Напоминание

"Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка".


Автор: Кутерева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №5 СП "Детский сад" №29
Населённый пункт: Самарская область, г.Сызрань
Наименование материала: Консультация
Тема: "Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей.

Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии

личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по

отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный

поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей

действительности . Современное общество достаточно информативно ,

поэтому у ребенка много возможностей для получения знаний из самых

разнообразных источников( от ближайшего окружения .из литературы .

искусства, . т.д. ).Однако развитие личности невозможно свести лишь к

обладанию знаниями.

В картине мира детей все окружающее принадлежит им по праву рождения.

Детство существует по собственным законам. Оно имеет свой язык,

представления, способ представления увиденного. Детская

непосредственность , фантазия и воображение создают часто непостижимую

для нас реальность . Детство-период жизни, в котором ребенок постигает ее

во всем многообразии связей и отношений , где он доверительно открыт

миру, а тот открывается ему . Детство - период времени , который подвластен

только ребенку , где он не только расширяет свою познавательную

активность. но и бесконечно расширяет границы окружающего.

Целевыми задачами процесса развития познавательной активности

считаются изменения через "формирования" и "приобретения". Собственная

активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются

четырьмя компонентами;

- согласованностью,

-преодолением,

-осознанием собственного положения,

-интересом к новому.

Познавательная активность может проявляться во внешнем и внутреннем

поведенческих планах. При этом внутренней активности может

соответствовать некоторая составляющая активности внешней, но

необязательно. Внешние формы проявления могут быть различными:

-вынесение суждений о чем - либо,

- анализ ситуаций и планирование деятельности,

- оценка и принятие решений,

- информационный поиск,

-нахождение пробелов в собственных ресурсах,

- постановка и формулировка прикладных задач,

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление познавательной

активности ребенка.

Активность- движение в направлении реализации собственной внутренней

потребности.

Признаки активности:

-выражается в производимых действиях, обусловленных внутренним

состоянием личности,

- определяется наличием собственной цели,

-предполагает способность преодолевать ограничения и барьеры заданной

деятельности.

Познавательная активность развивается из потребности в новых

впечатлениях , присущих ребенку от рождения. В дошкольном возрасте на

основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть

для себя как можно больше. Познавательная активность выступает

движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее

полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти

годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра , в ней

развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память,

воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра- это

своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения

общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны

личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике,

которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Поэтому ребенку необходимо создать условия для игры . Игра- самоценная

форма активности ребенка дошкольного возраста. Своевременное развитие

игровой деятельности , достижение ребенком творческих результатов в ней

является особенно важным.

Игра выполняет свою развивающую функцию только тогда, когда является

детской деятельностью, самостоятельной или самодеятельностной. Через

игру развивается познавательный интерес, формируется личность ребенка



В раздел образования