Автор: Левочкина Любовь Александровна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Муняковский детский сад "Росинка"
Населённый пункт: Рязанская область Старожиловский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие экологической культуры дошкольников в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Развитие экологической культуры дошкольников в ДОУ
Статью подготовила:
Левочкина Л.А., воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ Муняковского детского сада « Росинка»
Экологическое
образование
должно
содействовать
формированию
экологической культуры личности, как главного конечного показателя его
эффективности.
В
развитие
данного
положения
необходимо
особо
выделить, что подлинная экологическая культура требует гармоничного
соотношения
в
ее
носителе
эколого-информационной
компетентности,
готовности к действиям во благо окружающей природной среды и самой
практической
преобразующей
деятельности. В е д у щ у ю
р о л ь
в
формировании экологической культуры дошкольников играет воспитатель.
Воспитатель
обязан
формировать
у
дошкольников
экологическое
м и р о в о з з р е н и е .
П о
н а ш е м у
у б е ж д е н и ю ,
э т о т
а с п е к т
экологической компетентности во спитателя
нуждается
в
отд е л ь н ом
внимании. Не умаляя вклада предшествующих педагогов-исследователей в
разработку
проблемы
экологической
культуры
дошкольника,
считаем
необходимым усилить акцент на его прикладную направленность. Также тема
экологической
культуры
в
сфере
дошкольного
образования
становится
актуальной из-за объявления года экологии на территории РФ.
Наиболее
эффективным
средством
формирования
и
воспитания
экологической
культуры
у
дошкольников
является
экологическая
деятельность
в
ее
многообразных
формах.
Она
–
основа
формирования
ответственного
отношения
субъектов
к
природе
[2,
7
].
Воспитание
деятельностью
должно
быть
методическим
требованием
к
эколого-
воспитательному
и
образовательному
процессу,
так
как
она
является
«сплавом» знаний, умений, опыта, воли, потребностей, интереса, ориентации
[3].
Сегодня важно обогатить содержание этой деятельностиза счет:
•
включения
в
воспитательный
процесс
туристско-краеведческой
деятельности, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным
потенциалом;
•
насыщения
совместной
деятельности
общением,
творчеством
для
придания ей большей привлекательности;
•
•
обращение
к
позитивным
примерам
природосообразной
деятельности людей [1, 5, 4].
В поисках вариантов организации повышения экологической культуры
я мы проанализировали ряд точек зрения на эту проблему.
Важнейшим
видом экологосообразной деятельности мы посчитали организацию эколого-
психологических тренингов. В условиях тренинга проводится экологический
мониторинг.
Нами была разработана модель эколого-психологического тренинга по
формированию и воспитанию экологической культуры дошкольников . Не
смотря на внешнюю простоту упражнений, эколого-психологический тренинг
сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый
из
которых
инициирует,
актуализирует
действие
определенного
психологического механизма развития субъективного отношения к природе.
Эколого-психологический тренинг представляет собой конкретную модель
«педагогической
кальки»,
налагаемой
на
«психологическую
матрицу»,
моделирующую
систему
психологических
механизмов
развития
субъективного отношения к природе.
Реализация психолого-педагогического эксперимента состояла из трех
этапов.
Первоначальный
уровень
экологической
культуры
определялся
комплексом
диагностик:
Краткий
ориентировочный
тест
(Э.
Вандерлик),
Определение уровня экологической культуры (Е. Ногтева, И. Лушников),
Определение уровня эмпатии (А. Меграбян, Н. Эпштейн), Опросник уровня
субъективного контроля (Дж. Роттер). В эксперименте участвовали 2 группы
старших
дошкольников
МБДОУ
Муняковский
детский
сад
«Росинка».
Экспериментальная
группа
принимала
участие
во
всех
процедурах
эксперимента и проходила цикл формирующих воздействий, контрольная-
только в констатирующих экспериментах 1 и 2 порядка.
Согласно полученным результатам респонденты экспериментальной и
контрольной
группы
продемонстрировали
довольно
высокий
уровень
эмпатии: в экспериментальной группе 42% имеют очень высокий уровень
эмпатии, в контрольной группе – 50%; 68% респондентов экспериментальной
группы имеют высокий уровень эмпатии, а в контрольной этот же уровень
продемонстрировали 50%. Ни один респондент не показал низкий уровень
эмпатии, что нас очень порадовало, так как чувство эмпатии формировать
сложно
и
за
короткий
период,
отведенный
для
проведения
специальной
работы по развитию экологической культуры, нам не удалось бы развить
эмпатийные качества испытуемых.
Показатели
уровня
субъективного
контроля
групп
примерно
однородны. У большинства респондентов (67% в экспериментальной и 60%
в контрольной) сформирован интернальный локус-контроль. Таким образом
на начало эксперимента мы имели примерно одинаковые группы по уровню
развития эмпатии и уровню субъективного контроля.
Согласно полученным данном у большинства участников эксперимента
довольно
низкий
уровень
экологической
культуры.
В
экспериментальной
группе
не
было
ни
одного
человека
с
высоким
уровнем
экологической
культуры.
После
экспериментальной
работы
экологическая
культура
ребят
возросла. Сопоставив данные до эксперимента и после эксперимента мы
убедились
в
том,
что
проведенная
нами
работа
не
прошла
даром.
В
контрольной группе фактически ситуация почти не изменилась. Только один
человек
перешел
в
группу
со
средним
уровнем
развития
экологической
культуры.
Наглядно результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сопоставительная таблица по результатам эксперимента.
Уровень
сформиров
анности
экологичес
кой
культуры
студентов
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Колич
ество
респон
дентов
%%
Количес
тво
репонде
нтов
%% Колич
ество
респон
дентов
%% Количес
тво
респонд
ентов
%%
до
эксперимента
после
эксперимента
до
эксперимен
та
после
эксперимента
Низкий
уровень
3
60
3
60
3
60
4
67
Средний
уровень
2
40
1
20
2
40
1
20
Высокий
уровень
-
-
1
20
-
-
-
-
Всего:
5
100
5
100
5
100
5
100
Таким образом, в ходе исследования итогам экспериментальной работы
можно сделать следующие выводы:
1. Экологическая культура слабо формируется в процессе обучения без
организации
специальной
работы
по
экологическому
воспитанию
и
реализации специальных условий.
2.
Эффективность
формирования
экологической
культуры
взрастает
при следующих условиях:
– если в процессе занятий учитываются интересы, их индивидуальные
потребности, уровень их экологической грамотности, развития экологической
культуры, интересов и склонностей;
–
если
формирование
экологической
культуры
осуществляется
длительно и поэтапно;
– если работа по формированию экологической культуры проводится
регулярно
и
системно
на
основе
принципов
культуросообразности;
природосообразности; краеведения;
–
если
работа
по
формированию
экологической
культуры
осуществляется
с
учетом
диагностики
их
интеллектуального
развития,
уровня
эмпатии,
уровня
субъективного
контроля
и
уровня
развития
экологической культуры.
Список использованной литературы
1.Абдрафикова, А.Р. Развитие гуманистической парадигмы в системе
высшего
педагогического
образования
в
IV
четверти
XX
века [Текст] :
автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / А.Р. Абдрафикова. – Казань, 2005 – 22 с.
2.Абульханова-Славская,
К.А.
Психология
и
сознание
личности
(Проблемы
методологии,
теории
и
исследования
реальной
личности)
:
Избранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.
: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО
«МОДЭК», 1999. – 224 с.
3.Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель образования:
от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков //
Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
4.Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова
Б.Г., Зинченко В.П. – М. : Издательство: АСТ, 2008. – 811 с.
5.Бондаревская,
Е.В.
Концепция
личностно-ориентированного
образования и целостная педагогическая теория[Текст] / Е.В. Бондаревская //
Школа духовности. – 1999. – № 5. – С.41-52.
6.Исаев, И.Ф. О модели профессиональной педагогической культуры
учителя
[Текст] /
И.Ф.
Исаев //
Проблемы
и
перспективы
развития
профессиональной деятельности учителя: Сб. научных статей. – Барнаул :
Изд-во БГПУ, 2000. – С. 41-45.
7.Шлюндт,
С.А.
Компетентностный
подход
в
экологическом
образовании/ Шлюндт С.А.// Профессиональное образование. -2012.-№4.-