Напоминание

" Роль книги в жизни дошкольника"


Автор: Опарина Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Берёзка
Населённый пункт: Свердловская обл. п. Гари
Наименование материала: статья
Тема: " Роль книги в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль книги в жизни дошкольника.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство для всех: для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редких и радостных минут духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладовую человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и наконец, является прекрасной возможностью для удивительного и увлекательного, интересного и полезного времяпрепровождения. Постепенно ребёнок начинает не только красиво говорить, но и что важно в школе правильно писать. У ребёнка-слушателя начинает активно развиваться фантазия, воображение, умение анализировать, сравнивать, размышлять, обобщать и делать выводы, как бы он поступил в этой ситуации. Ведь в книгах осуждаются те проблемы, которые могут возникнуть и у ребёнка. Есть ещё много прекрасных, замечательных идей в книгах, которые так умело, преподносят нам писатели: умение видеть прекрасное в природе, таинственное в окружающем, умение сопереживать слабым и старым. Всё это даёт нам общение с книгой. Автор своими словами выражает своё отношение к героям: осуждает злых и жадных, восхваляет добрых и трудолюбивых. Это служит примером для ребёнка, что в жизни хорошо и что плохо. Любовь к книге начинает закладываться в душу ребёнка с самого раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось влюбить рёбенка в книги, то знайте, вы одарили своё дитя самым дорогим в его жизни подарком, способным сделать его духовно богатым. Но как быть тем, если это не удаётся? Как привить любовь к книге? Когда вокруг масса другой, интересной информации: мультики, фильмы и компьютерные игры. Порой они занимает почти всё свободное время ребёнка, даже порой во вред его здоровью. Они замещают прогулки, труд, подвижные и дидактические игры, общение с детьми и даже родителями. А почему? Да потому, что это удобно его родителям. Родители не желают общаться с собственными детьми, не хотят играть, вместе трудиться, отвечать на бесчисленные вопросы, да и читать не желают, ведь проще сидеть у телевизора и получать готовую информацию в картинках, без надобности думать , анализировать, воображать. Многие родители заняты добыванием материальных богатств, но их дети будут бедны духовно, так как никто их не научит быть добрыми, ответственными и самостоятельными. Многие дети, глядя каждый день, современное кино видят, что всё решают деньги, для них богатые становятся идеалом, мало кто из детей хочет быть трактористом или почтальоном, почти все хотят стать сразу бизнесменами и директорами. Чтобы иметь крутые «тачки» и отдыхать на море. Если смотреть в будущее, то сейчас высоко ценится именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Посмотрите сколько сейчас передач « Алло, мы ищем таланты», « Танцы», «Удиви меня» и везде на первом месте те, кто у кого свои идеи, новые веяния.
Чтение это одно из основных способов развивать в детях воображение и творчество. Ведь при чтении, каждый ребёнок должен представить себе и « тёмный волшебный лес, и высокие горы» и у каждого они свои. Воспитывают ребёнка не только наши слова, но и поступки окружающих. Если папа целыми днями сморит телевизор, а мама подолгу болтает по телефону, перед сном ребёнку включают мультики, то вряд ли ребёнок сам заинтересуется книгой. Зато в той семье, где родители читают и обсуждают книги, вырастет ребёнок, жаждущий знаний, умеющий думать и рассуждать. Хотите, чтобы ребёнок, был успешным в школе, научите его любить книгу. Именно вы родители являетесь первыми учителями. От вас он перенимает манеру чтения, темп, тембр голоса, умения выделять главные моменты. Чтение должно волновать и захватывать вас и ваших слушателей. Вы являетесь режиссёром театра-книги, и только от вас зависит, что останется в памяти ваших слушателей. Современные дети не любят читать или читают мало с неохотой. С каждым годом детей любящих читать становится всё меньше. Думаю любовь к книге надо формировать ещё с дошкольного возраста. Чтение должно войти у детей в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь, что-то новое. В нашем детском саду уделяется много внимания для привлечения родителей и детей к литературе и чтению. Кроме специально-организованных занятий по знакомству с художественной литературой и развитием речи, планируется ежедневное чтение детской литературы и ведётся работа в литературном центре. В своей группе я предложила родителям организовать мини-библиотеку. В раздевалке мы повесили шкафчик с полками, каждый ребёнок из дому принёс по 2-3 детских книжки ( не обязательно новых), главное интересных. Получилась библиотека. Я подарила детям по маленькому блокноту с их именами, сложили их в красивую коробочку, получились формуляры для библиотеки. Родителям раздала приглашения стать читателями нашей библиотеки. Сейчас дети сами выбирают в библиотеке любую книгу, а родители записывают в блокнотик ребёнка название книги и дату когда взяли, а когда приносят обратно, ставят дату возврата. После прочтения родители могут оставить короткий отзыв о книге, в листочке на дереве знаний. Детям и родителям понравилось меняться книгами, и поэтому наша библиотека часто пополняется новинками. Так как у детей появился интерес к книгам, родители стали чаще покупать книги и приносить для обмена в нашу библиотеку. В библиотечном уголке я помещаю советы психологов и педагогов: как читать детям, когда и какие книги. Провожу с детьми конкурсы чтецов, литературные викторины, развлечения по произведениям разных авторов, дети дома сочиняли сказки- осенью про овощи, зимой про снеговиков, ходили на экскурсию в детскую и школьную библиотеки, часто по вечерам предлагаю детям драматизировать знакомые сказки, провожу неделю книги, периодически подклеиваем книги, проводили акцию « День без телевизора». Хочу закончить свою статью словами К.И. Чуковского « Книга для детей – это в самом деле хорошая пища- вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту».


В раздел образования