Напоминание

"Формирование игровой деятельности дошкольников с нарушением речи посредством технологии макетирования"


Авторы: Глазунова Надежда Тимофеевна, Никольская Галина Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 52
Населённый пункт: г. Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование игровой деятельности дошкольников с нарушением речи посредством технологии макетирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая статья

«Формирование игровой деятельности дошкольников

с нарушением речи посредством технологии макетирования»

Дети

с

проблемами

в

развитии

речи практически

не

умеют

строить

игровое взаимодействие, мало

интересуются предлагаемыми сюжетами игр,

несмотря

на

созданные

в

группе

условий

для

полноценной

игровой

деятельности.

Особенно

мало

и

неумело

(по

количеству

и

продолжительности)

дети

играют

в

сюжетно-ролевые

игры, часто

демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их

взаимоотношения,

эмоциональное

состояние.

Это

вызвано

не

только

биологическими факторами и недостаточным жизненным опытом, но и низкой

познавательной

активностью,

отсутствием

творческого

воображения,

нарушением

речи.

В

этой

связи

актуализируется

проблема

формирования

игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Сюжетная игра - это любимый вид деятельности дошкольников, именно в

ней максимально развиваются их способности. По мнению детского психолога

Д. Б. Эльконина, сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно восприимчива

к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Именно в

сюжетной игре, где все «как будто», проживая ту или иную ситуацию, ребенок

проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.

Педагоги и психологи едины в том, что умение играть возникает не путем

автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно

приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться

взрослыми в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом

своей культуры подрастающему поколению.

Более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр является игра с

макетами, которая востребована детьми и способствует формированию игровой

деятельности и речевому развитию детей. ФГОС дошкольного образования

определяет

для

развивающей

среды

детского

сада

такие

качества

как

трансформируемость,

полифункциональность

и

доступность.

И

макеты

обладают

всеми

перечисленными

качествами:

изготовленные

из

лёгких

материалов, их можно переносить в любое место, где удобно ребёнку, их можно

объединять

вместе

для

развития

сюжета

(например

«Семья»,

«Больница»,

«Дорога»).

Наполнение

макетов

может

варьироваться

от

замысла

игры,

наполняться новым содержимым, сделанным руками детей и взрослых.

По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа: модели и карты.

Макеты-модели представляют собой уменьшенные целостные объекты,

направляющие воображение ребенка на события, происходящие «внутри»

этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым

сооружением-зданием

(например,

макет-модель

«Кукольный

дом»

в

виде

комнаты с предметами мебели).

Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и

объектами-маркерами

пространства,

отображающие

определенную

территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий,

«снаружи»,

вокруг

оформляющих

эту

территорию

объектов.

Например,

на

макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а

территория дополняется различными объектами (дома, гараж, магазин и т.д.).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на

возможную

воображаемую

ситуацию,

очерчивая

границы

игрового

пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в

общем

сюжетном

движении.

Универсальные

макеты

служат

основой

для

организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство

универсального

макета

в

том,

что

он

дает

возможность

вариативного

использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным

материалом.

В

процессе

игр

с

универсальными

макетами

развивается

творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они

меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета,

например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и

рельефом природной территории (лес-зеленый цвет, река - голубой цвет, земля -

коричневый цвет).

При

формировании

навыков

игровой

деятельности

дошкольников

с

нарушениями

речи

необходимо

соблюдение

определенной

технологии

использования макетов.

Для организации творческих игр необходимо в первую очередь создание

специальной «макетной» среды с соблюдением следующих требований.

Макет – это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко

перемещаться с места на место, не боятся случайных сотрясений (в условиях

большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в

любой момент быть доступным дошкольникам для игры.

Самодельные

макеты

можно

изготовить

из

тонкой

фанеры,

плотного

картона,

оклеенного

цветной

бумагой,

линолеума

и

других

подходящих

материалов,

но

при

этом

важно

не

забывать

об

эстетическом

аспекте

оформления.

Независимо от вида макета – напольный, настольный, – он должен быть

удобным

в обращении.

Хранить

предметный

материал

лучше

всего

в

пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в

соответствии с замыслом игры.

Необходимо завести специальный «чудо –

коробок», в котором хранятся предметы заместители: старые калькуляторы,

телефоны, компьютерные мыши, разной длины ленты, бросовый и природный

материал, для того чтобы ребёнок мог самостоятельно изготовить недостающий

элемент игры, не прибегая к помощи педагога, или используя её по минимуму.

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах

требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не

является исключением. Можно выделить основные этапы работы по созданию и

применению макета.

1

этап

предварительная

работа,

включающая

в

себя:

обогащение

личного

опыта

детей

(проведение

бесед,

рассматривание

картин,

и

иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.),

а также подготовку и сбор материала для создания макета.

2

этап

изготовление

основы

макета

и

наполнение

его

предметным

материалом. Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает

элементы

конструирования

и

художественно-изобразительного

творчества

в

виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование

представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры.

Персонажи,

дополнительные

элементы,

антураж,

которые

являются

неотъемлемой

частью

макета

и

позволяют

превратить

его

в

игровое

пространство,

изготавливаются

в

процессе

совместной

продуктивной

деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина,

соленого

теста,

природного

и

бросового

материалов.

Занятия

по

конструированию и изобразительной деятельности желательно сопровождать

художественным словом, народной музыкой, песнями. Таким образом, создавая

особую эмоциональную атмосферу увлеченности, стимулирующую творческую

активность детей. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс

игры с макетом.

Работа

по

созданию

макетов

также

предполагает взаимодействие

с

родителями

воспитанников,

которые

активно

подключаются

к

подбору

материалов

и

изготовлению

макетов

в

домашних

условиях,

участию

в

конкурсах на лучший семейный макет.

На 3

этапе

в

процессе

развития

и

активизации

игры

с

макетом,

созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом,

используются

предметы-заместители,

совместно

с

детьми

придумываются

рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов

большого

профессионального

мастерства

и

такта,

а

также знания

определенного алгоритма.

Так, игра с макетом начинается уже в процессе его создания. Процесс

макетирования,

построенный

на игровых

методах

и

приемах, как

правило,

перерастает в увлекательную игру.

Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но

воспитатели

должны

помогать

им,

предлагая

те

или

иные

сочетания

игровых предметов.

Подбирая

предметный

материал

к

макетам

необходимо

учитывать уровень развития игры воспитанников. Сначала - универсальные

(условно-обобщенные)

персонажи

по

определенной тематики

либо

их

сочетания, затем периодически по мере угасания интереса детей к ним -замена

персонажей новыми.

Для развития у дошкольников воображения и творчества целесообразно в

группе

разместить

ящик с

предметами-заместителями:

крышками

от

пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной

формы, деталями различных конструкторов и мозаик, палочками, трубочками,

кусками поролона, пенопласта и т.д. Главное требование - их безопасность для

детей.

Воспитанникам, которым

не

удается

сразу

подобрать предметы-

заместители

вместо

недостающих игрушек

при

обыгрывании

построек,

воспитатели подсказывают возможные варианты замены предметов, направляли

их на поиск новых оригинальных решений.

Для

придания

творческого

импульса

игре

можно

соединять

в

одном

макете

фигурки-персонажи

с

подходящим

антуражем

из

двух-трех

разных

тематических контекстов. Т а ко й

н а б о р ,

т р е б у ю щ и й

в ы с т р а и в а н и я

воображаемой

ситуации

и

сюжетных

событий, объединяющих

разные

смысловые

контексты,

к

которым

относятся

персонажи,

расширяет

смысловое пространство игры.

Каждый из макетов можно использовать в отдельности или в сочетании с

другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным

коллизиям. Дошкольники совместно строят и творчески развивают сюжеты

игр,

общаются,

сочиняют,

фантазируют,

комбинируют разные

события,

согласовывая

в общем

сюжете

индивидуальные

замыслы,

прогнозируют

ответное ролевое поведение.

Существуют

приемы,

способствующие

повышению

интереса

детей

к

играм

с

макетами.

Это,

прежде

всего,

художественная

литература,

которая

создает

в

воображении

детей

разнообразные

«миры»

с

удивительными

персонажами

и

сюжетами.

Художественные

тексты,

а

также

мультфильмы,

заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и

тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может

на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный

макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух..

Играя

с

макетами,

дети

одновременно

выступают

в

роли

режиссера,

декоратора

и

актера,

что

положительно

сказывается

на

развитии

воображения, творческого

мышления,

способствует

интеллектуальному

развитию дошкольников. Важно, что в играх с макетами происходит развитие

связной речи и ее выразительности, словарного запаса, логического мышления,

творческой

инициативы.

Игра

с

макетами

объединяет

вокруг

себя

семью,

ребенка и детский сад.



В раздел образования