Напоминание

"Альтернативные источники энергии"


Автор: Лён Светлана Эдуардовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №39 г.Севастополя
Населённый пункт: г Севастополь
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Альтернативные источники энергии"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39»

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Конспект урока по окружающему миру

в 4 классе

Альтернативные источники энергии

Подготовила

учитель начальных классов:

Лён Светлана Эдуардовна

Севастополь

2017

ТЕМА: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ЗАДАЧИ:

- уточнить, расширить знания учащихся по теме;

- в доступной форме дать информацию, касающуюся альтернативных источников

энергии;

- воспитывать бережливость, экономно расходовать полезные ископаемые и воду;

- развивать мышление, внимание, устную речь учащихся и умение работать в группе.

Ход урока

1.

Вызов:

(слова на доске)

Природа дарит людям чудеса,

Мы перед ней навечно стали должниками.

Но долг природе мы обязаны отдать,

Иначе мы не сможем выжить сами.

2.Проверка Д/З

Полезные ископаемые – это богатство Земли. Являетесь ли вы знатоками богатств, мы

сейчас выясним.

1вариант для вас блиц-опрос, 2 вариант – тест.

Блиц-опрос:

1.

Ископаемое, хранящее следы древней жизни ______________ (известняк)

2.

Скопление полезных ископаемых в земле называют __________(месторождение)

3.

Съедобное полезное ископаемое __________________ (поваренная соль)

4.

Что сооружают для добычи каменного угля _______________ (шахты)

5.

Порода, используемая для изготовления посуды _________________ (глина)

Тест:

1.

Месторождения полезных ископаемых отыскивают: а) археологи, б) геологи, в)

строители.

2.

Подчеркни

полезные

ископаемые,

которые

добывают

в

твоей

местности:

а)железная руда, нефть, глина; б)глина, песок, известняк; в) поваренная соль,

золото, каменный уголь.

3.

Металлы получают из: а)каменного угля, янтаря, мела; б) жемчуга, известняка,

торфа; в)железной руды, медной руды.

4.

При

помощи

буровых

установок

добывают:

а)нефть,

природный

газ;

б)калийную соль, алмазы, в)мрамор, гранит.

5.

В строительстве используются: а)торф, железная руда, самоцветы;

б)песок,

глина, гранит; в) каменный уголь, малахит, антрацит.

(ФИ подписали, 2 минуты на работу, оценили себя, взаимопроверка, сдали)

3. Тема урока.

Учитель предъявляет одновременно два противоречивых факта (с.98, учебник)

Неисчерпаемые Исчерпаемые

Побуждение к осознанию противоречия:

- Что вас удивило? Какое вы заметили противоречие?

Чтобы ответить на этот вопрос прослушайте стихотворение С. Михалкова «Стон

Земли»

Как Земля нам сообщает, что мы не правильно себя ведем? Что мы ее терзаем?

Что помогает нам увидеть последствия негативного воздействия?

(Изменение климата, нехватка питьевой пресной воды, источники тепла и энергии

истощаются (часто отключают свет, газ, отопление и т.д.)….)

Да, действительно, сейчас все более актуальным становится поиск других источников

энергии.

Вы уже догадались какая тема сегодняшнего урока? Над чем мы будем работать?

4. Постановка учебной задачи и цели урока.

Какие у вас возникают вопросы по теме нашего урока?

Что бы вам было интересно узнать?

5.Поиск решений (открытие новых знаний)

Поиск информации мы продолжим в группах:

(приём «6 шляп»)

Потребление энергии на нашей планете растёт с каждым годом. А с её выработкой

связано множество проблем мирового масштаба, вопросы экологической безопасности

нашей планеты.

Разбираться в этих проблемах и искать пути решения будут созданные группы.

1

группа

«

Статисты»

(рассказывают

о

проблемах,

связанных

с

истощением

природных

источников,

заранее

информацию

подготовят

дома

+

учебник

с.99,

диаграммы)

2 группа – «Учёные» (предлагают версии решения проблемы, рассказывают об уже

известных)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.Выражение решения.

3 группа – «Техники» (подготавливают макеты ветр.мельницы, солнечные батареи,

гидроэлектростанции, рассказыват об их устройстве )

4

группа

«Экономы»

(заранее

подготовили

информацию

о

способах

экономии

энергии, анкеты)

5 группа – «Критики» (Рассказывают о + и – устройств и предъявленных вариантах

решения проблемы)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7.Применение нового знания

6 группа – «Эксперты» (фиксируют информацию во время презентации работ других

групп, озвучивают, демонстрируют в виде схем и таблиц, лозунгов)

- Используя свои новые знания, выполните «Тест» стр.49 вопросы №7-12

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

- Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока. (запись на

доске). На все ли вопросы вы нашли ответы? Чтобы еще вы бы хотели узнать по

данной теме?

Работая в парах составляют синквейн:

Источники

Исчерпаемые, неисчерпаемые

Греют, светят и горят,

Человек без них никак,

Спасение!

Рефлексия:

1.Сегодня я узнал…

2.Было трудно

3. Теперь я могу

4. Я хочу…

9.Д.з

С.98-100, ТПО с.40- задания для самоконтроля

Приложение

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, чтобы понять, умеете ли вы сами беречь

энергию.

Предполагается

один

ответ

на

каждый

вопрос: ДА

или

НЕТ.

Анкета

1.Вы записываете ваше энергопотребление?

2. Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из неё?

3. Стиральная машина всегда заполнена полностью, когда вы её используете?

4. Холодильник стоит в прохладном месте?

5. Вы не ставите мебель перед обогревателем?

6. Вы начали использовать энергосберегающие лампочки?

7. Вы используете местное освещение (бра, торшер, настольную лампу)?

8. Вы проветриваете быстро и эффективно, всего несколько минут за раз?

9. Вы утепляете дом на зиму?

10. Вы зашториваете окна на ночь, чтобы удержать тепло?

11. Вы кладёте крышку на кастрюлю, когда варите?

12. Вы часто размораживаете холодильник?

13. Вы используете раковину для мытья посуды?

14. Вы моетесь под душем, а не принимаете ванну?

15. Вы ходите пешком или ездите на велосипеде в школу и на работу?

16. Вы снижаете температуру в помещении, когда выходите?

17. Вы снижаете температуру в помещении ночью?

18. Вы повторно используете стекло, бумагу, металл?

19. Вы не покупаете товары, которые могут использоваться один раз?

20. Вы не покупаете товар в больших обёртках?

21. Вы чините вещи, вместо того чтобы заменить их?

Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось:

От 1 до 5 – вам ещё многому нужно научиться. Начните сейчас.

От 6 до 10 – у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для

дальнейшей работы над собой.

От 11 до 15 – вы являетесь хорошим примером всем остальным.

От 16 до 20 – кто-то из вашей семьи должен стать министром по

охране окружающей среды.

ЭКОНОМЫ

Задумывался ли каждый из нас, какой ценой мы получаем комфорт? Нам

трудно представить себе дом без света, отопления. Мы не можем обойтись без

электроприборов, которые так облегчают нашу жизнь.

Давайте задумаемся, ведь за наш комфорт приходится платить гибелью лесов,

затоплением городов!

Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.

Самая энергозатратная зона – кухня. Ведь современная кухня, как научная

лаборатория, оснащена огромным арсеналом электроприборов: плита, микроволновая

печь, миксер, кофемолка, кофеварка, пароварка … мне помогут все это доказать

экономы

На каждой кухне есть холодильник.

Не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов.

Плохо на работе холодильника сказывается и большая «шуба» в морозильнике. Сейчас

есть холодильные агрегаты, не требующие оттаивания.

Помните, что покупая неэффективную модель холодильника, семья в течение 10 – 15

лет будет в 2 раза больше потреблять и платить за электроэнергию.

Посчитайте, сколько раз за день вы кипятите воду? А сколько из этой вы

используете за 1 раз? Два – три стакана, а остальная вода остывает в чайнике.

А что, если взять и залить термос? Вам не придётся тратить время на кипячение

каждый раз, когда захотите чаю, да ещё и сэкономите энергию.

Содержите краны в порядке! За год из крана вытекает 2000 л воды, если из крана

вытекает 10 капель в минуту.

Помните, чтобы принять душ, потребуется в три раза меньше воды.

Используйте энергосберегающие лампочки! При повседневном использовании ламп

накаливания необходимо завозить в 2 раза меньше дизельного топлива. Расход

электроэнергии можно сократить за счёт периодического протирания лампочек:

хорошо протёртая лампочка светит 10 – 15% ярче грязной пыльной.

Выходя из комнаты, гасите свет:

Лампа сутки горит –

100 кг угля спалит.

Знаете ли вы, что телевизоры и другие приборы потребляют энергию, даже если они

выключены с помощью дистанционного управления. Для полного отключения по

ночам используйте кнопку выключения, чтобы сберечь энергию и снизить опасность

пожара.

Мы мёрзнем в домах, потому что ленимся утеплять окна, двери и балкон.

Даже низкое зимнее Солнце способно нагреть комнату через окно – раздвигайте

занавески в солнечные дни.

Закрывайте двери в подъезд, на чердак, в подвал.

На ночь закрывайте занавески, чтобы удержать тепло.

Чтобы тепло свободно проходило в вашу квартиру, мебель не должна закрывать

батареи.

Бесплатная упаковка в магазине на самом деле обходится человечеству очень

дорого. 5 – 6 полиэтиленовых пакетов в неделю, сэкономит 55 литров нефти в год, что

на 150 кг в год сократит выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый

эффект.

Мусор – главный монстр зла,

Не исчезнет никогда!

Нам, друзья, необходимо

Сортировать его всегда!

Если тонну металлолома соберёшь

Две тонны железной руды спасёшь.

А чтобы сталь нам сохранить

Её пластмассой нужно заменить!

УЧЁНЫЕ

На первое место надо поставить воду. Пресной воды не так много на Земле, да и то

она в основном в ледниках и айсбергах. Ледники содержат столько воды, сколько её

приносят все реки мира за 650-700 лет. Морская вода – целая кладовая различных

полезных ископаемых. Человечество планирует забрать их у океана. Но такой проект

надо тщательно продумать, чтобы не нарушить жизнь его обитателей.

Энергия

морских волн, термальных источников.

Солнечная

энергия

-

будущее

Земли.

Телевизор,

работающий

от

солнечной

энергии. Компания Sharp представила на недавно проходившей выставке телевизор,

работающий

от

солнечной

батареи.

Энергии

солнечной

панели

оказалось

вполне

достаточно

для

просмотра

телепередач

на

52-дюймовом

экране

со

светодиодной

подсветкой. Есть дома, которые уже построены так, что используют энергию солнца.

Энергия ветра

Огромна энергия движущихся воздушных масс. Запасы энергии ветра более чем в

сто раз превышают запасы гидроэнергетики всех рек планеты. Богаты энергией ветра

северные

районы

страны

вдоль

побережья

Северного

Ледовитого

океана.

Энергия

ветра

представляет

собой

самый

быстрорастущий

во

всем

мире

источник

электричества.

Энергия

ветра

производится

массивными

трехлопастными ветротурбинами, устанавливаемыми на самом верху высоких

башен и работающими подобно вентиляторам, но в обратном порядке. Вместо

того

чтобы

использовать

электричество

для

получения

ветра,

турбины

и с п о л ь з у ю т

в е т е р

д л я

п о л у ч е н и я

э л е к т р и ч е с т в а .

Ветровые

установки являются

одним

из

самых

перспективных

и

одновременно

экологически чистых способов выработки электроэнергии.

Вместе с тем, энергия

ветра

относится

к

числу

возобновляемых

источников

энергии.

В

общих

чертах,

устройство ветровой электростанции выглядит следующим образом. Ветер вращает

лопасти,

а

лопасти

крутят

вал,

который

соединен

с

набором

зубчатых

колес,

приводящих в действие электрогенератор. Самая трудная проблема состоит в том,

чтобы обеспечить одинаковое число оборотов пропеллера при разной силе ветра.

Такие станции работают труднодоступных районах, на дальних островах, в Арктике,

на тысячах населенных пунктах, где нет поблизости электростанций.

Список литературы:

1. О.Поглазова Учебник окружающего мира, 4 класс, часть 1, УМК «Гармония»

издательство «Ассоциация 21век», г.Смоленск, 2013г.

2.nsportalshkola/ekologiya/library/2012/12/30/urok-proekt-alternativnye-

istochniki-energii-i-ekonomiya

3.Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средствореализации

ФГОС» Пособие для учителя. – М., 2013. 138 с.



В раздел образования