Автор: Малышева Надежда Валериановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ "Березовская школа-интернат"
Населённый пункт: п. Березово, Тюменская область ХМАО-Югры
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа работы классного руководителя с родителями ОВЗ
Раздел: начальное образование
ПРОГРАММА
работы классного руководителя
с родителями детей с ОВЗ
Срок реализации: 2014- 2017 учебный год
Автор: Малышева Надежда Валериановна,
учитель начальных классов
Система работы с родителями детей с ОВЗ.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании».
Конвенции о правах ребенка.
Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Участники программы:
коллектив учащихся 2 класса КОУ «Березовская школа-интернат»
классный руководитель 2 класса КОУ «Березовская школа-интернат» Малышева Надежда Валериановна
родительский коллектив детей
педагогический коллектив КОУ «Березовская школа-интернат»
Цель программы: создание системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, воспитанников по
формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с выраженным
недоразвитием интеллекта.
Задачи программы:
Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и
развития детей.
Формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.
Повышение правовой компетентности родителей.
Гармонизация межличностных отношений между членами семьи.
Организация совместной деятельности педагога и родителей по укреплению здоровья детей.
Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их
решения.
В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и
помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Условия реализации программы:
Педагог должен хорошо знать всех родителей (лиц, их заменяющих) учащихся класса, учитывать индивидуальные
особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Так, в процессе работы с семьями (беседы,
наблюдения, анкетирования) я выяснила, что все родители имеют достаточно высокий культурный и
образовательный уровень (высшее или среднее специальное образование), интересуются педагогической,
специальной литературой, являются весьма осведомленными собеседниками. Расчет на положительные качества
родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.
Привлечение абсолютно всех членов семей к учебно-воспитательной работе: отцов, бабушек, братьев, сестер.
Родители безоговорочно оказывают помощь в понимании особенностей ребенка: особенности здоровья ребенка,
его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера,
мотивация учения.
Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять
инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие в деле воспитания и
обучения детей ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. Огромное значение для родителей имеют
благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для
ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Родители могут положительно повлиять на успех детей только в том случае, если будут выступать в содружестве с
ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного
процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Активное использование в работе с родителями информационных технологий.
Формы работы с родителями:
1.Фронтальная (групповая)
Традиционной формой фронтальной работы с родителями является родительское собрание. Провожу собрания в
удобное для родителей время. Тематика родительских собраний на новый учебный год обсуждается с родителями
по окончании предыдущего учебного года. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых
ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций,
тренинги,
дискуссии.
Здесь
родители
имеют
возможность
обмениваться
опытом,
обучаясь
друг
у
друга
определенным навыкам.
Совместная досуговая деятельность. Внеклассные мероприятия, походы на природу. Дети очень рады тому, что их
родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия,
проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними
выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации досуговых
мероприятий,
организуют
отдых
детей
во
время
выходных
или
каникул,
выполняют
порученную
работу
(изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы). Проявляют инициативу и сами
организовывают развлекательные мероприятия.
Открытые уроки и воспитательные мероприятия.
Оформление «Классного уголка.
Оформление
детских
портфолио. Среди множества предлагаемых инноваторами образовательных технологий
наиболее
привлекательной
мне
показалась
технология
портфолио.
Именно
она
представляет
собой форму
оценивания, соответствующую образовательным целям и ценностям, основанным на личностно-ориентированном
подходе к воспитанию и обучению.
Портфолио ребёнка является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как
позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – познавательной,
игровой, коммуникативной, творческой.
Работа с детскими портфолио помогает:
Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его
индивидуальные особенности.
Получать более полную информацию о ребенке.
Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.
Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его
родителей.
Мотивировать ребенка добровольно и постоянно проводить мониторинг собственного развития с фиксацией
полученных результатов.
2.Индивидуальная.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Они
должны способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь решаются частные
вопросы. Организуются консультации сразу же после обращения родителей, при возникновении трудностей.
Педагог,
работающий
на
классе,
является
связующим
звеном
между
родителями
и
всеми
специалистами
образовательного учреждения.
Посещение семей.
«Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД.
Месяц
Родительские
собрания
Тематические
консультации
Индивидуаль-
ные
консультации
Совместны
е дела с
классом
Сентябрь
Задачи на новый
учебный год.
Выборы родительского
комитета.
Семья и школа
– партнёры в
воспитании
ребёнка.
Советы
специалистов
школы
Поход в лес
совместно с
родителями
Октябрь
Особенности
мыслительной
деятельности младших
школьников. Значение
семьи в её развитии.
Встреча
родителей
учащихся,
имеющих
затруднения в
учебе, со
школьным
психологом
Эмоциональные
проблемы
учащихся (кон-
сультации для
родителей)
Ноябрь
Нравственное
воспитание детей.
Друзья моего
ребёнка
Чаепитие ко
Дню мам
Декабрь
Итоги 1 полугодия
Мой ребёнок
становится
взрослым
Праздничная
встреча
Нового года
Январь
Наказание и поощрение
в семейном
воспитании.
Консультация
психолога (по
запросам
родителей)
Февраль
Семья и её роль в
воспитании ребёнка.
Масленица
Март
Итоги 3 четверти.
Праздник
мам
Апрель
Трудовое воспитание в
семье.
Скоро мы
станем
пятиклассника
ми
Май
Подготовка учащихся 4
класса к переходу в
среднее звено школы.
Консультации
учителей
предметников
«Прощай,
начальная
школа»
План
индивидуальной профилактической работы классного руководителя Малышевой Н. В.
с ребенком Дробязко Владиславом
на 2016-2017 учебный год.
№
Наименование мероприятий
Сроки
выполнения
1.
Изучение интересов и склонностей учащегося через
тестирование, анкетирование и наблюдение.
сентябрь
2.
Установить контроль над посещаемость занятий учащегося.
Выяснять причину отсутствия учащихся в школе,
своевременно устранять причины пропусков.
Ежедневно
3.
Предоставлять администрации сведения об анализе причин
Ежедневно
непосещения школы и о принятых мерах.
4.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и
навыков. Определение системы дополнительных занятий,
помощи и консультировании.
В течение года
5.
Контроль за выполнением домашнего задания.
В течение года
6.
Привлечение ребенка к занятиям в спортивных секциях и
кружках по интересам.
В течение года
7.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов.
Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее
посещения, помочь составить список интересных и
необходимых для развития книг.
В течение года
8.
Изучение участия в неформальных объединениях по месту
жительства (компаниях). По необходимости помочь в
переориентации интересов.
В течение года
9.
Консультации с ребенком, оказавшемуся в трудной
жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского
суицида.
В течение года
10.
Организация циклов бесед (формирование здорового образа
жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков,
половозрастные особенности развития, профилактика
наркомании, курения, алкоголизма).
В течение года
11.
Индивидуальные консультации с учащимся (анализ
собственного поведения, законопослушное поведение).
В течение года
12.
Информирование ребенка о его правах и обязанностях.
2 четверть
13.
Поручение по классу (разовые, временные, постоянные).
В течение года
14.
Организация отдыха в дни осенних, зимних и весенних
каникул).
В течение года
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на все время обучения ребенка в начальной школе.
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование пред-
стоящей работы, совместное распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника,
совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
единым объектом (субъектом) воспитания;
общими целями и задачами воспитания детей;
необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника
взаимодействия.
В центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результативность данной работы проявляется в следующих аспектах:
в повышении уровня педагогической культуры родителей;
в улучшении отношений с ребенком, взаимопонимании;
в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем;
в формировании педагогической рефлексии родителей;
в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в осуществлении учебно-воспитательного
процесса.
МОНИТОРИНГ.
На протяжении 3 лет моей работы в этом классном коллективе наблюдается 100% сохранность контингента (родители
учащихся не меняют выбранную программу обучения, образовательное учреждение и педагога), 100% посещаемость
учащимися школы, 0% учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда
родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку.
Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и духовно-
нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению личности. Ребёнок радуется, что мама или папа не
только пришли на праздник, а вместе с ним являются участниками праздника, а то и организаторами. А радость – это
и есть здоровьесберегающее чувство.
Так наши родители принимали участие в мероприятии, посвящённом Дню матери, Новогоднем утреннике. Традиционно
участвуем в проводах русской зимы на Масленицу.
Литература.
1.Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся. Дефектология, М: Просвещение, 2013 г.
2.Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе. Дульнев Г.М., М: Просвещение, 2011 г.
3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.:
Просвещение,2004г.