Автор: Кожемякина Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад п,Княженский
Населённый пункт: п.Княженский Брединский район Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики и сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад п. Княженский»
Творческая работа «Обобщение педагогического опыта»
Тема:
«Использование дидактических пособий и игр для
сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста»
Выполнила: Кожемякина Татьяна Петровна
2015-2016гг.
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и
сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки,
творческого подхода к решению больших и маленьких задач.
Восприятие
мира
ребенка
младшего
возраста
идет
через
чувства
и
ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в
совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с
удовольствием
манипулируют
разными
предметами.
На
этапе
раннего
детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Профессор
Н.
М.
Щелованов
называл
ранний
возраст
«золотой
порой»
сенсорного воспитания.
Поэтому, когда я начала работать в младшей группе особое внимание
стала уделять сенсорному развитию
малышей. Начала работу со сбора и
анализа
информации
по
данной
проблеме,
изучила
педагогическую
литературу, выявила знания
родителей о сенсорике, проведя родительское
собрание. И началась работа.
Большую
роль
в
развитии
сенсорного
воспитания
играют
дидактические игры. Использование дидактических игр в НОД и в свободное
время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают
ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину,
форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Только при определённой системе проведения дидактических игр можно
добиться сенсорного развития младших дошкольников.
Дидактическая
игра
требует
усидчивости,
серьезный
настрой,
использование
мыслительного
процесса. Учитывая,
что
игра
является
основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая
любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное
развитие детей осуществляю через игровую деятельность.
Только
в
игре
ребенок
радостно
и
легко,
как
цветок
под
солнцем,
раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания,
развивает
ловкость,
наблюдательность,
фантазию,
память,
учится
размышлять,
анализировать,
преодолевать
трудности,
одновременно
впитывая неоценимый опыт общения. Дидактическая игра направлена на
решение
конкретных
задач
обучения
детей,
но
в
то
же
время
в
них
проявляется
воспитательное
и
развивающее
влияние
на
всю
игровую
деятельность ребёнка.
Согласно
мнению
А.Н.Леонтьева,
дидактические
игры
относятся
к
«рубежным
играм»,
являясь
переходной
формой
к
той
неигровой
деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры
способствуют
развитию
познавательной
деятельности,
мыслительных
операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в
обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера -
обучающие
задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную
дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической
игре
зависят
от
того,
насколько
ребенок
овладел
знаниями
и
умениями,
которые
диктуются
ее
обучающей
задачей.
Это
побуждает
ребенка
быть
внимательным,
запоминать,
сравнивать,
классифицировать,
уточнять
свои
имеющиеся знания. Дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в
легкой, непринужденной форме.
Полученные
детьми
общие
знания
о
цвете,
форме,
величине
способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания
как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и
быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире; вся их
деятельность становится совершеннее.
Приобретение
детьми
круга
сенсорных
представлений,
знаний
в
различных областях мер, эталонов ещё не означает, что дети воспользуются
ими самостоятельно и будут применять эти знания на практике .Показать, как
это можно сделать, заинтересовать детей тем, в каких случаях им будут
практически полезны знания мер, опять- таки могут дидактические игры и
упражнения, специально созданные для этой цели. В расширении практики
использования
эталонов,
в
расширении
практических
ориентировок
заключается ещё одна важная роль дидактических игр. Здесь функция
дидактических игр не учебная, а иная, направленная на использование уже
имеющихся у ребёнка знаний.
Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную
функцию - контроля над состоянием сенсорного развития детей.
Например, в целях определения достижений детей в усвоении эталонов
цвета, я предлагаю подобрать прищепки к рыбкам по цвету чешуи. Кто
хорошо
усвоил
данное
представление,
делают
это
правильно.
Кто
не
понимает,
что
синий
цвет
это
эталон,
прицепит
на
рыбку
и
прищепки
красного и зелёного цвета.
В
качестве
другого
примера
можно
привести
игру
«
Геометрическое
лото», которую используем для игры со старшими детьми. Предлагаю детям
разложить
по
форме
только
предметы
(среди
карточек
с
предметами
находятся и карточки с изображением геометрических фигур). Хочу в данном
случае
выявить
уровень
понимания
сходства
формы
предметов
с
геометрическими фигурами. Кто не понимает, что геометрическая фигура-это
эталон, а не конкретный предмет, в ряды с предметами обязательно положит
и
фигуры.
Дети,
имеющие
достаточно
чёткие
представления
о
геометрических
фигурах,
действуют
иначе.
Они
кладут
эталон
и
на
некотором расстоянии от него начинают укладывать предметы, сравнивая их
взглядом с геометрической фигурой.
Из этих примеров видно, какие большие возможности имеют специально
подобраннее игры для контроля над состоянием сенсорного развития детей,
а,
значит,
и
для
правильного
планирования
дальнейшей
педагогической
работы.
В
общей
системе
сенсорного
воспитания
в
детском
саду
дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи: кроме
того они хорошая школа использования детьми полученного сенсорного
опыта,
представлений
и
знаний,
наконец,
выполняют
функцию
контроля над ходом сенсорного воспитания.
В моей группе находятся дети от 2 до 4 лет. Это возраст, когда малыш
осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна расширить и
обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать
представления о предметах, о простейших связях между ними.
Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта
детей в
ходе
предметно-игровой
деятельности
через
игры
с дидактическим материалом.
Формировать
умения
ориентироваться
в
различных
свойствах
предметов (цвете, величине, форме, количестве).
Воспитывать первичные
волевые
черты
характера
в
процессе
овладения целенаправленными действиями с предметами (умение
не
отвлекаться
от
поставленной
задачи,
доводить
ее
до
завершения,
стремиться
к
получению
положительного
результата.),
С детьми раннего возраста я придерживаюсь таких правил:
1.Свою
работу
построила
на
основе
игры,
так
как
именно
в
игре
развиваются все психические процессы.
2.
Так
как
наглядность
действует
сильнее,
чем
слово,
поэтому
я
объединяю объяснение с показом игрового действия.
3. Чтобы у меня игра прошла успешнее знакомлю детей с предметами,
которые я буду использовать: их свойствами, изображениями на картинках.
4. Известные детям игры становятся более интересными, если я ввожу
что-то
новое
и
более
сложное (включаю
новых
персонажей,
добавляю
детали, пазлы).
5.
Вызываю
интерес
к
дидактическому
материалу
(вместе
с детьми
играю в кубики, разбираю и собираю вместе пирамидки и т.д.).
6. Создаю у детей радостное настроение.
В работе по сенсорному развитию для детей своей возрастной группы
использую следующие виды дидактических игр:
.дидактические игры на формирование представлений о цвете.
дидактически игры на формирование представлений о форме.
дидактические игры на формирование представлений о величине.
дидактические игры и упражнения на слуховое восприятие.
дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений.
игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных
задач, которые закрепляют знания детей.
Например,
в
таких
играх
дети
бегают,
разыскивают
лепестки
от
серединки цветка или разыскивают домик, к которому прикреплён флажок
определённого цвета.
Д л я
д е т е й р а н н е го
в о з р а с т а
и с п о л ь з у ю
м е т од «игровой
мотивации» (петушки
потеряли
хвостики,
давайте
поможем
петушкам,
найдём хвостики; паровоз не едет, потому что у него нет колёс и т.д.).
В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, форму,
размер предметов в групповой комнате, на прогулке.
Итак, определение конкретного содержания сенсорного воспитания в
соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем развития у них
сенсорных процессов, нужной последовательности в предъявлении детям
дидактических
задач
-
необходимое
условие
правильной
организации
игровой деятельности.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития
ребёнка. Нельзя говорить о воспитании и развитии ребёнка без достаточного
развития
таких
важных
психологических
процессов
как
восприятие,
мышление, память, внимание, воображение. Развитие этих важных процессов
зависит от дидактических игрушек и пособий, которые имеются в группе.
Поэтому, чем разнообразнее игрушки и пособия в сенсорном уголке, тем
быстрее
и
эффективнее
они
помогут
ребёнку
в
увлекательной
форме
познакомиться с удивительными особенностями и свойствами предметов,
помогут
в
тренировке
сенсомоторных
координаций
и
формированию
адекватных сенсорных эталонов.
Сама конструкция дидактических игрушек направляет детей на нужные
действия, а в случае ошибки помогает заметить её. Если ребёнок, например,
умеет различать части игрушки-вкладыша по величине или цвету, правильно
подбирает
детали,
то
достигает
нужного
результата
-
получает
целую
игрушку. В случае неправильных действий детали игрушки не подходят друг
к
другу,
не
входят
одна
в
другую
или
остаются
лишние
-
игрушка
не
собирается и ошибка наглядна. Желание получить игрушку заставляет детей
действовать
снова
и
снова,
искать
нужные
детали,
внимательно
их
рассматривать, сравнивать и т.д. Например, собирая матрёшку, дети видят их
лица,
части
тела,
детали
одежды,
и
не
просто
соединяют
половинки,
а
стараются, чтобы получилась любимая игрушка. Маленьких матрёшек дети
называют дочками, больших - мамами. Ещё активнее игра разворачивается,
когда матрёшка собрана. Матрёшка наделяется человеческими качествами и
изображает действия людей: танцует, ходит гулять, прячется ит.д. Обладание
яркой и динамичной игрушкой всегда радует детей, вызывает положительные
эмоции, позволяет упражняться, играя, в процессе игрового действия.
Развивающая предметно
пространственная
образовательная
среда
является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов
детской деятельности. Поэтому свою работу я начала с создания среды,
которая
помогла
бы
мне
достичь
ощутимых
результатов
в
сенсорном
развитии наших детей.
В первую очередь оформила в группе сенсорную зону, где находятся все
материалы для развития формы, цвета и величины предметов, а также для
развития
слухового
восприятия
и
пространственных
отношений.
Все
материалы в уголке доступны детям и безопасны. Интерес ребёнка 2-4 лет во
многом
определяется
яркостью,
эмоциональностью,
новизной
игрушек
и
дидактических пособий, поэтому периодически игры убираются, меняются
на новые, а потом опять появляются с новыми игровыми задачами.
Сенсомоторный уголок предназначен:
для стимуляции сенсорных функций;
развития мелкой моторики;
снятия мышечного и психоэмоционального напряжения.
достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
создания
положительного
фона,
повышения работоспособности
ребенка;
Пособия
из
сенсомоторного
уголка
используются
в
педагогическом
процессе,
как
в
непосредственно
образовательной
деятельности,
так
и
в
самостоятельной игровой деятельности детей.
Это различные пирамидки: предметы-вкладыши (матрёшки, коробочки и
т.д.),дощечки
с
плоскими
геометрическими
вкладышами,
объёмные
контейнеры
с
отверстиями
разной
формы;
плоские
геометрические
фигуры(круг, квадрат, треугольник); объёмные геометрические формы( шар,
призма,
куб,
кирпич);
для
развития
мелкой
моторики
рук(
шнуровки,
мозаики, прищепки, разноцветные канцелярские скрепки и пуговицы разного
цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками, разноцветные
коктельные
палочки
и
много
другое),
шумящие
коробочки,
звоночки,
музыкальные
игрушки,
сенсорные
мешочки,
предметные
картинки
с
изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды,
одежды и другие).
Дети не теряют интереса к пирамидкам, потому что многообразие их
видов,
конфигураций,
усложняющих
элементов,
позволяют
буквально
каждый день давать новые задания.
В
достаточном
количестве
у
нас
имеются
игры-шнуровки,
которые
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают
пространственное
ориентирование,
способствуют
усвоению
понятий
«вверху»,
«внизу»,
«справа»,
«слева».
Формируют
навыки
шнуровки
(шнурование и завязывание шнурка бантиком). Способствуют развитию речи;
развивают
творческие
способности;
игра
способствует
улучшению
координации движений и гибкости кисти и раскованности движений вообще,
что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
«Мозаика»,
«Конструктор», -
э т от
м ат е р и а л
с п о с о б с т в у е т
интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в
составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок
постоянно
манипулирует
деталями,
проявляет
сообразительность,
наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Подарим куклам бусы» -
помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для
нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины,
что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В
этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные
эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий:
бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и
мелких бусинок.
Много
пособий,
сделанных
своими
руками.
Они
постоянно
обновляются
и
пополняются.
Вот
некоторые
из
них:
«Укрась
ёлочки»,
«Наряди солнышко», «Сделай бусы для куклы», «Разноцветные домики»,
«Спрячь мышку»,
«Воздушные шарики», «Цветные автомобили,«Украсим
петушка»,«Разноцветный сарафан», «Морковки для зайчат», « Кораблики»,»
Едет, едет паровоз», «Наряди снеговика» и очень много других. Пособия
полностью соответствуют возрастным нормам и эстетическим требованиям.
Пополняется
развивающая
среда
и
с
помощью
родителей.
Оригинальную игру мне помогла сделать мама Юли. Она связала маленькие
шапочки и шарфики для снеговиков, которых я сделала из пластмассовых
бутылок. Мама Ульяны связала забавного поросёнка, которого мы кормим ,
развивая при этом мелкую моторику. Хотя наши детки ещё маленькие, но мы
с ними совместно придумываем игры. У нас пришли в негодность некоторые
кубики (сломалась одна сторона) и тут к нам пришла идея, что можно сделать
ящички для фруктов и овощей, обклеила их красивой разноцветной бумагой
и получилась игра « Собери урожай».
Все наши дидактические игрушки и пособия
не только обучают и
развивают наших детей, но и воспитывают.
При
подборе
и
проведении
дидактических
игр,
я
учитываю
методические положения для данной группы.
1.Воспитателю
принадлежит
достаточно
активная
и
прямая
роль
в
решении
поставленных
дидактических
задач.
Используя
разные
игровые
ситуации, педагог организует сенсорные процессы, обследование предметов
в ходе решения детьми игровой задачи, в основном заключающейся для них в
обладании и действий с яркой и привлекательной игрушкой или выполнении
игрового задания- поручения взрослого.
2.
На
всём
протяжении
игр
с
малышами
воспитатель-
ведущий
постоянно
следит
за
выполнением
правил
игры,
устанавливаемой
ими
последовательности или элементарной очередности действия играющих, так
как дети ещё не умеют действовать самостоятельно, помнить и выполнять
даже несложные правила игры. Согласовывать свои действия с другими.
3 .В играх с раздаточным материалом важно своевременно подобрать
его и продумать правильное расположение на столах , чтобы было удобно
его использовать.
Нашим детям очень нравится играть с прищепками.
Бельевая прищепка
способствует
формированию,
а
затем
развитию
движения
сжимания
и
разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
Когда дети научились надевать и снимать прищепки, предложила им
игры – задания.
Прищепки подобрала разного цвета. Но не
всем
детям эта игра
досталась легко. Были и слёзы, когда кто-то прищемил пальчик. Но сколько
было
радости
в
глазах
у
ребёнка,
когда
он
справился,
и
у
солнышка
появились лучики, а у ёжика иголки, у петушка разноцветный хвостик и т.д.
Сделала больше заготовок, чтобы все желающие дети смогли играть вместе и
радоваться результату.
Большой
популярностью
у
нас
пользуется
игра
с
«
Волшебным
мешочком»
Детям предоставляются широкие возможности для организации игр на
тактильное распознавание и описание словами предметов, которые спрятаны
в нем.
В ходе индивидуальных и групповых занятий дети, ощупывая пальцами
мешочки, в которые
спрятаны самые разные предметы, пытаются угадать
содержимое.
Дидактическая игра « Разрезные картинки» решает задачи:
развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук
через
действие
с
другими
предметами;
ознакомление с понятиями «часть» и « целое»;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается внимательно рассмотреть и собрать картинку из
отдельных
частей
путём
прикладывания
одной
половинки
к
другой.
По
завершению
игры
побуждаю
детей
к
называнию
полученного
предмета
(предмет мебели, одежды, обуви, посуды, транспорта т.д.)
Дидактическая игра "Воздушные шарики для Клёпы", направлена на:
развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
развитие умения различать и называть цвета;
развитие тактильных ощущений;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается помочь клоуну Клёпе, найти шарики и подставить
их к соответствующей ниточке. При выборе шарика побуждаю ребёнка к
словесному обозначению выбранного цвета.
Дидактическая игра "Подбери по цвету", направлена на:
развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
развитие умения различать и называть цвета;
развитие тактильных ощущений;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям
предлагается
подобрать
куклам
одежду,
посуду;
снеговикам
шапку, метёлку; рыбкам чешуйки в соответствии с цветом и т.д. В ходе игры
педагог побуждает детей называть цвет выбранных предметов, сравнивать,
обозначать различия, классифицировать словами "такой" - "не такой".
Дидактическая игра "Геометрическая мозаика", направлена на :
развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
развитие умения различать и называть цвета;
развитие умения различать и называть геометрические фигуры;
развитие умения различать размер фигуры;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается сложить из фигурок картинку, изображенную на
раздаточных карточках. Таким образом, педагог побуждает ребёнка создавать
какой-либо предмет окружающего мира посредством геометрических фигур
(отличающихся цветом, формой и величиной) в соответствии с плоскостным
изображением
на
раздаточной
карточке.
Также
педагог
побуждает
детей
называть
цвет,
форму,
величину
выбранных
геометрических
фигур,
сравнивать/обозначать
различия/классифицировать
словами
"такой"
-
"не
такой".
За полтора года у нас в группе накопилось достаточное количество игр
по сенсорике и в презентации, я представила часть из них. Все игры сделаны
с любовью, и мы рады, что они дают детям знания и доставляют радость.
Сенсорное развитие детей очень интересная, увлекательная, требующая
творческой инициативы от воспитателя, работа. И очень приятно осознавать,
что
проделанная
работа
даёт
результаты.
Дети
проявляют
интерес
к
предметам
ближайшего
окружения;
с
удовольствием
включаются
в
деятельность
экспериментирования;
проявляют
эмоции
радостного
удивления
и
словесную
активность;
они
любопытны,
эмоциональны,
активны, общительны.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что умелый
побор
дидактических
игр
и
упражнений
их
систематическое
и
целенаправленное
использование
в
работе
с
детьми
способствует
формированию сенсорной культуры младших дошкольников по обогащению
их сенсорного опыта и совершенствования восприятия ими цвета, формы,
величины.
Свою работу по сенсорному развитию детей я буду продолжать. Скоро в
наш детский сад должны поступить новые игрушки, том числе и логические
блоки
Дьенеша
и
палочки
Кюизенера.
Это
даст
нам
возможность
разнообразить и совершенствовать нашу работу.
Используемая литература
Башаева
Т.В.
Развитие
восприятия
у
детей.
Форма,
цвет,
звук.
-
Ярославль: Академия развития, 1997;
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет» - М.: Просвещение 1995;
Новоселова
С.Л.
Дидактические
игры
и
занятия
с
детьми
раннего
возраста. – М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие
восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.:
Просвещение, 1996;
Дидактические
игры
и
упражнения
по
сенсорному
воспитанию
дошкольников. Под редакцией
Венгера. Изд.2,пер. М, Просвещение,
1978.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста: Пособие для воспитателя детского сада- М: Просвещение,
1983.
Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. Под
редакцией
Н.Н.Поддьякова,
В.Н.Аванесовой-
2-е
издание
исправленное.- М: Просвещение,1981.
Авторские стихи и игры воспитателя Кожемякиной Т.Т.2015-2016гг.
·
Приложение
Более полную информацию об играх можно посмотреть в презентации.
Хорошего просмотра и весёлого настроения!!!