Образ Родины в творчестве И. А. Бунина (на примере рассказа "Косцы")
Автор: Горковенко Ангелина Гавриловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 398 Населённый пункт: Санкт- Петербург Красносельский район Наименование материала: статья Тема: Образ Родины в творчестве И. А. Бунина (на примере рассказа "Косцы") Раздел: среднее образование
Изображение природы и народного труда. Образ Родины.
И.А.Бунин «Косцы»
Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине.
Перепечатывая,
Бунин
неоднократно
редактировал
его.
В
написанных
незадолго до кончины заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин
сделал такую запись о «Косцах» .«Когда мы с моим покойным братом Юлием
возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани,
грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и
дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так
могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы
слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по
большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы
— с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ
в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес»
Писатель
в
эмиграции
обращается
к
прошлому
и
создает
его
в
преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам,
как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где
речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу
пении во время сенокоса на орловской земле. В рассказе «Косцы» главная
прелесть для него не только в крестьянах и их дивном пении: «Прелесть была
в том, что все мы были дети своей родины, и были все вместе и всем нам
было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо
их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже не
сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была
– Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом
откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
Работа над рассказом « Косцы»
Читая рассказ « Косцы», учащимся можно предложить вопросы:
Какую картину вы представили, слушая начало рассказа?
Какие краски вы увидели?
Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором,
помогают донести до нас эти краски, запахи, звук
Какие основные микротемы можно выделить, прочитав текст?. Назовите их..
(Тема труда, природы, народная песня, тема родины)
Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои
рассказа на лоне этой природы? Ответы подтверждайте текстом.
Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.
На уроке рекомендуется провести словарную работу.
Словарная работа.
Бахилы - вид крестьянской обуви.
Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).
Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего
подмышкой.
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как
относятся к работе? (“Охочи к работе”).
Как труд описывается в рассказе?
Далее остановить внимание учащихся на эпизоде, где автор описывает пение
крестьян. Та радость, которую дарила людям эта песня, свидетельствовала,
что «бесконечно счастливы были мы в те дни». Бунин сожалеет о том, что
сказочные дни эти — увы! — невозвратимы.
Прослушивание старинной народной песни ( по выбору учителя)
Вывод. Любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на
размышления.
Центральная теме- тема Родины. В чём конкретно в данном отрывке и
во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с
ней? (В любви к природе).
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко?
(Они чувствуют единство с природой и родиной).
Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в
кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим
хлебородным полем...”).
Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).
Дом задание.
Написать сочинение.
Сочинение ученика « Анализ рассказа И.А. Бунина « Косцы»
Бунин трагически переживал разрыв с Родиной. В своих произведениях,
написанных в эмиграции, он сосредоточил всё своё внимание на
воспоминаниях о России, на переживаниях навсегда ушедшего прошлого.
В произведении «Косцы» звучит до боли сердечной тоска по «родимой
сторонушке».
Это лирическое воспоминание, очень тёплое и искреннее.
Назван рассказ просто - «Косцы».
И начало его, казалось, незатейливое: «Мы щли по большой дороге, а они
косили в молодом берёзовом лесу поблизости от нас и пели …»
И сюжет не сложен: небольшой артелью проходили рязанские мужики по
орловским местам « на заработки во время рабочей поры в степях».
Так почему же тогда рассказ оказывает огромное эмоциональное воздействие,
в душе пробуждает сложные чувства — то тоску и боль, то умиротворённость
и надежду?
Бунин запечатлел ситуацию в восприятии конкретного лица. Перед нами
глубоко чувствующий человек. Писатель не просто созерцатель, он —
«чувствователь», слившийся с русской природой, с косцами, их песней.
«Чувство — всё, записал И.А. Бунин в 1923 г. Действительность — что такое
действительность? Только то, что я чувствую. Остальное — вздор».
И «центральным героем» этого рассказа становится чувство Бунина. Его
глубокая любовь к России и русским людям. Она проявляется и в описании
русского пейзажа, и в описании мужиков, ( «они были беззаботны,
дружны …», были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и
спорости …».«Они были опрятны, красивы …»), и даже в том, как они ели
«страшные своим дурманом грибы — мухоморы» и как «долго, сладко пили,
как пьют только звери да хорошие, здоровые русские люди».
Бунин остро чувствует единение русских людей с природой, их
неразрывность, слитность. «Они пели, а берёзовый лес звучно откликался
им».
Великолепно дан пейзаж. Круг речевых средств широк: при помощи
эпитетов, глаголов со значением цветового признака передаётся
многообразие оттенков цвета; метонимические определительные наречия
характеризуют и предметы, и признаки; даются звуковые, световые,
осязательные характеристики, которые взаимодействуют друг с другом.
«Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и
свежести, ещё полный цветов и запахов звучно откликается им… Было
предвечернее время июньского дня … Солнце склонялось на запад, стало
заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами
полей и бросая к закату, где небо уже золотилось… Стадо овец серело
впереди».
Такая концентрация речевых средств на сравнительно небольшом
пространстве текста делает язык необычайно ярким, образным.
В рассказе автор изображает события с временной точки зрения: «Это было
давно, потому что та жизнь, какой мы жили в то время, не вернётся уже
вовеки».
И становится ясно: автор грустит не о безвозвратно ушедших годах, а о той
девственной, былинной жизни, которую он помнил.
Его произведение строится как монолог-воспоминание. Лирическое
настроение создаётся восклицаниями, приёмом умолчания, риторическими
вопросами, повторами разных типов. В рассказе используются
анафорические построения, звуковые, лексические повторы, прежде всего,
слова русский, повтор одного и того же элемента-приставки без –
(беззаветность, беззаботны, бездумно, бесконечно, беспредельный), повторы
однокоренных слов:
«Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было
между ними и нами — и между нами и этим хлебородным полем… Прелесть
была в том, что все мы были дети своей Родины, и были все вместе и всем
нам было хорошо, спокойно и любовно…»
Ряды этих единиц в сочетании с фольклорными образами ( ковры-самолёты,
шапки-невидимки, реки молочные) с элементами народных песен создают
образ России «в … дни, теперь уже бесконечно далёкие — и невозвратимые.
На протяжении всего рассказа звучит тема «очарования русской песни».
Пение косцов кажется Бунину необыкновенным. Это чувство передаётся и
нам, читателям. «В чём было очарование этой песни, её неизбывная
радость?» И автор отвечает: «…так пелись песни только в России и с той
непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью,
которая была свойственна в песне только русскому».
Косцы пели: «Ты прости-прощай, родимая сторонушка». И понимает Бунин,
что они прощались и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и
надеждами. И в то же время убеждает, что нет человеку «подлинной разлуки
с нею, с Родиной, что куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним
родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь».
И понимает читатель, что эта песня самого И.А.Бунина, которого судьба
забросила далеко от милой России, что это его душа поёт песню « о родимой
сторонушке».
Лирическая тональность, «изумительная изобразительность» произведения
богатство образных средств делает рассказ удивительно ярким, убеждает
читателя в непреходящих ценностях -любви к людям, родной России.