Автор: Смирнова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Лучинниковская ООШ
Населённый пункт: Тверская область Калязинский район
Наименование материала: статья( из опыта работы)
Тема: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Раздел: среднее образование
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования
коммуникативной компетенции учащихся.
(из опыта работы учителя русского языка МОУ Лучинниковская оош Смирновой О.А.)
2 слайд .
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели. По мнению известного
лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен
располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях
общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти
адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому актуальность данной темы не оставляет сомнений.
3 слайд: «Как же, развивая речь и мышление учащихся, сформировать
интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными
навыками?»
4 слайд
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом
на уроках русского языка .так как именно текст – создает на уроках развивающую
речевую среду.
В своей работе я использую синтез классической методической традиции и современных
новаций, в частности технологию критического мышления и проектную деятельность.
5 слайд–
Для формирование у учащихся ключевых компетенций я использую текстоцентрический
подход.
Для этого - я поставила перед собой задачи, которые и стараюсь реализовать:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, способов
практической работы с текстом, направленной на развитие
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей
Хочу рассказать о формах и методах организации работы с текстом, которые я
часто использую.
6 слайд
Особое внимание уделяю отбору текстов. Кроме текстов учебника, подбираю
интересные с точки зрения орфографии, стиля, типа речи, лексики, содержащие
различные синтаксические конструкции.
Это фрагменты из произведений русских классиков, публицистические , тексты
современных авторов, тексты о языке, о слове, направленные на духовно-нравственное
развитие личности. При этом очень важно эмоциональное звучание текста, то
настроение, которое передает автор. Использую аудизаписи.
7 слайд с 5 класса начинаю работу с текстом по обычному плану
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль. (ввожу все новые)
8 слайд На основе образцовых текстов провожу самодиктанты. Учащиеся
непроизвольно запоминают такие тексты,но не всем дается легко эта работа.
9 слайд
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся
диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по
аналогии, диктанты с продолжением). Они развивают логическое мышление и учат
мыслительной переработке материала. Вот фрагметны 2 уроков, 5 и 8 класс.
10слайд
Приемы работы с текстами-миниатюрами, со стихотворениями, а также сравнение двух
текстов – это путь от восприятия к созданию
. Например, в 5 классе Изучая «Прилагательное» , дети редактируют деформированные
тексты , сравнивают с оригиналом, думают и спорят, чьи эпитеты удачнее, и т.д.,
создают зарисовки по опорным словам, пишут диктанты по аналогии.
11 слайд
.. Во время выполнения
интеллектуально-лингвистических упражнений ученик и
сравнивает, и группирует, и обобщает, и включает внутреннюю и внешнюю речь,
устную и письменную, монологическую и диалогическую. Здесь я применяю сково-
поисследовательский метод. Например, изучая «Лексику» в 6 кл., учащиеся собирают
словарики(«грибы», «рыболовные снасти», «продукты»), пишут сочинения –рассказы,
используя калязинские диалекты На слайде отрывок из сочинения.
12 слайд
С 6 кл Собирали материл об именах и фамилиях,затем совместно со мной делали
презентацию
13 слайд
в последнее время я все чаще использую технологию развития критического мышления
через чтение и письмо(Дэвид Клустер),считаю ее самой рациональной. При её
использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить мне на
слово, работа в коллективе заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому,
мобилизовать свой потенциал. На уроках я использую создание
синквейнов,»диамант»,вот примеры с 2 уроков(8 классе)с заданиями справляются все,
что создает ситуацию успеха на уроке и у слабых уч-ся
14 слайд
также создаем кластеры к тексту, работает над «верными-неверными утверждениями»,
это позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое
знание, сформировать у каждого собственное отношение к изучаемому материалу.
15 слайд На уроках по лингвостилистическому анализу текста в 7-9 классах чаще
всего я использую «6 шляп критического мышления», когда дети, работая в парах или
группа, анализируют текст с разных точек зрения(объективный наблюдатель,
позитивный, философ и т.д.)
16 слайд Для создания речевых возможностей на уроке использую систему
ситуативных упражнений. Например: «ВЫ-архитектор»,опишите свой проект здания
театра- выступление в администрации . «ВЫ –ведущий программы новостей»,осветите
события прошедших спортивных мероприятий в школе для младшеклассников, работа
бывает как устной ,так и письменной.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое
высказывание с адресатом, готовят к эффективному речевому общению.
17 слайд
с этой же целью использую дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась
метафора.
.
18 слайд
Конечно использую нестандартные виды уроков, , где как высшая единица
обучения выступает текст. Это уроки-исследования, практикумы, игры,
интегрированные уроки.
Такие уроки потребовали изменение структуры и состоят из следующих этапов:
• целеполагание, (ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают
инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование (вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом
выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях;
вырабатывают план действий);
• исследование (решение поставленных задач);
• дискуссия (обсуждают , анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
В устной или письменной форме: учащиеся пишут сочинения-миниатюры, свои
размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Оценивается не
только результат, но и процесс работы.
19 слайд
на слайдах фрагменты интегрированного урока
На всех видах вышеназванных уроков я стараюсь создать образовательную ситуацию,
когда через общение происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и
практических навыков, , необходимых для организации дальнейшей результативной
учебной деятельности. И Общение становится обязательным условием учебной
деятельности..
20 слайд
Для определения коммуникативной компетенции учащихся, использую методики
тестирования, разработанные А.П.Чудиновым, З.И.Курцевой. на слайде результаты за 2
года.
21 слайд В рамках работы по данной теме мною апробировано 2 программы
элективных курсов ««Практический курс речеведения», «Коварные знаки препинания»,
которые уже дают свои результаты . За последние 3 года выпускники школы неплохо
справляются при сдачи ОГЭ с сочинением и изложением .
22 слайд стали активнее принимать участие в конкурсах различных сочинений
в школе и районе.
Работа с текстом была на уроках русского языка всегда, но новизна состоит в
совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании
педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом
переосмыслении традиционных методов .
В приложение к выступлению я включила критерии коммуникативной компетенции,
разработанные за уроки.
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык,
посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и
основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому
языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно
быть дополнено обучением навыкам речевого поведения.