Автор: Доценко Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: По непрерывной образовательной деятельности "Развитие познавательно-исследовательской деятельности" для старшей группы образовательной области "Познавательное развитие"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СКАЗКА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «Сказка»)
629805, Россия, ЯНАО, г. Ноябрьск, пр. Мира д. 43. Тел. 34-10-90 E-mail:skazka.2016@list
ОГРН 1158905010087 ИНН/КПП 8905057671//890501001
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель заведующего Заведующий МБДОУ «Сказка»
МБДОУ «Сказка» ______________С.Н. Бухтоярова
___________О.В. Бондаренко Утверждена приказом
Принято: педагогический совет МБДОУ «Сказка»
протокол № 1 от 28.08.2017 г. от 28.08.2017 г. № 92-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по непрерывной образовательной деятельности
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
для старшей группы
образовательной области «Познавательное развитие»
1 непрерывная образовательная деятельность в неделю
(всего 36 непрерывной образовательной деятельности в год)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
непрерывной
образовательной
деятельности
«Познавательно-
исследовательская
деятельность»
образовательной
области
«Познавательное
развитие»
для
детей
старшей
группы,
составлена
на
основе
основной
образовательной
программы
дошкольного образования МБДОУ «Сказка».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
пособия:
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом». М.: Творческий
центр «Сфера», 2002 г.;
«Опыты и эксперименты для дошкольников»
под
ред. О.В. Дыбиной. 2-е изд.,
М.:
Творческий центр «Сфера», 2011 г.
Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности 36 раз в
год (1 раз в неделю), длительность проведения НОД -25 минут.
Ц е л ь : развитие
познавательных
интересов,
расширение
опыта
ориентировки
в
окружающем.
Задачи:
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
развивать
умение
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
выделять
характерные,
существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
продолжать
развивать
умение
сравнивать
предметы,
устанавливать
их
сходство
и
различия;
формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному
признаку;
развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы;
учить сравнивать предметы, классифицировать их.
Новизна
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными,
яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и
видео-
записей.
Практическое
использование
в
работе
компьютерной
техники
с
ее
мультимедийными возможностями позволит повысить качество обучения, воспитания детей
дошкольного возраста.
Применение
информационных
технологий
на
занятиях
в
ДОУ
позволит
преодолеть
интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даст возможность повысить эффективность
образовательной деятельности педагога ДОУ.
Занятие с мультимедийной поддержкой способствуют повышению мотивации детей к
занятиям, вызывает у детей живой интерес. При такой организации материала включаются три
вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть
сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить
предыдущую
тему.
Также
можно
более
детально
остановиться
на
вопросах,
вызывающих
затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей
к изучаемому материалу.
Особенности образовательного процесса
Педагогическая работа строится на основе понимания и осознания психофизиологических
особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям,
поискам). Освоение дошкольником операций, действий, движений поисковой познавательной
деятельности
рассматривается
в
единстве
с
развитием
творческого
начала
и
овладения
структурной деятельности.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально–коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Формы организации образовательного процесса
Непрерывная
образовательная
деятельность
Формы работы
Формы организации детей
Познавательно –
исследовательская
деятельность
Опыты, эксперименты,
рассматривание,
наблюдения, развивающие
игры, презентации.
Групповая
Тематический план
№
п/п
Тема
Количество периодов
НОД
В том числе практическая
НОД
1
«Притягивается – не
притягивается»
1
2
«Два магнита»
1
3
«Дышат ли рыбы?»
1
4
«Почему все падает на
землю?»
1
5
«Озеро»
1
6
«История бумаги»
1
7
«Коллекционер бумаги»
1
8
«Разная бумага»
1
9
«Посуда Федоры»
1
10
«Наряды куклы Тани»
1
11
«Волшебные нити»
1
12
«Коробочка с хлопком»
1
13
«Расскажи Незнайке о
любимых предметах»
1
14
«Угадай какой предмет
загадан?»
1
15
«Волшебный сундучок»
1
16
«Разноцветные
сосульки»
1
17
«Помощница вода»
1
18
«Умная галка»
1
19
«Какие свойства?»
1
20
«Водяная мельница»
1
21
«Откуда берется вода?»
1
22
«Оглянись вокруг»
1
23
«Подводная лодка»
1
24
«Упрямый воздух»
1
25
«Почему выливается?»
1
26
«Уличные тени»
1
27
«Разные отражения»
1
28
Двойное отражение».
1
29
«Волшебный шарик»
1
30
«Чудо-прическа».
1
31
«Волшебные шары».
1
32
«Как сделать звук
громче».
1
33
«Темный космос».
1
34
«Прямо или по кругу».
1
35
Диагностическое:
«Родственники стекла»,
«Свойства материалов»
1
36
«Проверка зрения».
1
Итого:
35
1
Основные требования к уровню освоения по познавательно-исследовательской
деятельности
К концу года дети должны уметь:
проявлять исследовательское поведение, выделять проблему, находить противоречия;
самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, формулировать вопросы
(формулирование проблемы);
осуществлять
целеполагание
и
целеустремленность
(ставить
цель
исследования,
осуществлять поиск эффективного решения проблемы;
использоватьсвой жизненный опыт, наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к
содействию;
выдвигать разнообразные гипотезы и решения проблем;
описывать явления, процессы;
делать выводы и умозаключения по результатам собственных исследований.
Способы проверки обучаемости воспитанников.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в
конце учебного года в форме педагогической диагностики с использованием диагностического
материала.
Диагностика уровня знаний детейпо познавательно-исследовательской деятельности
Блок 1.Знание основных видов природных материалов.
Цель: выявить характер представлений ребенка об основных видах природных материалов.
Вопросы:
1. Может ли ребенок определить: где песок, камни, почва, глина, мед?
2. Знает ли ребенок свойства этих природных материалов? (камень, песок, глина, земля).
3. Как человек использует эти природные материалы?
4. Умеет ли ребенок использовать эти природные материалы в жизни, в быту?
Блок 2. Знания об окружающем мире (живая и неживая природа).
Цель: выявить характер представлений об окружающем мире.
Вопросы:
1. Предложить ребенку по картинкам определить: где живые объекты, а где не живые.
2. Как он узнал, что данный объект живой? Неживой?
3. Почему он считает, что это (называется конкретный живой объект, растение или насекомое)
живое?
4. Расскажи, что есть (конкретно называется растение, животное?)
5. Сможет ли объект жить без: (педагогу назвать части? Почему?)
6. Как думает ребенок, что нужно всем живым существам, чтобы жить и хорошо себя
чувствовать?
7. Знают ли дети, что такое ветер, вода, воздух?
8. Как человек использует воздух, воду?
Блок 3. Овладение навыком самостоятельной работы в ходе опыта.
Цель: выявить навык ребенка самостоятельно действовать в процессе опыта.
Вопросы:
1. Как называются приборы, которыми ребенок пользуется в процессе работы? (лупа, пробирка,
зеркало, колба, пинцет и т. д.)
2. В каких опытах или экспериментах, по мнению ребенка, он может использовать эти приборы?
Для чего они необходимы?
3. Умеет ли ребенок читать схему или алгоритм проведения опыта?
4. Пытается ли ребенок, без особой помощи педагога, выполнить задание?
Блок 4. Овладение навыком простейшего анализа и прогноза.
Цель: выявит навыки ребенка производить простейший анализ и прогноз в ходе работы. Умеет
ли ребенок ставить цель и формировать гипотезу в ходе работы.
Вопросы:
1. Перед опытом предложить ребенку сделать прогноз и анализ своей работы. Почему он так
думает?
2. После завершения опыта поинтересоваться у ребенка: совпал ли прогноз и анализ,
поставленный в начале работы?
3. Проанализировать, насколько точно ребенок может прогнозировать процесс?
Оценка:
2 балла (высокий уровень)– (часто) проявляющая характеристика является устойчиво
сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого,
других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей
деятельности.
1 балл (средний уровень) – (иногда) характеристика предполагает периодическое
появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,
настроения ребенка и т. д.
0 баллов (низкий уровень) - (крайне редко)данная характеристика не сформирована, а ее
появление носит случайный характер.
Содержание рабочей программы
Раздел
№ НОД
Задачи
Наблюдение
2,3,5,7,8,9,
11,12,13,15,26,
27,28,29
Формирование представлений об объектах и
явлениях
окружающего
мира,
установление
свойств
и
качеств,
структуры
и
внешнего
строения предметов,
причин
изменения
и
развития объектов.
Опытно-
экспериментальная
деятельность
1,4,6,10,14,16,
17,19,20,21,23
,
24,25,30,31,32
,
В ы я в л е н и е
п р о т и в о р е ч и й
у ч е б н о -
воспитательного
процесса,
исследование
проблем
в
зависимости
от
практической
потребности и готовности к их разрешению;
Воспитывать
желание
участвовать
в
33,34,35,36
совместной с воспитателем деятельности.
С о з д а в а т ь
у с л о в и я
д л я
о п ы т н о -
экспериментальной деятельности.
Показатели достижений ребенка освоения «Познавательно-исследовательской деятельности»
Дата проведения диагностики: _____________________
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
Знание основных видов природных
материалов
Знания об окружающем мире
(живая и неживая природа)
Овладение навыком
самостоятельной работы в ходе
опыта
Овладение навыком простейшего
анализа и прогноза
Уровень развития ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого
2 баллов
1 балл
0 балла
Воспитатели:
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________
Средства обучения
1.Технические средства обучения:
-мультимедийное устройство;
-ноутбук;
-демонстрационный экран.
2. Оборудование:
-емкости с песком, почвой, с сухой глиной, мерные стаканчики, ложки;
-лупа;
-образцы разных видов бумаги;
-палочки, соломинки, воронка;
-посуда из разных материалов;
-шары, металлические крышки, шприцы, соломки;
-иллюстрации животных и птиц, ткацкого станка;
-различные мелкие предметы разной величины;
-фонарики, зеркала, набор предметов обладающих способностью отражения как в
зеркале, расчески;
-красители;
-краски, палитра, кисти баночки для воды;
-разные виды тканей, нитки;
-камни;
-магнит, металлические предметы и предметы из других материалов.
Список используемой литературы
1 «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников» под редакцией О.В.
Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Из чего сделаны предметы, ребенок в мире поиска»,
ООО ТЦ Сфера, 2010 г.
Календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Месяц
Дата по
плану
Дата по
факту
№ п/п
НОД
Тема НОД
Цель
Содержание НОД
Средства обучения
Сентябрь
01.09.
1
«Притягивается – не
притягивается».
(Магнетизм).
Нахождение предметов,
взаимодействующих с
магнитом.
Дети подносят магнит к
металлическим предметам и
наблюдают магнитное
притяжение. Затем подносят
магнит к другим предметам,
делают вывод, что магнит
притягивает только металлические
предметы.
Познавательный
мультфильм для детей
«Притягиваются
предметы или не
притягиваются», магнит,
предметы из разных
материалов, их ткани, из
бумаги, из метала, из
08.09.
2
«Два магнита».
Неизведанное рядом.
Выявление особенностей
взаимодействия двух
магнитов, притяжение и
отталкивание.
Наблюдение как ведут себя два
магнита, если их поднести друг к
другу. Дети приходят к выводу, что
магниты могут притянуться или
оттолкнуться, в зависимости от
ого, какими полюсами подносить
их друг к другу..
Познавательный
мультфильм для детей
«Свойство двух
магнитов»,два магнита.
15.09
3
«Дышат ли рыбы».
Неизведанное рядом».
Установить возможность
дыхания рыб, установить,
что воздух есть везде.
Беседа об аквариуме и рыбках.
Дети вдувают воздух через
трубочку в воду и видят пузырьки
это воздух. Дыхание рыб в воде
возможно.
Слайд с изображением
аквариума и рыб,
соломки емкости с
водой.
22.09
4
«Почему, все падает на
землю?»
Неизведанное рядом
Понимание того, что Земля
обладает силой притяжения.
Дети подбрасывают предметы
вверх, наблюдают какие предметы
быстрее и сильнее падают. Также
наблюдают их падение в песок.
Определяют, какие сильнее
падают по углублении в песке.
Слайд с изображением
разных предметов из
разных материалов
(дерево, металл, бумага,
пластмасса и т.д.),
емкость с песком.
29.09.
5
«Озеро».
Неизведанное рядом.
Участие в коллективном
преобразовании объекта,
закрепить умение работать с
различными материалами.
Просмотр иллюстраций или
видеоизображений с орудиями
труда. Проблемная ситуация. Как
помочь человеку обрабатывать
почву одним орудием? Рисование
и выставка работ.
Слайд «Озеро».Листы
бумаги, краски,
фломастеры, цветные
карандаши, краски,
баночки, кисти, салфетки
Октябрь
06.10
6
«История бумаги».
Развить знания о бумаге,
ретроспективный взгляд на
бумагу.
Отгадывание загадки.
Прослушивание стихотворения
«Бумага» С. Михалкова. Беседа
«Как появилась бумага».
Рисование видов бумаги.
Слайд с изображением
Береста, пергамент, глина,
кукла Агаму Биа.
13.10
7
«Коллекционер бумаги».
Познакомить с разными видами
бумаги ее качествами.
Рассматривание разных качеств
бумаги, горение бумаги. Показ
бумаги по ее качеству.
Слайд с изображением
образцов разных видов
бумаги.
20.10.
8
«Разная бумага».
Познакомить с бумагой ее
видами, закрепить знания о
свойствах бумаги.
Отгадывание загадок. Дети
изучают названия бумаги,
пробуют на ощупь. Игра
«Сюрприз».
Картон, туалетная бумага,
простая бумага.
27.10.
9
«Посуда Федоры»
Обобщить и систематизировать
знания о материалах, научить
устанавливать причинно-
следственные связи между
материалом и назначением
посуды.
Прослушивание отрывка из
стихотворения «Федорино горе».
К.И. Чуковского. Дети с Федорой
покупают посуду, разбирают
качество и материал посуды.
Слайд с изображением
посуда из разных
материалов.
Ноябрь
03.11.
10
«Наряды куклы Тани».
Познакомить с разными видами
тканей и обратить внимание на
отдельные свойства.
Рассматривание одежды у куклы
Тани. Определение ткани на
ощупь. Капание из пипетки воду
на ткань и наблюдение за тем,
как вода впитываемостью.
Слайд с изображением
одежды для куклы,
кукла, одежда, ткани,
одежда, лупа.
10.11.
11
«Волшебные нити».
Познакомить с изготовлением
тканей их названиями и видами.
Экскурсия в историю
возникновения тканей. Золушка в
гостях, которая идет на бал, дети
ей помогают выбрать ткань.
Рассматривание станка для
изготовления тканей.
Образцы разных тканей.
Слайд с изображением
картинки с ткацким
станком.
Ноябрь
17.11.
12
«Коробочки с хлопком».
Познакомить с создание
хлопчатобумажных нитей и
тканей.
Рассказ «Где растет одежда?»
«Как растет хлопчатник и что
это?» «Из пряжи получают
Хлопок, слайд
иллюстраций к процессу
создания таких тканей.
24.11.
13
«Расскажи Незнайке о
любимых предметах»
Закрепить умения находить
предметы в окружающей
обстановке. Научить при
описании предмета, выделять
название, детали, функции,
материал.
Пришел в гости Незнайка с
игрушкой и рассказывает, что у
него за игрушка. Как она
называется, для чего нужна, из
чего сделана и т.д.?
Символы рукотворного
мира, предметы в группе,
алгоритм.
01.12.
14
«Угадай, какой предмет
загадан».
Научить описывать предмет,
вычленяя его особенности с
помощью алгоритма описания
предметов.
Игра. «Отгадывание предмета по
описанию с помощью ведущего».
Затем вариант 2 и вариант 3.
Слайд с изображением
предметов, алгоритм
описания предметов.
08.12.
15
«Волшебный сундучок».
Вариант 2.
Побуждать детей к группировке
предметов по какому-то признаку
(величина, материал и т.д.).
Данила-мастер приходит в гости
к детям и раскрывает сундучок, в
котором лежат различные
предметы. Он просит детей
найти предметы из металла или
из пластмассы и т.д.
Слайд с изображением
различных предметов,
сундучок.
15.12.
16
«Разноцветные
сосульки».
Реализовывать представления о
свойствах воды. Развивать у
детей поисковую деятельность.
Воспитатель предлагает
украшения из воды путем
окрашивания ее и
замораживания. Объясняет
Вода, формы, краски,
нитки, алгоритм
деятельности.
22.12.
17
«Помощница вода».
Использование знания о
повышении уровня воды для
решения познавательной задачи.
Определение вывода – вода
заполняя емкость выталкивает
находящиеся внутри не
предметы.
Банка с мелкими
предметами, емкость с
водой.
Январь
29.012.
18
«Умная галка».
Познакомить с тем, что уровень
воды повышается если в воду
класть предметы.
Вкладывание камешков в сосуд
пока уровень воды не дойдет до
краев.
Мерная емкость с водой,
камешки, предмет в
емкости.
12.01.
19
«Какие свойства?».
Сравнить свойства воды, льда,
снега, выявить особенности их
взаимодействия.
Рассматривание льда, воды,
снега. Беседа чем они схожи и в
чем различаются.
Емкости со снегом водой
льдом.
19.01.
20
«Водяная мельница».
Познакомить с силой воды.
Учить устанавливать причинно-
следственные явления.
Дети согласно алгоритму
деятельности льют воду на
вертушку, которая работает по
принципу мельницы. Вывод
падающая вода обладает силой.
Слайд с изображением
картинки водяная
мельница,
вертушка, емкость с
водой.
Февраль
26.01.
21
«Откуда берется вода?»
Познакомить детей с процессом
конденсации.
Накрывание емкости с горячей и
холодной водой крышкой.
Познавательный
мультфильм для детей
«Откуда берётся вода?»
Емкость с горячей водой,
охлажденная
металлическая крышка.
19.01.
22
«Оглянись вокруг»
Закрепление знаний о свойствах
и качествах материалов. Учить
устанавливать причинно-
следственные связи между
потребностями человека и
возможностями материала.
Дети закрывают глаза,
воспитатель говорит, оглянись
вокруг, что все предметы стали
бумажными (дети называют
предметы, которые сделаны из
бумаги и так далее).
Предметы разнообразные.
26.01.
23
«Подводная лодка».
Обнаружить, что воздух легче
воды, выявить, как воздух
вытесняет воду.
Дети выясняют, что произойдет
со стаканом, если его опустить в
воду. Опыт. Погружают стакан в
воду, переворачивают его вверх
дном, подставляют под него
трубочку вдувают воздух.
Познавательный
мультфильм для детей
«Подводная лодка»
Изогнутая трубочка для
коктейля, прозрачные
пластиковые стаканы,
Февраль
02.02.
24
«Упрямый воздух».
Обнаружить, что воздух при
сжатии занимает меньше места,
обладает силой.
Действия со шприцом. Дети
выясняют, что воздух при сжатии
занимает меньше места и
обладает силой, которая может
двигать предметы.
Шприц, емкость с
подкрашенной водой.
Март
Март
Февраль
09.02.
25
Фокус «Почему не
выливается?»
Обнаружение атмосферного
давления.
Переворачивание стакана с водой
накрытого плотно почтовой
открыткой. Вода не выливается.
Выясняют вода не выливается
потому, что на открытку давит
воздух, плотно прижимая
открытку и вода не выливается.
Стакан с водой, открытка.
16.02.
26
«Уличные тени».
Понять, как образуется тень.
Беседа. Тень появляется, когда
есть источник света. Дети
выясняют, что тень может быть
даже от самого себя и т.д.
Слайд с изображением
уличных теней.
Некоторые предметы и
игрушки для образования
02.03.
27
«Разные отражения».
Понять, что отражения
возникают на гладких блестящих
поверхностях.
Отгадывание загадки об
отражении предметов.
Рассматривание отражение на
нескольких предметах и в
зеркале.
Набор предметов,
обладающих
способностью отражения
как в зеркале.
16.03.
28
«Двойное отражение»
Выявить особенности
зеркального отражения.
Дети рассматривают свое
отражение в зеркале, наблюдают,
что находится слева, смотрится в
правой стороне. Наблюдение за
буквами в зеркалах с двух
сторон.
Зеркала, схема двойного
отражения.
23.03.
29
«Волшебный шарик».
(Электричество).
Установить причину
возникновения статистического
электричества.
Натирание шара о волосы или
шерстяную ткань и наблюдение
как к шару начинают прилипать
кусочки ткани, нитки, волосы
(шар электризовался)
Слайд с
изображениемшаров.Возд
ушные шары, шерстяная
ткань.
Апрель
30.03.
30
«Чудо-прическа».
Познакомить с проявлением
статистического электричества и
возможностью снятия его с
предметов.
Натирание расчески о ткань.
Расчесывание волос и поднятие
расчески вверх (волосы
электризуются)
Пластмассовая расческа,
воздушный шар, зеркало,
ткан.
06.04.
31
«Волшебные шары».
Выявление взаимодействия двух
наэлектризованных предметов.
Дети электризуют шар,
проверяют на электризацию,
поднося к мелким кусочкам
бумаги, ниткам, пушинкам,
стене.
Слайд с изображением
шаров. Шары, мелкие
кусочки бумаги, нитки.
13.04.
32
«Как сделать звук
громче?»
Выявление причин усиления
звука.
Дети проводят пальцем по
зубьям расчески и слышат звук.
Звук тихий. Ставят один конец
расчески на стул и повторяют
опыт. Выясняют, почему звук
Пластмассовая расческа,
рупор из картона.
20.04.
33
«Темный космос».
Дети узнают, почему в космосе
темно?
Проведение опыта, который
объясняет, как видно луч света.
Дети приходят к пониманию
того, что свет видено тогда, когда
он отражается от какого-либо
предмета.
Фонарик, стол, линейка.
Май
Апрель
27.04.
34
«Прямо или по кругу».
Дети выясняют, что удерживает
спутник на орбите.
Проведение опыта, на бумажную
тарелку, разрезанную пополам,
кладут шарик и наклоняют
тарелку. Дети видят, что шарик
скатывается. Понимают, что
предметы двигаются по прямой
если на них не действует какая-
нибудь сила.
Бумажная тарелка,
ножницы, стеклянный
шарик.
04.05.
35
«Родственники стекла».
(Свойства материалов).
Диагностика.
Дети узнают предметы,
сделанные из стекла, фарфора.
Сравнивают их качественные
характеристики и свойства.
Дети вспоминают свойства
стекла, перечисляют
качественные характеристики.
Взрослый рассказывает, что
стеклянные стаканы и
фарфоровые чашки являются
«близкими родственниками».
Проведение опыта,
позволяющего определить
качественные свойства этих
материалов.
Стеклянные стаканы,
фарфоровые чашки, вода,
краски, деревянные
палочки. Алгоритм
действий.
Май
11.05.
36
«Большой – маленький».
Дети наблюдают, как зрачок глаза
меняет размер.
Дети один глаз держат открытым,
а второй открывают.
Рассматривают зрачок открытого
глаза, а затем зрачок глаза,
который был открыт и видят, что
у закрытого глаза зрачок стал
шире. Посидев некоторое время
с открытыми глазами, видят что
зрачки стали одинаковыми.
Зеркала для детей.