Напоминание

"Дополнительная образовательная программа по футзалу"


Автор: Ниязов Евгений Степанович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: Авторская программа по футзалу
Тема: "Дополнительная образовательная программа по футзалу"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Дополнительная

образовательная программа

по футзалу

Автор: Ниязов Евгений Степанович

Педагог дополнительного образования

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

города Салехарда

Срок реализации программы - 1 год

Возраст учащихся 11-17 лет

Салехард - 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.............................................................................................................2

2. Методы занятий.........................................................................................................................6

3. Базовые методические положения………………………………………………………...7

3. Содержание программы............................................................................................................8

4. Содержание занятий..................................................................................................................6

5. Первый год занятий...................................................................................................................7

6. Методическое обеспечение.......................................................................................................8

7. Индивидуальная карта воспитанника занимающегося футзалом.........................................9

8. Переводные нормативы по технической подготовленности для всех групп начальной

подготовки....................................................................................................................................10

9. Приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП для групп начальной подготовки

обучения (7-11лет).......................................................................................................................11

10. Список литературы……………………………………………………………………..…..12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования

(ФГОС ООО);

- образовательной программы Комплексная программа физического воспитания 1-11 кл. Авторы:

В.И. Лях; А. А. Зданевич.

- образовательной программы

«Внеурочная деятельность учащихся» Футбол под редакцией Г.А.

Колодицкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов

Внеурочная

деятельность

учащихся

общеобразовательных

учреждений

объединяет

все

виды

деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно

решение

задач

их

воспитания

и

социализации.

Согласно

Базисному

учебному

плану

общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям

внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах,

отличных

от

урочной

системы

обучения.

В

Базисном

учебном

плане

общеобразовательных

учреждений

Российской

Федерации

в

числе

основных направлений внеурочной деятельности

выделено

спортивно-оздоровительное

направление.

Предлагаемое

вниманию

учителей

и

методистов

пособие

предназначено

для

спортивно-оздоровительной

работы

с

учащимися,

проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5—9 и 10—11 классах по разделу

«Футбол» школьной программы. Футбол — один из игровых видов спорта в программах физиче-

ского воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия,

широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции

по

футболу,

физкультурно-массовые

и

спортивные

мероприятия

(соревнования

в

общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т. п.). При этом

немаловажно,

что

футбол

один

из

самых

популярных

видов

спорта

в

нашей

стране.

Эффективность решения оздоровительных, образовательных и развивающих задач физического

воспитания при освоении учащимися игры в футбол во многом зависит от того, насколько учитель

физической культуры хорошо знает основы данного вида спорта, владеет технологией обучения

двигательным

действиям,

средствами

и

методами

воспитания

физических

способностей.

В

пособии

представлены

доступные

для

учащихся

упражнения,

способствующие

овладению

отдельными элементами техники и тактики игры в футбол, развитию физических способностей,

которые

можно

реально

использовать

на

занятиях

во

второй

половине

дня,

в

учебно-

тренировочных

занятиях

в

спортивной

секции

по

футболу.

Кроме

того,

учащиеся

могут

использовать эти упражнения в самостоятельных занятиях. Предлагаемые упражнения не имеют

количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из

физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а

также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря. Выход

женского футбола на международную арену даёт основание привлекать к занятиям футболом не

только

мальчиков,

но

и

в

равной

степени

девочек.

При

проведении

занятий

по

футболу

с

девочками

следует

учитывать

физиологические

и

психологические

особенности

женского

организма. При написании методического пособия авторы руководствовались:

требованиями

нормативных

документов

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом

общего образования;

действующими образовательными программами по физической культуре для

общеобразовательных учреждений.

Актуальность

Футзал завоевывает все большую популярность в мире. Сегодня более 80 стран развивают

эту

игру.

Прочно

обосновалась

эта

игра

и

в

России.

Благодаря

активной

целенаправленной

деятельности

Ассоциации

футзала

России,

являющейся

составной

частью

Российского

футбольного союза, в нашей стране создана разветвленная организационная структура этого вида

спорта. Все большее внимание уделяется в стране и развитию детского и юношеского мини

футбола.

Открываются

спортивные

школы

по

этому

виду

спорта,

при

клубах

организуются

специализированные

группы

юных

футболистов,

во

всероссийских

соревнованиях

ежегодно

участвуют юношеские команды. Только такое повышенное внимание к футзалу в России мы

сможем достойно поддерживать высокое реноме российского зального футбола, достигнутое в

первом десятилетия развития этой игры в нашей стране.

К сожалению, следует признать, что в настоящее время в России в развитии этой игры

имеется немало серьезных проблем. Одной из наиболее существенных являются малоэффективная

работа

по

подготовке

спортивных

резервов.

Так

пока

еще

крайне

пассивны

в

организации

массовых соревнований среди детей, юношей и девушек, поэтому очень актуально на сегодня

положительные сдвиги, создание в школах любительских команд по футзалу.

Новизна в отличие от стандартных, представлена модель построения системы тренировки. К

программе составлены: учебный методический план дополнительного образования по футзалу,

примерные планы - графики учебного процесса, варианты распределения занятий в недельном

микроцикле в зависимости от периода и условий подготовки. В программе определенна общая

последовательность изучения программного материала, что позволяет придерживаться единого

стратегического направления в учебном занятии.

Цель:

Занятие футзалом направлено на достижение следующих целей:

-

развитие

основных

физических

качеств

и

способностей,

укрепление

здоровья,

содействие

гармоническому развитию, расширение функциональных возможностей организма;

-

формирование

культуры

движений,

обогащение

двигательного

опыта

физическими

упражнениями с общеразвивающей и коррегирующей направленностью;

-

приобретение

навыков

в

физкультурно-оздоровительной

и

спортивно-оздоровительной

деятельности;

- освоение знаний по физической культуре и спорту, их истории и современном развитии, роли в

формировании здорового образа жизни;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и

свойств личности.

Задачи:

физического воспитания учащихся 5-11 классов направлены:

на

содействие

гармоническому

развитию

личности,

укреплению

здоровья

учащихся,

закреплению

навыков

правильной

осанки,

профилактику

плоскостопия;

на

содействие

гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды,

воспитание ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;

– на обучение основам базовых видов двигательных действий;

– на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

– на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на

состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем

организма;

– на углубленное представление об основных видах спорта;

на

приобщение

к

самостоятельным

занятиям

физическими

упражнениями

и

занятиям

любимым видом спорта в свободное время;

– на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

– на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции

При составлении рабочей программы используются следующие документы:

Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от

21.12.2004 г. № 170-ФЗ;

Конвенции ООН «О правах ребенка»;

Программы развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-

2015годы;

Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях

Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2020 годы;

Приказа Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении компонента

государственных

образовательных

стандартов

начального

общего,

основного

общего

и

среднего (полного) общего образования»;

Приказа МО и науки РФ №164 от 3.06.2008г. «О внесении изменений в федеральный

компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом министерства

образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089;

Федерального закона от 01.12.2007г. №309-ФЗ «Новое поколение содержания и структуры

ФГОС»;

«ФГОС основного общего образования», утвержден Министерством образования и науки

России от 17.12.2010г. приказа №1897;

Примерной программы основного общего образования;

Учебный

план

дополнительного

образования муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»;

Положение

о

рабочей

программе

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»

Положение об аттестации обучающихся в объединениях дополнительного образования

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Средняя

общеобразовательная школа № 2»;

Положение

об

образовательных программах дополнительного образования детей

в

муниципальном

бюджетном

общеобразовательном

учреждении

«

Средняя

общеобразовательная школа № 2».

-

в

воспитании

-

приоритетным

в

содержании

воспитательной

работы

будут

задачи,

коммуникативного

и

коллективного

воспитания,

физического

воспитания

и

нравственного

воспитания, гармонизация физической и духовной сфер; формирование потребностей в культуре

движений,

красивом

телосложении,

оптимальном

физическом

развитии

и

крепком

здоровье;

расширение

объёма

знаний

о

разнообразных

формах

соревновательной

деятельности;

использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических

способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;

-

в

развитии –

развитие

познавательных,

физических,

нравственных

способностей

обучающихся путем использования их потенциальных возможностей способствует формированию

личности воспитанника, поэтому важно приобщить его к здоровому образу жизни, развить в нем

стремление к активному и содержательному проведению свободного времени. Следует развивать в

нем

умение

творчески

подходить

к

решению

возникающих

проблем,

как

во

время

занятий,

соревнований – поможет ему в жизненном самоутверждению и самоопределении. Формирование

навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего

поколения.

Организация учебно-тренировочного процесса.

При разработке годового плана-графика следует определить:

1 ) количество

учебных

часов, которые

будут

отведены

в

учебном

году

на

внеурочную

деятельность, т. е. составить сетку часов;

2)

наиболее

целесообразную последовательность

организации

внеурочной

деятельности в

соответствии с объёмом часов;

3) формы контроля и оценки знаний, умений и навыков обучаемых;

4) занятия, на которых будет проводиться проверка усвоения материала учащимися

При составлении плана нужно учесть не только регулярных еженедельных внеурочных занятий с

учащимися, но и возможность организовывать занятия крупными блоками, например в виде

соревнований по футболу. Занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса,

так и в смешанных группах, состоящих из учащихся 5-7, 8-9 и 10—11 классов. В начале и в конце

учебного года планируется проведение тестирования физической подготовленности учащихся, на

которое отводится 2—3 занятия. Тестирование, проводимое в начале учебного года, называется

предварительным. Оно служит целям выявления исходных данных. Тестирование, осуществляемое

в конце учебного года, называется итоговым. Оно позволяет установить конечные результаты

работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно-

воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего

планирования и источником его улучшения на новый учебный год. В завершённом виде годовой

план-график по внеурочной деятельности согласовывается с заместителем директора по учебно

воспитательной

работе,

утверждается

директором

школы.

Для

разработки

рабочего

плана

необходимы не только общетеоретические знания, но и знание методики обучения конкретным

двигательным действиям и воспитания физических способностей с учётом возраста учащихся.

При разработке годового плана следует:

1 ) сформулировать

цель

и

разработать

педагогические

задачи

внеурочной

деятельности на

учебный год;

2

) определить

рациональную

последовательность

внеурочной

деятельности, исходя

из

методических принципов доступности и постепенности повышения требований (от простого к

сложному, от частного к общему и др.).

3) установить количество учебных часов на изучение каждой темы;

4) определить формы контроля за качеством подготовки обучаемых.

Необходимо

чётко

определить

сходство

компонентов

двигательных

действий

(например,

от

изучения техники бега в футболе следует переходить к обучению остановке) и распределить

материал по занятиям с учётом развивающего и воспитывающего эффекта предыдущих занятий.

Примерное распределение учебного материала по классам во второй половине дня представлено в

таблице. Учебный материал распределён с учётом того, что специфику игры в футбол определяют:

- двигательные действия без мяча (бег, ускорения, скоростные рывки с изменением направления

движения, прыжки);

- действия с мячом (удары, ведение, остановки, обводка, вбрасывание мяча из-за боковой линии);

- техника игры вратаря (ловля мяча, отбивание, перевод, броски мяча, выбивание ногой);

- тактические действия (индивидуальные, групповые, командные).

Методы занятий:

по

футзалу

определяются

в

зависимости

от

контингента

занимающихся,

задач

и

условий

подготовки

и

различаются

по

типу

организации

(урочные

и

неурочные),

направленности

(общеподготовоительные, специализированные, комплексные), содержанию учебного материала

(теоретическое,

практическое).

Основные

формы

внеурочных

практических

занятий:

дифференцированное обучение и воспитание, соревнования, экскурсии, походы, видео просмотры

чемпионатов разных уровней, анализы соревнований.

В практике работы с юными футболистами рекомендуется применять следующие методы

обучения из них;

─ равномерный, или метод длительной непрерывной работы, который использует для развития

аэробной выносливости;

─ переменный; отличающийся от предыдущего лишь характером длительно выполняемой работы.

Он

способствует

воспитанию

специальной

выносливости

смешанного

(аэробно-анаэробного)

характера. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является

сама игра в футзал.

─ повторный, представляющий собой разновидность прерывистой работы, имеющий место в

самой игре. Его отличает и сравнительно большая мощность выполняемой работы. Этот метод

рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости.

интервальный,

представляющий

собой

типичную

разновидность

прерывистой

работы

и

отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых

сравнительно невелик, что дает возможность организму занимающихся восстанавливаться. Этот

метод наиболее целесообразно использовать при развитии скоростной силы и выносливости. Он

дает

возможность

совершенствовать

анаэробные

и

анаэробно-аэробные

механизмы

энергообеспечения, приучает занимающихся к двигательным действиям при высоких величинах

кислородного долга. Одной из форм интервальной тренировки в футзал может так же служить

сама игра, построенная по этому принципу

Метод

максимальной

интенсивности

представляет

собой

метод

предельных

нагрузок,

выполняемых с субмаксимальной интенсивностью и с установкой действовать «до отказа». Он

используется для развития у занимающихся максимальной силы и способности к работе большой

мощности. Естественно, в работе с юными футболистами этот метод может быть использован

только

на

этапе

спортивного

совершенствования,

т.к.

рассчитан

на

хорошо

подготовленных

футболистов.

С

его

помощью

совершенствуются

анаэробные

процессы

и

скоростно-силовые

качества. Например, у вратарей – это прыжковая выносливость.

─ сопряженный метод особенно важен в работе с юными футболистами, т.к. дает возможность

развивать

физические

качества

одновременно

с

совершенствованием

технико-тактических

действий.

Таким

образом

у

занимающихся

можно

развивать

силу,

выносливость,

ловкость.

Благодаря применению в тренировке сопряженного метода навыки юных футболистов становятся

более пригодным для использования в соревновательных условиях. т.е. более устойчивыми к

отрицательному

влиянию

утомления

и

эффективными

в

виду

совершенствования

координационных механизмов;

круговой

метод

это

по

существу

самостоятельная

организационно-методическая

форма,

используемая для развития у юных футболистов одновременно несколько физических качеств, а в

отдельных случаях и для совершенствования специальных навыков. Круговой метод, как правило,

применяется

в

самых

разнообразных

вариантах,

суть

которых

в

приближении

характера

выполняемой работы к специфике самой игры. В работе с юными футболистами рекомендуется

применять

традиционную

форму

круговой

тренировки,

так

и

такую

форму,

которая

дает

возможность одновременно совершенствовать различные физические качества и двигательные

навыки, технические приемы и тактические действия, т.е. тренировку сопряженного характера.

Таким

образом,

достоинством

метода

круговой

тренировки

является

высокая

интенсивность

выполнения упражнений, разнообразие и прерывистый характер работы, что как нельзя лучше

совпадает с условиями игровой деятельности в футзале.

Методы воспитания морально-волевых качеств представляют собой особую группу, которая

приобретает в работе с юными футболистами большое значение. И это вполне понятно. Ведь с

помощью

таких

методов

оказывается

непосредственное

влияние

на

формирование

личности

занимающихся, ее нравственных позиций и мировоззрения. В конечном счете, именно личность

футболиста всегда оказывается решающим фактором при достижении им спортивных результатов.

В работе с юными футболистами рекомендуется использовать традиционные в воспитательной

работе методы убеждения и разъяснения, поощрения, группового воздействия, самовнушения,

приучения

к

повышенной

трудности

занятий,

а

также

метод

ситуационной

тренировки.

Разумеется, в работе с юными футболистами могут быть использованы и другие методы, когда они

будут иметь эффективными в конкретных ситуациях.

Базовые методические положения

1.Соблюление единой методической системы, обеспечивающей рациональную

преемственность задач, средств, методов и организационных форм подготовки занимающихся всех

возрастных групп.

2.Обеспечение целевой направленности укрепления здоровья в учебно –тренировочном

процессе для всех возрастных групп.

3.Соарзмерность развития основных физических качеств.

4. Планирование неуклонного роста объёма и средств общей и специальной подготовки,

соотношение между которыми постепенно изменяется.

5. Планирование поступательного увеличения объёма и интенсивности тучебных и

соревновательных нагрузок.

6.Строгое соблюдение постепенности в процессе применения учебных и

соревновательных нагрузок в занятии с юными футболистами, т.к. всесторонняя подготовленность

занимающихся неуклонно повышается лишь при условии, когда такие нагрузки на всех этапах

подготовки, соответствуют их биологическому возрасту и индивидуальным возможностям.

7.Соблюдение принципов одновременного развития физических качеств юных

футболистов на всех этапах многолетнего процесса подготовки и преимущественного развития

отдельных физических качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого периода.

В юные годы имеются все возможности для развития всех физических качеств при условии,

разумеется, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или

иных сторон двигательных функций занимающихся.

Продолжительность образовательно-воспитательного цикла – один год.

Программа первого года – программа начального уровня.

Режим занятий:

Учебно–тематический план составлен исходя из учебной нагрузки 3-х часов в неделю на

протяжении одного года обучения. Программа рассчитана, на учащихся 11-17 лет. Специальных

требований к знаниям обучающихся при приеме в секцию по футзалу нет.

Содержание программы

5- классы Закрепление и совершенствование ранее освоенных элементов техники перемещений и

владения мячом. Удары по мячу серединой подъёма, с полулёта, внутренней и внешней частью

подъёма,

внутренней

и

внешней

стороной

стопы,

носком;

удары

по

мячу

головой;

финты;

тактические приёмы в нападении и защите — индивидуальные, групповые и командные действия.

Игра вратаря — ловля низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание.

Двусторонняя игра по правилам. Занятия в секции проводятся с сентября по май во в не учебное

время 3 раз в неделю по 1 часу на пришкольной спортивной площадке и в спортивном зале. На

лето (в каникулярное время) рекомендуется давать занимающимся индивидуальные домашние

задания по физической подготовке и закреплению навыков в технике упражнений

6-9 классы

Отработка техники передвижений и владения мячом: удары по неподвижному и

катящемуся мячу; удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъёма;

остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подъёма и подошвой;

ведение

мяча

носком

и

наружной

стороной

стопы;

ловля

и

отбивание

мяча

вратарём.

Индивидуальные и простые групповые технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча)

в нападении и в защите. Двусторонняя игра по упрощённым правилам (с уменьшенным составом

команд).

Закрепление и совершенствование ранее освоенных элементов техники перемещений и владения

мячом. Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы, подъёмом; остановка катящегося

мяча подъёмом и подошвой, остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обводка с изменением

скорости и направления движения; передача мяча партнёру; перехваты; ловля низколетящего мяча

вратарём; комбинации из освоенных элементов техники; двусторонняя игра по упрощённым

правилам на площадках разных размеров.

10—11

классы. Закрепление

и

совершенствование

ранее

освоенных

элементов

техники

перемещений и владения мячом. Удары по мячу серединой подъёма, с полулёта, внутренней и

внешней частью подъёма, внутренней и внешней стороной стопы, носком; удары по мячу головой;

финты; тактические приёмы в нападении и защите — индивидуальные, групповые и командные

действия. Игра вратаря — ловля низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание вбрасывание,

выбивание. Двусторонняя игра по правилам. Занятия в секции проводятся с сентября по май во в

не учебное время 3 раза в неделю по 1 часу на пришкольной спортивной площадке и в спортивном

зале. На лето (в каникулярное время) рекомендуется давать занимающимся индивидуальные

домашние задания по физической подготовке и закреплению навыков в технике упражнений.

Примерное распределение учебного времени

п/п

Наименование тем

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего

часов

1.

История развития футзала в России.

1

1

2.

Правила техники безопасности на занятиях.

1

1

3.

Единая спортивная классификации по футзалу

1

1

4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

1

1

5.

Основы техники.

1

30

30

6.

Основы тактики

1

30

30

7.

Физическая подготовка футболиста.

1

34

34

8

Организация и проведения соревнований.

1

1

1

ИТОГО

7

95

102

Техника специальных упражнений футболиста

.

Обучение двигательным действиям без мяча

В

футболе

к

двигательным

действиям

игрока

без

мяча

относятся:

бег,

прыжки,

остановки,

повороты. Они используются в самых различных сочетаниях и позволяют эффективно решать

многие тактические задачи (освобождение от опеки защитника, выбор места для взаимодействия с

партнёрами, закрывание игрока и т. д.). При обучении приёмам техники передвижения необходимо

изучать каждый из них в отдельности (бег, прыжки, остановки) и научиться использовать их в

самых различных сочетаниях. Долго изучать один приём не следует. Как только освоена структура

одного приёма, можно переходить к новому и изучать его в сочетании с другими в различных

комбинациях.

Бег — основное средство передвижения в футболе, применяется для выхода на свободное место,

преследования соперника, занятия определённой позиции в обороне и нападении.

В процессе игровой деятельности используются следующие разновидности бега: бег с ускорением,

бег спиной вперёд, приставным шагом. Бег изучают в следующей последовательности: обычный, с

изменением

скорости

(ускорения,

рывки),

с

изменением

направления

поворотом,

зигзагообразно, челночно), приставным шагом, с различного рода подскоками.

Упражнения

1. Ходьба с переходом на бег по прямой.

2. Бег с переходом на ходьбу и вновь на бег.

3. Медленный бег с переходом на бег с ускорением 7—10 м по звуковому или зрительному

сигналу.

4. Скоростные рывки 10—15 м из различных и. п.

5. Бег с изменением направления или обеганием поворотных стоек, кеглей, конусов.

6. Бег спиной вперёд.

7. Бег спиной вперёд с переходом на бег с ускорением 10—15 м в противоположном направлении.

8. Бег приставным шагом левым и правым боком.

9. Бег рывком, догоняя впереди бегущего.

10. Эстафеты с бегом спиной вперёд, скрестным и приставным шагом, с обеганием препятствий.

Прыжок

способ

преодоления

пространства

путём

быстрого

перемещения

тела

после

отталкивания от опоры, выполняемого толчком одной или двух ног, с места или разбега. В футболе

прыжки наиболее часто применяются в борьбе за высоко летящие мячи и при выполнении ударов

по мячу головой.

Прыжки изучают, сначала отталкиваясь двумя ногами, а затем одной ногой с места и разбега.

Упражнения

1. Прыжки на одной или двух ногах с продвижением вперёд.

2. Многократные прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд.

3. Многократные прыжки с ноги на ногу в чередовании с прыжками на двух ногах на месте.

4. Прыжки на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90°,

180°, 360°.

5. Прыжки с доставанием головой высоко подвешенного предмета:

с места толчком двух ног;

с

разбега толчком одной и двух ног.

Остановка

прекращение действия (движения). После остановок в футболе обычно следуют

быстрые перемещения в различных направлениях. Поэтому конечное положение в остановке

должно быть стартовой позой для последующих движений.

Упражнения

1. Остановка выпадом после медленного бега (по сигналу).

2. То же, после бега в среднем темпе.

3. Остановка выпадом после бега с ускорением и рывков.

4. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого из них.

5. Остановка выпадом после бега приставным шагом.

6. Медленный бег, поворот на 90° (180°) и остановка выпадом

Поворот — изменение направления пути движения футболиста в процессе игровой деятельности.

Повороты выполняют как на месте, так и в движении. Они входят также составной частью в

технику выполнения некоторых способов ударов, остановок, ведения и финтов.

Упражнения

1. Бег в среднем темпе, по зрительному или звуковому сигналу, по-

ворот на 90°, 180°, 360° и скоростной рывок 5—7 м.

2. Бег приставным или скрестным шагом, по зрительному или зву-

ковому сигналу изменение направления или способа передвижения.

Поворот — изменение направления пути движения футболиста в процессе игровой деятельности.

Повороты выполняют как на месте, так и в движении. Они входят также составной

частью в

технику выполнения некоторых способов ударов, остановок, ведения и финтов.

Упражнения

Бег в среднем темпе, по зрительному или звуковому сигналу, поворот на 90°, 180°, 360° и

скоростной рывок 5—7 м.

Бег приставным или скрестным шагом, по зрительному или звуковому сигналу изменение

направления или способа передвижения.

Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы

Удары по неподвижному и катящемуся мячу срединой подъёма

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы

Остановка катящегося мяча подошвой

Введение мяча внешней и внутренней частью подъёма

Выбивание мяча ударом ногой

Ловля катящегося мяча вратарём

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владение мячом

Тактика и обучения технике владения мячом.

Тактика — организация индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на

достижение победы над соперником.

Индивидуальные тактические действия. Выполняются без мяча и с мячом. Действия без мяча

— это выход игрока на свободное место, открывание и освобождение определённой зоны для

партнёра. Действия с мячом — все технические приёмы: ведение, удары, обманные движения,

обводка, передачи.

Групповые тактические действия. Это определённые способы взаимодействия двух, трёх и

более игроков. Они осуществляются передачей мяча партнёру.

Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника.

Отбор мяча перехватом.

Отбор мяча толчком плеча в плечо

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Финт — технико-тактический элемент в футболе, имеющий целью отвлечь внимание, обмануть

соперника

при

помощи

ложного

движения

или

имитации

движения

перед

действительно

задуманным техническим приёмом.

Финт ударом по мячу ногой

Финт остановка мяча ногой

Резанные удары по мячу внутренней и внешней частью подъёма

Удар по летящему мячу серединой лба в прыжке

Отбор мяча в подкате

Финт уход выпадом

Отбивание мяча кулаком в прыжке (игра вратаря)

Подача мяча в штрафную площадь

Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты в занятиях футболом

Игры с передачами мяча

Игры с ведением мяча

Игры с ведением и передачами мяча

Игры с перехватом (отбором) мяча

Игры с бросками мяча

Основы физической подготовки

Общая физическая подготовка — тренировочный процесс, направленный на всестороннее

развитие физических способностей, функциональных возможностей органов и систем организма.

Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, обеспечивающий

преимущественное развитие двигательных способностей, повышение функциональных

возможностей органов и систем организма, непосредственно определяющих достижения в

избранном виде спорта.

Скоростные способности — это возможности человека, обеспечивающие ему выполнение

двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени

Двигательная реакция — это умение быстро и точно реагировать в различных условиях

двигательной работы

Быстрота стартового ускорения — это способность как можно быстрее набрать максимальную

скорость

Максимальная частота (темп) движений — это число движений в единицу времени (например,

число беговых шагов за 10 с).

Скоростная выносливость — это способность как можно дольше удерживать достигнутую

максимальную скорость

Быстрота торможения — это способность мгновенно остановиться (в связи с изменением ситуации

на поле), или начать движение в другом направлении, или переключиться на другое действие

Силовые

способности

это

комплекс

различных

проявлений

человека

в

определённой

двигательной

деятельности,

в

основе

которых

лежит

понятие

«сила».

Координационные

способности — это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения

новых движений, а также умения точно, целесообразно и находчиво, т. е. наиболее совершенно,

перестраивать двигательную деятельность при неожиданных (постоянно меняющихся) ситуациях.

Выносливость — это способность организма человека противостоять развивающемуся утомлению

или снижению работоспособности. Выносливость характеризуется предельным временем

выполнения заданной работы.

Гибкость — это способность выполнять упражнения с большой амплитудой

Примерное содержание учебно-тренировочного процесса

Тема№1

История

развития

футзала

в

России. Основные этапы развития футзала в России

после1990г. Футзал на мировых и европейских первенствах.

Тема№2

Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения на спортивной

площадке.

Кодекс

чести

футболиста.

Безопасность

важнейшее

требование

на

занятияз

по

футзалу.

Тема№3 Единая спортивная классификации по футзалу. Футзал, как самостоятельный вид

спорта. Разряды и звания. Разрядные требования к юношеским разрядам. Разрядные требования к

взрослым разрядам. Терминология.

Тема№4

Основы техники и тактики. Понятие о технике, тактике. Взаимосвязь между

техникой и комбинациями, ориентация на площадке во время учебно-тренировочных занятий.

Элементы техники и тактики атакующих действий, защитных действий. Элементы техники и

тактики защитных действий и атакующих.

Тема№5

Физическая подготовка футболиста. Общие основы специальной физической

подготовки футболиста. Средства для совершенствования физической подготовки футболиста, (для

всех групп начальной подготовки).

Тема№6

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Понятие

о

гигиене.

Общие

гигиенические

требования

в

социально

бытовых

условиях

и

на

тренировках.

Умывание,

закаливание, купание. Медицинское обследование борцов. Оказание первой медицинской помощи

при травмах. Профилактика травматизма, и охрана здоровья в спортивной борьбе.

Тема№7

Организация

и

проведения

соревнований.

По

общей

физической

подготовке,

технической

подготовке.

Оборудование

мест

занятий

и

спортивный

инвентарь.

Способы

проведения соревнований. Правила соревнований по футзалу.

В результате освоения содержания программного материала по футболу учащиеся средней школы

должны:

обосновывать:

- значение занятий футболом в совершенствовании функциональных возможностей организма

человека;

выполнять:

- правила безопасного поведения во время занятий футболом;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами футбола;

классифицировать:

- основные правила соревнований по футболу;

- наименования разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

понимать:

- жесты футбольного арбитра;

соблюдать:

- правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях футболом;

выполнять:

- технические приёмы и тактические действия;

играть:

- в футбол с соблюдением основных правил;

демонстрировать:

- жесты футбольного арбитра;

проводить:

- судейство по футболу.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям

общего образования, можно выделить четыре вида:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные

действия

обеспечивают

ценностно-смысловую

ориентацию

учащихся

и

ориентацию

в

социальных

ролях

и

межличностных

отношениях.

Применительно

к

учебной

деятельности следует выделить три типа личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл

имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания,

обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные

действия

дают

учащимся

организовать

их

учебную

деятельность.

К

ней

относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция;

оценка; саморегуляция.

Познавательные

универсальные

действия

включают:

общеучебные,

логические,

а

также

постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других

людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем;

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В процессе обучения закладывается учебная деятельность, требующая новой организации учебно -

воспитательного процесса.

В конце года обучения воспитанники должны:

Знать:

- нормы поведения в коллективе и в обществе;

-правила техники безопасности ,

- единую спортивную квалификацию,

-гигиена, закаливание, режим футболиста;

Уметь:

- выполнять учебные задания на занятиях;

- правильно выполнить общеразвивающие упражнения;

- соблюдать основные правила личной гигиены на тренировках;

- оказать первую медицинскую помощь;

Овладеть:

- знаниями и навыками приобретенные основы технике и тактике игры в футзал;

-техникой владения мячом, ударами, различной стороной стопы;

- элементы акробатики и гимнастики.

-проводить тренировочные двухсторонние игры с учетом тактического плана;

- выполнять различные упражнения повышенной сложности, требующие проявления волевых

качеств;

-

анализировать,

индивидуальные

особенности

в

технике

выполнения

различных

приемов

и

комбинаций у отдельных футболистов.

- знаниями и навыками обеспечения физического совершенства, высокого уровня здоровья и

работоспособности человека для подготовки его к любой общественно полезной деятельности

позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных занятий

I полугодие

Тест: определение уровня физической подготовленности

1 вариант

1.

Специально-подготовительные

упражнения включают

элементы

соревновательной

деятельности,

а

также

действия,

приближённые

к

ним

по

форме,

структуре

и

характеру

проявляемых способностей и деятельности функциональных систем организма.

2. Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются

предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований

по данному виду спорта.

3. Соотношение средств ОФП и СФП в учебно-тренировочном процессе зависит от решаемых

задач, возраста, подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся и др. Каждый

вид

спорта

предъявляет

свои

специфические

требования

к

физической

подготовленности

занимающихся — уровню развития отдельных двигательных способностей, функциональным

возможностям и телосложению.

2 вариант

1. Скоростные способности — это возможности человека, обеспечивающие ему выполнение

двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени

.

2. Двигательная реакция — это умение быстро и точно реагировать в различных условиях

двигательной деятельности.

3. Быстрота стартового ускорения — это способность как можно быстрее набрать

максимальную скорость

II полугодие

Тестовый срез по «Футзалу» 1 года обучения (итоговый контроль)

нормативы по ОФП и СФП для групп начальной подготовки обучения (12-17лет)

пп

Контрольные упражнения и

единицы измерения

Возраст

16

17

1

Бег 30м (с)

5,3

5,2

5,1

5,0

2

Бег на 60м (с)

9,4

9,2

9,0

8,8

3

Подтягивание на перекладине (кол. раз)

6

8

10

12

4

Вис на согнутых руках (угол до 90) руках

16

24

32

40

5

Сгибание рук в упоре лежа (кол. раз)

35

40

45

50

6

Приседание с партнером равного веса (раз)

5

6

7

8

7

Сгибание туловища лежа на спине (кол раз)

15

18

21

24

8

Поднимание

ног

до

хвата

руками

в

висе

на

гимнастической

стенке (кол раз)

5

6

7

8

9

Прыжок в длину с места (см)

160

170

180

190

10

Прыжок в высоту с места (см)

44

46

48

50

11

Тройной прыжок с места (м)

5,0

5,2

5,4

5,6

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

профилактику ассоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;

интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка

укрепление психического и физического здоровья;

взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей;

Список методической литературы

Список методической литературы

Андреев С.Н. Правила игры в мини футбол Москва 2007г.

Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол :

пособие для учителей и методистов /— М. : Просвещение, 2011. — 95 с. : (Работаем по новым

стандартам).

А.П. Лаптева и А.А.Сучилина Юный футболист; учебное пособие для тренеров – М.:ФиС, 2006.-

254стр.

Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, Методика обучения основным видам движений на уроках

физической культуры в школе. –М.: ГУМАНИТ. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.-176 стр.

Андреев

С.Н.

Левин

В.С.

Мни-футбол

Методическое

пособие

для

спортивных

школ

и

любительских команд. Липецк 2014г.

Матвеев А.П. Петрова Т.В. Оценка качества подготовки средней школы по физической культуры

2001г. «Дрофа» Москва

П.Н. Богун Игра как основа национальных видов спорта 2004 г. «Просвещение» Москва.

В.Н. Зуева. Управление системой соревнований в северном по национальным видам спорта 1996г.

Омск СибГАФК

Ю.Г. Коджасперов Развивающие игры на уроках физической культуры 1998г. «Дрофа» Москва.

М.Н. Жуков Подвижные игры на уроках, переменах 2000г. «Асадема»

Мальком Кук 101 упражнений для юных футболистов12-16 лет Москва АСТ Астрель 2005г.

В.И.

Лях«Комплексная

программа

физического

воспитания

учащихся

5-11

классов

20011г.

«Просвещение» Москва



В раздел образования