Напоминание

Развитие экологической культуры дошкольников в ДОУ


Автор: Левочкина Любовь Александровна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Муняковский детский сад "Росинка"
Населённый пункт: Рязанская область Старожиловский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие экологической культуры дошкольников в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие экологической культуры дошкольников в ДОУ

Статью подготовила:

Левочкина Л.А., воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ Муняковского детского сада « Росинка»

Экологическое

образование

должно

содействовать

формированию

экологической культуры личности, как главного конечного показателя его

эффективности.

В

развитие

данного

положения

необходимо

особо

выделить, что подлинная экологическая культура требует гармоничного

соотношения

в

ее

носителе

эколого-информационной

компетентности,

готовности к действиям во благо окружающей природной среды и самой

практической

преобразующей

деятельности. В е д у щ у ю

р о л ь

в

формировании экологической культуры дошкольников играет воспитатель.

Воспитатель

обязан

формировать

у

дошкольников

экологическое

м и р о в о з з р е н и е .

П о

н а ш е м у

у б е ж д е н и ю ,

э т о т

а с п е к т

экологической компетентности во спитателя

нуждается

в

отд е л ь н ом

внимании. Не умаляя вклада предшествующих педагогов-исследователей в

разработку

проблемы

экологической

культуры

дошкольника,

считаем

необходимым усилить акцент на его прикладную направленность. Также тема

экологической

культуры

в

сфере

дошкольного

образования

становится

актуальной из-за объявления года экологии на территории РФ.

Наиболее

эффективным

средством

формирования

и

воспитания

экологической

культуры

у

дошкольников

является

экологическая

деятельность

в

ее

многообразных

формах.

Она

основа

формирования

ответственного

отношения

субъектов

к

природе

[2,

7

].

Воспитание

деятельностью

должно

быть

методическим

требованием

к

эколого-

воспитательному

и

образовательному

процессу,

так

как

она

является

«сплавом» знаний, умений, опыта, воли, потребностей, интереса, ориентации

[3].

Сегодня важно обогатить содержание этой деятельностиза счет:

включения

в

воспитательный

процесс

туристско-краеведческой

деятельности, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным

потенциалом;

насыщения

совместной

деятельности

общением,

творчеством

для

придания ей большей привлекательности;

обращение

к

позитивным

примерам

природосообразной

деятельности людей [1, 5, 4].

В поисках вариантов организации повышения экологической культуры

я мы проанализировали ряд точек зрения на эту проблему.

Важнейшим

видом экологосообразной деятельности мы посчитали организацию эколого-

психологических тренингов. В условиях тренинга проводится экологический

мониторинг.

Нами была разработана модель эколого-психологического тренинга по

формированию и воспитанию экологической культуры дошкольников . Не

смотря на внешнюю простоту упражнений, эколого-психологический тренинг

сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый

из

которых

инициирует,

актуализирует

действие

определенного

психологического механизма развития субъективного отношения к природе.

Эколого-психологический тренинг представляет собой конкретную модель

«педагогической

кальки»,

налагаемой

на

«психологическую

матрицу»,

моделирующую

систему

психологических

механизмов

развития

субъективного отношения к природе.

Реализация психолого-педагогического эксперимента состояла из трех

этапов.

Первоначальный

уровень

экологической

культуры

определялся

комплексом

диагностик:

Краткий

ориентировочный

тест

(Э.

Вандерлик),

Определение уровня экологической культуры (Е. Ногтева, И. Лушников),

Определение уровня эмпатии (А. Меграбян, Н. Эпштейн), Опросник уровня

субъективного контроля (Дж. Роттер). В эксперименте участвовали 2 группы

старших

дошкольников

МБДОУ

Муняковский

детский

сад

«Росинка».

Экспериментальная

группа

принимала

участие

во

всех

процедурах

эксперимента и проходила цикл формирующих воздействий, контрольная-

только в констатирующих экспериментах 1 и 2 порядка.

Согласно полученным результатам респонденты экспериментальной и

контрольной

группы

продемонстрировали

довольно

высокий

уровень

эмпатии: в экспериментальной группе 42% имеют очень высокий уровень

эмпатии, в контрольной группе – 50%; 68% респондентов экспериментальной

группы имеют высокий уровень эмпатии, а в контрольной этот же уровень

продемонстрировали 50%. Ни один респондент не показал низкий уровень

эмпатии, что нас очень порадовало, так как чувство эмпатии формировать

сложно

и

за

короткий

период,

отведенный

для

проведения

специальной

работы по развитию экологической культуры, нам не удалось бы развить

эмпатийные качества испытуемых.

Показатели

уровня

субъективного

контроля

групп

примерно

однородны. У большинства респондентов (67% в экспериментальной и 60%

в контрольной) сформирован интернальный локус-контроль. Таким образом

на начало эксперимента мы имели примерно одинаковые группы по уровню

развития эмпатии и уровню субъективного контроля.

Согласно полученным данном у большинства участников эксперимента

довольно

низкий

уровень

экологической

культуры.

В

экспериментальной

группе

не

было

ни

одного

человека

с

высоким

уровнем

экологической

культуры.

После

экспериментальной

работы

экологическая

культура

ребят

возросла. Сопоставив данные до эксперимента и после эксперимента мы

убедились

в

том,

что

проведенная

нами

работа

не

прошла

даром.

В

контрольной группе фактически ситуация почти не изменилась. Только один

человек

перешел

в

группу

со

средним

уровнем

развития

экологической

культуры.

Наглядно результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставительная таблица по результатам эксперимента.

Уровень

сформиров

анности

экологичес

кой

культуры

студентов

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Колич

ество

респон

дентов

%%

Количес

тво

репонде

нтов

%% Колич

ество

респон

дентов

%% Количес

тво

респонд

ентов

%%

до

эксперимента

после

эксперимента

до

эксперимен

та

после

эксперимента

Низкий

уровень

3

60

3

60

3

60

4

67

Средний

уровень

2

40

1

20

2

40

1

20

Высокий

уровень

-

-

1

20

-

-

-

-

Всего:

5

100

5

100

5

100

5

100

Таким образом, в ходе исследования итогам экспериментальной работы

можно сделать следующие выводы:

1. Экологическая культура слабо формируется в процессе обучения без

организации

специальной

работы

по

экологическому

воспитанию

и

реализации специальных условий.

2.

Эффективность

формирования

экологической

культуры

взрастает

при следующих условиях:

– если в процессе занятий учитываются интересы, их индивидуальные

потребности, уровень их экологической грамотности, развития экологической

культуры, интересов и склонностей;

если

формирование

экологической

культуры

осуществляется

длительно и поэтапно;

– если работа по формированию экологической культуры проводится

регулярно

и

системно

на

основе

принципов

культуросообразности;

природосообразности; краеведения;

если

работа

по

формированию

экологической

культуры

осуществляется

с

учетом

диагностики

их

интеллектуального

развития,

уровня

эмпатии,

уровня

субъективного

контроля

и

уровня

развития

экологической культуры.

Список использованной литературы

1.Абдрафикова, А.Р. Развитие гуманистической парадигмы в системе

высшего

педагогического

образования

в

IV

четверти

XX

века [Текст] :

автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / А.Р. Абдрафикова. – Казань, 2005 – 22 с.

2.Абульханова-Славская,

К.А.

Психология

и

сознание

личности

(Проблемы

методологии,

теории

и

исследования

реальной

личности)

:

Избранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.

: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО

«МОДЭК», 1999. – 224 с.

3.Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель образования:

от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков //

Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.

4.Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова

Б.Г., Зинченко В.П. – М. : Издательство: АСТ, 2008. – 811 с.

5.Бондаревская,

Е.В.

Концепция

личностно-ориентированного

образования и целостная педагогическая теория[Текст] / Е.В. Бондаревская //

Школа духовности. – 1999. – № 5. – С.41-52.

6.Исаев, И.Ф. О модели профессиональной педагогической культуры

учителя

[Текст] /

И.Ф.

Исаев //

Проблемы

и

перспективы

развития

профессиональной деятельности учителя: Сб. научных статей. – Барнаул :

Изд-во БГПУ, 2000. – С. 41-45.

7.Шлюндт,

С.А.

Компетентностный

подход

в

экологическом

образовании/ Шлюндт С.А.// Профессиональное образование. -2012.-№4.-



В раздел образования