Перспективные подходы к оценке результатов образовательной деятельности учащихся при безотметочной системе преподавания курса ОРКСЭ
Автор: Арапова Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Зеленогайский филиал МБОУ Заворонежской СОШ Населённый пункт: Тамбовская область Мичуринский район посёлок Зелёный Гай Наименование материала: Доклад Тема: Перспективные подходы к оценке результатов образовательной деятельности учащихся при безотметочной системе преподавания курса ОРКСЭ Раздел: начальное образование
Перспективные подходы к оценке результатов образовательной деятельности учащихся при
безотметочной системе преподавания курса ОРКСЭ
При преподавании курса ОРКСЭ используется безотметочная система оценки. С одной стороны
она обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции,
что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые
ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.
Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации учащихся к изучению курса.
Таким образом, возникла необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию
результатов обучения на уроках ОРКСЭ.
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ ставит нас - педагогов в тупик. Как оценить
уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического
мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень
гражданской ответственности и самостоятельности?
Содержательный контроль и оценка достижения планируемых результатов духовно-
нравственного развития четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими
детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений использую:
- тестовые диагностические работы (на каждом уроке);
- тематические проверочные работы (в конце изучения темы, раздела);
- итоговую проверочную работу (в конце изучения курса).
Привычную форму письменной контрольной работы заменяю новыми формами контроля
результатов:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по
заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии
конкретной деятельности),
- портфолио школьника.
І. Целенаправленное наблюдение. Этот метод личносто-ориентированного принципа
образования, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо
педагогического явления для получения конкретных данных. Наблюдения за учеником провожу в
естественной обстановке - на уроке, регулярно в течение всего учебного года. Каждое наблюдение
имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксирую в
таблицу. Этот метод помогает мне наблюдать основные проявления личностных особенностей
ученика, его индивидуально - познавательную активность, самостоятельность, произвольность и
продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы.
ФИО ученика:
Наименование раздела (темы):
Активность в
работе
Заинтересованност
ь
Отвлечения
Речевые
высказывания
Результативность
работы
низ.
ср.
выс
н
с
в
от-
сут.
редко
часто
с
затр.,нелог.
без
затр.,
логич.
низкая
средняя
в
ы-
со-
кая
ІІ. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-
оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Овладение основами
самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо
разобраться, а что еще предстоит узнать. В данном случае, использую листы самооценки
учащихся, которые раздаю в начале изучения новой темы или групповой работы. Вопросы
просты:
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Кроме того, листы самооценки использую для закрепления знаний, полученных на уроке, и
стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся
помогают мне разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости,
скорректировать свой учебный план.
Листы самооценки использую, например, для определения уровня вовлеченности и участия в ходе
работы над групповыми проектами:
1. Лист самооценки урока или группового мероприятия
В ходе проекта я...
Всегда
Иногда
Никогда
Предлагал новые идеи и направления
Определял цели, ставил задачи
Ждал помощи от участников группы
Принимал участие в совместной работе
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал
разъяснения
Помогал группе в выборе правильных
решений
Анализировал, обобщал точки зрения, делал
выводы
Находил и исправлял ошибки
Оказывал помощь, откликался на работу
других
Преодолевал трудности, добивался
достижения результата
Осознавал ответственность за общее дело
Стимулировал дискуссию, предлагая
различные точки зрения
2. Лист самооценки урока
[Тема урока или внеклассного мероприятия]
1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________________
2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________________
3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________________
Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время
экскурсии или визита представителя религиозной организации.
Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать
колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и, в ряде
случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и
когнитивного развития учащихся.
3. Рабочий лист участника экскурсии
Меня зовут______________________________________________________________________
Я посетил________________________________________________________________________
Я работал в группе с _______________________________________________________________
У меня хорошо получилось_________________________________________________________
Мне понравилось_________________________________________________________________
Мне не понравилось______________________________________________________________
Главные идеи экскурсии___________________________________________________________
Я увидел________________________________________________________________________
Я узнал_________________________________________________________________________
Я услышал______________________________________________________________________
Меня удивило, что_______________________________________________________________
Мне нужно больше узнать о..______________________________________________________
Мои вопросы___________________________________________________________________
4. Говорящие смайлики
Еще один вариант самооценки - использование говорящих смайликов. Для того чтобы можно
было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после
выполнения и показать свой результат учителю, школьники рисуют (на полях рабочей тетради)
смайлики. Первый смайлик - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой; второй -
допущены неточности; третий - надо постараться, и успех придет.
При оценивании домашних заданий использую другой вариант. Ребёнок, выполнявший задание
самостоятельно, получает цветной смайлик. Ребёнок, выполнявший это же задание с родителями
– смайлик в форме ладошки, на которой написано «семейный».
ІІІ. Портфолио как один из способов оценивания достижений планируемых результатов по
курсу ОРКСЭ.
Для диагностики личностных достижений учащихся успешно
использую технологию портфолио. В безотметочной системе курса ОРКСЭ составление
портфолио ученика является основой оценки его образовательных достижений. Портфолио имеет
свою структуру и представляет собой подборку личных работ учащегося, в которые входят
творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие
динамику развития, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из
дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. Портфолио учащегося
является основой результативной деятельности по курсу ОРКСЭ.