"Роль и использование различных игровых ситуаций в образовательном процессе школьника на уроках английского языка."
Автор: Митрофанова Наталья Юрьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область Наименование материала: методическая тема Тема: "Роль и использование различных игровых ситуаций в образовательном процессе школьника на уроках английского языка." Раздел: полное образование
1
Методическая тема:
Роль и использование различных игровых ситуаций в
образовательном процессе школьника на уроках английского языка.
Выполнила:
Митрофанова Н.Ю.
Содержание.
Введение
1.Что такое ролевые игры
1.1 Термин «ролевая игра»
1.2 Ролевые игры в образовании
1.3Возможный эффект от применения игр в школе
2 Ролевые игры на уроках английского языка
2.1 Механизмы, которые делают игры уникальным средством
педагогики
2.2 Значение ролевых игр на уроках английского
2.3 Структура ролевой игры
2.4 Основные требования к ролевым играм
2.5 Классификация ролей
2.6 Методическое обоснование ролевых игр
2.7 Ролевая игра это изучение языка
2.8 Виды и категория игр
Заключение
Список литературы
Введение.
3
Ролевые игры (RPG - role-playing games) - это одно из самых
популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. Миллионы
людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему три-четыре
дня в месяц. Поскольку в нашей стране этот вид хобби только начинает
развиваться,
исследований
ему
посвященных
насчитывается
крайне
мало. Ролевые игры мало изучены в контексте влияния на умственную
сферу
человека,
недостаточно
раскрыта
взаимосвязь
развития
интеллекта с самим процессом ролевой игры.
Данная работа призвана в какой-то мере восполнить этот пробел.
Игры
вообще
и
ролевые,
в
частности,
представляют
собой
мощное
образовательное средство. Как у любой технологии, у ролевых игр есть
своя
область
применения,
свои
плюсы
и
минусы.
Педагог
должен
обладать достаточным профессионализмом, чтобы применять ролевые
игры в образовательном процессе.
Конкретно,
тема
работы
-
это
ролевые
игры
на
уроках
английского языка, и это вносит свою специфику в контекст излагаемого
материала. Необходимо рассмотреть не только психологическое развитие
учащихся
в
ходе
психологической
игры,
но
также
и
процесс
запоминания и научения. Ролевые игры на уроках английского очень
часто
сравнивают
с
методикой
"погружения",
которая
хорошо
зарекомендовала
себя
при
обучении
иностранному
языку.
Сразу
оговоримся, что ролевые игры, на наш взгляд, - это как раз один из видов
"погружения",
а
следовательно
имеет
все
те
же
преимущества
и
недостатки
данного
метода.
В
чем
именно
это
проявляется
будет
рассмотрено нами ниже.
В практической части мы рассмотрим методику ролевой игры на
уроках английского языка применительно к конкретной группе участия,
а
также
проанализируем
результаты,
достигнутые
в
ходе
ее
использования.
1.Что такое ролевые игры.
Живые ролевые игры (live-rpg, по-английски) - один из видов
ролевых игр, отдалённо родственный AD&D, театру или психодраме, а
также
деловым
играм.
То
есть
это
-
разыгрывание
ситуаций
конкретными людьми, берущими себе персонажей из этих ситуаций.
Основное отличие от театра состоит в том, что изначально заданы
только начало ситуации, логические схемы и характеры персонажей, а
финал всецело зависит от участников. Если взять конкретный пример,
то в условиях игры Гамлет мог бы и не вступить в роковой бой с
Лаэртом - дело могло закончиться миром. Другое отличие состоит в том,
что в игре очень велик элемент реального действия: погонь, сражений,
путешествий.
Когда
на
игре
сражаются
Лаэрт
и
Гамлет,
победа
достанется тому, кто лучше владеет мечом. Это, кстати, роднит живые
ролевые игры с военными играми типа "Зарница". Но "вживание" в роль
здесь имеет особое значение, так же как и в театре.
1.1 Термин «ролевая игра»
Термин
«ролевая
игра»
весьма
многозначен.
В
психотерапии
рассматриваются клинические ролевые игры, в трансакцонном анализе
все
поведение
человека
представляется
как
совокупно сть
разыгрываемых им ролей. Существует множество теорий игры, каждая
из
которых
по-разному
интерпретирует
феномен
игры,
причины
ее
возникновения и значение для человека. Их анализ был произведен Д.Б.
Элькониным
в
работе
«Психология
игры».
Рассматривая
некоторые
психологические аспекты ролевой игры, мы будем основываться на
положениях, сформулированных в работе Д.Б. Эльконина, а также на
работе В. Москвичева «Возможности развития ролевой игры».
5
В
соответствии
с
принятыми
в
отечественной
психологии
взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской
игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в
этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою
ведущую
роль
учебе,
и
больше
не
рассматривается
в
качестве
самостоятельной движущей силы дальнейшего развития. Однако как
следует относиться к ролевым играм детей старшего возраста (а также
играм взрослых)?
Проще всего не признавать их играми в принятом нами смысле,
ссылаясь
на отсутствие в них истинно игровой мотивации. В некоторых
моментах
с
этим
взглядом
можно
согласиться.
Действительно,
мы
имеем дело не с чисто игровой мотивацией, а с целым комплексом
мотивов,
побуждающих
человека
к
игре.
Однако
так
ли
просто
разделить
мотивы?
Много
ли
существует
игр,
порожденных
только
игровой
мотивацией
без
участия
других
мотивов,
или
наоборот
-
серьезных
видов
деятельности,
в
которых
игровой
мотив
не
присутствует?
А.Н. Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной
игры»
описывает
процесс
возникновения
детской
ролевой
игры
следующим
образом:
в
ходе
деятельности
ребенка
возникает
«противоречие между бурным развитием у него потребности в действии
с
предметами,
с
одной
стороны,
и
развитием
осуществляющих
эти
действия операций (т.е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет
сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может
осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может
овладеть
теми
операциями,
которые
требуются
реальными
предметными условиями данного действия... Это противоречие... может
разрешиться
у
ребенка
только
в
одном-единственном
типе
деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре... Только в
игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими
операциями,
а
его
предметные
условия-
другими
предметными
условиями, причем содержание самого действия сохраняется».
1.2. Ролевые игры в образовании.
Мы упомянули противоречие между потребностью действий с
предметами и развитием осуществляющих эти действия операций.
Но
зададимся
вопросом:
полностью
ли
снимается
это
противоречие
в
более
старшем
возрасте?
Думается,
ответ
будет
отрицательным.
Можно привести множество иллюстраций этого противоречия на
разных
этапах
развития
ребенка,
но
для
нас
важно
противоречие,
заложенное в самом школьном обучении. Так, потребность в реальном
овладении
действительностью
в
процессе
учебы
наталкивается
на
значительную отсроченность результата - происходит разрыв между
целью и составом действия, что разрушает мотивацию учения.
Где же то средство, которое поможет выйти из создавшегося
положения? А почему бы и в этом случае субъекту не воспользоваться
тем
средством,
которое
так
помогло
дошкольнику
в
решении
его
проблемы, почему вновь не обратиться к игре?
Весьма распространено мнение, что игровая мотивация уже в
младшем
школьном
возрасте
пропадает,
уступая
место
учебной.
Поговорим об этом подробнее.
Как известно, с возрастом изменяются потребности ребенка, а в
соответствии с этим изменяются и мотивы его поведения, в том числе и
игрового.
Так,
первоначально
мотивом
игры
ребенка
является
привлекательный предмет, затем он играет со значением предметов,
переходит
к
ролевой
игре,
в
которой
открывает
для
себя
мир
социальных значений и отношений. Мир предстает перед ребенком во
7
все более разнообразных формах и явлениях, и равноправное участие в
нем становится мотивом деятельности. Ребенок идет в школу для того,
чтобы его научили действовать с этим миром, но вместо этого его
сажают за парту и дают учебник. Мало того, лишают даже надежды на
ближайшее будущее (т.е. на период обучения в школе).
Почему же игра не получает дальнейшего развития в старшем
возрасте?
Хотя,
более
правомерно
было
бы
поставить
вопрос
по-
другому: почему ребенок перестает использовать игру для реализации
депривированных потребностей? Леонтьев говорит: «Удовлетворение
витальных
потребностей
ребенка
фактически
еще
отстранено
от
результатов его деятельности... Поэтому ему свойствен широкий круг
деятельности,
отвечающий
потребности,
которая
являет ся
безотносительной к ее предметному результату», т.е. ребенок имеет
возможность
играть.
Может,
эта
возможность
пропадает
уже
в
школьном возрасте? Но можно ли считать это нормальным явлением?
Ведь
не
находящие
реализации
потребности
все
равно
остаются.
Хотелось бы уточнить еще один момент. Часто ссылаясь на то, что игра
не должна преследовать достижение каких-либо утилитарных целей,
делают обратное заключение: если деятельность дает продуктивный
результат, она не является игровой. На этом основании из области
истинных игр исключают все игры, которые организуются специально
для достижения определенных целей (дидактические, терапевтические
и т.д.). Но даже при поверхностном анализе нетрудно заметить, что
практически любая игра ребенка способствует его развитию, обогащает
опыт. Мало того, сам ребенок отнюдь не считает, что он занимается
бесполезной деятельностью. Правда, пользу своей игры он видит не в
том, в чем ее замечают взрослые, да и сформулировать свою игровую
цель ребенку достаточно сложно, но, скорее, не из-за ее отсутствия, а
по причине неразвитости способности к рефлексии.
Игровые мотивы изменяются не только с возрастом, но и в ходе
самой игры. Так, даже взрослый человек, начиная играть, например, в
карты ради выигрыша, в процессе игры входит в азарт и играет уже
ради самого процесса игры. При этом, включаясь в игру в следующий
раз,
он
руководствуется
уже
не
только
желанием
выиграть,
но
воспоминанием о приятно проведенном за игрой времени.
Д.Б. Эльконин приводит слова Плеханова: «Человек смотрит на
предметы
с
точки
зрения
утилитарной,
и
только
впоследствии
становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения».
Это и есть основа истинной игры. Только при дальнейшем развитии
игры,
при
развитии
осознания
условности,
игра,
как
деятельность,
связанная
с
введением
новых
символов
и
оперированием
ими,
с
действием в плане образа, становится игрой в полном смысле этого
слова,
т.е.
в
том
значении,
в
котором
мы
рассматриваем
игру
как
психологический феномен.
Из
приведенного
рассуждения
можно
заключить,
что
высшее
развитие
игровой
деятельности
возможно
только
после
развития
у
ребенка
понятийного
мышления.
Напротив,
в
соответствии
с
общепринятым мнением, к этому времени игра практически исчезает из
жизни ребенка. Да, это соответствует социальной действительности, но
соответствует
ли
это
действительности
психологической?
Неужели
игра
отдает
свои
позиции
без
всякого
сопротивления,
не
оставляя
никаких
следов?
Нет,
сопротивление
есть,
о
чем
свидетельствуют
заявления
многих
педагогов
и
психологов,
которые,
при
условии
сохранения научной объективности, не могут игнорировать наличие
феномена игры в старшем возрасте. Только вот отношение к этому у
них
различное.
Большинство
относится
к
этому
как
к
проявлению
инфантильности,
а
иногда
и
более
резко
-
как
к
социально
нежелательному и даже опасному проявлению активности. Однако есть
и такие педагоги, которые предпочитают борьбе использование этого
9
«рудимента» в своих целях. И удивительно, но он начинает успешно
функционировать,
развиваться
и
вносить
существенный
вклад
в
развитие школьников.[4, с. 41]
Расширение
сферы
знаний
ребенка,
развитие
мышления,
вхождение
в
более
независимые
социальные
группы
приводит
к
развитию новых, ранее не имевших значения интересов, что в свою
очередь приводит к переходу к новым сюжетам игр, более широко и
глубоко представляющих действительность. Но силы и возможности
ребенка
при
моделировании
интересующей
его
действительности
ограничены;
необходимая
ему
модель
выходит
за
пределы
его
возможностей,
что
приводит
к
разрыву
между
его
интересами
и
возможностями. В результате мы приходим к сворачиванию сюжетно-
ролевой игры, но это происходит отнюдь не в связи с отказом ребенка от
нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления на
новом уровне имеющимися у ребенка средствами, т.е. это вынужденный
-отказ,
компромисс.
Почему
же
в
таком
случае
не
помочь
ребенку
организовать модель, соответствующую его новым интересам, сняв с
него
организационную
сторону
и
оставив
возможность
свободного
действия в роли?
Таким образом, мы приходим к выводу, что ролевая игра не
только возможна в старшем школьном возрасте, но ее использование
открывает как новые возможности развития для ребенка, так и новые
возможности организации обучения. Но чтобы сделать реальностью ее
широкое
использование,
необходимо
преодолеть
предубеждения
в
отношении
ролевых
игр,
дать
людям
возможность
играть,
снять
социальный запрет на игру. [8, с. 22]
Эмоциональный эффект ролевой игры строится на своего рода
открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре. Для понимания
этого обстоятельства представим себе ситуацию: человек приходит на
РИ с определенным чувственным опытом, то есть помнит какие-то свои
чувства и ощущения, которые он испытал в своей жизни, в процессе
игры он попадает в нестандартную ситуацию, которая не запечатлена в
его чувственном опыте, и, так как она для него нова, она является своего
рода
открытием
для
него.
Открытия
могут
быть
самыми
разнообразными, например: ощущение тяжести доспехов на плечах,
выполнение
маневра
стыковки
космического
корабля,
заключение
удачной сделки и т.п.
Но,
кроме
чувственной
стороны
дела,
существует
еще
и
интеллектуальная. Ведь кроме ощущений в ролевой игре могут быть
заложены еще и мысли, и определенное мировоззрение. Осознание идей
или осознание последствий применения этих идей для человека тоже
является своего рода открытием.
Можно сказать, что ролевая игра есть реальность, создающая для
игрока
возможности
новых
открытий
и
ситуаций.
Жизнь
конечно
богаче, зато игра более динамична и не так сильно карает за ошибки. А
сделать так, чтобы игра была яркой и захватывающей - это и есть задача
мастера игры.
Как же этого добиться? Для начала, надо сказать, что в среде
мастеров существуют различные «школы», которые подходят к игре, ее
созданию и управлению ею совершенно по-разному. Можно выделить
следующие
основные
школы
мастеров
ролевых
игр:
первую
школу
условно
назовем
театральной,
вторую
-
школой
психологического
погружения, третью - школой ролевого моделирования.
Суть первой школы состоит в том, что мастер при подготовке
игры уповает в основном на «загрузку игроков», введение их в роль еще
до начала игры. Различными методами игрок еще до игры включается в
систему ценностей своей роли, ее характер, атрибуты и т.д. и, наконец,
сливается
со
своей
ролью.
В
таком
состоянии
игроки
начинают
попросту жить в поле действия игры. Функции мастера на этом этапе,
11
этапе самой игры, почти полностью атрофируются и сводятся только к
роли судьи, уточняющего правила при конфликте игроков.
Суть
второй
школы
обратна
и
состоит
в
том,
что
мастер,
продумывая
атмосферу,
ментальность
игры,
не
проводит
никакой
супермасштабной «накачки» (= «загрузки») игроков. Ставка делается на
создание некоей атмосферы различными приемами: темнота, тесное
помещение,
специфичные
звуки,
пища,
определенные
отношения
игроков
друг
к
другу
и
себе.
Эта
же
атмосфера
должна
создать
определенную ментальность участников, которая и начнет двигать их
поступками. Часто в подобном типе игры используют полу стрессовые
ситуации (цейтноты, чрезвычайные ситуации и т.п.).
Как и полагается в таком типе игр, игроки и не подозревают, что
с ними случится этакая оказия. Вводные, в отличие от первой школы,
минимальные: летите с Марса после отпуска - и все.
Наконец, суть третьей школы состоит в моделировании через
определенные правила и стандарты неких закономерностей различных
миров: фантастических или реальной исторической действительности
Земли,
которые,
будучи
построены
на
различных
экономических,
политических,
социальных,
экологических,
а
иногда
даже
на
физических
противоречиях,
ставят
игроков
в
определенные
«объективные» противоречивые отношения друг с другом. Это, в свою
очередь, является мотором, раскручивающим динамику игры. Работа
мастера в этом случае разбивается на три этапа:
выработка
моделей,
создание
определенной
картины
моделируемых противоречий;
некоторая
работа
по
подготовке
игроков
(пункты
1
и
2
проводятся до игры);
уже в процессе игры отслеживание заложенных закономерностей
и обеспечение их реализации (мастер как законы природы). [9]
Пояснив
основные
подходы
этих
школ,
необходимо
сделать
замечание.
Это
деление
не
всегда
корректно
использовать
по
отношению к игре, хотя, конечно, иногда чистые модели определенной
школы
имеют
место.
В
достойной
игре,
как
правило,
всегда
есть
сильные игроки, включившиеся в свою роль и задающие определенный
тон (можно говорить о присутствии характеристики первой школы);
игроками и мастерами создана атмосфера, некий дух игры, в котором
более слабые игроки заражаются этой атмосферой и начинают играть
под воздействием этой ментальности (характеристика второй школы); в
игру
заложены
разнообразные
сюжетные
линии,
позволяющие
реализовать
инициативу
и
творческий
дух
игроков
(характеристика
третьей
школы).
Именно
в
силу
присутствия
всех
этих
явлений
в
хорошей игре, явлений, объективно возникающих из природы игры,
такое деление игр, как мы уже сказали, не всегда имеет место. Мы
говорим здесь не о различии игр, а, скорее, о различиях в методах,
используемых мастером для их (игр) создания.
1.3 Возможный эффект от применения игр в школе
1.Зеркало мира
Человека
можно
развернуть
к
собственной
«роли»,
т.е.
продемонстрировать ему «дырки» в собственном стереотипе поведения
(а также в идеале поведения), границы применимости этого стереотипа
либо расхождения между декларируемым и реальным состоянием дел
(на
последнее
люди
реагируют
особенно
бурно).
Фактически,
роль
з а д а е т
л и ш ь
ц е л ь ,
кото ру ю
н е о бход и м о
д о с т и г н у т ь ,
а
приемлемость/неприемлемость решений («любой ценой») отдается на
откуп игроку - и в этом и состоит смысл этого варианта симуляции.
13
В этом случае перевоплощение практически отсутствует - скорее
происходит «подчеркивание» тех черт, которые и так были заложены в
человеке. Ведь большинство наших принципов (чем выше принципы,
тем
больше)
остаются
во
многом
абстракцией:
реальная
жизнь
практически не проверяет их на прочность (и на нашу верность им).
При помощи игры можно обострить ситуацию - только нужно потом
каче ственно
отрефлектировать
результаты,
чтобы
вм е с то
образовательного эффекта не нанести душевных ран.
2.Виртуальная лаборатория
Суть этого варианта состоит в том, что игровой мир и места
игроков
в
нем
ре ализуют
некоторую
модель,
п р и н ц и п ы
функционирования которой неизвестны. Скажем, почему невозможно
удерживать инфляцию при эмиссии - очень актуальный по нынешним
временам вопрос. То есть игра строится на принципе: «не узнаешь, пока
не попробуешь» - симуляции в обычном понимании этого слова или
«имитационном моделировании».
Задаем начальное положение, правила функционирования - и
поехали смотреть за развитием ситуации, поглядывая, чтобы краевые
условия не нарушались. Интерес представляет не только развитие игры,
но и мотивации, оценки, возникшие у игроков: «а почему Вася Иванов
поступил именно так, ведь я бы на его месте поступил бы совсем по-
другому», а потому резко возрастает привлекательность обсуждения
(раскрытия карт), подведения итогов, что и само по себе полезно.
3. Интерактивная модель
Школьники зачастую довольно хорошо усваивают понятия, но
совершенно
не
умеют
оперировать
ими,
использовать
их
в
деятельности. Когда это возможно, необходимо осваивать изучаемые
школьниками понятия в реальной деятельности, но возможно это как
раз далеко не всегда, вот тут-то на помощь приходит интерактивная
модель - ролевая игра. Кроме того, в таких играх, как уже отмечалось,
повышен
мотивационный
компонент,
поскольку
освоение
данных
понятий
служит
не
целью,
а
средством
достижения
определённой
деятельностной установки.
4.Погружение в эпоху
При
изучении
предметов
гуманитарного
цикла
(истории,
литературы, обществоведения, МХК и т.п.) часто возникает проблема
донесения
«образа
иного
мира»,
мыслей
и
чувств
другой
эпохи.
Особенно это важно для учащихся гуманитарных классов, которым сам
бог велел... Ролевая игра может помочь устроить этакое погружение в
ментальность
эпохи,
после
чего
учебный
материал
воспринимается
совсем по-другому (впрочем, это происходит уже на этапе подготовки к
игре).
5. Дидактический материал
Как
мы
уже
говорили,
игра
оставляет
у
ребят
яркое
и
незабываемое впечатление. Происходит не только интеллектуальное, но
и
эмоциональное
восприятие,
носящее,
кроме
того,
личностный
15
характер. Примерами из игры и аналогиями с происходившими там
событиями можно оперировать еще долгое время на самых различных
уроках.
Причем
степень
«наглядности»
данного
материала
будет
значительно
выше
любого
другого
дидактического
материала
(диаграмм, иллюстраций и т.п.). [9]
У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от
всех
прочих
видов
интеллектуальных
игр:
карточных,
логических,
настольных и других.
Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. Если
в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя
и
судьи,
то
здесь
он
является
основным
действующим
лицом,
организующим команду игроков и отвественным за развитие игрового
мира.
Во-вторых,
в
ролевых
играх
не
бывает
победителей
по
той
причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в
одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков -
выполнить
определенную
задачу,
изложенную
в
сценарии,
все
подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что
игроки
сообща
играют
против
ведущего,
хотя
это
будет
не
совсем
правильно: скорее они играют против сценария, стремясь преодолеть
все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели.
В третьих, ролевая игра - интереснейший творческий процесс.
Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный
вид
заставляет
участников
в
наибольшей
мере
проявить
свой
творческий
потенциал.
Каждый
игрок
-
создатель,
автор
своего
персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих
персонажей.
В
четвертых,
у
ролевых
игр
отсутствует
один
важный
недостаток,
имеющийся
у
всех
прочих
игр.
Любая
игра
может
наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают
т аким
про стором
для
фант азии
и
воображения,
т а к и м и
неограниченными
возможностями,
что
варьировать
различные
их
детали можно до бесконечности. Если вам наскучит играть какого-либо
персонажа,
просто
создайте
нового
героя,
если
вам
надоест
фантастический мир далекого будущего, смените его на сказочный мир
средневековья или шпионскую историю наших дней. Игрок может стать
ведущим, а ведущий - игроком. Наскучить может лишь сценарий, но не
сама игра.
Отсюда следует и пятая своеобразная черта ролевой игры - в нее
можно
играть
бесконечно
долго,
единственным
пределом
являются
фантазия и воображение. Если команда игроков успешно завершила
одно приключение, то она сразу может начать новое, если ведущий к
этому готов и припас еще один интересный сценарий.
17
2 .Ролевые игры на уроках английского языка.
Игры
вообще
и
ролевые,
в
частности,
представляют
собой
мощное образовательное средство. Как у любой технологии, у ролевых
игр есть своя область применения, свои плюсы и минусы.
Механизмы,
которые
делают
игры
уникальным
средством
педагогики.
Рассмотрим те механизмы, которые делают игры уникальным
средством педагогики :
Мотивация.
Одна
из
огромных
проблем
современного
образования
—
это
пассивность
ученика.
Он
получает
ответы
на
вопросы, которых не задавал. Любая игра, чтобы быть игрой, создает у
игрока мотив, желание чего-то достичь.
Образовательная ролевая игра обычно меняет местами мотив и
цель — те знания, овладение которыми является образовательной целью
игры,
рассматриваются
как
средство
для
достижения
определенной
игровой цели.
Прикладной характер получаемых знаний. Еще одна из проблем
образования — это самоценность знаний, ведущая к ситуации «игры в
бисер», когда ученик не рассматривает знания как что-то применимое к
действительности. Игра — не действительность, но может заставить
взглянуть на знания как на то, что может принести реальную пользу:
математика
—
рассчитать
трассы
полетов
в
космосе,
физика
—
придумать схему работы необходимого устройства и т.д.
Субъектность
участника-ученика.
Одним
из
важнейших
принципов современного образования является принцип субъектности
ученика. Заключается он в том, что ученик должен быть активным
участником, субъектом собственного образования — не мы его учим, а
он учится.
Овладение
не
только
знаниями,
но
и
способами
получения
знаний.
Например,
при
играх
в
различные
варианты
«НИИЧАВО»
большое
значение
имеют
метакогнитивные
умения
—
работа
с
теориями, гипотезами, формирование экспериментов и т.п.
Игры работают не только с когнитивным пространством ребенка,
но и в целом с его личностью, захватывая ценностные, эмоциональные,
моральные, мотивационные аспекты.
Эти механизмы демонстрируют преимущества ролевых игр как
образовательного средства. Недостатки являются продолжением их же
достоинств. К ним можно отнести:
Большие
энергетические
затраты
не
только
мастеров
—
организаторов, но и участников.
Сравнительно
(с
традиционной
педагогикой)
малый
объем
собственно
новой
информации.
Игра
хороша
скорее
как
средство
освоения
(усвоения,
присвоения,
овладения)
уже
имеющейся
информации, но в качестве источника новой информации представляет
собой значительно более медленное средство.
Если
говорить
о
традиционной
триаде
целей
педагогики
(обучение,
развитие
и
воспитание),
то
игры
более
эффективны
как
средство развития (формирования новых способов деятельности или
мышления, например) и воспитания.
Если
сменить
слово
«недостаток»
на
слово
«специфика»,
то
можно сделать следующие выводы:
19
Игра не может являться единственным средством образования,
но
является
очень
эффективным
средством
усвоения
полученных
традиционным путем знаний.
Игры более эффективны при изучении гуманитарных наук —
литературы,
истории,
английского
языка,
обществознания.
Но
существуют
очень
интересные
разработки
физиков,
математиков,
биологов.
Игры незаменимы как средство развития и воспитания личности.
В реальных условиях современной школы хорошо приживается
лишь малое количество игр, поэтому игры могут использоваться либо
как факультативные средства обучения (погружения раз в четверть),
либо должны быть вынесены за рамки традиционной школы (клубы,
игровые экспериментальные школы и т.д.)
2.2 Значение ролевых игр на уроках английского.
Известно,
что
ролевая
игра
представляет
собой
условное
воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности
людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения
здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением
интереса к предмету.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и
учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает
традиционный
барьер
между
учителем
и
учеником.
Игра
дает
возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем
самым
преодолевать
барьер
неуверенности.
В
играх
школьники
овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу,
поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с
его мнением или опровергнуть его.
Практически все время в ролевой игре отведено на речевую
практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально
активен,
т.
к.
он
должен
понять
и
запомнить
реплику
партнера,
соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
Ролевая
игра
мотивирует
процесс
обучения,
она
отвечает
на
вопросы (Почему?) - мотив и (Зачем?) - цель, т.е. нужно что - то сказать.
Центром внимания становится содержание беседы.
Игры положительно влияют на формирование познавательных
интересов
школьников,
способствуют
осознанному
освоению
иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как
само стоятельно сть,
инициативно сть;
во спитанию
ч у в с т ва
коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг
другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет
учебной деятельностью.
Ролевая
игра
позволяет
учитывать
возрастные
особенности
учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает
как
эффективное
средство
создания
мотива
к
иноязычному
диалогическому общению,
способствует реализации деятельиостного
подхода
в
обучении
иностранному
языку,
когда
в
центре
внимания
находится ученик со своими интересами и потребностями.
2.3 Структура ролевой игры.
В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли,
исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на
уроке
могут
быть
социальными
и
межличностными.
Первые
обусловлены
местом
индивида
в
системе
объективных
социальных
отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые
определяются местом индивида в системе межличностных отношений
21
(лидер,
друг,
соперник
и
др.)
Подбор
ролей
в
игре
должен
осуществляться
таким
образом,
чтобы
формировать
у
школьников
активную
жизненную
позицию,
лучшие
человеческие
качества
личности.
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает
как
способ
ее
организации.
При
создании
ситуации
необходимо
учитывать
и
обстоятельства
реальной
действительности,
и
взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты
ситуации:
1) субъект,
2) объект (предмет разговора),
3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого
акта.
Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые
выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как
разновидность
игровых
действий
органически
связаны
с
ролью
-
главным компонентом ролевой игры - и составляют основную, далее
неразложимую
единицу
развитой
формы
игры
(Д.Б.Эльконин).
Они
включают
вербальные
и
невербальные
действия,
использование
бутафории.
Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры
на
уроках
иностранного
языка
способствует
положительным
изменениям
в
речи
учащихся
как
в
качественном
отношении
(разнообразие
диалогических
единств,
инициативность
речевых
партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном
(правильность речи, объем высказывания, темп речи).
2.4. Основные требования к ролевым играм.
Игра
должна
стимулировать
мотивацию
учения,
вызывать
у
школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует
проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как
содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в
необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом
условии их речь будет естественной и убедительной.
Ролевая игра должна быть принята всей группой.
Она
непременно
проводится
в
доброжелательной,
творческой
атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости.
Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее
будет он в общении.
Игра
организуется
таким
образом,
чтобы
учащиеся
могли
в
активном
речевом
общении
с
максимальной
эффективностью
использовать отрабатываемый языковой материал.
Учитель
непременно
сам
верит
в
ролевую
игру,
в
ее
эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших
результатов. Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры
меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует
деятельность
учащихся,
но
постепенно
он
становится
только
наблюдателем.
Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя
установить контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на
занятии- очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.
2.5 Классификация ролей.
23
Ролевая игра-это не эпизодический прием, к которому время от
времени
прибегает
преподаватель,
а
основная
форма
организации
учебно- воспитательного процесса, охватывающая все этапы работы над
учебным материалом: введение, тренировку в общении и практику в
общении.
Существуют различные способы классификации ролей:
- статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или
приобретены
в
течение
жизни:
роль
гражданина
определенного
государства и так далее.
-
позиционные
роли
обычно
кодированы
правилами,
определяющими некоторую позицию в обществе: профессиональная,
семейная роли и т.д.
-
ситуативные
роли,
представленные
в
виде
фиксированных
стандартов
поведения
и
деятельности,
для
проигрывания
которых
достаточно быть кратковременным участником ситуации общения: роль
гостя, туриста, пешехода и др.
Формы проведения ролевых игр.
Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках
английского языка. Ниже мы приводим некоторые их них.
- презентация
- интервью
- заочное путешествие
- пресс-конференция
- круглый стол
- телемост
- экскурсия
- сказка
- репортаж
- клуб по интересам
2.6 Методическое обоснование ролевых игр.
Что представляет собой ролевая игра? Что мы обычно понимаем
под ролевой игрой? Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают
ее в определенной ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в
классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, звездные
войны
и
т.д.
И
те,
и
другие
бессознательно
создают,
творят
свою
собственную
реальность
и,
делая
это,
оперируют
своими
знаниями
реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими
людьми.
В
этой
ситуации
нет
зрителей.
В
ситуации
отсутствует
риск
коммуникации
и
поведения
реального
мира.
Деятельность
доставляет
удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль
скорее укрепит нежели разрушит уверенность в себе.
Вторым преимуществом ролевой игры является то, что она дает
возможность
использовать
неподготовленную
речь.
Основная
цель
любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.
Каковы преимущества использования ролевой игры в классе:
Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены
разнообразные а)формы опыта; б) могут использоваться разнообразные
функции, структуры, большой объем лексического материала. Ролевая
игра
может
превзойти
возможности
любой
парной
и
групповой
деятельности,
тренировать
учащихся
в
умении
говорить
в
любой
ситуации на любую тему.
Ролевая
игра
ставит
учащихся
в
ситуации
в
которых
им
требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые
необходимы
как
смазочный
материал
в
работе
социальных
взаимоотношений, которыми так часто пренебрегают наши учителя.
25
Некоторые
люди
часто
учат
английский
для
того,
чтобы
подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей,
путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый материал,
который
им
понадобится
во
время
поездки
и
очень
важно,
чтобы
впервые они могли испробовать свои силы в дружеском окружении
классной
комнаты.
Для
них
ролевая
игра
становится
очень
важной
генеральной репетицией к реальной жизни.
Ролевая
игра
снабжает
застенчивых,
неуверенных
в
себе
учащихся
"маской"
за
которую
они
могут
спрятаться.
Учащиеся
испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении
делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в
ролевой
игре
такие
учащиеся
получают
обычно
освобождение,
поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.
Преимущество
использования
ролевой
игры
в
том,
что
она
доставляет
удовольствие
играющим
в
нее.
Как
только
учащиеся
начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием
дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится,
то учебный материал усваивается намного эффективнее.
Рол е ва я
и г р а
о бл а д а е т
ц е л о й
г а м м о й
т е х н о л о г и й
(коммуникативной технологией, которая развивает языковую беглость
учащихся,
способствует
взаимодействию
в
классе
и
повышает
мотивацию).
Процесс обучения состоит из нескольких фаз:
- фаза презентации;
- фаза полузнаний;
- фаза закрепления.
Ролевая
игра
принадлежит
к
категории
технологии
обучения
языку, которую относят к технологии обучения с низким вводом и
высоким
выводом.
Это
означает,
что
сконцентрированная
вокруг
учителя фаза презентации очень коротка. После короткого вступления
учащиеся погружаются в деятельность в которой выполнение задания
намного
важнее,
чем
использование
точных
слов;
деятельность,
в
которой
беглость
превалирует
над
аккуратностью.
Естественно,
что
язык, который учащиеся используют в ролевой игре, а вернее языковый
материал, должен быть введен на более ранних стадиях обучения.
Ролевая
игра
пригодна
для
каждого
вида
работы
с
языком
(отработка
структур,
лексики,
изучение
функций,
интонационных
моделей), это также использование правильного слова в правильном
месте и в правильное время.
Ролевые
игры,
которые
обрабатываются,
заучиваются
и
проигрываются для других учащихся - не являются больше ролевыми
играми, а называются драматическими представлениями. Ролевая игра
касается в основном процесса игры, а не готового продукта. Это должно
быть
уяснено
с
самого
начала,
поскольку
многие
учащиеся
очень
застенчивы и они робеют, когда их заставляют участвовать в спектакле.
И, кроме того, они часто убеждены в том, что они не обладают талантом
игры. В ролевой игре они не участвуют в спектакле, там нет публики.
Даже учитель должен отойти на задний план, поскольку его присутствие
может
препятствовать
-
своей
готовностью
наброситься
на
ученика
каждый
раз,
когда
допускаются
ошибки.
Обучение
наиболее
эффективно в атмосфере, свободной от напряжения. Ролевая игра может
быть показана другим или записана на пленку, но это не обязательно.
2.7 Ролевая игра это изучение языка.
27
Основные моменты, на которые следует обратить внимание при
организации ролевой игры:
При
организации
ролевой
игры
следует
начинать
всегда
с
парной, а не с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с
кем-то одним, находящимся рядом с вами или перед вами, не нарушая
планировки). Существует еще и психологическое обоснование.
На
начальных
этапах
следует
организовать
короткие
виды
деятельности, которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре.
Ролевая игра должна быть рассчитана на разнообразные типы
учащихся. - Учащиеся должны понимать ситуацию и то, что написано в
ролевой карточке
перед началом игры.
Следует быть очень тактичным, не огорчайтесь если одна или
две пары не принимают участие в деятельности. Помните, что когда вы
проводили обычные уроки, они могли также оставаться совершенно
безучастными, о чем-то думать или мечтать, а вы не замечали этого.
Не используйте ролевой игры чересчур трудной и требующей
эмоциональной
перегрузки,
до
тех
пор,
пока
ваши
учащиеся
не
привыкнут к этому виду деятельности. Если же вы этого не учтете, то
учащиеся
могут
перейти
на
родной
язык.
Старайтесь
терпимее
относиться к небольшим языковым вторжениям на родном языке, если
это помогает продвижению ролевой игры.
Если
ваши
учащиеся
все
же
переходят
на
родной
язык,
то
устанавливайте задания более развернуто, начиная с работы в парах и
легкой
ролевой
игры
с
информационными
заданиями.
Если
это
не
срабатывает, то это означает, что ваша аудитория слишком закрепощена
и
необходима
предварительная
подготовка
(коммуникативные
упражнения) чтобы учащиеся расковались.
Всегда продумывайте последующие виды деятельности для тех
групп или пар, которые заканчивают раньше других.
Установите
точный
лимит
времени
и
старайтесь
добиваться,
чтобы каждый этап ему соответствовал.
Ролевая
карточка
должна
быть
краткой.
Если
предполагается
использование
каких-то
лингвистических
структур,
то
учащиеся
должны быть с ними хорошо ознакомлены. Когда учащиеся прочтут
свою ролевую карточку, они должны либо вернуть ее учителю либо
перевернуть ее и обращаться к ней только тогда, когда им необходимо.
2.8 Виды и категории игр
Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает
атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в
обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет
отрицательную
реакцию
со
стороны
собеседника.
Подобно
этому
ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет
основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».
Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся,
или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые
ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую
активность учащихся.
Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных
движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не
только научить читать и считать, закалить не только физически, но и
нравственно. Ибо для ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь.
Использование
различных
игр
на
уроке
иностранного
языка
способствует
овладению
языком
в
занимательной
форме,
развивает
память,
внимание,
сообразительность,
поддерживает
интерес
к
иностранному языку.
Игры
на
уроках
иностранного
языка
можно
и
нужно
использовать
также
для
снятия
напряжения,
монотонности,
при
29
отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.
Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период
характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с
тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила
положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным
стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению
иностранного языка начинает ослабевать.
При планировании уроков и подборе к ним различных игр я
стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и
уровень
их
развития
и
информированности,
в
некоторых
случаях
-
опору на родной язык.
Использование
игр
на
уроках
иностранного
языка
помогает
учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его
положительные
личные
качества
(трудолюбие,
активно сть,
самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве
и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в
своей
книге
«Обучающие
игры
на
уроках
английского
языка»
подразделяет игры на следующие категории:
- лексические игры;
- грамматические игры;
- фонетические игры;
- орфографические игры;
- творческие игры.
Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях,
приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся;
- знакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Учитель и ученики
Во
время
устного
вводного
курса
школьники
знакомятся
с
большим
количеством
лексических
единиц.
И
большую
помощь
в
освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников».Ученик в
роли
учителя
задает
вопросы
ученику,
показывая
картинку
с
изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем
играющие меняются местами .Я стараюсь ,чтобы в паре работали слабо
подготовленный с хорошо подготовленным.
Стрельба по мишеням
Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней
буквы предыдущего и т.д.
В магазине
На прилавке магазина разложены различные предметы одежды
или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают
то, что нужно.
P1 : Good morning!
P2 : Good morning!
P1 : Have you a red blouse?
31
P2 : Yes, I have. Here it is.
P1 : Thank you very much.
P2 : Not at all.
P1 : Наve you a warm scarf?
P2 : Sorry, but I haven`t.
P1 : Good bye.
P2 : Good bye.
Собери портфель
В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.
Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.
Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в
портфель, называя каждый предмет по-английски:
This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)
В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он
берёт:
This is a book. This is an English book. This is a very nice book.
Цветик-семицветик
Оборудование:
ромашки
со
съемными
разноцветными
лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по
цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки
возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc.
Последняя буква
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход
игры:
образуются
две
команды.
Представитель
первой
команды
называет
слово,
обучаемые
из
другой
команды
должны
придумать
слово
на
букву,
которой
заканчивается
слово,
названное
первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней
назовёт слово.
Цвета
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает
команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д.
одного цвета.
Например: A white dog
Самый интересный рассказ
Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить
рассказ
на
определённую
тему
(«В
зоопарке»,
«Поездка
за
город»,
«Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый
интересный рассказ и допустившая меньше ошибок.
Составь слово
Учащимся
предлагается
список
существительных.
Надо
подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное
существительное.
33
Например: Snow
Foot BALL
Basket
Что это?
В
руках
ведущего
–
черный
ящик
(или
коробка),
в
котором
находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему
по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что
находится в ящике.
Знаете ли вы животных?
Представители
от
каждой
команды
по
очереди
произносят
названия животных: a fox, a dog, a monkey и т. д.
Побеждает тот, кто последним назовет животное.
Собери картинку
Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей
от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с
помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is
blue (grey, etc.)
Собери букет
Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние
листья.
Учитель:
У
каждого
из
вас
есть
любимый
учитель.
Давайте
соберем букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие:
называть цвет каждого цветка или листочка правильно, иначе букет
быстро завянет.
Ученик: This is a red flower. This is a yellow flower. Etc.
Пантомима
Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника»,
можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а
группа
ребят
располагается
у
доски.
Каждый
жестами
и
мимикой
изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит
ведущему: Guess what every pupil is doing.
Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises.
That girl is washing her face. That boy is sleeping. Etc.
Грамматические игры
Цели:
-
научить
учащихся
употреблению
речевых
образцов,
содержащих определенные грамматические трудности;
-
создать естественную ситуацию для употребления данного
речевого образца.
Игра с картинкой
Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous
можно
использовать
игру
с
картиной.
Школьникам
предлагается
угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке,
которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например:
P1: Is the girl sitting at the table?
T : No, she is not.
35
P2: Is the girl standing?
Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на
картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
Лото
Лото
«Глаголы
в
картинках»
является
хорошим
наглядным
пособием для тренировки грамматических форм.
На
картах
-
несколько
картинок,
изображающих
какие-либо
действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы,
чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает
фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is
he doing?
Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают: He is
doing.
При правильном ответе он получает фишку.
Будьте внимательны
Цель – автоматизация навыков в употреблении общих вопросов.
А. Can a boy swim? В. Do fishes live in the sea?
Can a cat fly? Do books sing?
Can a fish run? Do you live in a tree?
Can a bird fly? Does Pete go in for sports?
Can you swim?
Комментатор
Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их,
например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window.
Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное
действие.
Победителем
становится
тот,
который
набрал
большее
количество карточек.
What do you like to do?
Цель – активизация в речи общих вопросов.
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные
задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До
тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.
Have you…
Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с
глаголом
to
have.
На
столе
учителя
разложены
игрушки.
Ученикам
предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно
повторить
с
учащимися
все
названия
по-английски/.
Затем
ученики
отворачиваются,
а
ведущий
берёт
со
стола
какую-либо
игрушку
и
прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики
задают вопросы ведущему: Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так
до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку.
Он и занимает место ведущего.
Changes
Один ученик выходит из класса. В это время в классе происходят
какие-то
изменения:
один
или
два
ученика
меняют
свои
места
за
партами, передвигается стул, открывается окно и т. п. Когда водящий
возвращается, он должен ответить на вопрос
37
«What has changed?» т.е. назвать всё, что изменилось в классе.
Например: The window was shat, now it is open. Pete was at the first desk,
now
he
is
at
the
third
desk.
Счёт
может
быть
командным
или
индивидуальным.
За
каждое
правильное
предложение
команда
/или
ученик/ получает одно очко.
Любимое занятие Карлсона
Ребята, вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Передо
мной
картинка,
на
которой
изображен
Карлсон
за
своим
любимым
занятием. Угадайте, что он делает. Учащиеся задают вопросы: Is he
playing ball? Is he reading a book? еtc.
Комнатный бой
Это грамматическая игра на отработку структуры. В игре – два
человека.
Каждый
из
участников
рисует
план
своей
комнаты(они
не
должны
видеть
рисунков
друг
друга),
а
также
пустой
квадрат,
представляющий
собой
план
комнаты
партнера,
который
будет
заполняться «мебелью» в ходе игры. При этом заранее оговариваются
названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди
задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в
комнате партнера. Например: Is there a table in the middle of the room? Is
there a TV-set in the left corner?
Если
ответ
утвердительный,
то
спрашивающий
делает
соответствующие
рисунки
в
пустом
квадрате
и
задает
следующий
вопрос. Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и
отвечает на вопросы партнера. Выигрывает тот, кто первым отгадал
расположение мебели в комнате партнера и заполнил пустой квадрат.
Подарки
Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления
изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два
ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие
должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут
делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник
игры
придумывает
по
одному
предложению.
Выигрывает
команда,
которая
быстрее
справиться
с
заданием
составит
предложения
без
ошибок.
Цифры
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске
записывается
вразброску
одинаковое
количество
цифр.
Учитель
называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро
найти
и
вычеркнуть
названную
цифру
на
своей
половине
доски.
Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Кругосветное путешествие
В пятом классе вводится структура «There is а book on the desk»,
которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного
закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие».
Я начинаю игру, например, так: There is a blackboard on the wall. и т.д.
39
Игровые
упражнения
для
работы
с
лексико-грамматическим
материалом
Основной задачей этой группы упражнений является управление
учебно- познавательной деятельностью обучаемых и формирование у
них
лексических
навыков,
а
также
организация
интенсивной
самостоятельной
работы
на
учебных
занятиях
с
целью
овладения
правилами употребления конкретных языковых единиц.
Запомните предметы
Учитель на столе раскладывает определённые предметы, даёт
посмотреть на них детям в течение одной – двух минут, затем накрывает
их бумагой и просит одного ученика назвать все предметы, которые он
запомнил. Затем все ученики записывают их названия на английском
языке.
Угадайте род занятий
По теневым изображениям ученики отгадывают, определяют род
занятия людей.
Лесенка
Первый играющий говорит: “Today I had for dinner some …” и
называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы “A”- apples.
Второй ученик говорит: “Today I had for dinner some apples and
bananas”,
повторяя то, что сказал его товарищ, и называя слово на
букву «В». И так далее, пока все ребята не выполнят условия игры. Тот,
кто не смог повторить все слова, сказанные до него другими учащимися,
и назвать свое слово, выбывает из игры.
Фонетические игры
Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
Широкие и узкие гласные
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают
руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко,
руку
поднимать
нельзя.
Выигрывает
команда,
которая
допустила
меньше ошибок.
Кто правильнее прочитает?
Цель:
формирование
навыка
произношения
связного
высказывания или текста.
Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или
отрывок из него (считалка, скороговорка).
Преподаватель читает и
объясняет
значение
слов,
предложений,
обращает
внимание
на
трудности
произношения
отдельных
звуков.
Текст
несколько
раз
прочитывается обучаемыми. После этого даются две – три минуты для
заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны
прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца.
За
безошибочное
чтение
начисляются
очки;
за
каждую
ошибку
снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Чья команда лучше споет песню «What is your name?»
Команда – победительница получает пять баллов.
41
Пение
на
уроках
иностранного
языка
позволяет
включить
в
активную
познавательную
деятельность
каждого
ребенка,
создает
предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных
эмоций.
Незнайка и мы
В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык.
Теперь
ребята
не
просто
повторяют
звуки,
они
стараются
научить
Незнайку
правильному
произношению.
Незнайка
показывает
детям
транскрипционные
знаки,
а
ребята
хором
называют
их.
А
чтобы
проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать
ошибки.
Если
звук
произнесен
правильно,
дети
молчат,
а
если
неправильно, они дружно хлопают в ладоши.
Who knows the symbols of the sounds better?
Учитель
произносит
английские
звуки,
а
ребята
показывают
соответствующие
транскрипционные
знаки.
Можно
видоизменить
условия
игры:
учитель
показывает
транскрипционные
знаки,
а
вызванные
ученики
произносят
соответствующий
звук
или
слово,
содержащее данный звук.
Sending a telegram
Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя
в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова,
делая паузу после каждого слова.
Орфографические игры
Цель данных игр – упражнение в написании английских слов,
тренировка памяти.
Буквы рассыпались
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе
бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у
меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и
рассыпает
их
на
столе:
«Кто
быстрее
догадается,
какое
это
было
слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово.
Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам
пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие
повторяется.
Дежурная буква
Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход
игры:
Обучаемым
раздаются
карточки
и
предлагается
написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на
определенном месте.
Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная
буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в
которых буква «О» стоит на первом месте?»
Телеграммы
Цель: развитие орфографического и лексического навыков.
43
Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово.
Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое
слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе-
со второй буквы и т.д.
Картинка
Цель: проверка усвоения орфографии изученного материала.
Ход
игры:
каждый
участник
получает
по
картинке
с
изображением
предметов,
животных
и
т.
д.
Представители
команд
выходят
к
доске,
разделенной
на
две
части,
и
записывают
слова,
соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того,
как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою
картинку.
Выигрывает
команда,
которая
быстрее
и
с
меньшим
количеством ошибок запишет все слова.
Кто больше?
Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического
материала.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна
записать
на
доске
как
можно
больше
слов
по
темам:
а)
названия
спортивных игр; б) животные; в) цвета и т. д.
Игра для работы с алфавитом «Пять карточек»
Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: учитель показывает каждому из участников игры 5
карточек
с
буквами
английского
алфавита.
Выигрывает
тот,
кто
правильно и без пауз называет все 5 букв.
Испорченная пишущая машинка
Цель: формирование орфографического навыка.
Ход
игры:
учитель
распределяет
все
буквы
алфавита
между
обучаемыми. Затем он предлагает каждому ударить свою «клавишу», то
есть
назвать
свою
букву.
После
того
как
обучаемые
научатся
автоматически реагировать на услышанный звук или написанную букву,
им
предлагается
«напечатать»
слова,
сначала
предъявляемые
преподавателем на карточках, а затем произносимые вслух. Побеждает
тот, который сделает меньше ошибок.
Слова с определенной буквой
Цель: формирование навыка орфографической памяти.
Ход игры: обучаемым предлагается быстро просмотреть список
слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает
тот, кто сможет назвать больше слов.
Алфавит-словарь
Цель: формирование навыка составления слов из букв.
Ход игры: для игры следует подготовить примерно 100 карточек
с буквами (например, по 10 с буквами a, e, i; по 1 с буквами j, q, z, x; по
5 с буквами п, t, и по 4 карточки с заглавными буквами A, B, P, K, N, L).
Преподаватель
раздаёт
обучаемым
по
несколько
карточек.
Обучаемый, у которого на карточке есть заглавная буква А, начинает
игру. Он выходит к доске, и, держа карточку так, чтобы видели все,
называет букву. За ним выходит его сосед по парте с буквой, которая
может быть продолжением слова. Если у него нет подходящей буквы, то
45
слово должен продолжить обучаемый, сидящий за следующей партой и
т. д.
Тот, кто закончит слово, прочитает его и получает право начать
другое
слово.
Использованные
карточки
возвращаются
учителю.
Выигрывает
тот,
кто
принял
участие
в
составлении
наибольшего
количества слов.
Темп игры должен быть быстрым. Игру можно усложнить, давая
задание составить существительные с определением.
Где буква?
Цель
игры:
формирование
навыка
диффе ре нциа ции
звукобуквенных соответствий.
Ход
игры:
преподаватель
пишет
на
доске
несколько
слов
и
предлагает
обучаемым
найти
среди
них
три,
в
которых
буква
…
читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.
Taking steps
Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель
показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют
слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он
делает
шаг
вперёд.
Тот
ученик,
который
первым
достигнет
противоположной стены классной комнаты, считается победителем.
Word-building
Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны
составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого
слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество
слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова:
son
are
so
rose и т. д.
Языковые игры
Цель:
языковые
игры
предназначаются
для
формирования
произносительных,
лексических,
и
грамматических
навыков
и
тренировки
употребления
языковых
явлений
на
подготовительном,
предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.
Переведи слово
Каждому участнику игры дается английское слово для перевода
на русский язык. Ответ должен быть моментальным.
Собери пословицу
Ведущий читает начало пословицы, команды должны закончить
ее. При правильном ответе команда получает балл.
Например: A friend in need … is a friend indeed
Расскажи стихотворение
47
В ед ущий
зач ит ывает
первую
ст роч ку
а н гл и й с ко го
стихотворения, а команда должна его закончить.
Творческие игры
Цель этих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых
навыков
и
умений.
Возможность
проявитъ
самостоятельность
в
решении
речемыслительных
задач,
быстрая
реакция
в
общении,
максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества
речевого умения могут быть проявлены в этих играх. Творческие игры
тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Кто я такой?
Цель: тренировка простого диалога и логического мышления.
Учитель подготавливает заранее карточки, на которых пишет
имена
и
фамилии
известных
людей
или
литературных
персонажей.
Например:
Гарри
Поттер.
По
жребию
выбирается
водящий.
Он
показывает карточку остальным учащимся, но сам не должен видеть,
что на ней написано. После этого водящий начинает задавать вопросы
всем остальным участникам игры. Они имеют право отвечать на эти
вопросы только «yes» или «no». Например:
Am I a man? – Yes
Am I Russian? – No.
В
это
время
водящий
должен
угадать,
чье
имя
написано
на
карточке. Необходимо только оговорить, чтобы это было известный
человек.
Отгадай, что мы загадали
Водящий выходит за дверь, а все остальные участники игры
загадывают пройденное по теме слово. Задача водящего – угадать с
помощью вопросов. Например: Is it a sofa? Is it a table? И так далее.
К творческим заданиям относятся различные рисунки, проекты,
газеты и плакаты, сочинения, которые также играют важную роль в
обучении иностранному языку.
Заключение
Ошибки
являются
неотъемлемой
частью
процесса
обучения
языку,
и
возможность
свободно
делать
ошибки
на
уроке
скорее
содействует
обучению
нежели
сдерживать
его.
Они
постепенно
исчезают, по мере того, как учащиеся становятся более компетентными и
уверенными в себе.
Учащиеся
на
данном
уровне
обычно
допускают
ошибки
одинакового типа как в ролевой игре, так и при работе с любым другим
изучаемым материалом. И поэтому вы можете предусмотреть наиболее
типичные
ошибки
и
упредить
их,
продумав
предварительные
упражнения
на
использование
определенных
структур,
лексических
единиц, которые затем будут использоваться в ролевой игре.
Во время игры учитель должен переходить от группы к группе
замечая ошибки с тем, чтобы после ролевой игры или на следующем
уроке
приступить
к
работе
над
ошибками.
Очень
важно
при
этом
заставить учащихся самих дать правильный вариант фразы или слова, в
котором были допущены ошибки, написать их на доске и сопроводить
их при этом каким-то типом коррективных упражнений, которые могли
бы наилучшим образом способствовать отработке правильного варианта
самими учащимися.
49
Задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
найти
максимум
педагогических
ситуаций,
в
которых
может
быть
реализовано
стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог
должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий
детям
эффективно
и
качественно
усваивать
программный
материал.
Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.
Игра помогает общению, она может способствовать передаче
накопленного
опыта,
получению
новых
знаний,
правильной
оценке
поступков,
развитию
навыков
человека,
его
восприятия,
памяти,
мышления,
воображения,
эмоций,
таких
черт,
как
коллективизм,
а кт и в н о с т ь ,
д и с ц и п л и н и р о ва н н о с т ь ,
н а б л юд а т е л ь н о с т ь ,
внимательность.
Игровые
методы
являются
одними
из
самых
эффективных
методов
обучения
иностранному
языку,
так
как
их
психолого-
педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит
большой
вклад
в
психическое
развитие
личности.
В
игре
активизируются
мыслительные
процессы,
и
возрастает
мотивация
к
изучению иностранного языка.
Игровые
методы
обучения
многообразны.
В
зависимости
от
педагогических целей, способов организации, уровня владения языком
выделяют несколько групп игр. Сюжетно-ролевые и интеллектуальные,
на пример, требуют высоких знаний лексики, так как предполагают
спонтанные высказывания игроков. Игры могут быть представлены в
виде игровых элементов, ситуаций, упражнений, и быть направленными
на
другие
цели.
Игровые
методы
различаются
в
зависимости
от
количества участников, времени проведения и так далее.
Игровые методы часто очень просты по своей организации и не
требуют
специального
оборудования.
Игровые
методы
могут
быть
использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они
соответствовали целям и задачам обучения.
Если
найти
правильные
подходы,
обучение
из
сложной
и
утомительной
необходимости
может
превратиться
в
увлекательное
путешествие в мир незнакомого языка.
Одним
из
этих
подходов
является
игра,
сильнейший
фактор
психологической адаптации ребёнка в новом языковом пространстве,
который
может
решить
проблему
естественного
ненасильственного
внедрения ребёнка в мир языка.
51
Список литературы.
1. Мащенко В. Н. Ролевые игры в образовании. - М.: Высшая школа,
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.
-М.,
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.
Вопросы психологии, 1966, №6
4. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. -М.,
2000
5 . Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. -М.,
1999
6. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. -М., 1998
7. Дмитриева О. В. Ролевая игра в бизнес-курсе. -М., 2002
8 . Перкас
С.
В.
Ролевые
игры
на
уроках
английского
языка.
\\
Иностранные языки в школе, 1999, №4
9. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. -
М., 1957
10. Мартыненко Л. С. Ролевые и деловые игры на уроках английского
языка. -М„ 1997