Автор: Патрикеева Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: п.г.т. Усть - Кинельский Самарская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Конспект урока "Буква Ё в начале слова"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по обучению грамоте
в 1 «А» классе
Тема урока «Буква Ё в начале слова»
Выполнила Патрикеева Н. А.,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 2
Самарской области
г.о. Кинель
п.г.т. Усть – Кинельский
Тема урока: Буква Ё в начале слова
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить с буквой Ё, обозначающей два звука.
Задачи:
познакомить обучающихся с буквой Ё, обозначающей два звука;
закрепить понятия «мягкий», «твердый» согласные;
развивать фонематический слух, речь;
содействовать
воспитанию
бережного
отношения
к
природе;
формированию
умения
чувствовать
и
видеть
красоту
окружающего
мира.
Планируемые результаты:
учащиеся узнают, что буква Ё может обозначать сразу два звука;
научатся составлять схему слова, когда буква Ё находится в еачале
слова и обозначает сразу два звука;
соблюдать правила поведения в лесу;
устанавливать – причинно – следственные связи, делать выводы;
работать в паре и оценивать товарища;
слушать учителя и выполнять его требования;
оценивать себя.
Оборудование:
буквы,
два
лукошка,
индивидуальные
карточки
для
составления схемы слова, учебник, картинка с изображением осеннего дерева
Ход урока
I Орг. момент
- Здравствуйте, ребята!
-У нас сегодня присутствуют гости: ваши любимые воспитатели, учителя.
Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются). Садитесь.
-У
нас
у
всех
хорошее
настроение,
поэтому,
я
думаю,
что
все
сегодня
получится. Улыбнемся друг другу и начнем урок.
II Актуализация знаний
-На улице стоит прекрасная пора золотой осени, и я нам предлагаю
совершить заочное путешествие в лес. Вы согласны?
-Только помните, приходя в лес, нужно соблюдать правила, чтобы быть
природе друзьями, а не врагами.
-Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей).
(Открывается доска).
-Итак, здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
-Но вот только как в лесу без лукошка?
В лес пускают без билета.
Там грибов, плодов и ягод
Наберешь в лукошко на год.
Игра «Собери буквы в лукошко».
На доске прикреплены 2 лукошка синего и зеленого цвета, буквы А, Е, Э, Ю,
Я, О, У.
-Лес, ребята не простой, он волшебный, поэтому мы будем собирать не
грибы, а буквы. Нам нужно разобраться, какие буквы положим в синее
лукошко, а какие в зеленое лукошко, или на какие 2 группы нужно разделить
буквы?
(Буквы,
которые
пишутся
после
твердого
согласного,
и
буквы,
которые пишутся после мягкого согласного.) Два ученика идут к доске. Один
собирает грибы в зеленое лукошко, а другой в синее.
Далее идет проверка. Если ученик правильно положил букву, то дети делают
хлопок, если положил букву неправильно, то дети машут рукой.
-Сегодня на уроке вы познакомитесь с секретом буквы «Е».
III Изучение нового материала.
- Отгадайте, кто нас встречает первой в осеннем лесу.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель).
-Ель, ребята, тоже сбрасывает хвою, но постепенно, в течение всего года.
Поэтому под ней всегда есть опавшая хвоя.
Работа по учебнику. (стр. 52)
-Что нарисовано на картинке? (Ели).
-Лес, состоящий из одних елей, называется ельник.
Составим схему слова «ели».
Коллективная работа. Звуковой анализ слова «ели».
-Когда звуки «Й» и «Э» стоят рядом, они обозначаются одной буквой – Е.
Учитель выставляет букву «Е» под схемой.
Е Л И
-Сосчитайте, сколько звуков в слове? (считаем вместе)
-Сосчитайте, сколько букв в слове? (считаем вместе)
-Почему звуков больше, чем букв?
-Посмотрите,
в
каком
месте
в
слове
должна
стоять
буква
«Е»,
чтобы
обозначить сразу два звука? (В начале слова).
Вывод: Какой секрет буквы «Е» вы сейчас узнали?
А какие еще буквы могут обозначать сразу два звука?
-Вы сказали, что в слове 4 звука, а сколько в нем гласных звуков? согласных?
мягких согласных? твердых согласных?
IV Физ. минутка. (Под музыку “Листопад»)
V Закрепление изученного.
-Продолжаем наше путешествие. Мы вышли на лесную поляну. Кого же мы
встретим дальше?
1. Задание для читающих детей.
Как мыть ежат.
Под цветком ежиха-мать
Принялась ежат купать.
Кап-кап капает роса
На мордашки, на глаза.
Не поймет ежиха-мать,
Как им спинки отмывать?
И ежата день-другой
Ходят с грязною спиной.
Хоть сиди и месяц жди,
Чтоб закапали дожди.
Радуйтесь, что вы, ребята,
Не колючие ежата.
(Несколько читающих детей выходят к доске с листочками и читают стихи по
2 строчки.)
-Кого же мы встретим на полянке? (ежат).
2. Работа по учебнику. (стр. 53)
-Рассмотрите иллюстрацию. Что делают ежата? (Они играют в мяч.)
-Составьте рассказ о том, как ежата играют. (заслушать несколько ответов).
3. Работа в парах.
Составить схему к слову «ЕЖАТА». На листочках начертить схему. Один
ученик работает с обратной стороны доски.
Е
Проверка.
4. Игра «Продолжи цепочку слов».
-Ребята, ежата предлагают вам новую игру. _(стр. 53)
-Что изображено первым? (карандаш)
-Какой последний звук в этом слове?
-Что изображено вторым? Шкаф.
Назовите первый звук в слове «Шкаф».
-Назовите последний звук в слове «шкаф».
-Следующее
слово
начинается
с
какого
звука?
А
каким
звуком
оно
заканчивается?
-Как вы думаете, с какого звука начинается следующее слово?
-Из
тех
предметов,
которые
нарисованы
ниже,
выберите
тот,
который
начинается со звука К и продолжите цепочку дальше.
VI Рефлексия.
-Вот и заканчивается наш урок. Нам пора возвращаться из осеннего леса.
-О каком секрете буквы «Е» вы сегодня узнали?
-Что еще вы сегодня узнали на уроке?
На
доске
нарисовано
осеннее
дерево.
Давайте
украсим
его
осенними
листочками.
Если
вам
на
уроке
было
интересно
работать,
у
вас
все
получалось - прикрепите желтый листок, если было что - то непонятно, -
коричневый.( Дети прикрепляют листочки).
-Какое красивое осеннее дерево в нашем классе!
Осень
–
самое
красивое
время
года.
Хочется
застыть
в
восторге
от
разноцветья
осенних
красок.
Любуйся
–
не
налюбуешься.
Не
упустите
момент насладиться прекрасной порой листопада, подольше гуляйте, играйте
на улице, ведь теплых осенних деньков осталось так мало!
-
Спасибо за урок!