Автор: Кратынская Ольга Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2121
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детям о П.И. Чайковском
Раздел: дошкольное образование
1
»
Проект подготовила и провела:
музыкальный руководитель
Кратынская Ольга Александровна
2016 г.
2
ЦЕЛЬ
Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам му-
зыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
ЗАДАЧИ
- дать представление о П.И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую
природу и русского человека;
-вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из
балета «Лебединое озеро», побуждать детей к активному восприятию музыки;
-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми му -
зыкальными произведениями из него;
-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;
-научить передавать содержание музыкальных произведений в музыкально-ритмических движе-
ниях и исполнении песен.
ТИП ПРОЕКТА
познавательно-творческий
СРОКИ
02.11.2015 – 22.04.2016
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА
музыкальный руководитель
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
воспитатели, дети подготовительной группы, препо-
даватель по классу блок-флейты и уч-ся хореогра-
фической школы
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯ-
ТЕЛЬНОСТИ
Итоговое мероприятие «Встреча в музыкальной го-
стиной - детям о Чайковском», конкурс рисунков «Мы
рисуем музыку»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
- НОД «Чайковского повсюду знают»;
- Цикл занятий « П.И. Чайковский и его музыка»:
-«Детский альбом»;
- просмотр мультфильма «Детский альбом»;
- занятие по книге Н. Ставцевой «Приключения Маши»;
- Знакомство с сюжетом «Лебединое озеро»;
-знакомство с балетом (вид искусства);
-просмотр нескольких сцен из балета;
Занятие «Симфонический оркестр»
-консультация для родителей «Слушаем музыку»;
3
Этапы
Описание
Время реализа-
ции
этапа
Ответственные
1 ЭТАП
Подготови-
тельный
-работа с методической литерату-
рой;
-подбор музыкального репертуара;
Ноябрь
Ноябрь-декабрь
Муз. рук.
2 ЭТАП
Основной
-слушание музыкальных произведе-
ний из цикла «Детский альбом» на
музыкальных занятиях. Анализ пьес
по схеме: название и автор произве-
дения, характер, темп, динамические
оттенки, импровизация движений в
соответствии с содержанием и ха-
рактером музыки.
-проведение тематических занятий:
-провести НОД по изодеятельности,
на которых дети рисуют иллюстра-
ции
к
«Детскому
альбому»
П.И.
Чайковского.
-провести консультацию с родителя-
ми «Слушаем музыку»;
-слушание в детском саду и дома
произведений П.И. Чайковского
-просмотр мультфильма «Детский
альбом»;
-знакомство с балетом (вид искус-
ства);
- знакомство с сюжетом и просмотр
нескольких сцен из балета «Лебеди-
ное озеро»;
В течение года
Февраль
Декабрь
В течение года
В течение года
Муз. рук.
Воспитатель
группы
Муз. рук.
Воспитатель
группы
Муз. рук.
3 ЭТАП
Итоговый
Заключитель-
ный
- итоговое мероприятие «Встреча в
музыкальной гостиной-
Детям
о
Чайковском»
(с
участием
преподавателя
по
классу
блок-
флейты и уч-ся
хореографической
школы)
- конкурс рисунков «Рисуем музыку».
Апрель.
Муз. рук.
.
Воспитатель
группы
4
«Встреча в музыкальной гостиной - Детям о Чайковском»
по книге Н. Ставцевой «Приключения Маши»
Тихо, тихо сядем рядом -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это - музыка торопит
И ведет нас за собой.
Петр Ильич Чайковский родился более 170 лет назад.
« Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Как часто мы слышим эти слова в
концертных залах, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые
фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих пиа-
нистов.
фонограмма Сладкая грёза
- «Детский альбом»- это 24 пьесы для фортепиано. Первое издание датировано 1878
годом
- На титульном листе первого издания: « Посвящается Володе Давыдову.
- Кто такой Володя Давыдов?
-
Племянник П.И. Чайковского
.
- В 1877 году Петр Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым,
где его маленький племянник осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на ве-
ранде за чаем, Петр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды не-
задачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких
фортепианных пьес, разнообразных по характеру.
- Я открываю «волшебный» альбом, и тихие звуки затрепетали, как
маленький огонек свечи. Вслушайтесь в тишину этих звуков. И вы услышите голос.
Может быть, и не один, а сразу несколько. Это голоса, которые звучат в душе человека
(ведь не зря мелодию называют « душой музыки»). И от того, какой из них заговорил,
зависит наш внешний облик, наше настроение.
5
Ребята, вам всем хорошо известна эта книга. На язык слова и рисунка музы-
ку «Детского альбома» перевела Наталья Ставцева. В ней рассказывается о маленькой
хорошей девочке Маше (такой же девочке как вы). Однажды, проснувшись утром, она
увидела, что ее комната наполнена странным сияющим светом. В этой комнате жили ее
любимые игрушки. Они тоже проснулись и обрадовались, увидев Машу. Всем хоте-
лось сделать для нее что-то приятное. Только любимые лошадки стояли и смотрели на
Машу грустными глазами. Ах, какие это были лошадки! С пушистыми хвостами, с
шелковистыми гривами, с новенькими красными уздечками и Маша предложила им
погулять, немножко побегать. Это оказалась очень веселая прогулка.
ИГРА В ЛОШАДКИ
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по лугу зелёному.
По одуванчикам, по колокольчикам
По лопухам, по ромашкам и лютикам.
Мимо стрекоз и лягушек, и ящериц
Мимо жуков, мотыльков и кузнечиков.
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по дому, по комнатам:
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего.
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.
Исполняется танец «Игра в лошадки»
Лошадки так изящно гарцевали, что игрушечным солдатикам тоже захотелось развесе-
лить Машу, и они показали как задорно и браво они умеют маршировать, ведь они бу-
дущие защитники.
МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ
Ать-два! Левой-правой.
Ать-два! Левой-правой.
Вдоль плетни, заборов и оград.
Марширует бравый наш отряд.
Мы легко и весело идём.
Песню деревянную поём.
Исполняется танец мальчиков «Марш деревянных солдатиков»
У Маши было прекрасное настроение.
Когда она посмотрела на свою любимую куклу, то удивилась, что кукла сидит груст-
ная, головку опустила, и глазки у нее закрываются. Тут Маша поняла, что ее любимая
кукла заболела…
Вам стало жалко куклу? Наверно да…
Потому что у вас доброе сердце, и вы, конечно, любите и жалеете свои игрушки. Ведь
нельзя же, в самом деле, смеяться и бегать, когда кому-то больно, когда кто-то плачет
или болеет. У Маши было очень доброе сердце! Она обняла свою куклу, заплакала.
6
Одна слезинка упала на куколку, и вдруг произошло чудо! Кукла выздоровела и откры-
ла глазки!
НОВАЯ КУКЛА
Ах, мама, мама, неужели куклу скоро привезут,
Ах, мама, мама, в самом деле, кукла скоро будет тут?!
А где же куколка моя?
Её хочу увидеть я.
Ах, что? Уже? Тогда молю:
Ну, дай мне куколку мою.
Ах, как она прекрасна, мама,
Как я рада, боже мой!
Ах, кукла, кукла, никогда мы
Не расстанемся с тобой!
Танец девочек с куклами «Новая кукла»
Маша так обрадовалась выздоровлению куклы, что сердце у нее забилось, и на радо-
стях она выглянула в окно. А там, на улице послышались веселые голоса и музыка.
Маша увидела много людей одетых в праздничные наряды. Они пели и танцевали ве-
селую пляску.
И мы сейчас исполним веселую «КАМАРИНСКУЮ» на музыкальных инструмен-
тах
До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед:
……………………………………………………………
В музыке Чайковского есть много сказочных героев. И знакомясь с музыкой «Детского
альбома» мы слышали интересную пьесу, которая оставила большое впечатление у на-
ших ребят. Она называется…
«БАБА ЯГА»
Танец «Баба Яга» исполняет воспитатель старшей группы.
………………………………………………………………..
Чайковский много путешествовал. Был в Швейцарии, Париже, Италии. Во время пу-
тешествия по Италии, его так впечатлили итальянские мотивы и город Неаполь на
воде, что родилась
"
Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич
тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполи-
танский танец" к балету "Лебединое озеро".
Ни один русский композитор ещё не писал балетов. Первым был Пётр Ильич. И пер-
вый его балет «Лебединое озеро», где и звучит «Неаполитанская песенка»
7
Музыка – нелегкая работа,
Чтобы людям душу волновать
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо учиться колдовать.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаясь урча,
Или быть травинкой тонкой,
У лесного быстрого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом.
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом – колдуном.
Я предлагаю вам немножко поколдовать на своих музыкальных инструментах
«НЕАПОЛИТАНСКАЯ ПЕСЕНКА».
Исполняет квинтет юных музыкантов
(треугольники, тон блок, колокольчики, бубенцы)
.
…………………………………………………………………….
Италия – страна, где всегда тепло и весело, где всегда праздник, где все танцуют и
поют.
Итальянская. С «Итальянской песенкой» связана интересная история:
Однажды во Флоренции Пётр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика,
окружённого толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал
теплотой и красивым тембром. В письме Чайковский писал: «Из Венеции я вывез с
собою очень милую песенку. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увиде-
ли толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под ак-
компанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с такою законченностью и тепло-
той, какие и в настоящих артистах редко встречаются. Теперь по случаю карнавала, он
поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно».
Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под назва-
нием «Итальянская песенка».
ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЕСЕНКА на стихи В.Лунина
Исполняют Валя и Аня.
……………………………………………………………….
НЕМЕЦКАЯ ПЕСЕНКА
Несмотря на то, что она называется песенка - это танцевальная пьеса, с задорным
характером. И мы сейчас все вместе её станцуем.
Танец «Немецкая песенка».
СТАРИННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСЕНКА
8
За свою жизнь Петр Ильич Чайковский много путешествовал. Повидал множество
разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Аме-
рике. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни.
Когда Пётр Ильич приезжал домой, он переделывал народные мотивы в пьесы для
фортепиано. Сейчас прозвучит "Старинная французская песенка". Послушайте,
мы с Аней её споём, а текст этой песенки написал тоже Виктор Лунин.
Петр Ильич повидал разные страны. Но из каждой поездки его тянуло домой, на Роди-
ну. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, Теплота и нежность русской песни.
Звучит РУССКИЙ ТАНЕЦ из балета «Лебединое озеро».
Исполняет ученица хореографического училища
………………………………………………………………
Много музыки Чайковский написал так, чтобы её могли исполнять не только солисты.
Сейчас мы послушаем:
ВАЛЬС из балета «Спящая красавица» в исполнении ансамбля для 4-х рук для
фортепиано и блок флейты.
Исполняют музыкальный руководитель и воспитатель старшей группы.
…………………………………………………………………….
Маша подрастала, и мечтала стать балериной. Ей хотелось тоже быть в платье
как у балерины, чтобы на ногах были розовые туфельки с ленточками, и чтобы звуча-
ла музыка, под которую можно было красиво танцевать ВАЛЬС
Мальчики приглашают девочек.
Парный танец «Вальс».
Незаметно проходит время, скорей бы наступил вечер, мечтала Маша. Вечером, когда
придут гости, начнется настоящий бал и зазвучит весёлая полька.
ПОЛЬКА парный танец.
Русская классическая музыка немыслима без имени Чайковского. В своём творчестве
Чайковский пытался вникнуть в мир детских игр, танцев, фантазий и грёз. И сумел
подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям
юных слушателей и исполнителей.
Концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас.
Список использованной литературы
1.
Фортепианный альбом детских пьес П.И. Чайковского «Детский альбом»
2.
Н. Ставцевой «Приключения Маши»;
3.
Сборник стихов В.Лунина
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.
мультфильм «Детский альбом»
9
2.
фонограммы произведений П.И. Чайковского