Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов
Автор: Новикова Елена Юрьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Школа №19(25) имени вице-адмирала В.М.Головнина" Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: Методическая разработка Тема: Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов Раздел: начальное образование
Конфуций
В
Федера льном
образовательном
ст андарте
н ач а л ь н о й
образовательной школы второго поколения формированию информационно-
коммуникативной
компетентности
учащихся
отводится
одна
из
первостепенных ролей.
ИКТ-компетентность
учащихся
начальной
школы
относится
к
категории метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования, которые должны отражать:
–
активно е
использование
речевых
средств
и
с р е д с т в
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
–
использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках
и
открытом
учебном
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки,
анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики
и этикета;
–
умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде
начального
общего
образования
(в
том
числе
с
учебными
моделями)
в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Занимательная
информатика»
разработана
на
основе
программы
А.В.Горячева
«Информатика в играх и задачах» для 1-4 классов.
Наличие мобильного компьютерного класса позволяет использовать в
программе
курса
«Занимательная
информатика»
образовательный
и
технологический компоненты одновременно.
Основное достоинство такой организационной модели заключается в
том,
что
именно
в
ней
можно
использовать
компьютер
без
разрушения
существующей классно-урочной модели. Опыт показывает, что при наличии
предварительной
подготовки
учащихся
и
правильно
настроенного
программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с
25-30 учениками, а также, когда 1 компьютер используется двумя учениками
в режиме смены деятельности.
Основные цели изучения курса «Занимательная информатика» :
1
формирование компьютерной грамотности;
развитие логического и алгоритмического мышления;
воспитание информационной культуры.
Основные задачи , решаемые в процессе изучения курса «Занимательная
информатика»:
формировать теоретические знания и практические умения в
области информатики, алгоритмики и программирования,
информационных и коммуникационных технологий;
с п о с о б с т в о в а т ь
н а ч а л ь н о м у
о с в о е н и ю
у ч а щ и м и с я
инструментальных компьютерных сред для работы с информацией
разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения,
схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном
информационном объекте);
развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение,
логическое и визуальное мышление;
ознакомить со способами организации и поиска информации;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности;
формировать умения индивидуальной и коллективной работы;
воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к соблюдению
э т и ч е с к и х
и
н р а вс т ве н н ы х
н о рм
п р и
и с п о л ь з о в а н и и
информационных и коммуникационных технологий, практическое
применение
сотрудничества
в
коллективной
информационной
деятельности.
Содержание занятий.
Знакомство с компьютером.
Работа с папкой, документами.
Текстовый редактор «Блокнот».
Текстовый редактор «WordPad».
Графический редактор Paint.
Наглядные формы представления информации.
Редактор презентаций PowerPoint.
Каждая тема изучается в несколько этапов.
Тема: Знакомство с компьютером
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
Основные
устройства
ПК
(монитор,
системный
блок,
клавиатура,
мышь).
Дополнительные
устройства(принтер,
сканер,
модем,
колонки,
наушники и т.д.).
Тема: Работа с мышью
Правая клавиша – вызов контекстного меню.
2
Левая
клавиша:
один
клик
–активизация
объекта,
вызов
дополнительного
меню,
выбор
команды
в
секции
меню,
подтверждение
команды
(кнопка
ОК);
двойной
клик
–
открытие
документа или папки.
Тема: Работа с клавиатурой
Клавиатура
Основная позиция пальцев
Слепая десятипальцевая печать
Группы клавиш:
функциональные;
символьные;
клавиши управления курсором;
специальные;
клавиши дополнительной клавиатуры.
Тема: Графический редактор Paint
Загрузка графического редактора Paint.
Внешний вид редактора.
Панель инструментов.
Строка меню.
Создание рисунков.
Тема: Работа с папкой, документами.
Файлы и папки
Имя файла.
Папка – контейнер для файлов.
Создание папки на рабочем столе.
Сохранение документов в папку.
Создание папки на рабочем столе.
На свободном месте Рабочего стола вызвать контекстное меню.
Выполнить команды «Создать»- «Папка».
Ввести имя папки.
Нажать на клавиатуре клавишу Enter.
Сохранение документа
Выполнить
команды
«Файл»-
«Сохранить
как».
Откроется
окно
«Сохранение документа».
Выбрать
закладку,
где
расположена
папка,
в
которую
сохраняется
документ.
Открыть свою папку.
В строке имя файла присвоить имя документу.
Нажать кнопку сохранить.
Тема: Текстовый редактор «Блокнот»
3
Загрузка текстового редактора «Блокнот».
Внешний вид редактора.
Строка меню.
Набор текста.
Тема: Текстовый редактор «WordPad»
Загрузка текстового редактора «WordPad».
Внешний вид редактора.
Строка меню.
Набор текста.
Работа с буфером обмена.
Копирование.
Вырезка.
Удаление.
Шрифт.
Выполнить команды «Формат» - «Шрифт».
Появится окно «Шрифт».
Задать нужный тип шрифта, его начертание, размер.
Нажать кнопку «ОК».
Тема: Наглядные формы представления информации
Рисунок.
Схема.
Диаграмма.
Построение таблиц
Таблица.
Строка.
Столбец.
Ячейка.
Тема: Работа с редактором презентаций PowerPoint
размер слайда;
разметка слайда (расположение заголовков, текста и объектов на
слайде);
шаблон оформления (дизайн слайда);
эффект перехода от слайда к слайду.
Знания,
умения
и
навыки
технологического
аспекта
курса
«Занимательная информатика» способствуют более качественному освоению
общеобразовательного уровня.
Работы учащихся.
Работа с графическим редактором при изучении темы «Множества»
4
Работа
с
графическим
редактором
при
изучении
темы
«Объект
с
необычными признаками»
Создание таблиц при изучении темы «Логические рассуждения»
Высказывания
Деревья,
для
которых
высказывание
истинно
1Дерево НЕ лиственное
Сосна, лиственница
2Дерево лиственное И вечнозелёное
Пальма
3Дерево лиственное ИЛИ вечнозелёное
Дуб, сосна, пальма
4Дерево лиственное И НЕ вечнозелёное
Дуб
5Дерево НЕ вечнозелёное И НЕ лиственное
Лиственница
Создание кроссвордов
Использование
информационно-коммуникативных
технологий
позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к
деятельностному,
при
котором
ребенок
становится
активным
субъектом
учебной
деятельности.
Это
способствует
осознанному
усвоению
знаний
учащимися.
Библиографический список
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования второго поколения. – М. : Просвещение,
2011.
5
2. А.В.Горячев. «Информатика в играх и задачах» Образовательная
система «Школа 2100» (Примерная основная образовательная программа . В
2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование /
Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011).
6