Напоминание

"Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"


Автор: Чистякова Екатерина Сергеевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 "СКАЗКА"
Населённый пункт: пгт. Никель, Мурманская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Подвижные игры коренных народов Крайнего

Севера в физическом развитии детей»

Консультация для педагогов

Подготовила:

инструктор

по физическому воспитанию

МБДОУ д/с № 12

Чистякова Е.С.

Никель

2017 г.

Движение – это

главное проявление жизни ребенка. Неподвижность

детей приводит

к

понижению

жизнедеятельности

организма,

замедлению

роста, задержке умственного развития.

В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных

движениях

обеспечить

трудно,

так

как

климатические

условия

нашего

региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в

отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие

температуры

в

осенне-зимний

период

ограничивают

возможность

двигательной

деятельности,

столь

необходимой

для

нормального

ф у н к ц и о н и р о в а н и я

о р г а н и з м а ,

ч т о

м о ж е т

п р и в е с т и

к

гиподинамии, «моторному голоду».

В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния

здоровья детей проживающих

в

районе Крайнего

Севера.

Это

вызывает

озабоченность и тревогу. В поиске эффективных средств по решению задач

укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного

населения Крайнего Севера, в частности народов – саамы.

В

целом,

народные

игры

-

важнейший

способ

передачи

богатства

традиции

от

одного

поколения

к

другому.

Она

направлена

на

познание

окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а

также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в

играх,

дети

познают

не

только

материальную,

но

и

духовную

культуру

народа, проникаются его духом.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного

быта.

Проживая

в

экстремальных

условиях,

народы

Крайнего

севера

научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как

естественные

факторы

закаливания.

Обучая

детей

народным

подвижным

играм северян, мы можем не только сохранить знания об их жизни, труде,

быте

народа,

но,

и

обогащаем

физические

навыки

детей,

а

так

же,

активизируем их речь новыми словами, названиями спортивных состязаний,

игр. Детям всегда интересно узнавать что-то новое о родном крае. И наша

задача, сделать так, чтобы этот интерес не терялся.

На

мой

взгляд,

в

детском

саду

вполне

можно

проводить

многие

саамские игры, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных

атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запомнят и усвоят. Находка

данной темы состоит в том, что много знакомых нам игр, у народов Севера

играются немного иначе. Например: «Море волнуется» очень похоже на

саамскую игру «Солнце», «Веселые ребята» на «Смелые ребята и т.д.

Основной

направленностью

игр

саамов

была

промысловая,

приобщение

детей

к

трудовой

деятельности

(охоте,

рыболовству,

собирательству, ведению домашнего хозяйства). Самым главным, тотемным

животным, которому была подчинена все жизнь саамов является северный

олень. Саамы так сами про себя и говорят, что они «олений народ». Зимой

саамы-пастухи

вместе

со

своими

семьями

кочуют

за

оленьими

стадами.

Олени для саамов это пища, одежда и кров.

Суровые жизненные условия Севера, требуют от народа саамы, чтоб

уже

с

6-7

летнего

возраста

они

активно развивали

у

детей

важнейшие

физические качества,

воспитывали

специфические

двигательные

навыки,

психологически

закаляли.

С

этого

возрастного

периода

дети

не

только

привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное

обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них

стараются

выработать

мужественность,

выносливость,

трудолюбие,

правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага,

мать.

В

ней

воспитывается

хозяйственность,

женственность,

ловкость,

быстрота, хороший глазомер. Что касается более младшего населения, детей

3-4 лет, здесь большинство игр способствуют развитию навыков ходьбы, бега,

а также других видов движений и носят подражательный характер. С 3 - 4 лет

дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту

и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и

прячется в них.

Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием,

бегом,

способствуют

упражнению

детей

в

основных

видах

движения,

формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости,

кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться

в заданном ритме и темпе.

Подвижные

игры

народов

Севера

играют

большую

роль

в

организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке.

С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к

прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение,

активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать

их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к

тому,

кто

умеет

бегать,

прыгать,

кататься

на

санках.

Глубина

и

разносторонность воздействия на детский организм делают народные игры

народов

севера незаменимым

средством

воспитания

подрастающего

поколения. Использование таких игр в определенной системе и в сочетании с

другими

средствами

обеспечивает

высокую

эффективность

воспитания

важных черт характера ребенка.



В раздел образования