Авторы: Новоселова Наталья Борисовна, Сучкова Вера Николаевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО "Дом детского творчества "Вдохновение"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Приемы работы по формированию универсальных учебных действий учащихся в Школе хорового и эстрадного пения "Весняночка" ДДТ "Вдохновение"
Раздел: дополнительное образование
Новоселова Наталья Борисовна
методист
Сучкова Вера Николаевна
педагог дополнительного образования
МОАУ ДО ДДТ "Вдохновение"города Кирова
Приемы работы по формированию универсальных учебных действий
учащихся в Школе хорового и эстрадного пения «Весняночка» ДДТ
"Вдохновение"
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть
способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового
социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия,
открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных
предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая
осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и
операциональных характеристик». Поскольку УУД относятся к личностным и
надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной
программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному
учебному предмету, но можно отнести к определенной теме. Ведущую роль в
формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора
наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
В этом учебном году главный акцент в отработке новых требований к
учебному занятию в Школе хорового и эстрадного пения «Весняночка» ДДТ
"Вдохновение" мы поставили на приемах работы по формированию
универсальных учебных действий учащихся.
Приведем некоторые примеры наиболее эффективных, по мнению наших
педагогов, приемов работы по программам "Художественно-эстетической
направленности".
Программа "Эстрадный вокальный ансамбль".
Приемы работы над дыханием (на основе дыхательной гимнастики Александры
Николаевны Стрельниковой).
Эти приемы направлены на формирование личностного универсального
учебного действия - установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Упражнение "Обними плечи"
Встать прямо. Согнуть руки в локтях, подняв их на уровень плеч таким
образом, чтобы левая кисть находилась над правым локтем и, соответственно,
правая кисть – под левым локтем. Вместе с резким вдохом обнять себя, не
меняя рук и не скрещивая их. Одна кисть обнимет плечо, вторая окажется в
подмышечной впадине. Вернуться в исходное положение с медленным
выдохом.
Упражнение «Кошечка»представляет собой приседания с поворотом.
Встать прямо, ноги слегка согнуты. Руки находятся на уровне пояса.
Выполнить поворот вправо, сделав при этом резкий вдох, а пальцами рук
выполнить хватательные движения, как кошка лапками.
Вернуться в исходное положение. Повторить движение в другую сторону.
При поворотах туловища необходимо спину держать прямо, ступни не
отрывать от пола.
Упражнение «Насос»
Встать прямо, ноги несколько шире плеч, руки опущены.
Медленно наклониться вперед. Плечи и голова опущены, мышцы спины и шеи
расслаблены, спина принимает округлую форму. В конце движения вниз сделать
короткий шумный вдох через нос. Возвращаясь в исходное положение, сделать
свободный пассивный выдох.
Каждое упражнение выполняется по 8 раз. Постепенно количество повторов
увеличивается.
На примере следующей программы по "Основам хореографии и
сценического движения" мы представим приемы, которые направлены на
формирование метапредметного регулятивного универсального учебного
действия: умения регулировать свою деятельность.
Прием"Соединение координации и голоса"
Дети выполняют одновременные движения руками : вниз, на пояс, на
плечи, вверх . Постепенно задание усложняется и детям предлагается
выполнить эти же движения, но с отставанием одной руки: правая рука
опущена вниз, левая рука в это время находится на поясе, затем левая рука с
пояса переходит на плечо, а правая ставится на пояс и т.д. Движения
выполняются в быстром темпе.
Также к этим движениям можно постепенно добавлять различные виды шагов и
передвижений: марш, прыжок, шаг приставить в сторону и вперед и даже
чтение скороговорок
Прием «Движения наоборот»
После разучивания и самостоятельного исполнения танцевальной
комбинации, детям предлагается выполнить движения комбинации в обратном
порядке.
Работу по формированию универсальных учебных действий мы ведем и в
других творческих объединениях по другим направлениям деятельности.