Напоминание

"Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Булякова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 9 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: самопрезентация
Тема: "Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Театрализованные игры как средство формирования выразительности

речи у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2. В современном мире телевизор и компьютер зачастую заменяют

живое общение с ребенком. Речь, как средство коммуникации, у современных

детей уходит на второй план. Поэтому дети испытывают трудности при

выстраивании диалогов в играх, монотонно и однообразно читают стихи,

испытывают неуверенность, даже страх, выступая перед аудиторией.

Школа, поднимая проблему речевого развития детей, отмечает, что речь

первоклассников стала значительно беднее, мало выразительной.

Таким образом, дефицит общения приводит к снижению уровня

выразительности речи детей дошкольного возраста.

Поиск решения проблемы выразительности речи у детей дошкольного

возраста привел к использованию игровых технологий, в частности,

театрализованных игр

Современные исследования Т.Н. Дороновой, О.Н. Дьяченко, доказывают, что

театрализованная деятельность способствует раскрепощению детей и

развитию выразительности речи.

Поэтому в своей работе стала использовать «Театрализованные игры, как

средство формирования выразительности речи у детей старшего

дошкольного возраста». Работая над этой темой, я поставила перед собой

следующие задачи:

- Создать для ребенка условия, способствующие развитию эмоциональности,

выразительности речи.

- С помощью театрализованной игровой деятельности обучать детей навыкам

выразительности речи.

- Вовлечь родителей в работу по театрализованной деятельности с детьми.

Слайд 3. Театр по своей природе близок и понятен маленьким детям и

поэтому оказывает на них огромное эмоциональное воздействие, создает

детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них

положительные эмоции.

В своей работе я использую различные виды театров, созданные при

активном участии семей воспитанников.

Настольный театр, театр на фланелеграфе. Особенность таких театров в

том, что образ героя дети передают интонационно, что способствует

выразительности речи, строят диалоги, подбирая нужные слова по сюжету,

общаются друг с другом с помощью персонажей.

Театр шапочек-масок – способствует раскрепощению. Одевая на себя

шапочку-маску, ребенок перевоплощается в героя сказки, он чувствует себя

увереннее, лучше передает образ в движениях и в речи.

Театр Би-ба-бо, пальчиковый театр развивает мелкую моторику, и тем

самым способствует развитию речи.

Театрализованная деятельность выстраивается с учетом интереса детей:

заинтересовал сюжет сказки, иллюстрации в книге, сами герои сказки. Как

интерес ребенка воплотить в театральное действие?

Слайд 4. Прежде чем научить ребенка принимать на себя роль, важно помочь

ему освободиться от страхов и научить преодолевать волнение. Для этого,

используются пиктограммы с эмоциями и коммуникативные игры,

направленные на развитие эмоциональной сферы: «Зеркало», «Угадай

эмоцию», «Испорченный телевизор» и другие.

Слайд 5. Работая над эмоциями, обращается внимание на четкость речи.

Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание тренируют

подвижность и силу органов артикуляционного аппарата. Чистоговорки и

скороговорки также помогают тренировать четкость речи и исправлять

произношение «трудных» звуков. Чистоговорки и скороговорки разучиваются

с детьми в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

Слайд 6. Когда ребенок овладел коммуникативными навыками, подготовил

речевой аппарат, умеет выражать свои эмоции, он может инсценировать

стихи и сказки и показывать театрализованные представления сначала в

кругу своих сверстников. Главная трудность на этом этапе, в развитии

художественно-образного мышления у детей, чтобы художественные образы

не превратились в застывшие шаблоны, когда ребенок воспроизводит по

образцу взрослого мимику, жесты, интонацию героя.

Слайд 7. Работа над ролью предполагаетподведение детей к необходимости

создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему

предстоит действовать.

Ребенку предлагается ответить на вопросы, какой твой герой грустный или

веселый, добрый или злой, смелый или трусливый. Как ты сумеешь показать

это зрителям?

Слайд 8. По мере необходимости детям предоставляются материалы для

художественного воплощения имеющихся у детей представлений об образе

их героев. Костюмы, маски позволяют глубже погрузиться в роль и

эмоционально и выразительно ее передать.

Слайд 9. После приобретения опыта театрализованной деятельности

совместно со сверстниками, дети готовы к показам различных инсценировок

для малышей и родителей.

Присутствие родителей на детских спектаклях позволяет повысить

уверенность детей в своих возможностях. Для этого родителям

рекомендуется при подготовке к спектаклю обсуждать с ребенком

особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после рассказать

ребенку о собственных впечатлениях от его роли, отметить его достижения, а

затем разыгрывать в домашних условиях полюбившиеся сказки и

стихотворения.

Слайд 10. Важным результатом проделанной работы является организация

детьми самостоятельной театрализованной деятельности, когда по

инициативе ребенка разыгрываются действия с игрушками или с партнерами,

когда сам ребенок находит выразительные средства исполнения роли своего

персонажа при помощи интонации, мимики, жестов.

Слайд 11. В перспективе продолжение работы по поддержке детской

инициативе в разыгрывании знакомых художественных произведений на

новый лад, творческом самовыражении при театрализации сочиненных

детьми сказок.



В раздел образования