Авторы: Глазунова Надежда Тимофеевна, Никольская Галина Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 52
Населённый пункт: г. Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование игровой деятельности дошкольников с нарушением речи посредством технологии макетирования"
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая статья
«Формирование игровой деятельности дошкольников
с нарушением речи посредством технологии макетирования»
Дети
с
проблемами
в
развитии
речи практически
не
умеют
строить
игровое взаимодействие, мало
интересуются предлагаемыми сюжетами игр,
несмотря
на
созданные
в
группе
условий
для
полноценной
игровой
деятельности.
Особенно
мало
и
неумело
(по
количеству
и
продолжительности)
дети
играют
в
сюжетно-ролевые
игры, часто
демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их
взаимоотношения,
эмоциональное
состояние.
Это
вызвано
не
только
биологическими факторами и недостаточным жизненным опытом, но и низкой
познавательной
активностью,
отсутствием
творческого
воображения,
нарушением
речи.
В
этой
связи
актуализируется
проблема
формирования
игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Сюжетная игра - это любимый вид деятельности дошкольников, именно в
ней максимально развиваются их способности. По мнению детского психолога
Д. Б. Эльконина, сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно восприимчива
к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Именно в
сюжетной игре, где все «как будто», проживая ту или иную ситуацию, ребенок
проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.
Педагоги и психологи едины в том, что умение играть возникает не путем
автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно
приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться
взрослыми в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом
своей культуры подрастающему поколению.
Более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр является игра с
макетами, которая востребована детьми и способствует формированию игровой
деятельности и речевому развитию детей. ФГОС дошкольного образования
определяет
для
развивающей
среды
детского
сада
такие
качества
как
трансформируемость,
полифункциональность
и
доступность.
И
макеты
обладают
всеми
перечисленными
качествами:
изготовленные
из
лёгких
материалов, их можно переносить в любое место, где удобно ребёнку, их можно
объединять
вместе
для
развития
сюжета
(например
«Семья»,
«Больница»,
«Дорога»).
Наполнение
макетов
может
варьироваться
от
замысла
игры,
наполняться новым содержимым, сделанным руками детей и взрослых.
По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа: модели и карты.
Макеты-модели представляют собой уменьшенные целостные объекты,
направляющие воображение ребенка на события, происходящие «внутри»
этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым
сооружением-зданием
(например,
макет-модель
«Кукольный
дом»
в
виде
комнаты с предметами мебели).
Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и
объектами-маркерами
пространства,
отображающие
определенную
территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий,
«снаружи»,
вокруг
оформляющих
эту
территорию
объектов.
Например,
на
макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а
территория дополняется различными объектами (дома, гараж, магазин и т.д.).
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на
возможную
воображаемую
ситуацию,
очерчивая
границы
игрового
пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в
общем
сюжетном
движении.
Универсальные
макеты
служат
основой
для
организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство
универсального
макета
в
том,
что
он
дает
возможность
вариативного
использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным
материалом.
В
процессе
игр
с
универсальными
макетами
развивается
творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они
меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета,
например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и
рельефом природной территории (лес-зеленый цвет, река - голубой цвет, земля -
коричневый цвет).
При
формировании
навыков
игровой
деятельности
дошкольников
с
нарушениями
речи
необходимо
соблюдение
определенной
технологии
использования макетов.
Для организации творческих игр необходимо в первую очередь создание
специальной «макетной» среды с соблюдением следующих требований.
Макет – это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко
перемещаться с места на место, не боятся случайных сотрясений (в условиях
большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в
любой момент быть доступным дошкольникам для игры.
Самодельные
макеты
можно
изготовить
из
тонкой
фанеры,
плотного
картона,
оклеенного
цветной
бумагой,
линолеума
и
других
подходящих
материалов,
но
при
этом
важно
не
забывать
об
эстетическом
аспекте
оформления.
Независимо от вида макета – напольный, настольный, – он должен быть
удобным
в обращении.
Хранить
предметный
материал
лучше
всего
в
пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в
соответствии с замыслом игры.
Необходимо завести специальный «чудо –
коробок», в котором хранятся предметы заместители: старые калькуляторы,
телефоны, компьютерные мыши, разной длины ленты, бросовый и природный
материал, для того чтобы ребёнок мог самостоятельно изготовить недостающий
элемент игры, не прибегая к помощи педагога, или используя её по минимуму.
Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах
требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не
является исключением. Можно выделить основные этапы работы по созданию и
применению макета.
1
этап
–
предварительная
работа,
включающая
в
себя:
обогащение
личного
опыта
детей
(проведение
бесед,
рассматривание
картин,
и
иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.),
а также подготовку и сбор материала для создания макета.
2
этап
–
изготовление
основы
макета
и
наполнение
его
предметным
материалом. Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает
элементы
конструирования
и
художественно-изобразительного
творчества
в
виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование
представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры.
Персонажи,
дополнительные
элементы,
антураж,
которые
являются
неотъемлемой
частью
макета
и
позволяют
превратить
его
в
игровое
пространство,
изготавливаются
в
процессе
совместной
продуктивной
деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина,
соленого
теста,
природного
и
бросового
материалов.
Занятия
по
конструированию и изобразительной деятельности желательно сопровождать
художественным словом, народной музыкой, песнями. Таким образом, создавая
особую эмоциональную атмосферу увлеченности, стимулирующую творческую
активность детей. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс
игры с макетом.
Работа
по
созданию
макетов
также
предполагает взаимодействие
с
родителями
воспитанников,
которые
активно
подключаются
к
подбору
материалов
и
изготовлению
макетов
в
домашних
условиях,
участию
в
конкурсах на лучший семейный макет.
На 3
этапе
–
в
процессе
развития
и
активизации
игры
с
макетом,
созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом,
используются
предметы-заместители,
совместно
с
детьми
придумываются
рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов
большого
профессионального
мастерства
и
такта,
а
также знания
определенного алгоритма.
Так, игра с макетом начинается уже в процессе его создания. Процесс
макетирования,
построенный
на игровых
методах
и
приемах, как
правило,
перерастает в увлекательную игру.
Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но
воспитатели
должны
помогать
им,
предлагая
те
или
иные
сочетания
игровых предметов.
Подбирая
предметный
материал
к
макетам
необходимо
учитывать уровень развития игры воспитанников. Сначала - универсальные
(условно-обобщенные)
персонажи
по
определенной тематики
либо
их
сочетания, затем периодически по мере угасания интереса детей к ним -замена
персонажей новыми.
Для развития у дошкольников воображения и творчества целесообразно в
группе
разместить
ящик с
предметами-заместителями:
крышками
от
пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной
формы, деталями различных конструкторов и мозаик, палочками, трубочками,
кусками поролона, пенопласта и т.д. Главное требование - их безопасность для
детей.
Воспитанникам, которым
не
удается
сразу
подобрать предметы-
заместители
вместо
недостающих игрушек
при
обыгрывании
построек,
воспитатели подсказывают возможные варианты замены предметов, направляли
их на поиск новых оригинальных решений.
Для
придания
творческого
импульса
игре
можно
соединять
в
одном
макете
фигурки-персонажи
с
подходящим
антуражем
из
двух-трех
разных
тематических контекстов. Т а ко й
н а б о р ,
т р е б у ю щ и й
в ы с т р а и в а н и я
воображаемой
ситуации
и
сюжетных
событий, объединяющих
разные
смысловые
контексты,
к
которым
относятся
персонажи,
расширяет
смысловое пространство игры.
Каждый из макетов можно использовать в отдельности или в сочетании с
другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным
коллизиям. Дошкольники совместно строят и творчески развивают сюжеты
игр,
общаются,
сочиняют,
фантазируют,
комбинируют разные
события,
согласовывая
в общем
сюжете
индивидуальные
замыслы,
прогнозируют
ответное ролевое поведение.
Существуют
приемы,
способствующие
повышению
интереса
детей
к
играм
с
макетами.
Это,
прежде
всего,
художественная
литература,
которая
создает
в
воображении
детей
разнообразные
«миры»
с
удивительными
персонажами
и
сюжетами.
Художественные
тексты,
а
также
мультфильмы,
заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и
тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может
на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный
макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух..
Играя
с
макетами,
дети
одновременно
выступают
в
роли
режиссера,
декоратора
и
актера,
что
положительно
сказывается
на
развитии
воображения, творческого
мышления,
способствует
интеллектуальному
развитию дошкольников. Важно, что в играх с макетами происходит развитие
связной речи и ее выразительности, словарного запаса, логического мышления,
творческой
инициативы.
Игра
с
макетами
объединяет
вокруг
себя
семью,
ребенка и детский сад.