Автор: Садыкова Эльвира Ривхатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка в разновозрастной группе с 3 до 7 лет по системе Марии Монтессори"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Золотая рыбка»
муниципального образования город Ноябрьск
Осенняя
сессия
городского
методического
объединения
воспитателей
дошкольных
образовательных
организаций
педагогов
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения «Золотая рыбка» муниципального образования города Ноябрьск
«Создание
оптимальных
условий
для
реализации
потенциальных
возможностей
каждого
ребенка в разновозрастной группе с 3 до 7 лет по системе Марии Монтессори»
Подготовила: Садыкова Э.Р.
Г. Ноябрьск
2017 г.
ФГОС ДО во многом созвучен основам педагогической системы М. Монтессори. В
частности, он призван решать следующие задачи:
-
охраны
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей
(в
том
числе
их
эмоционального благополучия);
- сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей
и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим
собой;
-
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным
особенностям детей.
Монтессори - педагогика является целостной образовательной системой, эффективность
которой
подтверждена
многолетним
опытом
успешной
практической
работы
с
детьми.
Основная идея М. Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно
раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в
созданной педагогом пространственно – предметной среде. Задачей педагога является, прежде
всего, предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с этим
обращаются.
Педагогика М. Монтессори основывается на понимании того, что любой ребенок – это, прежде
всего, индивидуальность, к нему нельзя подойти с общими мерками. В каждом от природы
заложена
определенная
программа
развития,
согласно
которой
он
будет
образовываться,
учиться, познавать окружающую действительность. Лучше всего обучение ребенка идет тогда,
когда оно выстраивается, исходя из его личного ритма. Первоочередная задача педагога в таком
контексте
–
создание
вокруг
воспитуемого
определенного
пространства,
которое
будет
способствовать
раскрытию
его
внутреннего
потенциала,
привыкание
к
внешнему
миру,
вещественному и социальному.
Обучение и воспитание в разновозрастной группе строится на основных принципах:
1.
Создание
специально
подготовленной
предметно-пространственной
развивающей
образовательной
среды
группы
по
системе
Марии
Монтессори,
которая
оборудована
столами и стульями по росту детей, стойками с ковриками для индивидуальной работы.
Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов — не выше уровня глаз
ребенка. Количество столов и рабочих ковриков в Монтессори-группе соответствует числу
детей.
Каждый
дидактический
материал
лежит
на
отдельном
подносе,
в
коробке
или
корзинке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и расположены на
соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и
готовы к работе. Каждый материал имеется в единственном числе.
2.
Предоставление детям свободы во время работы с материалами:
-свобода выбора материала,
-свобода выбора места для работы,
-свобода выбора партнера и т.д.
3.
Соблюдение определенных правил. Далее я
расскажу вам, какие именно три основных
правила обязательно выполняются в Монтессори-группах. Иногда педагоги дают детям эти
правила в небольших стишках: так дети их запоминают легко и весело, и старшие учат
малышей:
Например: «Колокольчик поет – всех ребят на круг зовет, Всё на место уберем, а потом в
кружок пойдем», «Все мы очень твёрдо знаем: Мы друзей не обижаем!», «Мы друг другу не
мешаем, Если просят – помогаем», «Если коврик на пути – Коврик надо обойти», «Мы в
нашей группе не кричим, когда работаем – молчим».
4.
Создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества, доверия.
5.
Наблюдение
педагогом
за
детьми
и
оказание
помощи
при
необходимости
в
их
самостоятельном обучении.
Опыт нашей работы показывает, что наличие в группе детей разного возраста
позволяет успешно решать многие задачи: легче происходит адаптация вновь прибывших детей,
успешная социализация личности, хорошие условия для развития чувства ответственности,
взаимопомощи,
взаимоуважения
и
поддержки.
В
разновозрастной
группе
темп
индивидуализации
обучения
разных
детей
одного
возраста
и
одного
ребенка
по
разным
направлениям может быть неравномерным. Педагог постоянно отслеживает динамику развития
каждого
ребенка,
при
необходимости
своевременно
оказывает
помощь,
предоставляет
возможность получения оптимального для каждого ребенка объема информации, усвоения
полученных знаний в систематических самостоятельных упражнениях.
Для учёта учебной работы ребенка и отслеживания динамики его развития педагогом
ведется лист ежедневных наблюдений за работой группы, ежемесячно фиксируется уровень
достижений
каждого
ребенка
индивидуальном
дневнике
наблюдений.
Лист
наблюдения
за
ребенком
оказывает
существенную
помощь
в
составлении
характеристики
ребенка.
Воспитатель может отмечать в листе изменения, происходящие с ребенком в течение всего
времени
его
пребывания
в
образовательном
учреждении.
На
основе
листа
наблюдений
заполняется лист презентаций для дальнейшего планирования работы с каждым ребенком
индивидуально.
Основными формами работы с Монтессори материалами являются:
-
Уроки тишины, которые длятся, в среднем от одной до пяти минут, проводятся нерегулярно,
в
зависимости
от
ситуации,
когда,
например,
необходимо
успокоиться
после
активной
деятельности, после конфликтных ситуаций. Уроки тишины – это отдых для нервной системы,
развитие способности переключаться с одного ритма жизни на другой, умения сделать паузу,
чтобы затем разумно осмыслить какой-то жизненный момент. Уроки тишины можно назвать
философской составляющей учебного процесса. Само наполнение урока тишины может быть
различным.
Так,
например,
в
нашей
группе,
педагогами
планировались
и
проводились
следующие уроки тишины:
А)
«Расслабься
и
прислушайся».
Ребенок
принимает
максимально
комфортное
для
него
положение в пространстве, закрывает глаза и прислушивается к звукам вокруг в течение одной
минуты. По истечении этого времени он, по желанию, может поделиться тем, что услышал или
какими-то своими наблюдениями, мыслями.
Б) «Смотри и воображай». Дети усаживаются на стульчиках, и их вниманию предлагается
визуальный
ряд.
Это
могут
быть
картины
природы
известных
художников,
фотографии,
абстрактная живопись, то есть на ребенка действует цвет, композиция.
В)
«Молчи,
но
скажи».
Дети
усаживаются
в
круг
и
по
цепочке
«говорят»
друг
другу
комплименты, не произнося при этом ни слова.
В
уроках
тишины
могут
быть
использованы
«помогающие
предметы»,
такие
как
мяч,
пальчиковая кукла, шарфик и пр.
- свободная работа с материалом, когда каждый ребёнок может выбрать любой материал и
работать с ним любое время.
-
индивидуальные
занятия
с
ребенком
проводятся
в
виде
трехступенчатых
уроков
или
презентаций нового материала, во время которых передается способ деятельности с тем или
иным материалом, в процессе которой возможно получение нового знания; дается информация,
понятия, определения сжато, но достаточно емко, с обязательной опорой на самостоятельную
практическую
деятельность
ребенка.
Презентация
подразумевает
знакомство
с
новым
материалом, либо только что появившимся в группе, либо новым для конкретного, выбравшего
материал ребенка.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса в системе Марии Монтессори
позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников
дошкольной образовательной организации, а воспитатели выступают в роли помощников детей,
организуют
пространство
помещения
и
планируют
виды
деятельности
с
учетом
индивидуального
развития
каждого
ребенка.
Насыщенная
предметно-развивающая
образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой
для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого
ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.