Автор: Кутерева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №5 СП "Детский сад" №29
Населённый пункт: Самарская область, г.Сызрань
Наименование материала: Консультация
Тема: "Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка.
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии
личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по
отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный
поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей
действительности . Современное общество достаточно информативно ,
поэтому у ребенка много возможностей для получения знаний из самых
разнообразных источников( от ближайшего окружения .из литературы .
искусства, . т.д. ).Однако развитие личности невозможно свести лишь к
обладанию знаниями.
В картине мира детей все окружающее принадлежит им по праву рождения.
Детство существует по собственным законам. Оно имеет свой язык,
представления, способ представления увиденного. Детская
непосредственность , фантазия и воображение создают часто непостижимую
для нас реальность . Детство-период жизни, в котором ребенок постигает ее
во всем многообразии связей и отношений , где он доверительно открыт
миру, а тот открывается ему . Детство - период времени , который подвластен
только ребенку , где он не только расширяет свою познавательную
активность. но и бесконечно расширяет границы окружающего.
Целевыми задачами процесса развития познавательной активности
считаются изменения через "формирования" и "приобретения". Собственная
активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются
четырьмя компонентами;
- согласованностью,
-преодолением,
-осознанием собственного положения,
-интересом к новому.
Познавательная активность может проявляться во внешнем и внутреннем
поведенческих планах. При этом внутренней активности может
соответствовать некоторая составляющая активности внешней, но
необязательно. Внешние формы проявления могут быть различными:
-вынесение суждений о чем - либо,
- анализ ситуаций и планирование деятельности,
- оценка и принятие решений,
- информационный поиск,
-нахождение пробелов в собственных ресурсах,
- постановка и формулировка прикладных задач,
Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление познавательной
активности ребенка.
Активность- движение в направлении реализации собственной внутренней
потребности.
Признаки активности:
-выражается в производимых действиях, обусловленных внутренним
состоянием личности,
- определяется наличием собственной цели,
-предполагает способность преодолевать ограничения и барьеры заданной
деятельности.
Познавательная активность развивается из потребности в новых
впечатлениях , присущих ребенку от рождения. В дошкольном возрасте на
основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть
для себя как можно больше. Познавательная активность выступает
движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее
полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти
годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра , в ней
развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра- это
своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны
личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике,
которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Поэтому ребенку необходимо создать условия для игры . Игра- самоценная
форма активности ребенка дошкольного возраста. Своевременное развитие
игровой деятельности , достижение ребенком творческих результатов в ней
является особенно важным.
Игра выполняет свою развивающую функцию только тогда, когда является
детской деятельностью, самостоятельной или самодеятельностной. Через
игру развивается познавательный интерес, формируется личность ребенка