Напоминание

Детям о П.И. Чайковском


Автор: Кратынская Ольга Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2121
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детям о П.И. Чайковском
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

»

Проект подготовила и провела:

музыкальный руководитель

Кратынская Ольга Александровна

2016 г.

2

ЦЕЛЬ

Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам му-

зыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.

ЗАДАЧИ

- дать представление о П.И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую

природу и русского человека;

-вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из

балета «Лебединое озеро», побуждать детей к активному восприятию музыки;

-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми му -

зыкальными произведениями из него;

-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;

-научить передавать содержание музыкальных произведений в музыкально-ритмических движе-

ниях и исполнении песен.

ТИП ПРОЕКТА

познавательно-творческий

СРОКИ

02.11.2015 – 22.04.2016

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА

музыкальный руководитель

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

воспитатели, дети подготовительной группы, препо-

даватель по классу блок-флейты и уч-ся хореогра-

фической школы

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯ-

ТЕЛЬНОСТИ

Итоговое мероприятие «Встреча в музыкальной го-

стиной - детям о Чайковском», конкурс рисунков «Мы

рисуем музыку»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

- НОД «Чайковского повсюду знают»;

- Цикл занятий « П.И. Чайковский и его музыка»:

-«Детский альбом»;

- просмотр мультфильма «Детский альбом»;

- занятие по книге Н. Ставцевой «Приключения Маши»;

- Знакомство с сюжетом «Лебединое озеро»;

-знакомство с балетом (вид искусства);

-просмотр нескольких сцен из балета;

Занятие «Симфонический оркестр»

-консультация для родителей «Слушаем музыку»;

3

Этапы

Описание

Время реализа-

ции

этапа

Ответственные

1 ЭТАП

Подготови-

тельный

-работа с методической литерату-

рой;

-подбор музыкального репертуара;

Ноябрь

Ноябрь-декабрь

Муз. рук.

2 ЭТАП

Основной

-слушание музыкальных произведе-

ний из цикла «Детский альбом» на

музыкальных занятиях. Анализ пьес

по схеме: название и автор произве-

дения, характер, темп, динамические

оттенки, импровизация движений в

соответствии с содержанием и ха-

рактером музыки.

-проведение тематических занятий:

-провести НОД по изодеятельности,

на которых дети рисуют иллюстра-

ции

к

«Детскому

альбому»

П.И.

Чайковского.

-провести консультацию с родителя-

ми «Слушаем музыку»;

-слушание в детском саду и дома

произведений П.И. Чайковского

-просмотр мультфильма «Детский

альбом»;

-знакомство с балетом (вид искус-

ства);

- знакомство с сюжетом и просмотр

нескольких сцен из балета «Лебеди-

ное озеро»;

В течение года

Февраль

Декабрь

В течение года

В течение года

Муз. рук.

Воспитатель

группы

Муз. рук.

Воспитатель

группы

Муз. рук.

3 ЭТАП

Итоговый

Заключитель-

ный

- итоговое мероприятие «Встреча в

музыкальной гостиной-

Детям

о

Чайковском»

участием

преподавателя

по

классу

блок-

флейты и уч-ся

хореографической

школы)

- конкурс рисунков «Рисуем музыку».

Апрель.

Муз. рук.

.

Воспитатель

группы

4

«Встреча в музыкальной гостиной - Детям о Чайковском»

по книге Н. Ставцевой «Приключения Маши»

Тихо, тихо сядем рядом -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены -

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой...

Это - музыка торопит

И ведет нас за собой.

Петр Ильич Чайковский родился более 170 лет назад.

« Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Как часто мы слышим эти слова в

концертных залах, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые

фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих пиа-

нистов.

фонограмма Сладкая грёза

- «Детский альбом»- это 24 пьесы для фортепиано. Первое издание датировано 1878

годом

- На титульном листе первого издания: « Посвящается Володе Давыдову.

- Кто такой Володя Давыдов?

-

Племянник П.И. Чайковского

.

- В 1877 году Петр Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым,

где его маленький племянник осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на ве-

ранде за чаем, Петр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды не-

задачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких

фортепианных пьес, разнообразных по характеру.

- Я открываю «волшебный» альбом, и тихие звуки затрепетали, как

маленький огонек свечи. Вслушайтесь в тишину этих звуков. И вы услышите голос.

Может быть, и не один, а сразу несколько. Это голоса, которые звучат в душе человека

(ведь не зря мелодию называют « душой музыки»). И от того, какой из них заговорил,

зависит наш внешний облик, наше настроение.

5

Ребята, вам всем хорошо известна эта книга. На язык слова и рисунка музы-

ку «Детского альбома» перевела Наталья Ставцева. В ней рассказывается о маленькой

хорошей девочке Маше (такой же девочке как вы). Однажды, проснувшись утром, она

увидела, что ее комната наполнена странным сияющим светом. В этой комнате жили ее

любимые игрушки. Они тоже проснулись и обрадовались, увидев Машу. Всем хоте-

лось сделать для нее что-то приятное. Только любимые лошадки стояли и смотрели на

Машу грустными глазами. Ах, какие это были лошадки! С пушистыми хвостами, с

шелковистыми гривами, с новенькими красными уздечками и Маша предложила им

погулять, немножко побегать. Это оказалась очень веселая прогулка.

ИГРА В ЛОШАДКИ

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по лугу зелёному.

По одуванчикам, по колокольчикам

По лопухам, по ромашкам и лютикам.

Мимо стрекоз и лягушек, и ящериц

Мимо жуков, мотыльков и кузнечиков.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по дому, по комнатам:

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего.

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

Исполняется танец «Игра в лошадки»

Лошадки так изящно гарцевали, что игрушечным солдатикам тоже захотелось развесе-

лить Машу, и они показали как задорно и браво они умеют маршировать, ведь они бу-

дущие защитники.

МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ

Ать-два! Левой-правой.

Ать-два! Левой-правой.

Вдоль плетни, заборов и оград.

Марширует бравый наш отряд.

Мы легко и весело идём.

Песню деревянную поём.

Исполняется танец мальчиков «Марш деревянных солдатиков»

У Маши было прекрасное настроение.

Когда она посмотрела на свою любимую куклу, то удивилась, что кукла сидит груст-

ная, головку опустила, и глазки у нее закрываются. Тут Маша поняла, что ее любимая

кукла заболела…

Вам стало жалко куклу? Наверно да…

Потому что у вас доброе сердце, и вы, конечно, любите и жалеете свои игрушки. Ведь

нельзя же, в самом деле, смеяться и бегать, когда кому-то больно, когда кто-то плачет

или болеет. У Маши было очень доброе сердце! Она обняла свою куклу, заплакала.

6

Одна слезинка упала на куколку, и вдруг произошло чудо! Кукла выздоровела и откры-

ла глазки!

НОВАЯ КУКЛА

Ах, мама, мама, неужели куклу скоро привезут,

Ах, мама, мама, в самом деле, кукла скоро будет тут?!

А где же куколка моя?

Её хочу увидеть я.

Ах, что? Уже? Тогда молю:

Ну, дай мне куколку мою.

Ах, как она прекрасна, мама,

Как я рада, боже мой!

Ах, кукла, кукла, никогда мы

Не расстанемся с тобой!

Танец девочек с куклами «Новая кукла»

Маша так обрадовалась выздоровлению куклы, что сердце у нее забилось, и на радо-

стях она выглянула в окно. А там, на улице послышались веселые голоса и музыка.

Маша увидела много людей одетых в праздничные наряды. Они пели и танцевали ве-

селую пляску.

И мы сейчас исполним веселую «КАМАРИНСКУЮ» на музыкальных инструмен-

тах

До чего сегодня весело у нас -

Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед:

……………………………………………………………

В музыке Чайковского есть много сказочных героев. И знакомясь с музыкой «Детского

альбома» мы слышали интересную пьесу, которая оставила большое впечатление у на-

ших ребят. Она называется…

«БАБА ЯГА»

Танец «Баба Яга» исполняет воспитатель старшей группы.

………………………………………………………………..

Чайковский много путешествовал. Был в Швейцарии, Париже, Италии. Во время пу-

тешествия по Италии, его так впечатлили итальянские мотивы и город Неаполь на

воде, что родилась

"

Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич

тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполи-

танский танец" к балету "Лебединое озеро".

Ни один русский композитор ещё не писал балетов. Первым был Пётр Ильич. И пер-

вый его балет «Лебединое озеро», где и звучит «Неаполитанская песенка»

7

Музыка – нелегкая работа,

Чтобы людям душу волновать

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо учиться колдовать.

Надо превращаться в медвежонка,

На сосну карабкаясь урча,

Или быть травинкой тонкой,

У лесного быстрого ручья.

Тот, кто это знает и умеет,

Тот приносит счастье в каждый дом.

Постарайся сделаться скорее

Добрым музыкантом – колдуном.

Я предлагаю вам немножко поколдовать на своих музыкальных инструментах

«НЕАПОЛИТАНСКАЯ ПЕСЕНКА».

Исполняет квинтет юных музыкантов

(треугольники, тон блок, колокольчики, бубенцы)

.

…………………………………………………………………….

Италия – страна, где всегда тепло и весело, где всегда праздник, где все танцуют и

поют.

Итальянская. С «Итальянской песенкой» связана интересная история:

Однажды во Флоренции Пётр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика,

окружённого толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал

теплотой и красивым тембром. В письме Чайковский писал: «Из Венеции я вывез с

собою очень милую песенку. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увиде-

ли толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под ак-

компанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с такою законченностью и тепло-

той, какие и в настоящих артистах редко встречаются. Теперь по случаю карнавала, он

поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно».

Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под назва-

нием «Итальянская песенка».

ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЕСЕНКА на стихи В.Лунина

Исполняют Валя и Аня.

……………………………………………………………….

НЕМЕЦКАЯ ПЕСЕНКА

Несмотря на то, что она называется песенка - это танцевальная пьеса, с задорным

характером. И мы сейчас все вместе её станцуем.

Танец «Немецкая песенка».

СТАРИННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСЕНКА

8

За свою жизнь Петр Ильич Чайковский много путешествовал. Повидал множество

разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Аме-

рике. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни.

Когда Пётр Ильич приезжал домой, он переделывал народные мотивы в пьесы для

фортепиано. Сейчас прозвучит "Старинная французская песенка". Послушайте,

мы с Аней её споём, а текст этой песенки написал тоже Виктор Лунин.

Петр Ильич повидал разные страны. Но из каждой поездки его тянуло домой, на Роди-

ну. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, Теплота и нежность русской песни.

Звучит РУССКИЙ ТАНЕЦ из балета «Лебединое озеро».

Исполняет ученица хореографического училища

………………………………………………………………

Много музыки Чайковский написал так, чтобы её могли исполнять не только солисты.

Сейчас мы послушаем:

ВАЛЬС из балета «Спящая красавица» в исполнении ансамбля для 4-х рук для

фортепиано и блок флейты.

Исполняют музыкальный руководитель и воспитатель старшей группы.

…………………………………………………………………….

Маша подрастала, и мечтала стать балериной. Ей хотелось тоже быть в платье

как у балерины, чтобы на ногах были розовые туфельки с ленточками, и чтобы звуча-

ла музыка, под которую можно было красиво танцевать ВАЛЬС

Мальчики приглашают девочек.

Парный танец «Вальс».

Незаметно проходит время, скорей бы наступил вечер, мечтала Маша. Вечером, когда

придут гости, начнется настоящий бал и зазвучит весёлая полька.

ПОЛЬКА парный танец.

Русская классическая музыка немыслима без имени Чайковского. В своём творчестве

Чайковский пытался вникнуть в мир детских игр, танцев, фантазий и грёз. И сумел

подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям

юных слушателей и исполнителей.

Концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас.

Список использованной литературы

1.

Фортепианный альбом детских пьес П.И. Чайковского «Детский альбом»

2.

Н. Ставцевой «Приключения Маши»;

3.

Сборник стихов В.Лунина

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.

мультфильм «Детский альбом»

9

2.

фонограммы произведений П.И. Чайковского



В раздел образования