Автор: Корзюкова Наталья Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска
Населённый пункт: город Омутнинск, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация школьника при проектировании полезных вещей"
Раздел: среднее образование
Мотивация школьника при проектировании полезных вещей.
Корзюкова Наталья Ивановна – учитель технологии
Кировское
областное
государственное
общеобразовательное
бюджетное
учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов
г. Омутнинска"
Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от
ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого
нельзя
было
бы
заинтересовать
школьными
дисциплинами.
Так
как
же
заинтересовать
современного
школьника
заняться
проектированием
полезных вещей на уроках технологии? Чтобы повысить уровень мотивации
нужно
понизить
трудность
реализации
и
повысить
потребность
и
вознаграждение.
Если
возникают
трудности
в
выполнении
какой-либо
работы, то учитель старается решить их вместе с детьми, то есть они всегда
могут обратиться за помощью. Выполняя свою работу ученики в итоге ждут
вознаграждения будь то похвала, оценка или участие в конкурсе. Нужно
помнить, чем вознаграждение дальше от вас, тем слабее сила мотивации.
Желательно подбирать такие работы, чтобы учащиеся могли их выполнить за
короткий промежуток времени в целях поддержания интереса. Важную роль
в мотивации учения играет содержание учебного материала. Мотивационное
влияние
может
оказывать
не
всякий
учебный
материал,
а
лишь
такой,
информационное
содержание
которого
соответствует
наличным
и
вновь
возникающим потребностям ребенка. При разработке тематических планов,
планов
отдельных
уроков,
при
подборе
учебного
и
иллюстративного
материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих
учащихся. Полезные вещи учащиеся изготавливают при изучении раздела
«Рукоделие». Предлагается изготовить такие изделия, которым можно найти
применение
в
дальнейшем:
украсить
дом,
сделать
подарок.
Лучшей
мотивацией, как показала практика, приурочить эти изделия к каким либо
праздникам, когда хочется сделать подарок своим близким, выполненный
своими руками. Для того чтобы у учащихся была еще большая мотивация для
освоения навыков рукоделия, нужно обязательно чтобы перед глазами был
качественный образец сувенирной продукции. Учитель не стремится к тому,
чтобы ученики выполняли точную копию образца, наоборот, поддерживает
их фантазию, творчество, инициирует внесение новизны. В результате у всех
учащихся получаются уникальные, своеобразные изделия, единственные в
своем роде.
Образовательная программа для учащихся по технологии построена
таким образом, что темы по рукоделию изучаются накануне новогоднего
праздника. Пятиклассницам после изучения простейших швов предлагается
спроектировать
своё
изделие.
Для
повышения
интереса
и
привлечения
внимание к новому изучаемому виду рукоделия «вышивка», предлагается
спроектировать
новогоднюю
открытку.
Предварительно
одно
занятие
посвящается
выполнению
образцов
швов.
Вариант
сюжета
открытки
учащиеся
выбирают
самостоятельно
из
предложенных
рисунков.
Затем
выполняется
исследовательская
работа
по
подбору
швов
для
элементов
рисунка
и
подбору
цветовой
гаммы.
По
окончании
вышивки
учащиеся
подбирают
рамку
по
форме,
размеру,
цвету.
Девочкам
очень
нравится
заниматься такой работой, так как они пробуют себя в роли дизайнера. При
выполнении
новогодней
открытки
закрепляются
навыки
вышивания,
развивается эстетический вкус, ученики получают первый опыт создания
сувенирной продукции.
Навыки
вязания
крючком
учащиеся
отрабатывают
не
на
простых
образцах, а проектируют сувенирную продукцию, в частности новогодние
игрушки. Девочки вяжут игрушку – символ предстоящего нового года. В
школьной новогодней коллекции имеются символ года кролика, дракона,
змеи. Ученицам очень нравится вязать такие игрушки – символы. Важным
моментом мотивации изготовления служит демонстрация учащимся модели
игрушки. Для этого учителем изготавливается образец игрушки, символа
предстоящего года. В ходе выполнения работы ученики вносят свои идеи в
процесс создания игрушки.
Воспитанию
положительной
мотивации
учения
способствует
также
общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды
деятельности,
отношения
сотрудничества
учителя
и
учащегося,
помощь
учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь
решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование
у них адекватной самооценки, анализа жизненных ситуаций, разъяснение
общественной и личностной значимости учения и использование школьных
знаний
в
будущей
жизни.
Увлечённые
ученицы
вместо
одного
изделия
создают целое «семейство». После изготовления своих изделий важно, чтобы
каждая работа была оценена. Лучшие работы учеников отбираются и они
принимают участие в различных конкурсах и выставках. Учащимся важна не
только оценка учителя, но также признание значимости их работы друзьями,
родителями. Все это ведет к дальнейшей мотивации учащихся проектировать
полезные вещи.