Напоминание

Перспективные подходы к оценке результатов образовательной деятельности учащихся при безотметочной системе преподавания курса ОРКСЭ


Автор: Арапова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Зеленогайский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Населённый пункт: Тамбовская область Мичуринский район посёлок Зелёный Гай
Наименование материала: Доклад
Тема: Перспективные подходы к оценке результатов образовательной деятельности учащихся при безотметочной системе преподавания курса ОРКСЭ
Раздел: начальное образование





Назад





Перспективные подходы к оценке результатов образовательной деятельности учащихся при

безотметочной системе преподавания курса ОРКСЭ
При преподавании курса ОРКСЭ используется безотметочная система оценки. С одной стороны она обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения. Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации учащихся к изучению курса. Таким образом, возникла необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ. Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ ставит нас - педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности? Содержательный контроль и оценка достижения планируемых результатов духовно- нравственного развития четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений использую: - тестовые диагностические работы (на каждом уроке); - тематические проверочные работы (в конце изучения темы, раздела); - итоговую проверочную работу (в конце изучения курса). Привычную форму письменной контрольной работы заменяю новыми формами контроля результатов: - целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), - портфолио школьника.
І. Целенаправленное наблюдение.
Этот метод личносто-ориентированного принципа образования, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Наблюдения за учеником провожу в естественной обстановке - на уроке, регулярно в течение всего учебного года. Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксирую в таблицу. Этот метод помогает мне наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуально - познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. ФИО ученика: Наименование раздела (темы): Активность в работе Заинтересованност ь Отвлечения Речевые высказывания Результативность работы низ. ср. выс н с в от- сут. редко часто с затр.,нелог. без затр., логич. низкая средняя в ы- со- кая

ІІ. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. В данном случае, использую листы самооценки учащихся, которые раздаю в начале изучения новой темы или групповой работы. Вопросы просты: Я хорошо выполнил свою работу на уроке; Я мог выполнить работу значительно лучше; Я плохо работал на уроке. Кроме того, листы самооценки использую для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогают мне разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план. Листы самооценки использую, например, для определения уровня вовлеченности и участия в ходе работы над групповыми проектами:
1. Лист самооценки урока или группового мероприятия
В ходе проекта я... Всегда Иногда Никогда Предлагал новые идеи и направления Определял цели, ставил задачи Ждал помощи от участников группы Принимал участие в совместной работе Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения Помогал группе в выборе правильных решений Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы Находил и исправлял ошибки Оказывал помощь, откликался на работу других Преодолевал трудности, добивался достижения результата Осознавал ответственность за общее дело Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения
2. Лист самооценки урока
[Тема урока или внеклассного мероприятия] 1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________________ 2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________________ 3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________________ 4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________________
Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной организации. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и, в ряде случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития учащихся.
3. Рабочий лист участника экскурсии
Меня зовут______________________________________________________________________ Я посетил________________________________________________________________________ Я работал в группе с _______________________________________________________________ У меня хорошо получилось_________________________________________________________ Мне понравилось_________________________________________________________________ Мне не понравилось______________________________________________________________ Главные идеи экскурсии___________________________________________________________ Я увидел________________________________________________________________________ Я узнал_________________________________________________________________________ Я услышал______________________________________________________________________ Меня удивило, что_______________________________________________________________ Мне нужно больше узнать о..______________________________________________________ Мои вопросы___________________________________________________________________
4. Говорящие смайлики
Еще один вариант самооценки - использование говорящих смайликов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники рисуют (на полях рабочей тетради) смайлики. Первый смайлик - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой; второй - допущены неточности; третий - надо постараться, и успех придет. При оценивании домашних заданий использую другой вариант. Ребёнок, выполнявший задание самостоятельно, получает цветной смайлик. Ребёнок, выполнявший это же задание с родителями – смайлик в форме ладошки, на которой написано «семейный».
ІІІ. Портфолио как один из способов оценивания достижений планируемых результатов по

курсу ОРКСЭ.
Для диагностики личностных достижений учащихся успешно использую технологию портфолио. В безотметочной системе курса ОРКСЭ составление портфолио ученика является основой оценки его образовательных достижений. Портфолио имеет свою структуру и представляет собой подборку личных работ учащегося, в которые входят творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику развития, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. Портфолио учащегося является основой результативной деятельности по курсу ОРКСЭ.





В раздел образования