Напоминание

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"


Автор: Смирнова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Лучинниковская ООШ
Населённый пункт: Тверская область Калязинский район
Наименование материала: статья( из опыта работы)
Тема: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования

коммуникативной компетенции учащихся.

(из опыта работы учителя русского языка МОУ Лучинниковская оош Смирновой О.А.)

2 слайд .

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели. По мнению известного

лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен

располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях

общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти

адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Поэтому актуальность данной темы не оставляет сомнений.

3 слайд: «Как же, развивая речь и мышление учащихся, сформировать

интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными

навыками?»

4 слайд

Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом

на уроках русского языка .так как именно текст – создает на уроках развивающую

речевую среду.

В своей работе я использую синтез классической методической традиции и современных

новаций, в частности технологию критического мышления и проектную деятельность.

5 слайд

Для формирование у учащихся ключевых компетенций я использую текстоцентрический

подход.

Для этого - я поставила перед собой задачи, которые и стараюсь реализовать:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,

способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, способов

практической работы с текстом, направленной на развитие

анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых

единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их

творческих способностей

Хочу рассказать о формах и методах организации работы с текстом, которые я

часто использую.

6 слайд

Особое внимание уделяю отбору текстов. Кроме текстов учебника, подбираю

интересные с точки зрения орфографии, стиля, типа речи, лексики, содержащие

различные синтаксические конструкции.

Это фрагменты из произведений русских классиков, публицистические , тексты

современных авторов, тексты о языке, о слове, направленные на духовно-нравственное

развитие личности. При этом очень важно эмоциональное звучание текста, то

настроение, которое передает автор. Использую аудизаписи.

7 слайд с 5 класса начинаю работу с текстом по обычному плану

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста.

2. Словарная работа.

3. Тема текста.

4. Идея текста.

5. Тип текста.

6. Стиль текста.

7. Выразительные средства речи и их роль. (ввожу все новые)

8 слайд На основе образцовых текстов провожу самодиктанты. Учащиеся

непроизвольно запоминают такие тексты,но не всем дается легко эта работа.

9 слайд

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся

диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по

аналогии, диктанты с продолжением). Они развивают логическое мышление и учат

мыслительной переработке материала. Вот фрагметны 2 уроков, 5 и 8 класс.

10слайд

Приемы работы с текстами-миниатюрами, со стихотворениями, а также сравнение двух

текстов – это путь от восприятия к созданию

. Например, в 5 классе Изучая «Прилагательное» , дети редактируют деформированные

тексты , сравнивают с оригиналом, думают и спорят, чьи эпитеты удачнее, и т.д.,

создают зарисовки по опорным словам, пишут диктанты по аналогии.

11 слайд

.. Во время выполнения

интеллектуально-лингвистических упражнений ученик и

сравнивает, и группирует, и обобщает, и включает внутреннюю и внешнюю речь,

устную и письменную, монологическую и диалогическую. Здесь я применяю сково-

поисследовательский метод. Например, изучая «Лексику» в 6 кл., учащиеся собирают

словарики(«грибы», «рыболовные снасти», «продукты»), пишут сочинения –рассказы,

используя калязинские диалекты На слайде отрывок из сочинения.

12 слайд

С 6 кл Собирали материл об именах и фамилиях,затем совместно со мной делали

презентацию

13 слайд

в последнее время я все чаще использую технологию развития критического мышления

через чтение и письмо(Дэвид Клустер),считаю ее самой рациональной. При её

использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить мне на

слово, работа в коллективе заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому,

мобилизовать свой потенциал. На уроках я использую создание

синквейнов,»диамант»,вот примеры с 2 уроков(8 классе)с заданиями справляются все,

что создает ситуацию успеха на уроке и у слабых уч-ся

14 слайд

также создаем кластеры к тексту, работает над «верными-неверными утверждениями»,

это позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое

знание, сформировать у каждого собственное отношение к изучаемому материалу.

15 слайд На уроках по лингвостилистическому анализу текста в 7-9 классах чаще

всего я использую «6 шляп критического мышления», когда дети, работая в парах или

группа, анализируют текст с разных точек зрения(объективный наблюдатель,

позитивный, философ и т.д.)

16 слайд Для создания речевых возможностей на уроке использую систему

ситуативных упражнений. Например: «ВЫ-архитектор»,опишите свой проект здания

театра- выступление в администрации . «ВЫ –ведущий программы новостей»,осветите

события прошедших спортивных мероприятий в школе для младшеклассников, работа

бывает как устной ,так и письменной.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое

высказывание с адресатом, готовят к эффективному речевому общению.

17 слайд

с этой же целью использую дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась

метафора.

.

18 слайд

Конечно использую нестандартные виды уроков, , где как высшая единица

обучения выступает текст. Это уроки-исследования, практикумы, игры,

интегрированные уроки.

Такие уроки потребовали изменение структуры и состоят из следующих этапов:

• целеполагание, (ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают

инструкции по выбору и выполнению задания;

• планирование (вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом

выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях;

вырабатывают план действий);

• исследование (решение поставленных задач);

• дискуссия (обсуждают , анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);

• итоговая творческая работа.

В устной или письменной форме: учащиеся пишут сочинения-миниатюры, свои

размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Оценивается не

только результат, но и процесс работы.

19 слайд

на слайдах фрагменты интегрированного урока

На всех видах вышеназванных уроков я стараюсь создать образовательную ситуацию,

когда через общение происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и

практических навыков, , необходимых для организации дальнейшей результативной

учебной деятельности. И Общение становится обязательным условием учебной

деятельности..

20 слайд

Для определения коммуникативной компетенции учащихся, использую методики

тестирования, разработанные А.П.Чудиновым, З.И.Курцевой. на слайде результаты за 2

года.

21 слайд В рамках работы по данной теме мною апробировано 2 программы

элективных курсов ««Практический курс речеведения», «Коварные знаки препинания»,

которые уже дают свои результаты . За последние 3 года выпускники школы неплохо

справляются при сдачи ОГЭ с сочинением и изложением .

22 слайд стали активнее принимать участие в конкурсах различных сочинений

в школе и районе.

Работа с текстом была на уроках русского языка всегда, но новизна состоит в

совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании

педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом

переосмыслении традиционных методов .

В приложение к выступлению я включила критерии коммуникативной компетенции,

разработанные за уроки.

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык,

посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и

основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому

языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно

быть дополнено обучением навыкам речевого поведения.



В раздел образования