Напоминание

"Эстетическое воспитание детей средствами живописи"


Автор: Абдуллаева Марина Джамалкадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ, детский сад № 75 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Мытищи, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание детей средствами живописи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эстетическое воспитание детей средствами живописи.

Гармоническое

развитие

ребенка

-

основа

формирования

будущей

личности. Оно зависит от успешного решения воспитательных задач, среди

которых

особое

место

занимают

вопросы

нравственного

и

эстетического

воспитания.

Существуют разнообразные средства и методы эстетического воспитания,

которыми

пользуется

общество:

общение

с

природой,

труд,

быт.

Однако

сильнейшим

средством

является

искусство,

концентрирующее

в

себе

все

особенности

эстетического

отношения

к

миру

Известно,

что

ранние

эмоциональные

переживания,

связанные

с

восприятием красоты, оставляют

неизгладимый след в душе ребенка. С годами, при благоприятном влиянии, это

первое, не всегда вполне осознанное тяготение к прекрасному перерастает в

хороший художественный вкус, в потребности знать и любить искусство.

Современные

авторы

считают,

что

необходимо

активно

направлять

внимание ребенка, учить его наблюдать, объяснять окружающее, выделяя и

подчеркивая

то,

что

делает

явление

красивым.

Без

этого

многие

художественные явления останутся незамеченными и не вызовут у ребенка

соответствующих переживаний. Для эстетического восприятия недостаточно

просто

факта,

что

в коридорах

или

комнатах

висят

хорошие

картины.

Восприятию произведений искусства детей надо учить, так как само собой оно

не

приходит.

Первостепенной

эстетической

школой,

подготавливающей

человека

к восприятию

искусства,

является

природа.

Природа

составляет

постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живет, и

которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. ВГ. Белинский

писал: ” Первый воспитатель детей - природа и ее благодатные впечатления.

Шум листьев и колебание волн говорят нам каким-то живым языком, которого

значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить, лес и море кажутся

нам живыми, индивидуальными существами”. Хорошо развитое чувство цвета -

основа для развития способности чувствовать и оценивать богатую палитру

красок в природе. Однако, хорошо развитое ощущение цвета, формы, линии и

т.д.

-

это

только

предпосылка

к

более

сложным

переживаниям

и

к

эстетическому восприятию.

В моей работе я остановилась на таких жанрах изобразительного искусства,

как натюрморт и пейзаж. В натюрморте и пейзаже есть только знакомые детям

предметы и явления природы. При помощи рисунка, цвета, освещения художник

показывает такие особенности предметов, явлений, каких мы прежде не замечали.

И вот задача педагога - помочь детям увидеть знакомые им предметы с какой-то

новой, неожиданной для них стороны.

Формирование эстетического видения детей на предметах и явлениях

окружающей природы.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он

тянется

к

красивому,

яркому,

испытывает

радость

общения

с

природой,

с

поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях, Он открывает

для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал:

”Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным

богатством явлений, неисчерпаемой красотой“

Есть два различных способа смотреть на мир. Есть способ смотреть на мир

чисто информационно, как иногда говорят. При таком способе мы видим не

больше того, что нужно для ориентации в окружающем. Но есть и способ

эстетического видения, при котором внешние формы приобретают особую

выразительность, внутреннюю содержательность.Педагог стремится к тому,

чтобы

маленькому

ребенку,

познающему

окружающий

мир,

показывать,

раскрывать его эстетические стороны, чтобы он ценил их, дорожил им. В

моей

работе

по

воспитанию

эстетического

видения

детей

я

особенно

заботилась о восприятии детьми цветовой гаммы в природе. Я стремилась к

тому, чтобы дети не только ”знали” цвет, но и видели его, находили и

отыскивали красивые сочетания цветов вокруг себя. Наблюдая за небом,

например, дети отмечали достаточно точно его окраску: ”Сегодня небо очень

темное, хмурое“, на нем тучи сине-серые”, ” небо голубое-голубое”. Свои

наблюдения

дети

отражали

затем

в

рисунках,

и

запас

точных,

очень

конкретных

представлений

помогал

им

избежать

шаблонности

в

характеристике неба, давал больше самостоятельности. Работы детей были

разнообразными. Свой запас представлений дети затем использовали при

рассматривании

картин.

Наблюдая

за

природой

после

дождя,

дети

открывали, что листочки на деревьях свежие, как будто умытые“, траве

блестят капельки дождя, как серебристые все равно“ Рассматривая снежный

покров, дети отмечали его белизну: ”Снег белый-белый, как сахар”,

н

он как

простыня белый”.

Я предложила детям припомнить, как выглядел наш парк осенью и как

выглядит сейчас. Опираясь на свой опыт наблюдений, дети творили: ”Парк

осенью был золотистым, а сейчас он серебристый“ (Рома В.); ”Осенью

желтые листья сыпались, как золотой дождик, и шуршали под ногами“

(Настя Н.); ”Осенью мы из листьев клена составляли букеты, они очень

красивые: красные, желтые и шуршат А зимой земли не видно: кругом снег

один“ (Ульяна Л.).

Работая над восприятием детьми цвета, на разных примерах я старалась

наглядно

показать

им,

что

цвет

того

или

иного

предмета

зависит

от

окружения, в котором он находится, а также от освещения. Так, например,

зимой на ветках лежат хлопья снега, и когда зимнее солнце их освещает,

снег становится серебристым, как искорки. Чтобы показать детям богатство

и своеобразие растительного мира, на прогулке обращала внимание детей на

разнообразие деревьев.

Наблюдать

просто

дерево

для

детей

очень

скучно,

утомительно,

однообразно. Дети сравнивали деревья по высоте. Я предложила дотянуться

до верхушек деревьев. Дети тянулись с вытянутыми руками, но - тщетно. и

великан!“ сказала я. ”Ну и великанище!“ - подхватывали дети. это карлики“,

- сказал Юра, увидев саженцы елочек. Дети подбежали к ним и ”мерились”

ростом, свободно доставали верхушки, одной рукой обхватывая ствол.

Наблюдая за березой, дети говорили: ”Береза - сильное дерево, очень

высокое, не достать никому, только дяде Степе!“ ”Его не обхватить вдвоем,

м ы пробовали”.

Эти

впечатления

дети

затем

отражали

на

занятиях

по

рисованию.

Знания

о

природных

явлениях,

полученные

на

прогулках,

экскурсиях,

углубляются

и

дополняются

на

художественно-речевых

занятиях.



В раздел образования