"Путь к станции "Я" помощник в познании себя, проводник в мир литературы
Автор: Колесова Люция Семеновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ "Тулагинская СОШ им.П.И.Кочнева" Населённый пункт: г.Якутск, с.Тулагино Наименование материала: статья Тема: "Путь к станции "Я" помощник в познании себя, проводник в мир литературы Раздел: среднее образование
МОБУ «Тулагинская СОШ имени П.И.Кочнева»
«Путь к станции «Я» помощник в познании себя,
проводник в мир литературы
Статья Колесовой Люции Семеновны
учителя русского языка и литературы
2017г
В современной школе дефицит читающих детей. Художественная литература
не в чести. Тогда как только чтение учит шире и глубже мыслить. Наше
общество нуждается
в мыслящих, рассуждающих, имеющих свою точку
зрения людях.
Где же найти такой учебник, чтобы дети увлеченно читали предложенный
им материал? Такие учебники есть. Это учебники литературы по программе
Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.
Особенно интересен курс «Путь к станции «Я». Он предназначен для
детей
того
сложного
возраста,
когда
подросток
часто
испытывает
внутренний
разлад,
когда
он
находится
в
состоянии
конфликта
с
окружающим
миром:
с
родителями,
педагогами,
даже
со
своими
сверстниками. Это тот период, когда подросток погружается в свой мир, когда
хочет общения, но в то же время боится показаться смешным, нелепым.
Учебник
дает
возможность
семиклассникам
разобраться
в
самих
себе,
постичь себя, выявить проблемы, стоящие перед ними. И не только выявить,
но и получить возможность провести анализ своих действий, поступков по
отношению к окружающим
людям, понять, что подобные же проблемы
возникали и у других людей в этом возрасте. Все проблемы рассматриваются
не только через
великолепные образцы художественной литературы, но
также и через форму, логику и композицию учебника.
Сам учебник представляет собой дневник студента по имени Алексей,
который размышляет над проблемами становления человеческой личности,
над проблемами отношений человека с другими людьми и окружающим
миром в целом. Алексей пытается найти ответы с помощью самоанализа и
чтения художественных произведений. Уникально и то, что в число этих
произведений входит несколько книг, написанных также в форме дневника.
Такое построение помогает создать определенное
настроение у читателя,
учит работать над самим собой. Он обретает себе собеседника, советчика и
друга.
Учебник состоит из четырех разделов: «Я и мое детство», «Я+Я», «Я и
другие» , «Я и мир: вечное и преходящее». Уже сами по себе
названия
разделов интересны для разбора. Можно проводить захватывающую беседу,
расшифровывая
названия разделов.
Так, на уроке «Владей собой среди
толпы смятенной…», который вводит учащихся в 3 раздел учебника «Я и
другие», в начале урока проводится беседа, где ребенок задумывается над
задачами
раздела.
Он
учится
понимать,
что
его
окружают
«другие»,
со
своими горестями, проблемами, настраивается на
знакомство с новыми
авторами и произведениями, где его сверстники-герои будут искать свое
место
среди
людей,
будут
постигать
законы
нравственности
и
сложные
взаимосвязи между ними и окружающими.
Все разделы связаны единой
задачей: помочь ученику познать себя и обрести свое место в мире, понять,
что есть «Зло», что есть «Добро», что такое гуманизм и бесчеловечность, как
влияют поступки каждого из нас на судьбы других людей.
Собеседником, помощником и проводником в мир литературы является
Алексей
–
«Сквозной
персонаж».
Его
дневниковые
записи
предваряют,
настраивают
обучающихся
на
определенную
проблему
и
художественное
произведение.
Все тексты небольшого объема или сокращены.
Дети,
особенно
в
среднем
и
подростковом
возрасте,
предпочитают
читать
небольшие
по
объему
произведения
с
захватывающим
сюжетом.
Проза
перекликается со стихами, связанными с рассказами и повестями единой
проблемой, эмоциями, настроением,
темой.
Сразу после дневниковых
записей Алексея идут вопросы к ним. Они необходимы, так как помогают
о смыслению
поднятых
проблем,
подготавливают
в о с п р и я т и е
художественного текста. Также восприятию текста помогают иллюстрации,
которые делятся на 3 группы:
А) иллюстрации, создающие дух эпохи;
Б) иллюстрации, создающие настроение;
В) ассоциативные иллюстрации.
Какие произведения наиболее интересны для учеников в этом учебнике?
В.Г.Короленко
«Слепой
музыкант»,
А.С.Пушкин
«Капитанская
дочка»,
А.Грин «Алые паруса», Ш.Бронте «Джен Эйр» (главы), В.Ф.Тендряков «Хлеб
для собаки», В.К. Железников «Чучело», А.Г.Алексин «Безумная Евдокия»,
В.К.Распутин
«Уроки
французского»,
М.А.Шолохов
«Судьба
человека»,
Ч.Т.Айтматов
«Первый
учитель»,
также,
безусловно,
произведения,
написанные в виде дневников: «Дневники Адриана Моула» Сью Таусенд,
«Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки».
По списку видно, что предпочтения даются книгам:
- с героями-подростками;
- с яркими внутренними переживаниями (положительными и не очень);
- с оптимизмом, гуманизмом;
-
с
выраженным
волевым
героем,
который
проходит
определенные
испытания, может совершать ошибки, но исправляет их.
Особо хочется отметить произведения-дневники. Это фрагменты из книги
«Дневники
Адриана
Моула»
Сью
Таусенд
и
«Синяя
трава:
дневник
пятнадцатилетней наркоманки». Почему личные дневники так популярны и
читаемы? По мнению Алексея, дневники выворачивают душу наизнанку.
Дневник
–
это
исповедь
человека.
Дневник
дает
возможность
человеку
выразить свое внутреннее «я», раскрыть мир своей души. Адриан Моул
выделяет
разные
стороны
внутреннего
«я»:
«Я
интеллектуал»,
«Я
неудачник», «Я защитник слабых, немощных, несчастных», «Я трус», «Я
одинокий, никому не нужный человек», «Я счастливый друг прелестной
Пандоры».
Сплошные
противоречия
в
душе
подростка!
Именно
это
сближает читателей-подростков с Адрианом. Они тоже находятся в поиске и
пытаются разобраться в себе. Также детей привлекает небрежность тона и
шуточки
героя,
которыми
он
пытается
прикрыть
свои
внутренние
переживания
(развод
родителей,
выпивки
отца,
понимания
ненужности
своим родителям, одиночество в школе). Но герой Сью Таусенд, несмотря на
одиночество, - добрый человек, мечты у него наивные, светлые, благородные.
Оптимизм Адриана тоже импонирует . Ведь каждый человек изначально
хочет быть лучше, чище.
Изданная по-английски, эта книга разошлась в пяти миллионах
экземпляров. Была переведена шестнадцать языков (в том числе на русский).
Книга
инсценирована,
экранизирована.
Она
завоевала
сердца
русских
читателей. То, что авторы учебника нашли место для нее в своей программе,
радует не только педагогов, но и учеников.
Следующая «будоражущая» читателей книга-исповедь «Синяя трава:
дневник пятнадцатилетней наркоманки», представляющая собою подлинный
дневник погибшей от наркотиков американской школьницы, имя которой
скрыто от читателя. Она не оставит равнодушным никого, кто взял ее в руки.
Читатель четко видит в записях, что было до наркотиков в жизни девочки, и
что
стало
потом.
Это
«летопись
разрушения
личности».
Это
книга-
предостережение. В семье, где царила любовь друг к другу («Мне кажется,
Рождество – самое лучшее время в году. Все друг друга любят, и все верят,
что их любят (даже я!)»), случилась трагедия: в жизнь подростка
вошли
наркотики.
Как
это
произошло,
ведь
героиня
–
девочка
думающая,
она
склонна к самоанализу, любит жизнь и людей? Что же подтолкнуло героиню
вступить
на
ужасный
путь,
приведший
ее
к
гибели?
Возможно,
неуверенность в себе, неумение отказать другим людям, боязнь показаться не
такой,
как
все.
Множество
вопросов
возникает
при
чтении.
Все
они
неоднозначны,
тем
интереснее
анализ
произведения.
Несмотря
на
трагический финал, дневниковые записи работают на воспитание оптимизма.
А статья от издателей, помещенная после эпилога, является призывом к
жизнелюбию. Дети, переживая за девочку, получают суровый урок.
Таким образом, учебник Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. «Путь к станции
«Я» просто необходим растущей личности.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что предложенный материал заинтересует
вас. И вы
вместе со своими учениками
пройдете
путь к станции «Я»,
научите их любить книги, пристрастите их к чтению с помощью отличной
программы по литературе Бунеевых.
Колесова Люция Семеновна
учитель русского языка и литературы
МОБУ «Тулагинская СОШ имени П.И.Кочнева»