой

воспитательной

и

здоровьесберегающей силой.

В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа

крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В

течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому

устраняется

опасность

быстрого

утомления

детей.

Рассмотрим

пример

подвижной игры на уроке русского языка.

В старших классах

целесообразно

использовать деловые игры при

изучении

больших

тем

курса,

когда

возникает

необходимость

работы

с

большим

объемом

учебного

материала.

Применение

деловых

игр

снизит

утомляемость

при

однотипной

работе,

разовьет

чувство

коллективизма,

придаст значимость изучаемой проблеме.

К здоровьесберегающим урокам можно отнести уроки, вызывающие

наибольшую активность учащихся всех возрастов, это уроки по аналогии с

телевизионными

играми

КВН,

«Что?

Где?

Когда?»,

«Удивительное

рядом», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра».

К

числу

здоровьесберегающих

технологий

следует

отнести

и

технологию раскрепощённого развития детей, разработанную физиологом

Базарным. Отличительными особенностями этой технологии, используемой в

начальной школе, являются:

- занятия в режиме смены динамических поз (парты, конторки);

- движения наглядного учебного материала;

- использование схем зрительных траекторий,

- обязательный предмет – хоровое пение.

Из вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система

мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме

здоровья.

Необходимо,

чтобы

сохранение

и

укрепление

здоровья

стали

элементом

национальной

культуры,

важнейшей

задачей

экологического,

нравственного,

патриотического

воспитания

и

рассматривались

в

логике

сохранения благополучия нации и государства.

Методические рекомендации по здоровьесбережению:

1)

При

реализации

программ

обучения

здоровью,

здоровому

образу

жизни необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а

именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо

иметь в виду, что на формирование системы представлений обучающихся о

здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация,

которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их

собственной жизни.

2) Необходимо обеспечить обучающимся возможность приобрести опыт

переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе

различных

деятельностей,

связанных

со

здоровьем.

А

поскольку

он

приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализация

программ

без

достаточно

большого

количества

практических

занятий

не

представляется возможным.

3) При работе с программами необходимо решать одновременно три

задачи:

– формировать у школьников систему представлений о здоровье и здоровом

образе жизни;

способствовать

возникновению

соответствующего

субъективного

отношения;

– обеспечивать решение задач адекватными стратегиями и технологиями.

Нельзя акцентироваться на одной из них в ущерб остальным!

4)

Критерием

эффективности

работы

педагога

является

не

усвоение

учащимися тех или иных знаний, умений, не демонстрация определенного

отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное

изменение их поведения.

5) Педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программ

он столкнется с различными психологическими сопротивлениями со стороны

обучающихся,

которые

являются

обычной

и

совершенно

нормальной

реакцией

людей

на

попытку

изменить

структуру

их

сознания.

Эти

сопротивления

носят

различный

характер

в

разном

возрасте,

поэтому

педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о

них, чтобы наиболее адекватно выстроить систему преподавания.

При

этом

главными

понятиями

в

работе

с

классным

коллективом

являются:

– физическое и психическое здоровье;

– понятие гигиены и ее значение в жизни человека;

– культура сохранения собственного здоровья;

– ответственность за здоровье других людей;

– гармония души и тела, режим дня и здоровья;

– значение воли в сохранении здоровья;

– самовоспитание и саморегуляция в здоровье;

– традиции и обычаи семьи по сохранению здоровья.

Указанные выше задачи реализуются в двух направлениях: в учебной

деятельности и во внеурочной работе.

Учебная деятельность

При

планировании

и

проведении

уроков

является

необходимым

придерживаться не только основных требований, но и требований к уроку с

позиций здоровьесбережения.

Необходимо на каждом уроке учителям-предметникам применять хотя

бы один из элементов здоровьесберегающих технологий, согласно специфики

преподаваемого

предмета,

делать

процесс

обучения

предмету

делать

интересным, а не скучным и сухим, создавать у обучающихся бодрое и в тоже

время рабочее настроение, постараться облегчить преодоление трудностей в

усвоении материала, и в особенности изучения нового, постараться усилить

интерес ребенка к предмету.

Использование

на

уроках

здоровьесберегающих

технологий

залог

успешности

учебно-воспитательного

процесса.

От

каждого

из

педагогов

зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Применение

в

учебном

процессе

здоровьесберегающих

технологий

способствует:

созданию

положительного

эмоционального

фона

и

атмосферы

психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в

своих силах;

– повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

– сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Внеурочная работа

Осуществление

задач

по

формированию

у

учащихся

культуры

сохранения и самосовершенствования собственного здоровья во внеурочной

деятельности возможно посредством:

– проведения спортивных конкурсов, соревнований внутри класса и между

классами,

приобщении

детей

к

участию

в

общешкольном

кроссе,

но

не

ставить перед ними цель заработать положительную оценки, а приобщать для

укрепления своего здоровья и главное участия;

– организации и проведения экскурсий, походов, целевых прогулок;

проведения

классных

часов

и

родительских

собраний

на

темы

здоровьесбережения;

организации

и

проведения

внеклассных

мероприятий

с

привлечением

учащихся из других классов, а для учащихся старших классов

проводить

классные

часы

с

привлечением

медперсонала

больницы,

экологов

предприятий и т.д.

Реализация

здоровьесберегающих

технологий

во

внеурочной

деятельности

включает

следующие

взаимосвязанные

компоненты:

интеграцию

проблемно-ценностного

общения,

коллективной

творческой,

п р о е к т н о й

и

и с с л е д о в ат е л ь с ко й

д е я т е л ь н о с т и

ш ко л ь н и ко в

здоровьесберегающей

направленности,

формирование

у

родителей

компетенций в области воспитания у детей культуры здорового и безопасного

образа жизни.

Итак,

внедрение

здоровьесберегающих

технологий

в

учебно-

воспитательный процесс образовательной организации - это одно из самых

рациональных решений сложившихся проблем в образовании.

Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-

воспитательного

процесса

приведет

к

нормализации,

грамотности

применения новейших методов и форм работы в образовании детей.

Самая

большая

ценность

идеи

«здоровая

школа»,

предусмотренная

ФГОС, ее социально экономическая значимость состоит в том, что она по-

иному, на качественно новом уровне ставит вопрос о связи учебной, трудовой

и

общественной

деятельности

человека

и,

тем

самым,

ориентирует

теоретическую мысль на поиски таких практических путей структурирования

образовательного

процесса,

которые

привели

бы

к

слиянию

всех

видов

деятельности в целостный процесс поступательного развития личности.

Учебное

учреждение

должно

содействовать

сохранению

здоровья

своими

методами,

такими

как

строгим

соблюдением

санитарно-

гигиенических

условий

обучения,

нормированием

учебных

нагрузок,

применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических

возможностей

ребенка,

организовать

благоприятный

эмоциональный

и

психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у

учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.



В раздел образования