Напоминание

Программа работы классного руководителя с родителями ОВЗ


Автор: Малышева Надежда Валериановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ "Березовская школа-интернат"
Населённый пункт: п. Березово, Тюменская область ХМАО-Югры
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа работы классного руководителя с родителями ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОГРАММА

работы классного руководителя

с родителями детей с ОВЗ

Срок реализации: 2014- 2017 учебный год

Автор: Малышева Надежда Валериановна,

учитель начальных классов

Система работы с родителями детей с ОВЗ.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закона РФ «Об образовании».

Конвенции о правах ребенка.

Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Участники программы:

коллектив учащихся 2 класса КОУ «Березовская школа-интернат»

классный руководитель 2 класса КОУ «Березовская школа-интернат» Малышева Надежда Валериановна

родительский коллектив детей

педагогический коллектив КОУ «Березовская школа-интернат»

Цель программы: создание системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, воспитанников по

формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с выраженным

недоразвитием интеллекта.

Задачи программы:

Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и

развития детей.

Формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.

Повышение правовой компетентности родителей.

Гармонизация межличностных отношений между членами семьи.

Организация совместной деятельности педагога и родителей по укреплению здоровья детей.

Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их

решения.

В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и

помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Условия реализации программы:

Педагог должен хорошо знать всех родителей (лиц, их заменяющих) учащихся класса, учитывать индивидуальные

особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Так, в процессе работы с семьями (беседы,

наблюдения, анкетирования) я выяснила, что все родители имеют достаточно высокий культурный и

образовательный уровень (высшее или среднее специальное образование), интересуются педагогической,

специальной литературой, являются весьма осведомленными собеседниками. Расчет на положительные качества

родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.

Привлечение абсолютно всех членов семей к учебно-воспитательной работе: отцов, бабушек, братьев, сестер.

Родители безоговорочно оказывают помощь в понимании особенностей ребенка: особенности здоровья ребенка,

его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера,

мотивация учения.

Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять

инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие в деле воспитания и

обучения детей ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. Огромное значение для родителей имеют

благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для

ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Родители могут положительно повлиять на успех детей только в том случае, если будут выступать в содружестве с

ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного

процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Активное использование в работе с родителями информационных технологий.

Формы работы с родителями:

1.Фронтальная (групповая)

Традиционной формой фронтальной работы с родителями является родительское собрание. Провожу собрания в

удобное для родителей время. Тематика родительских собраний на новый учебный год обсуждается с родителями

по окончании предыдущего учебного года. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых

ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций,

тренинги,

дискуссии.

Здесь

родители

имеют

возможность

обмениваться

опытом,

обучаясь

друг

у

друга

определенным навыкам.

Совместная досуговая деятельность. Внеклассные мероприятия, походы на природу. Дети очень рады тому, что их

родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия,

проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними

выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации досуговых

мероприятий,

организуют

отдых

детей

во

время

выходных

или

каникул,

выполняют

порученную

работу

(изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы). Проявляют инициативу и сами

организовывают развлекательные мероприятия.

Открытые уроки и воспитательные мероприятия.

Оформление «Классного уголка.

Оформление

детских

портфолио. Среди множества предлагаемых инноваторами образовательных технологий

наиболее

привлекательной

мне

показалась

технология

портфолио.

Именно

она

представляет

собой форму

оценивания, соответствующую образовательным целям и ценностям, основанным на личностно-ориентированном

подходе к воспитанию и обучению.

Портфолио ребёнка является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как

позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – познавательной,

игровой, коммуникативной, творческой.

Работа с детскими портфолио помогает:

Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его

индивидуальные особенности.

Получать более полную информацию о ребенке.

Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.

Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его

родителей.

Мотивировать ребенка добровольно и постоянно проводить мониторинг собственного развития с фиксацией

полученных результатов.

2.Индивидуальная.

Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Они

должны способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь решаются частные

вопросы. Организуются консультации сразу же после обращения родителей, при возникновении трудностей.

Педагог,

работающий

на

классе,

является

связующим

звеном

между

родителями

и

всеми

специалистами

образовательного учреждения.

Посещение семей.

«Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД.

Месяц

Родительские

собрания

Тематические

консультации

Индивидуаль-

ные

консультации

Совместны

е дела с

классом

Сентябрь

Задачи на новый

учебный год.

Выборы родительского

комитета.

Семья и школа

– партнёры в

воспитании

ребёнка.

Советы

специалистов

школы

Поход в лес

совместно с

родителями

Октябрь

Особенности

мыслительной

деятельности младших

школьников. Значение

семьи в её развитии.

Встреча

родителей

учащихся,

имеющих

затруднения в

учебе, со

школьным

психологом

Эмоциональные

проблемы

учащихся (кон-

сультации для

родителей)

Ноябрь

Нравственное

воспитание детей.

Друзья моего

ребёнка

Чаепитие ко

Дню мам

Декабрь

Итоги 1 полугодия

Мой ребёнок

становится

взрослым

Праздничная

встреча

Нового года

Январь

Наказание и поощрение

в семейном

воспитании.

Консультация

психолога (по

запросам

родителей)

Февраль

Семья и её роль в

воспитании ребёнка.

Масленица

Март

Итоги 3 четверти.

Праздник

мам

Апрель

Трудовое воспитание в

семье.

Скоро мы

станем

пятиклассника

ми

Май

Подготовка учащихся 4

класса к переходу в

среднее звено школы.

Консультации

учителей

предметников

«Прощай,

начальная

школа»

План

индивидуальной профилактической работы классного руководителя Малышевой Н. В.

с ребенком Дробязко Владиславом

на 2016-2017 учебный год.

Наименование мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Изучение интересов и склонностей учащегося через

тестирование, анкетирование и наблюдение.

сентябрь

2.

Установить контроль над посещаемость занятий учащегося.

Выяснять причину отсутствия учащихся в школе,

своевременно устранять причины пропусков.

Ежедневно

3.

Предоставлять администрации сведения об анализе причин

Ежедневно

непосещения школы и о принятых мерах.

4.

Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и

навыков. Определение системы дополнительных занятий,

помощи и консультировании.

В течение года

5.

Контроль за выполнением домашнего задания.

В течение года

6.

Привлечение ребенка к занятиям в спортивных секциях и

кружках по интересам.

В течение года

7.

Особое внимание уделить изучению читательских интересов.

Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее

посещения, помочь составить список интересных и

необходимых для развития книг.

В течение года

8.

Изучение участия в неформальных объединениях по месту

жительства (компаниях). По необходимости помочь в

переориентации интересов.

В течение года

9.

Консультации с ребенком, оказавшемуся в трудной

жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского

суицида.

В течение года

10.

Организация циклов бесед (формирование здорового образа

жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков,

половозрастные особенности развития, профилактика

наркомании, курения, алкоголизма).

В течение года

11.

Индивидуальные консультации с учащимся (анализ

собственного поведения, законопослушное поведение).

В течение года

12.

Информирование ребенка о его правах и обязанностях.

2 четверть

13.

Поручение по классу (разовые, временные, постоянные).

В течение года

14.

Организация отдыха в дни осенних, зимних и весенних

каникул).

В течение года

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на все время обучения ребенка в начальной школе.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование пред-

стоящей работы, совместное распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника,

совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

единым объектом (субъектом) воспитания;

общими целями и задачами воспитания детей;

необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;

возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника

взаимодействия.

В центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результативность данной работы проявляется в следующих аспектах:

в повышении уровня педагогической культуры родителей;

в улучшении отношений с ребенком, взаимопонимании;

в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем;

в формировании педагогической рефлексии родителей;

в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в осуществлении учебно-воспитательного

процесса.

МОНИТОРИНГ.

На протяжении 3 лет моей работы в этом классном коллективе наблюдается 100% сохранность контингента (родители

учащихся не меняют выбранную программу обучения, образовательное учреждение и педагога), 100% посещаемость

учащимися школы, 0% учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда

родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку.

Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и духовно-

нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению личности. Ребёнок радуется, что мама или папа не

только пришли на праздник, а вместе с ним являются участниками праздника, а то и организаторами. А радость – это

и есть здоровьесберегающее чувство.

Так наши родители принимали участие в мероприятии, посвящённом Дню матери, Новогоднем утреннике. Традиционно

участвуем в проводах русской зимы на Масленицу.

Литература.

1.Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся. Дефектология, М: Просвещение, 2013 г.

2.Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе. Дульнев Г.М., М: Просвещение, 2011 г.

3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.:

Просвещение,2004г.



В раздел образования