Напоминание

"Адаптация обучающихся 10 класса при переходе на новую ступень образования"


Автор: Лишик Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Боровская СОШ"
Населённый пункт: поселок Боровской, Братский район, Иркутская область
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Адаптация обучающихся 10 класса при переходе на новую ступень образования"
Раздел: полное образование





Назад




Родительское собрание

Тема: «Адаптация учащихся 10 классов

Психологические особенности юношеского возраста»

Вот и закончились 9 лет учебы в основной школе, сданы первые государственные экзамены.

Дети подросли, некоторые определились с выбором профессии. Пришли в 10 класс,

который открывает последний этап обучения в старшей школе. В этот период у старшеклассников

могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями,

возникнуть психологические проблемы.

Слайд 2. Поэтому сегодня мы с Вами в первую очередь поговорим о юношеском возрасте и его

психологических проблемах. Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные

границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от неуверенного,

непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным

пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на

основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между

молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к

рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

Слайд 3. В этом возрасте человек стремится к самоопределению как личность и как индивид,

включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии –

важнейшая проблема. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как

предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния

всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности,

входящий в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от

непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит

сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально создает огромное количество проблем.

Слайд 4. Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания

школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую

жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае

наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего

потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение

ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая,

правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими

включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют

психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования

раннего юношеского возраста.

Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны не столько с

формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и

содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма

самосознания, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и другое.

Слайд 5

Психологические трудности юношеского возраста.

Психофизиологический уровень

Психологический уровень

Незавершенность физического развития.

Синдром дисморфофобии (физическая

Задержка развития теоретического мышления.

Отсутствие навыков и приемов смысловой

непривлекательность).

Неустойчивость эмоциональной сферы.

Высокий уровень личностной тревожности.

Особенности высшей нервной

деятельности.

памяти, маленький объем оперативной памяти.

Нереалистичность воображения.

Несформированность волевой сферы.

Слайд 6

На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:

-

проблема самосознания;

-

проблема личностного роста;

-

неадекватный уровень притязаний;

-

несформированность жизненных планов;

-

несформированность потребностей;

-

несовпадение учебных и профессиональных интересов;

-

низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее.

Родителей старшеклассников легко узнать. У них на лицах написана решимость, готовность к

сражениям за светлое будущее своих подросших детей. И все бывает хорошо, но иногда этот

напряженный процесс вдруг нарушают те, ради кого он затеян. Дети вдруг взбрыкивают,

влюбляются и вообще норовят вильнуть прочь с проложенной родителями дороги. И что

прикажете делать? После периода растерянности наступает момент, когда родители решают надеть

«ежовые рукавицы». Но прежде чем выходить на «тропу борьбы», нужно понять, что же на самом

деле происходит. Почему человек в 15-16 лет вдруг становится таким неуправляемым? Ведь он рос

разумным, хорошо учился и мечтал приобрести профессию и приносить пользу. Вместо этого

старшеклассник начинает грубить, проводить время в компании и наотрез отказывается учиться.

Психологи утверждают, что именно в этом возрасте происходит завершающая стадия, так

называемого переходного периода от детства к юности. И фаза протеста здесь - нормальное

явление, свидетельствующее о естественном пути развития личности. В это время молодой

человек постоянно сомневается в себе. Иногда он видит себя значительным, талантливым и

неотразимым, в другой момент он считает, что никому не нужен и не интересен. И результат такой

неуверенности - неожиданные резкие перемены в настроении, конфликты с теми, кто не понимает

и не поддерживает его. Кроме того, поздний подростковый возраст характерен неприятием мира

взрослых. Человек сознает, что ему придется признать устройство общества и жить в нем. Но в то

же время крайне обостренно он воспринимает неискренность, недостатки взрослых,

несправедливость. И малейшая искра может в этот момент разжечь костер бунтарства и отрицания

всех норм.

Родители в это время тоже выглядят отнюдь не идеальными. И это приводит в

замешательство: ведь долгие годы детства самые близкие люди обладали «иммунитетом», были в

сознании ребенка непогрешимыми.

Слайд 7. Порой родители не понимают, что 16-летний человек переживает один из самых трудных

этапов своей жизни. На него обрушивается одновременно несколько лавин: гормональная,

эмоциональная и интеллектуальная. С одной стороны, он потрясен теми переменами, которые

происходят с его телом. Просыпается сексуальность, которая влечет за собой полную перестройку

душевного мира. Дружба. Первая любовь…Общество начинает предъявлять к подростку те

требования, которые предъявляет к взрослым, и это тоже меняет самосознание. А с другой

стороны, родители продолжают относиться к 16-летнему, как к ребенку: не принимают во

внимание его душевные переживания, не интересуются эмоциональной жизнью и вкусами.

Отношения с родителями чаще сводятся к разговорам о школе, поведении, дневнике и прочих

формальных сторонах жизни. Так теряется доверие, формализуется общение между разными

поколениями в семье.

Взрослым кажется, что в 10-м, а тем более в 11-м классе нужно оставить в стороне все развлечения

и заниматься только учебой, потому что от этого зависит вся будущая жизнь. А подростку

необходимо общение с друзьями - именно сейчас он пробует найти свое место в новом для него

мире. Смешно требовать от 16-летнего соответствия системе ценностей 40-летнего. Всему свой

срок. Родителям кажется, что поступление в институт и профессиональное самоопределение - это

самое важное. Он теперь, пройдя путь обучения, профессиональной карьеры, это понимает.

Слайд 8. А юная дочь убеждена, что есть вещи и поважнее - быть красивой, наладить отношения

с мальчиком и т. д. И задача родителя в этом случае не в том, чтобы отказаться от своих

убеждений, а в том, чтобы принять и признать проблемы дочери важными, волнующими и

заслуживающими внимания. Вообще, старшеклассники, вопреки своему поведению и заявлениям,

остро нуждаются в поддержке и помощи старших. Психологический барьер, который часто

появляется между родителями и подросшими детьми, мучителен. Потребность в общении именно

с родителями не компенсируется сверстниками. Родители, которые понимают это, стараются дать

своим детям максимум тепла, и заботы и понимания, не ставя условий послушания и подчинении.

Нет ничего ужасней ссоры с 16-летними. С одной стороны, взрослые понимают, что перед ними

ребенок, а потому используют силу своей власти. А с другой, этот ребенок может хладнокровно

отказаться что-либо делать, нагрубить или вообще уйти из дома В этот момент родители как

никогда чувствуют свою беспомощность. Волна ссор и взаимных требований растет, проблема не

решается. Психологи утверждают, что самые тяжелые конфликты происходят в семьях, в которых

родители уделяют чрезмерное внимание учебе ребенка, быту, достатку, престижности образования

и одежды. За всеми этими хлопотами пропадает интерес к внутреннему эмоциональному миру

ребенка, его истинным интересам и увлечениям. Как правило, взрослые старательно контролируют

поведение детей, их взгляды и суждения, оценивают друзей и подруг если в какой-то момент

ребенок начинает вести себя вразрез с представлениями взрослых, конфликт может затянуться на

годы.

Немаловажная проблема в этом возрасте - это выбор профессии. И вместо того чтобы подбирать

профессию «получше» и «потеплее», нужно начать кропотливое изучение личности своего

ребенка. Для этого подводят беседы, наблюдения, и специальные тестирования. В прошлом

учебном году такое тестирование проводил специалист ЦЗН с нашими ребятами. Меньше всего

при выборе профессии ребенку подходит принцип: «Это была моя мечта». Именно то, что на

ребенка возлагается исполнение несбывшихся надежд родителей, приводит к депрессии и полному

разладу отношений между младшими и старшими.

Делаем вывод.- Конечно, «ежовые рукавицы» манят родителей. Иногда так хочется плюнуть на

все и воспользоваться тем, что ты старше, что ребенок материально зависим от тебя... Иногда,

кажется, что ребенок нуждается в ограничениях и жесткой дисциплине потому что не в состоянии

урегулировать свою жизнь. Но закон физики о том, что «действие рождает противодействие»,

работает и в такой сфере, как человеческие отношения. Да, возможно давление и ограничения

принесут временную пользу. Ребенок выучит все то, что нужно, получит хорошие отметки и

поступили в нужный институт. Но если к этому не приложится понимание и эмоциональная

стабильность, то польза будет весьма сомнительной. Тонкие связи могут быть безвозвратно

утеряны, а сам ребенок потеряет шанс научиться самоорганизации и умению делать выбор.

Слайд 9. Януш Корчак, непререкаемый авторитет для думающих педагогов и родителей всего

мира, неутомимый борец за право ребенка быть личностью, однажды написал слова горькие и

отчаянные: «Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные,

некритичные, невыполнимые предписания! В изумлении останавливается подчас разумный

ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости». Возможно, иногда эту фразу стоит

вспоминать в тот момент, когда так хочется надеть злополучные «ежовые рукавицы».

Индивидуальная работа. Поделитесь, пожалуйста, с какими проблемами вы сталкиваетесь в

настоящее время? (Обсуждение)

IV. Анализ анкет старшеклассников. (С зачитыванием некоторых ответов, но без фамилий.)

I. Подведение итогов собрания

Наличие проблем неизбежно, особенно в таком возрасте. Кроме того, увидеть проблему - значит

сделать шаг к ее решению. Снижение результативности деятельности старшеклассника, в свою

очередь, усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает

порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные

нарушения невротического характера. Именно на этой стадии особенно важно принять меры

первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у

старшеклассников, и на прощание мне хочется вручить вам памятки.

Прислушаемся к советам своих детей!

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха - поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет. Вечная детская мудрость

Приложения

Анкета

1. Нравится ли тебе этот возрастной период?

2. Учеба. Что это в твоей жизни?

4. В чем ты видишь смысл своей жизни?

5. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

6. Как ты думаешь, какой должна быть сумма на карманные расходы?

7. Какой суммой обладаешь ты?

8. Куда ты тратишь карманные деньги?

9. Как ты относишься к курению?

Анкета

1. Нравится ли тебе этот возрастной период?

2. Учеба. Что это в твоей жизни?

4. В чем ты видишь смысл своей жизни?

5. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

6. Как ты думаешь, какой должна быть сумма на карманные расходы?

7. Какой суммой обладаешь ты?

8. Куда ты тратишь карманные деньги?

9. Как ты относишься к курению?

Памятка родителям

• Регулярно показывайте ребенку свои чувства и, прежде всего, любовь.

• Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

• Умейте принять его таким, каков он есть.

• Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

• Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

• Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

• К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

• Поощряйте в ребенке надежду на лучшее.

• Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится. Учитесь вместе с детьми.

• Отмечайте школьные успехи ребенка, устраивая по этому поводу праздники.

• Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми в классе или с детьми ваших знакомых

или родственников.

• Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты.

• Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Создавайте в вашем доме

атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и об окружающих.

• Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями,

оскорблениями, грубостью.

• Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в

себе человека.

• Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему

возможность высказаться.

• Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивайте приоритеты.

• Во всех несчастьях вашего ребенка есть и ваша вина. Слово, сказанное сгоряча, может стать

последней соломинкой, которая сломает спину верблюду...

Что нельзя говорить ребенку

Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают

окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам

пустяком, для них может стать трагедией.

Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток

может воспринять как то, что вы хотите его смерти.

Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так.

Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и

самое страшное - что вы его ненавидите... Не срывайте на подростке злость. В период полового

созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти

навсегда». Что будет с вами?

Анкета для родителей

«Понимаете ли вы своего ребенка? »

1. Часто ли на некоторые поступки ребенка вы реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?

2. Пользуетесь ли вы помощью или советами других людей, если не знаете как реагировать на

поведение вашего ребенка?

3. Считаете ли вы лучшими помощниками в воспитании свою интуицию, опыт?

4. Доводилось ли вам доверять ребенку секрет, про который вы никому не рассказывали?

5. Вас обижают отрицательные отзывы про вашего ребенка других людей?

6. Вам приходилось просить у ребенка прощения за свое поведение?

7. Считаете ли вы, что ребенок не может иметь секретов от родителей?

8. Если вы видите отличие между своим характером и характером ребенка, это вас удивляет?

9. Сильно ли вы переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?

10. Можете ли вы воздержаться от покупки интересной игрушки (даже если есть деньги)?

11. Считаете ли вы, что до определенного возраста лучшая форма воспитания -физическое

наказание?

12. Ваш ребенок именно такой, о котором вы мечтали?

13. Вам ребенок приносит больше забот, чем радости?

14. Кажется ли вам, что ребенок воздействует на ваше поведение?

15. Бывают ли у вас конфликты с дочерью, сыном?

Ответы:

«Да» - на вопросы 2,4, 6, 8, 10, 12,14, а также

«Нет» - на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - 10 очков.

«Не знаю» - по 5 очков.

100-150 очков - Вы хорошо понимаете своего ребенка. Если ваши ответы не расходятся с

практикой, вас можно назвать образцом для других родителей. Для усовершенствования вам не

хватает одного маленького шага - узнать искренние мысли про вас вашего сына или дочери.

Рискните!

50-99 очков - Вы находитесь на правильном пути. Свои частичные трудности или проблемы вы

сможете решить, если начнете с себя. Не старайтесь искать себе оправдание в недостатке времени

или в чем-нибудь другом.

0-49 очков - Можно посочувствовать вашему ребенку, потому, что он не видит в родителях дорогих

и хороших друзей. Но не все еще потеряно.

Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих

в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий

жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных

условиях обитания и деятельности.

Адаптация в 10 классе проходит практически без проблем, т.к. по окончании 9 класса коллектив

практически не изменился. А это имеет большое значение, так как в больших школах коллектив

формируется из 2-3 классов, и учащиеся, бывшие лидерами в одном классе часто остаются не на 1-

м месте. Однако проблемы с учебой существуют. Одни считают, что учителя предъявляют

слишком высокие требования, другие не знают причины снижения успеваемости, третьи как бы

плывут по течению, не решаясь включиться в учебную деятельность. Социальная адаптация

проходит без осложнений. В классе и в школе ребята чувствуют себя в «своей среде», конфликтов

нет. Активно участвуют в жизни школы и класса. Хорошо проявили себя в проведении Дня

самоуправления, провели с удовольствием уроки у младших школьников, повысив свою

самооценку.

Рекомендации:

1. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению

самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым

или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями.

2. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые

параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и

устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.

учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.

Действия родителей:

Первое– не рассматривайте трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное

-старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь

ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.

Второе– настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с

ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье– ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с

него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку,

чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых

проблем.

Четвертое– забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного

рассказа о свои школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен.

Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое– не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без

него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит

подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое– интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы

постоянно помогаете ему.

Седьмое– постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с

обеих сторон.

Восьмое– самое важное при оказании помощь ребенку – это вознаграждение за его труд, при чем

не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. А если этого не делать,

ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих

успехов». Вознаграждение обязательно; это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в

кино …

Девятое– детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не

забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не

просто.



В раздел образования