Автор: Черная Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 "Самолетик"
Населённый пункт: г. Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики через ручной труд"
Раздел: дошкольное образование
Человеческий мозг – вместилище загадочных связей. Например, работа пальчиками помогает
развить отточить движения, попутно влияя на речь и характер ребенка. Все дело в том, что ручной
труд стимулирует мозговую кору, в том числе ее речевую и поведенческую зоны.
Влияние работы руками на развитие речи и характера
В середине 20-го века педагоги и ученые уже знали, что тонкие движения пальцев у ребенка
напрямую связаны с развитием речи и личностными чертами. Задачи, развивающие моторику,
являются обязательными в арсенале логопедов. В их процессе неусидчивые и тревожные дети
становятся более спокойными и внимательными, избавляются от излишней агрессии, учатся лучше
усваивать информацию. Такой эффект сохраняется и после занятий.
Дошкольное время – прекрасный период, когда в характер закладываются любовь к творческой
деятельности, усидчивость и настойчивость. Начинать труд пальчиками лучше максимально рано.
В этом случае психофизиологические процессы в мозге, благодаря которым развивается
интеллект, будут происходить наиболее эффективно.
Работа ручками полезна для малыша из-за обширного положительного влияния на детский
организм. Она:
•
способствует развитию кисти и подготовке ее к письму в будущем;
•
учит мозг согласовывать перемещения ручек и глаз;
•
способствует концентрации внимания;
•
приучает мышцы работать в правильной последовательности;
•
учит творчески мыслить и творить;
•
дарит навыки общения с преподавателем и группой детей;
•
помогает ощутить радость от познания нового и созерцания результатов, дает
положительные эмоции;
•
порой удивляет полученными результатами.
Виды деятельности, развивающие точную моторику
С младенческого возраста кроха познает мир, в том числе через пальчики. Он трогает предметы
ручками, учится их распознавать через ощупывание. Играет с мамой в пальчиковые игры,
складывает пирамидки, творит с помощью кинетического песка.
Помимо этого, можно использовать определенные разновидности занятий, благоприятно
влияющие на тонкую моторику. Они доступны практически всем детям, не требуют специальных
умений и длительного обучения. Например, развивать способность работать руками можно с
помощью таких методов:
•
Складывание оригами. Учит точно действовать пальцами, запоминать и оттачивать
движения. А также тренирует воображение и мышление.
•
Квилинг, или скручивание тонких бумажных полосок. Помимо тренировки моторики,
развивает вкус и усидчивость.
•
Поделки из смятой бумаги. Их выполнение прекрасно влияет на моторику всей кисти и
пальцев, развивает конструктивное мышление.
• Изготовление открыток из бумаги с посыпками.
• Выполнение аппликаций из природных материалов, круп и макарон. Исходное сырье имеет
разную форму и размер. Следовательно, дети учатся соизмерять приложенные усилия при захвате
предмета, тренируют хватательную сноровку.
Материалы для упражнений подбираются под возраст дошкольника. Например, самым
маленьким будет сложно работать с крупами или мелкими семенами. Зато после того, как они
приобретут навыки обработки фигурных макарон, поделки из мелкого сырья будут даваться
значительно проще.
Огромный плюс пальчиковых занятий – возможность сделать оригинальные подарки для
родственников. Удовольствие получает и сам ребенок, и его родители с бабушками и дедушками,
которые получают сувениры, выполненные рукой любимого малыша. Главное – создать
правильный настрой, который поможет дошкольнику творить с удовольствием и увлечением.