Автор: Крапко Светлана Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУООШ № 36
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: литературный турнир для 8 - 9 классов
Тема: "ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ КЛАССИКА"
Раздел: среднее образование
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР
«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ
КЛАССИКА»
для учащихся 8-9 классов
Составила
учитель русского языка
и литературы
Крапко
Светлана Фёдоровна
Цели:
познавательная - способность развитию внимательного чтения классики;
воспитательная – привлечь внимание к классике, её значимости, к родному
русскому слову.
Ведущий:
Здравствуйте!
Наше
время
–
время
соревнований,
конкурсов:
конкурсы песен, конкурсы юмористов и другие. Вот и мы решили не отстать
от времени и провести свой конкурс – конкурс знатоков русской классической
литературы, который мы назвали «Эта удивительная классика».
Сегодня мы вспомним наших писателей – классиков, разыграем маленькие
спектакли
на
заданную
тему,
продегустируем
кулинарные
изделия,
подготовленные участниками конкурса по рецептам литературных героев.
Надеемся,
что
это
будет
одновременно
конкурс
эрудиции,
находчивости,
знаний,
конкурс
хорошего
настроения.
Мы
желаем
вам
всем
удачи,
правильных и остроумных ответов, а болельщикам – победы их избранников.
А сейчас познакомимся с теми, кто будет с вами на протяжении всего
конкурса. Представление жюри. Все задания оно оценивает по пятибальной
системе.
За
оригинальность
ответов,
находчивость,
быстрое
выполнение
заданий
прибавляются
дополнительные
баллы.
Жюри
отмечает
самых
активных, знающих. Итак, пора начинать конкурс. Члены жюри настроились
на
добрый
лад?
Предлагаем
вам
ответить
на
вопрос:
«Что
вы
можете
пожелать участникам конкурса?» (пожелания членов жюри)
Ведущий: Уважаемые участники! Наш конкурс состоит из двух туров. 1 тур
включает
несколько
заданий.
Успешно
выполнив
их,
набрав
нужное
количество баллов, вы проходите во 2 тур. Не справитесь с заданиями – не
огорчайтесь. Получив памятный подарок, вы можете активно «поболеть».
А начнём мы с конкурса – разминки. Участвуют – все. Отвечать нужно
поочерёдно,
если
кто-то
не
знает
ответа,
то
слово
предоставляется
следующему участнику.
Вопросы:
1.
Какой эпиграф взял Гоголь для комедии «Ревизор?» ( На зеркало неча
пенять, коли рожа крива)
2.
Кто из литературных героев не мог отличить ямба от хорея? (Евгений
Онегин. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
3.
Назовите настольную игру Хлестакова. (не было игры)
4.
В чьём кабинете постоянно лежала какая – то книжка, заложенная
закладкою на 14 странице? (у Манилова. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
5.
Назовите произведение А.С. Пушкина в котором он не дал имён своим
главным героям? («Сказка о рыбаке и рыбке» - старик и старуха)
6.
Где похоронен Л.Н. Толстой? (в Ясной поляне)
7.
Кто
из
русских
композиторов
написал
музыку
на
стихотворение
Пушкина
«Я
помню
чудное
мгновенье?»
Кому
посвятил
это
стихотворение поэт? (М. Глинка. А. Керн)
8.
Кто из литературных героев «брал взятки борзыми щенками»? (судья
Ляпкин – Ляпкин. Н.В. Гоголь «Ревизор»)
Подведение итогов конкурса.
Ведущий: Мы переходим к следующему заданию. Перед вами портреты
известных русских писателей. На каждом из них цифровое обозначение. Я
задаю
вопрос,
а
вы
должны
поднять
карточку,
соответствующую
тому
писателю, о котором идёт речь.
Вопросы:
1.
«0000 и И. Глечик» - псевдоним известного русского писателя. Кто этот
писатель? (Н.В. Гоголь)
2.
Кто, увидев свой портрет, написанный художником О.А. Кипренским,
сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»? (А.С.
Пушкин)
3.
(звучит романс «Утро туманное»). Вы прослушали фрагмент романса
«Утро
туманное».
Кто
из
известных
классиков
написал
стихи
к
романсу? (И. С. Тургенев)
4.
По рождению и воспитанию он принадлежал к высшей помещичьей
знати в России. По отцовской линии среди предков его сподвижник
Петра 1, герой Отечественной войны 1812 года. По материнской линии
он
принадлежал
к
старинному
роду
князей
Волконских,
был
и
родственником А. С. Пушкина. О каком писателе идёт речь? (Л. Н.
Толстой).
Подведение итогов.
Ведущий: сейчас вы получите конверты с заданиями. Думайте 30 секунд и
начинайте
отвечать:
чётко,
громко
произнесите
текст
и
назовите
произведение, которое вы узнали и его автора.
Задания в конвертах.
1.
«В
ворота
гостиницы
губернского
города
НН
въехала
довольно
красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…..» (Н.
В. Гоголь «Мёртвые души)
2.
«Мой
дядя
самых
честных
правил….» (А.С.
Пушкин.
«Евгений
Онегин»)
3.
«Ребенок родился в богатой семье юго – западного края, в глухую
полночь….Ребенок
родился
слепым. (В.Г.
Короленко
«Слепой
музыкант»)
4.
«Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное
известие….» (Н.В. Гоголь. «Ревизор»)
5.
«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный
русский барин…..» (А.С. Пушкин «Дубровский»)
6.
«Мне
было
тогда
лет
двадцать
пять,
-
начал
Н.Н.,
-
дела
давно
минувших дней, как видите…» (И. С. Тургенев «Ася»)
Подведение итогов.
Ведущий:
Сейчас
вы
получите
наборы
слов.
Все
они
в
именительном
падеже.
Из
них
вы
должны
в
течение
1
минуты
составить
список
произведений и назвать их авторов.
Список произведений, использованных в этом конкурсе:
Гоголь
Николай
Васильевич:
«Ревизор»,
«Мёртвые
души»,
«Сорочинская
ярмарка»,
«Ночь
перед
Рождеством»,
«Майская
ночь»,
«Заколдованное
место»,
«Пропавшая
грамота»,
«Миргород»,
«Старосветские
помещики»,
«Шинель», «Страшная месть», «Вий», «Тарас Бульба».
Пушкин Александр Сергеевич: «Борис Годунов», «Арап Петра Великого»,
«Евгений
Онегин»,
«Руслан
и
Людмила»,
«Бахчисарайский
фонтан»,
«Цыганы»,
«Граф
Нулин»,
«Повести
Белкина»,
«Дубровский»,
«Пиковая
дама», «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях», «Капитанская дочка».
Наборы слов к этим заданиям.
Ярмарка, ночь, заколдованное, шинель, страшная, сорочинская, души, перед
Рождеством, майская, вий, Бульба, место, мертвые, Тарас, грамота, Миргород,
старосветские, пропавшая, помещики.
Арап, цыганы, граф, дама, повести, Петр, великий, Евгений, Нулин, пиковая,
Белкин, Дубровский, дочка, медный, бахчисарайский, капитанская, всадник,
Людмила,
фонтан,
сказка,
Руслан,
рыбка,
мертвая,
рыбак,
царевна,
семь
богатырей.
Ведущий:
задания
1
тура
исчерпаны.
Сейчас
жюри
сообщит
нам
его
результаты и назовёт тех, кто проходит во 2 тур.
Жюри оглашает результаты.
Ведущий:
Итак,
мы
начинаем
2
тур.
Первый
конкурс
«Из
какого
произведения эти строки?» Сейчас вы получите конверты с текстами. В
течение 3 минут думаете над ними. Затем откладываете тексты и начинаете
отвечать. Для выполнения этого конкурса требуется вспомнить содержание
прочитанного.
Задания:
1.
«Что за ветреность такая! Вдруг вбежала, как угорелая кошка…право
как
дитя
какое-нибудь
трехлетнее» (Н.В.
Гоголь
«Ревизор».
(так
говорит дочери Анна Андреевна)
2.
«Кругла,
красна
лицом
она,
как
эта
глупая
луна
на
этом
глупом
небосклоне» (А.
С.
Пушкин
«Евгений
Онегин»
(отзыв
Онегина
об
Ольге)
Ведущий: наши участники успешно справились с первым заданием. А мы
переходим к следующему конкурсу – конкурсу литературных детективов.
Детективами будете вы. Вот здесь, под колпаками собраны предметы и вещи,
которые принадлежат литературным героям. Вам предстоит за 30 секунд
разыскать их владельцев, т.е. определить, какому литературному персонажу
из какого произведения они принадлежат. Итак, я снимаю колпак, показываю
предметы и вещи каждому участнику по очереди.
Примерный список предметов:
1.
Карты: тройка, семёрка, туз. – Я пришла к тебе против своей воли, -
сказала она твёрдым голосом, - но мне велено исполнить твою просьбу.
Тройка, семёрка и туз выиграют сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более
одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл…
(графиня А.С. Пушкин «Пиковая дама»)
2.
Подошва, тряпка, гвоздь. «Не довольствуясь сим, он ходил ещё каждый
день
по
улицам
своей
деревни,
заглядывал
под
мостики,
под
перекладины, и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья
тряпка, железный гвоздь, глиняный черпак, - все тащил к себе….»Вон,
уже рыболов пошел на охоту!» - говорили мужики, когда видели его,
идущего на добычу» (Плюшкин. Н. В. Гоголь «Мертвые души»)
Жюри объявляет итоги конкурса.
Ведущий:
Участники
конкурса
немного
устали,
и
им
необходимо
отдохнуть. Пусть они немного расслабятся, мы посмотрим, как знают
русскую
классику
наши
болельщики.
Конкурс
для
них
называется
–
«Угадай литературного героя».
Пример описания: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе,
ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» (Манилов. Н.В.
Гоголь «Мёртвые души»). И т.д.
Ведущий: Пока идёт конкурс болельщиков, я предлагаю уважаемому жюри
продегустировать
кулинарные
изделия,
подготовленные
участниками
конкурса
по
рецептам
литературных
героев.
Каждое
блюдо
имеет
документальное сопровождение: кто приготовил и из какого произведения, а
так же фамилия участника конкурса.
Подведение итогов кулинарного конкурса.
Ведущий:
Вот
и
закончился
наш
литературный
марафон.
Слово
для
подведения
итогов
и
награждения
победителей
предоставляется
жюри
конкурса.
Награждение победителей.