Напоминание

" Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет"


Автор: Власова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №224
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: " Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Статья

Тема: «Игрушка как средство психического развития

ребенка от рождения до 4-х лет»

Воспитатель высшей категории

ГБОУ Школа №224

Дошкольное отделение

Власова Татьяна Юрьевна

г. Москва,2017г.

Доклад

Тема: «Игрушка как средство психического развития

ребенка от рождения до 4-х лет»

Игра,

как

самостоятельная

детская

деятельность

формируется

в

ходе

воспитания

и

обучения

ребенка,

она

способствует

освоению

им

опыта

человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве

своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить

различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка

важна

для

развития

мимики

и

личности

ребенка.

Поэтому,

изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие

педагоги и психологи.

Так,

исследования

Коссаковской

Е.А.

по

вопросам

игры

и

игрушки,

основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в

условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть

одинакового

для

всех

возрастов

подхода

к

созданию

и

отбору

игрушек,

а

обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой

деятельности.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с

окружающей действительностью, для их сенсорного развития

1

.

Менджерицкая

Д.В.,

известный

педагог

в

области

изучения

игрушки,

считала,

что

игрушка

помогает

воспитанию

у

детей

интереса

к

труду,

способствует

формированию

пытливости,

любознательности.

Давая

детям

представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же

время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее

специально

создает

взрослый

в

воспитательных

целях,

чтобы

подготовить

малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный

психолог Урунтаева Г.А., главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить

ребенка действовать с игрушками.

1



См.: Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед.соч., т.6.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее

средство – игрушка, с помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме,

социальных ролях, быте, природе.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей

деятельностью,

в

которой

формируется

типичный

облик

ребенка:

ум,

физические

и

нравственные

качества.

Однако

конкретно

исторические

условия

каждой

эпохи

накладывают

отпечаток

на

содержание

игрушек

и

направленность игр.

Е.А.Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее

универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций

очевидный

факт,

и,

может

быть,

именно

очевидность

этого

факта

была

причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем

или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и

растущий

в

условиях

культуры XX

в.,

пользуется

сплошь

и

рядом

как

источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же

игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые

по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в

условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных

друг

от

друга

эпох

человечества

проявляют

свою

глубокую

внутреннюю

близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки,

но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В

Древней

Греции

и

Риме

погремушки

дарили

новорожденному.

Постукивая

этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще

эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось

поверье,

что

трещотки

своим

шумом

отклоняют

злых

духов

и

тем

самым

оберегают ребенка.

Самые

ранние,

известные

нам

игрушки

Древнего

Египта

датируются

серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем

Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения.

Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием

повадок

и

характера.

Эти

миниатюрные

деревянные

игрушки

с

помощью

несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка,

открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто.

Если

фигурку

потянуть

за

нитку,

она

начинает

двигаться

вверх-внизу

по

наклонной

дощечке.

«Месильщик

теста»

-

это

прототип

всякой

народной

игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и

русские

мастера

народной

игрушки.

Вспомним

богородскую

игрушку

«Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и

скупо.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании

колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в

нач. I тыс. до н.э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н.э. Изготовление

коня,

было

одним

из

самых

любимых

занятий

детей

Древней

Греции.

Большинство

миниатюр

коней

и

всадников

сделаны

из

глины.

Образ

коня

давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Особую роль как в жизни детей, так и в жизни взрослых играли куклы-

марионетки.

Платон

в

«Законах»

сравнивал

человека

с

игрушкой,

а

наши

страсти - с нитями, которые приводят ее в движение.

Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не

могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых

недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди

игрушек

ребенка

этого

общества

автомобили,

поезда,

самолеты,

луноходы,

спутники,

строительные

материалы,

пистолеты,

наборы

деталей

для

конструирования.

Характер

игрушек

ребенка

на

протяжении

человеческой

истории

игрушки

в

ее

причинной

обусловленности

историей

развития

общества, историей развития ребенка в обществе.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты

бильбоке;

в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки – изображения животных, кукол;

д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Аркин Е.А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать

игрушками

только

после

того,

как

они

появились

в

обществе

как

орудия

действительной

охоты.

Они

давно

исчезли

как

орудия

охоты

и

заменены

огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако

упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места,

которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников.

Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет

Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными

и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе

с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим,

бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром

белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку,

чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок

быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно:

игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не

заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к

сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые

игрушки вполне «удобны», комфортны – они успокаивают, не беспокоят – и

только…

Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов

и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы

игрушки,

которые

создали

условия

для

постоянного

стимула

детской

активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего

детства,

должны

несколько

опережать

по

своим

функциональным

возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через

трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

Игрушка,

несмотря

на

свои

высокие

дидактические

свойства

и

художественно-образные

достоинства,

сама

по

себе,

без

активного

участия

взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности

средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами,

знание

назначения

этих

предметов.

Игрушка

в

этом

процессе

приобретает

огромное педагогическое значение.

Для

ребенка

до

трех

месяцев,

наиболее

интересна

и

универсальна

деревянная

погремушка

с

шариками

на

шнурах.

Авторы

назвали

ее

грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики

свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий

перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством

привлечения

внимания

ребенка

к

движущемуся

предмету.

К

середине

года

ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно,

удерживая ее обеими руками, а затем и одной рукой. Игрушка активизирует

познавательную

активность

малыша,

позволяет

добиваться

неожиданного

результата – шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального

шара. Ребенку второго года эта погремушка напоминает театральную куклу,

которая всегда может исполнить нужную роль.

Если

деревянная

погремушка

с

шариками

на

шнурках

позволяет

знакомить

ребенка

с

деревянным

перестуком,

основными

цветами,

то

погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звук

у колокольчика мелодичен и чист.

Музыкальные

игрушки

типа

«музыкальных

шкатулок»

исполняют

спокойные,

несложные

мелодии,

колыбельные

песенки,

создают

хорошее

настроение, вносят умиротворенность и разнообразят слуховые впечатления

ребенка.

Для

детей

от

трех

до

семи-восьми

месяцев

жизни

основную

часть

составляют дидактические игрушки. Это «подвеска с кольцом» - состоит из

кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков.

Случайно захватив кольцо, ребенок начинает манипулировать шариками и тем

самым

раскачивать

висящие

сверху

шарики,

которые

создают

приятный

перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается

вызываемого эффекта. Благодаря этой игрушке, я считаю, что формируется

произвольность

действий,

ребенок

осваивает

новые

направленные

результативные действия.

Для

ребенка

второго

года

жизни

созданы пирамидки из пяти колец –

одноцветная «елочка» и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании

нетрадиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания.

Обычно детей больше привлекают простые игрушки, и они дольше с

ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них

богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем

похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых

деревянных блоков, которые легко расщепляются. Маленькому ребенку трудно

справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить,

пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков

гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с прицепом. А

если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который

будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик

станет лодкой и эту флотилию потянет баржа – большой кубик. И так он может

играть бесконечно.

Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать

ребенку

дорогих

игрушек.

Но

представьте

себе,

как

много

ребенок

может

сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и

танк, и крепость, и гараж.

Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек.

Придет время, и ему захочется трехколесный велосипед или самокат, и вы

охотно купите его ребенку, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми

игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему

карману.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем

расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают

идею

игры,

помогают

развивать

задуманную

тему.

Игрушечный

самолет

вызывает

у

детей

желание

стать

летчиком,

куклы

в

костюмах

школьников

наводят на мысль играть в «школу».

Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и

наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (…

взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины,

целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть

самым разнообразным, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет

платья

(«голым»).

Руки

и

ноги

её

обычно

подвижно

закреплены,

иногда

движется голова и закрываются глаза.

Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и

является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется,

заставляя ее осуществлять все свои мысли и желания.

Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие

жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать,

кормят.

Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете,

движениях

и

т.д.

Она

подвижна,

ярка,

и

этого

вполне

достаточно,

чтобы

поглотить внимание малыша и стать одной из самых любимых игрушек.

В этом возрасте не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения

психолога Мухиной В.С. показали, что трехлетний малыш не использует по

назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Малышам

нужно давать кукол – мальчиков, девочек, «голышей», целесообразно также

ввести куклу – маму, папу, воспитательницу. Исследованием Мухиной В.С.

установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка,

играет

значительную

роль.

Мелкие,

пушистые

материалы

вызывают

положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие

материалы

не

всякий

ребенок

готов

принять.

С

помощью

правильно

подобранной

фактуры

игрушки

у

ребенка

легче

вызвать

к

игрушечной

зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и радость.

Важное

значение

имеет

соотношение

размеров

головы

и

тела

игрушки.

Ус т а н о вл е н о ,

ч то

о п р ед е л е н н а я

п р о п о р ц и я

ф и г у р ы

в ы з ы в а е т

покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки

зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки

облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Играя

с

куклой

или

игрушечной

зверушкой,

ребенок

учится

эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может

стать настоящим доверительным другом ребенка.

Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с

игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит

их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому,

чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

Куклы – копии человека имеют предназначение в игре.

У

традиционной,

«прекрасной»,

куклы

большие

глаза,

обрамленные

длинными

ресницами,

короткий

носик,

маленький

яркий

рот.

Обязательно

роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно

получает имя от своей хозяйки – маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может

быть принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхищаются и

немного стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики как правило не играют.

У характерной куклы (это кукла – мальчик или кукла – девочка) выражены

определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта

кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит

разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность

образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся

сюжетные линии в игре: Иванушка – дурачок, Буратино и Чебурашка всегда

хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, колдунья, Баба Яга –

плохие, злые, несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный

характер кукле (множество положительных черт), а отрицательным чертам –

негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа

взаимодействия с ними.

Благодаря тому, что куклы – герои сказок - несут в себе эталонность

нравственного облика, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный

опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных

отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка

учит ребенка доброте, способности отождествляться как с куклой, так и с

людьми.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение

которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они

радуют

неожиданным

движением,

например,

танцующий

поросенок,

крякающая утка, хлопушка, пищалки.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения;

их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только

танцует.

Игрушки-забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с

фиксированным

движением.

Они

несут

свое

начало

от

народной

игрушки.

Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и

поведении

человека,

животного

и

показать

это

в

игрушке.

Особенно

ярко

представлено в игрушках Богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в

народных

игрушках,

педагог

должен

чувствовать,

понимать

и

учить

этому

детей.

Большой

интерес

представляют

и

забавные

заводные

игрушки

(заяц-

барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а

задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с

куклой.

В

самостоятельной

игре

дети

оставляют

без

внимания

слишком

большие куклы как неудобные, а также твердые. Особый интерес проявляется к

шарнирной кукле 30-40 см., так как шарнир помогает одевать и раздевать,

сажать ее и т.п.

Ребята более старшего возраста (2,5-3 г.) любят играть с плоскостными

моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номенклатура

для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным –

«зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и

экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик-кашелот» и пр. У

малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в

результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех

животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве,

едят и пьют, в общем они - живые.

К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, по книгам кошку,

собаку,

петуха,

курочку,

птицу,

рыбку,

корову.

Начинает

понимать

разницу

между

живым

и

неживым

объектом

(заводная

игрушка

бедна

по

запасу

движений, не требует ухода и т.д.). У детей появляется большой интерес к

заводным игрушкам. Это игрушки-забавы. Знакомство с заводными игрушками

должно

проходить

в

эмоционально-доброжелательной

форме.

При

показе

игрушечных животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице,

боязнь, что они «укусят». Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить,

подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный.

Среди игрушек основное место занимают животные, стилизованные под

человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. их

можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать с ними,

т.е. действовать как с куклой.

Такая аналогий позволяет взрослому: во-первых, организовывать игры и

инициирование с игрушками-животными как с «живыми» объектами на уровне

знаний, доступных ребенку; во-вторых, учить отображать бытовые ситуации

(купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в-

третьих,

развивать

умение

сравнивать

и

выделять

внешние

отличительные

признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию

реального и сказочного в окружающей действительности.

Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными,

но они несут свою особую педагогическую задачу. Они используются при

постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными

чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы

перчаточные

(бибабо),

пальчиковые,

фигурки

персонажей

для

настольных

театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и

любимых

детьми

сказок

и,

наконец,

элементы

костюмов

для

игры

-

драматизации, где участвуют сами дети. Театральная игрушка - одна из самых

живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.

Ребенок

охотно

подчиняется

требованию

Буратино

идти

умываться,

чистить зубы и ложиться спать. Малыш конечно знает, что за Буратино говорит

мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при

этом

интересно.

Поэтому

молодые

родители

могут

пользоваться

таким

приемом, если их малыш не слушается.

Позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Речь его

становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки,

показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается,

он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы

потом

их

воспроизвести.

В

театрализованных

играх

с

куклами

ребенок

стремится как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает

наиболее запомнившиеся отрывки.

Дети

трех

-

четырех

лет

играют

в

настольный

театр

выпиленными

раскрашенными

фигурками,

которые

изображают

героев

общеизвестных

народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Малыш рас-

сказывает сказку, передвигая фигурки.

Управлять

куклами

типа бибабо (наручные, на пальцах) детям гораздо

труднее (одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).

Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника

выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально

речевых

способностей,

а

также

они

предназначены

для

эстетического

воспитания детей.

Большую

ценность

представляют дидактические

игрушки,

которые

знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки

несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи,

интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая

игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-

нибудь

одно

свойство,

на

котором

строится

игра:

форму,

цвет,

величину.

Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми

младшей и средней группы.

К основным видам дидактических игрушек относятся следующие:

-разборные

игрушки

матрешки,

башенки,

шарики,

грибы

и

пр.

В

большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).

На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных

колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная игра

укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.

Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать

меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную

игрушку.

-

игрушки для конструирования - мозаика, состоящая из геометрических

форм или цветных шариков, различные головоломки.

-

звучащие

и

музыкальные

игрушки:

погремушка,

барабан,

ксилофон,

металлофон,

свистульки,

органчики,

цитры,

бубны.

Их

назначение

-

способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у

них должен быть звук чистого тона. Воспитатель активно использует их в

работе с детьми 3 — 4 года жизни; старшие дети пользуются ими не только для

упражнений,

но

и

в

сюжетных

играх,

инсценировках,

«концертах»

и

др.

Музыкальные

руководители

и

воспитатели,

имеющие

соответствующую

подготовку,

организуют

детские

оркестры,

что

повышает

интерес

детей

к

музыкальным

игрушкам.

Музыкальные

органчики

с

разными

мелодиями

встраиваются в игрушечные инструменты - балалайку, гитару, детское пианино.

Дети могут подхватить несложную мелодию, спеть песенку.

- особый вид игрового материала составляют настольные печатные

игры (лото, парные картинки, квартеты, резные картинки, кубики).

Очень

важны

игрушки,

способствующие

развитию

движений:

мячи,

прыгалки, обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение

мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает

его, бросает, ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. Маленьким

детям лучше всего приобрести кегли из пластмассы, они легкие, небольшого

размера. Покажите ребенку, как с недалекого расстояния (1 — 1,5 м) бросать

мяч, чтобы он катился и сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров

и

др.,

требующие

активного

движения,

доставляют

детям

большое

удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети

укрепляются

в

ходьбе,

беге,

метании,

в

ловкости,

меткости,

координации

движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические

функции и личностные качества.

Активное

движение

не

только

укрепляет

мышцы,

совершенствует

двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию

ребенка (воспитывает волю, внимание).

Когда

ребенок

начинает

ходить

уверенно,

ему

нужны

игрушки,

развивающие движения - всевозможные каталки. Мяч у детей от 2 - 7 лет имеет

различные размеры, назначение и задачи в процессе игры. Если двухлетки

только

учатся

перекатывать,

бросать

мяч,

то

у

старших

есть

целый

цикл

довольно сложных упражнений с мячом, например, игра - «Школа мяча».

Одни

из

самых

древних

игр

игры

в

мяч.

В

мяч

играют

и

самые

маленькие ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще

ходить как следует не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой.

Откатится мяч далеко - взрослый направляет его снова в руки ребенка. И

постепенно движения малыша становятся увереннее. Он все чаще пытается

встать.

К

четырем

годам

ребенок

сможет

играть

с

небольшим

мячиком.

Постепенно он научится ловить и бросать мяч одной рукой.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играясь с ними, учит

навыки действий, приобретает определенные умения. Дидактические игрушки

впервые

покупают

малышу

на

первом

году

жизни.

Погремушка

уже

учит

держать ее за рукоятку, греметь, рассматривать и т.д.

В

народные

дидактические

игрушки

дети

первое

время

играют

со

взрослыми, но очень скоро начинают самостоятельно, так как большая часть их

представляет возможность самоконтроля. Складывая, сопоставляя, вкладывая

друг в друга матрешек, надевая на стержень кольца башенки-пирамидки, дети

или

сразу

видят

ошибку,

или

просто

не

могут

ее

допустить

благодаря

конструкции игрушки. Попробуйте неправильно собрать матрешку - не удастся:

только вкладывая меньшую в большую можно последовательно сложить все

фигурки в одну. После нескольких игр-опытов ребенок начинает понимать это.

Одновременно он привыкает соизмерять детали - на глаз определять, какие

половинки соединить вместе. При игре с башенкой действия затрудняются,

здесь

нет

одинаковых

колец,

каждое

хоть

немного

больше

другого.

Если

ошибся, неправильно надел деталь больше или меньше, насколько меньше -

проходит в интересной игровой деятельности.

И все же наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда,

когда

рядом

с

ребенком

во

время

игры

находится

взрослый.

Он

должен

уточнить

названия

цветов,

понятия

«больше-меньше»,

поставить

задачу,

сообщить ребенку новые сведения.

Очень

важно

соблюдать

в

игре

с

дидактическими

игрушками

постепенность,

последовательность,

учитывать

возрастные

возможности

ребенка.

Из настольных игр есть замечательная игра лото. Она помогает не только

освоить

классификацию

предметов,

но

и

понять

связи

между

предметами

одной категории, усвоить произношение трудных звуков, подойти к изучению

иностранного

языка.

Кроме

того,

игра

в

лото

требует

внимания,

сосредоточенности, быстроты ориентировки.

Настольные

игры

в

большинстве

своем

предполагают

выигрыш

и

проигрыш. Маленьких детей до трех - четырех лет выигрыш мало интересует,

для них весь смысл заключается в самом процессе игры, в действиях. Они

радуются,

найдя

полную

картинку,

подобрав

нужную

карточку

лото

или

плашку домино.

К

умным

играм

следует

также

отнести

и

различные головоломки. Для

трехлетних малышей имеются головоломки в виде куба, в гранях которого

четыре отверстия с винтовой нарезкой и одно без нарезки. Ребенок должен

найти отверстие сначала для гладкого стержня, а затем для винтов.

В

дошкольном

возрасте технические

игрушки

могут

иметь

большое

значение

для

формирования

умственных

способностей,

необходимых

для

любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек

можно

развивать

некоторые

специальные

способности

к

техническому

конструированию и изобретательству.

Что же можно назвать технической игрушкой? К какой группе игрушек

отнести робота, кувыркающуюся обезьянку, пирамидку, танцующую куклу?

Одни авторы основным признаком технических игрушек считают механизм,

приводящий игрушку в движение, действие; другие - техническую тематику.

Любая

игрушка

может

быть

использована

педагогом

для

всестороннего

развития детей. Однако одни виды игрушек, по мнению Е. А. Флекиной, имеют

большие

возможности

для

развития

физического

или

нравственного,

умственного или эстетического, другие важны для развития трудового.

Е. А. Тинина называет техническими игрушками те, которые помогают

знакомить

детей

с

техникой

и

производством,

приобщать

к

технической

деятельности,

развить

способности,

важные

в

будущем,

формировать

технические интересы и наклонности. В связи с этим она подразделяет их на

три вида: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы

или законы физики, химии и др. наук; конструкторы, строительные наборы;

полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

Игрушки первой группы предназначены для сюжетно-ролевых игр детей.

Ребенок закрепляет представления о назначении машины, учится управлять ею,

запоминает отличительные признаки внешнего вида.

В

игрушках

второй

группы

не

столько

важен

внешний

вид,

сколько

механизм действия и результат - продукция, получаемая ребенком.

Игрушки

третьей

группы

должны

способствовать

развитию

конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.

Технические

игрушки,

как

и

все

другие,

должны

быть

интересны,

занимательны,

педагогически

целесообразны,

высокохудожественны.

Кроме

того, по выражению Е. А. Тининой они должны быть «технически грамотны».

Технически безграмотной Е. А. Тинина называет игрушку - ветряк, который не

вертится

от

ветра,

а

приводится

в

движение

ручкой.

Если

игрушка

имеет

механизм,

он

должен

быть

целесообразен,

понятен

ребенку,

на

которого

игрушка рассчитана, и обязательно открыт, чтобы можно было его рассмотреть,

не ломая игрушки. Механизм должен хорошо действовать и быть прочным. Е.

А. Тинина рекомендовала применять в игрушке резиновый мотор как простого

двигателя, часовой механизм - более сложного.

Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической

грамотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает

телефон,

где

он,

набрав

номер

и

нажав

кнопку,

слышит

звонок.

Желание

услышать

звонок

стимулирует

его

действия,

вызывает

радость.

Многие

педагоги видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует

развитию детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значения для

развития

речи

и

воображения

детей.

Но

уже

в

возрасте

4-х

лет

ребенок

испытывает недовольство от такого телефона. В его представлении телефон

должен звонить после набора номера. Вероятно, игрушечный телефон для

детей разного возраста не должен быть одинаковым.

Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт

ребенка, ставить перед ним задачу.

Почему-то, некоторые считают, что техническая не должна отличаться

внешним видом, а только механизмом. Б. Бродский сказал: «Каждая игрушка

без исключения должна радовать ребенка своим внешним видом, яркостью,

декоративностью, оригинальностью. Игрушки потому и делают художники, что

каждая

из

них

-

произведение

искусства,

воспитывающее

в

ребенке

художественный вкус, влияющий на его эмоциональный тонус и, в конечном

счете, формирующее его будущее эстетическое мировоззрение».

В чем же искусство технической игрушки? Чем она отличается от модели,

сувенира?

Между

ними

действительно

много

общего:

в

синтетичности

художественных образов, приемах, средствах.

В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми

его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа,

отбирая

главное,

а

в

отличии

от

сувенира

игрушка

имеет

функционально

решенную схему — она приспособлена к действию с ней.

Иногда психологи и педагоги считают, что игрушка, предназначенная для

сюжетной

игры,

должна

быть

обрезной.

Ее

художественный

образ

должен

давать лишь обобщенное представление о предмете.

Техническая игрушка для сюжетных игр должна быть выполнена в едином

стиле

с

другими

игрушками.

Особенности

игрового

действия

влияют

на

конструкцию технических игрушек. Так, автобус должен вмещать пассажиров -

кукол. Рука ребенка должна проходить в окно, дверь или через крышу, которую

для этих целей делают съемной.

Игры

с

техническими

игрушками

у

детей

старшего

и

младшего

дошкольного

возраста

существенно

отличаются.

Так,

если

малыши

учатся

играть

в

соответствии

с

назначением

игрушки,

то

старший

дошкольник

предпочитает управлять движением, действовать с игрушкой.

Технические

игрушки

разнообразны:

без

механизмов,

с

ручным

управлением,

заводные

с

инерционным

механизмом

и,

наконец,

с

микроэлектродвигателями. Они распределены по возрасту.

В строительный материал можно играть бесконечно. «Строительные игры»

ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная

деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.

Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что «...лучшая

игрушка

для

дитяти

-

та,

которую

он

может

заставить

изменяться

самым

разнообразным образом...».

«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с

трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от

ребенка

работы

мысли,

фантазии,

умения

сосредоточиться,

терпеливо

преодолеть трудности.

Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с

кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

Игры детей 2 - 4-х лет значительно обогатит набор игрового строительного

материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти

материалы

дают

возможность

детям

соорудить

самые

разнообразные

постройки.

Кроме

того,

окрашенные

в

4

основных

цвета,

они

позволяют

упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку

значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не

говоря уже о «огнестрельных» автоматах.

Окончание

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу,

что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы

установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые

каким-нибудь

образом

могут

нанести

вред

здоровью.

Они

должны

удовлетворять

и

развивать

эстетический

вкус,

зачатки

которого

так

рано

проявляются

у

ребенка.

И

потому,

они

должны

возбуждать

и

поощрять

стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые

разнообразные

задатки

ребенка

ищут

своего

проявления

и

упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал,

который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную

деятельность,

и

орудием,

при

помощи

которого

эта

деятельность

осуществляется и совершенствуется.

Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.

Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому

что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим

образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых

красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в

качественном,

так

и

в

количественном

отношении.

До

года

следует

одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок

может

располагать

одновременно

2

игрушками,

затем,

по

мере

того

как

увеличивается

объем

его

внимания,

способность

к

сосредоточению

и

определяются

индивидуальные

влечения,

число

игрушек

может

быть

увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более

4-5 игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста,

он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и

предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было

установлено,

что

ни

педагог,

ни

родители

не

должны

педантически

регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих

интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом

и какого его назначение.

Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки,

вполне

справедливо

протестует

против

деспотичного

стремления

взрослых

внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную

поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки

и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по

отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при

постоянном, по возможности для него неощущаемом контроле.

Игрушки,

как

и

игры,

служат

не

только

средствами

воспитания

и

самовоспитания,

усвоения

новых

форм

поведения,

но

и

своего

рода

проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже

самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых

удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его

личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал

ребенка в его естественной стихии - в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития

ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков.

Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному

развитию ребенка.

Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им

ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность.

Ведь

в

будущем

он

должен

войти

в

наше

общество

психически

и

физиологически здоровым человеком.



В раздел образования