Автор: Леванюк Елена Хаджи-Даутовна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МОУ "Верхнемазинская СШ имени Д.В.Давыдова"
Населённый пункт: с.Верхняя Маза Ульяновская область
Наименование материала: обучающая программа
Тема: Обучающая программа для заместителей директоров по ВР "Педагогические компетенции в работе с детским коллективом. Ученическое самоуправление".
Раздел: полное образование
Обучающая программа для заместителей директоров по ВР
«Педагогические компетенции в работе с детским коллективом.
Ученическое самоуправление».
Программу составила:
Заместитель директора МОУ
«Верхнемазинская СШ имени Д.В.Давыдова»
Леванюк ЕленаХаджи-Даутовна
2017год
Построение работы курса
1.
Вступительное слово, представление. (5 минут)
2.
Знакомство «Моя социальная роль. Ключевые педагогические
компетенции в работе с детским коллективом»; (25 минут)
3.
Упражнение «Галерея»; (40 минут)
4.
Концепция самоуправления; (15 минут)
5.
Работа в группах «структура самоуправления». (15 минут)
6.
Работа с детским коллективом: поэзия в работе. (25 минут)
7.
Социальное проектирование:
Лестница успеха (30 минут)
Экспертиза (25 минут)
Разработка проекта (30 минут)
8.
Прощание – я дарю тебе сердце. (25 минут)
Вступительное слово.
Уважаемые коллеги! Работа с детским коллективом, с социально-активной и социально-
неблагополучной её частью не является работой. Это служба. Это постоянный поиск и
постоянная четкая жизненная позиция. Вы – для всех пример, маяк, лидер, во всяком
случае, я желаю, чтобы вы были для детей лидерами. Мы говорим, что сейчас стало
трудно с детьми, но я скажу так – детям стало очень трудно становится людьми и делать
это все труднее, так как информационная среда этому не способствует. Какое счастье, что
у наших детей есть мы. Здоровья нам и счастья!
Тема ученического самоуправления – это тема лидера, вожака, искорки, которую мы
зажигаем в детских сердцах, и справиться с данной задачей можно только имея четкую
активную позицию, проявляя много энергии и жизнелюбия.
Чтобы успешно реализовать в своей работе социальные технологии, необходимо раскрыть
собственные личностные ресурсы. Соответственно у слушателей на нашем мастер-классе
будет активная роль.
2. Упражнение «Зеркало».
Давайте посмотримся в зеркало.
Я представляю вам героев известной сказки «Про Федота стрельца – удалого молодца».
Баба Яга – «фольклорный элемент», хранительница народной мудрости, старающаяся
любыми средствами (а средства колдовские да народные) добиться положительного
результата, немного старомодна, но зато нет для неё невыполнимых задач);
Царевна – знает, чего хочет от жизни, изысканные манеры, привыкла, что любые её
приказы должны выполняться, не то, чтобы не любит детей, не до самозабвения.
Нянька – та уж детей обожает, родители все хотят ей детей отдать, знают не оставит без
глазу, всегда готова выслушать, понять и помочь, только вот усталость – хроническая, да и
на себя все времени нет…
Маруся – хороша, обаятельна, всеобщая любимица, все у неё спорится, а как проблемы -
неизвестно откуда помощь приходит, на жизнь не жалуется, всегда в хорошей форме.
Выберите героиню, которой вы являетесь сейчас, а затем тот образ, который для вас
наиболее привлекателен. Эти два образа могут и совпадать.
Участники демонстрируют и поясняют свой выбор.
Данные герои являются яркой иллюстрацией к основным педагогическим компетенциям,
необходимым в работе с детским коллективом.
Итак, те, кому по нраву Царевна, следует обратить внимание на следующую компетенцию:
Установлении субъект-субъектных отношений. Интерес к внутреннему миру
обучающихся;
То есть ваш девиз - «Я не Царевна!».
Кто чувствует себя нянькой по отношению к воспитанникам?
Ваша ключевая компетенция:
Вера в силы и возможности обучающихся. То есть «Я не Нянька!»
И, наконец, те, кому близка по духу Баба-Яга следует поработать над следующей
компетенцией:
Общая культура Эмоциональная устойчивость.
А вот в образе Маруси пребывать хоть и сложно, но это наиболее ресурсное состояние
педагога, когда педагог способен удерживать позитивную направленность на
педагогическую деятельность. Уверенность в себе.
Итак, представленные 4 компетенции помогут установить здоровый климат в детском
коллективе.
3. Упражнение «Галерея».
А теперь давайте освободимся от привычной нам роли.
Итак, представьте, мы все знаменитые художники. Мы работаем в разных жанрах,
например (слайд).
Попробуйте выполнить свой собственный портрет в одном из этих стилей. У вас в
распоряжении лишь ручка? Значит, вы делаете лишь зарисовку к своей картине, которую
затем раскрасите. Итак, нарисуйте себя таким, как чувствуете, не надо сходства внешнего,
напишите портрет так, чтобы легче было понять вас.
Абстракционизм (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) - направление искусства,
отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и
скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение гармонии, создание
определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя
разнообразные ассоциации. Главными представителями абстракционизма были: Василий
Кандинский (1866-1944), Пабло Пикассо (1881-1973).
Абстрактный импрессионизм - направление абстрактного искусства в котором свободные
абстрактные композиции создаются крупным мазком. Смысл изображения заключался в
отражение психологического состояния художника и его характера.
Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг,
Франц Клайн, Ли Краснер
Авангардизм (от фр. avant-garde - передовой отряд) - совокупность экспериментальных,
модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм,
абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
Академизм (от фр. academisme) - направление в европейской живописи XVI-XIX веков.
Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства.
Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства
древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции
античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму
красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.
Чтобы выполнить это упражнение не нужно быть художником, нужно представить, что вы
художники и создать свой портрет в любом художественном жанре, как вы понимаете,
технические навыки, в данном случае, не важны.
Время на выполнение - 5 минут.
Следующий этап. Мы садимся в круг, либо делимся на пары. Обменяйтесь картинами либо
по кругу, либо в парах. Посмотрите на произведение вашего коллеги, попробуйте понять,
что он хотел сказать данной картиной, можете задать вопрос автору.
И заключительный этап:
вы должны представить произведение соседа, начиная представление со слов: «Это
автопортрет известного художника (художницы), называем имя, глядя на это произведение
(описываем картину как эксперты)».
Сам художник не поясняет никак свое произведение, задача художника - услышать и
понять, как отозвалось его произведение для зрителей. Так же как наши поступки,
действия, наши социально-значимые продукты производят впечатление на окружающих и
каждый вправе их интерпретировать по-своему.
Теперь давайте проследим, на примере данного упражнения, как происходит
самоидентификация личности:
1.
Индивид создает продукт – портрет;
2.
Индивид представляет, фиксирует свой продукт в социальном пространстве;
3.
Индивид фиксирует отношение к собственному продукту извне.
Так вот, чтобы наши воспитанники добровольно и свободно создавали социально-
значимые продукты, необходимы некоторые условия:
Социальное пространство, где можно удачно разместить свой продукт;
Социальный продукт должен стать поводом для обсуждения и оценки.
Обратиться к научной концепции:
"Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет
для других. Это и есть процесс становления личности".
По словам Льва Семеновича Выготского, научные труды которого стали основой многих
передовых образовательных концепций
Специфика обучения в отличие от воспитания, в том, что:
первое связано преимущественно с орудийно безличным характером передачи и усвоения
социального опыта,
второе— является трансляцией прежде всего субъектных качеств индивидов.
Что означает, что
первое — трансляция значений,
второе — личностных смыслов и переживаний.
Это подтверждает то, что любая социально-значимая деятельность позволяет реализовать
ту деятельность, которая имеет значимость, как для самого учащегося, так и для
определенного сообщества, которое с благодарностью принимает продукт его
деятельности. Благодаря ему, пребывание в школе как в некоем развивающем институте
сразу приобретает для ребенка смысл.
И напротив, то, что является механическим, бессмысленным, формализованным
действием - в конечном итоге развращает личность.
Анатолий Николаевич Лутошкин – уникальный ученый, педагог, романтик, в своей книге
«Как вести за собой» пишет:
В школе идет формирование характера человека, его интересов, увлечений, развитие
способностей, ценностных ориентаций. Изменяются и взаимоотношения ребят в классе,
появляются новые друзья, находят общие интересы вчерашние недруги. Жизнь не стоит на
месте, и педегог своей работой должен помогать одноклассникам лучше понимать друг
друга, помогать им «срабатываться». Это, во-первых. А во-вторых, нельзя строить
взаимоотношения в классе только на уровне «нравится» или «не нравится». Если бы это
было только так, то одноклассники все свое свободное время проводили бы в выяснении
отношений.
Ещё одно имя, которое неразрывно связано с развитием детского самоуправления, это
имя Александра Ароновича Либермана, основателя гимназии развивающего обучения и
научного руководителя первого проекта «Городская дума», а так же руковоителя ДОО
«Перспектива».
Получение детьми новых социальных навыков предъявляет более высокие требования к
работающим с ними педагогам, поскольку возникает необходимость в новых средствах
взаимодействия с подростком. Осваивая взрослое общество, подросток учится брать на
себя ответственность за счет большей свободы, и педагогам необходимо быть
готовыми к тому, что:
подросток ярче начнет проявлять свою индивидуальность;
связь свободы и ответственности ему (подростку) нужно будет постоянно проявлять,
фиксируя ошибки в его деятельности и указывая пути их исправления;
придется заниматься оформлением постоянного места подростковой тусовки, с одной
стороны, обеспечивая ее культуросообразность, с другой стороны, делая это
ненавязчиво, без давления;
Итак, для того, чтобы подросток ярче проявлял себя необходимо:
Получить больше полномочий и социальную значимость той структуры, в которой он
находится, а так же получить возможность удовлетворять свои потребности в
межличностном общении.
Для этого собственно говоря и существовали
Клубы по интересам (кружки); детские общественные организации, где формировалась и
поддерживалась детская инициатива.
Принципы.
Мы подошли к тому, что для совершения с детьми каких-либо смысловых значимых
действий необходима глубокая работа с детским коллективом.
Поэтому наше дальнейшее обучение в прежнем виде бессмысленно, будем создавать
коллективы.
(Разбиваемся на группы)
Любые педагогические постулаты, а мы помним, что мы художники, можно представить в
стихах и песнях, как делали это лидеры пионерского движения. Такие как Анатолий
Лутошкин, о котором я очень много буду говорить. Люди, которые по-настоящему умеют
работать с детским коллективом, любят детей и очень экологично относятся к детству, как
феномену становления личности, все они романтики и почти все собирали стихи и песни,
отражающие их убеждения и впечатления от работы с детьми.
Я предлагаю каждой группе стихотворение из блокнота Анатолия Николаевича
Лутошкина, наверняка оно было выбрано им не случайно, поэтому ваша задача этот стих
Во-первых - красиво продекламировать;
Во-вторых – представить главную мысль данного произведения в виде современной
педагогической формулировки. Просьба использовать именно педагогическую
терминология, современную, в свете ФГОС.
(Представление стихов)
Спасибо, коллеги, сейчас вы на самом деле продемонстрировали свою готовность
сочувствовать, сопереживать и по-настоящему с душой относиться к своей работе. А это
стоит многого.
Обратимся к ещё одному труду Анатолия Лутошкина «Эмоциональный потенциал
детского коллектива», конечно, не все, на мой взгляд, в этой книге бесспорно, не все
сегодня актуально, но ему удалось блестяще представить этапы развития детского
коллектива.
Возможно, вы знакомы с данной концепцией развития детского коллектива, но она
действительно помогает увидеть правильно процессы в детском коллективе и понять, что
нет плохого коллектива, существует определенная стадия его развития, и если вы не
возьмете развитие коллектива в свои руки, это сделает кто-то ещё, и вы потеряете свое
влияние.
Конечно, такие этапы, как алые паруса, мерцающий маяк, может и не требуют особых
вмешательств педагога, но на первых порах, важная правильная стратегия, чтобы
коллектив развивался, а не деградировал.
Попробуй группой разработать действия педагога в той или иной ситуации развития
детского коллектива, а затем мы сравним с тем, что предлагал Анатолий Николаевич в
своей книге – эти два взгляда помогут разобраться с ситуацией.
Работа в группах «Эффективные методы работы с командой». Обсуждение .
необходимы листы А3.
Мы уже почти готовы, чтобы вести за собой группу, остался небольшой нюанс –
посмотримся в зеркало.
Я представляю вам героев известной сказки «Про Федота стрельца – удалого молодца».
Баба Яга – «фольклорный элемент», хранительница народной мудрости, старающаяся
любыми средствами (а средства колдовские да народные) добиться положительного
результата, немного старомодна, но зато нет для неё невыполнимых задач);
Царевна – знает, чего хочет от жизни, изысканные манеры, привыкла, что любые её
приказы должны выполняться, не то, чтобы не любит детей, не до самозабвения.
Нянька – та уж детей обожает, родители все хотят ей детей отдать, знают не оставит без
глазу, всегда готова выслушать, понять и помочь, только вот усталость – хроническая, да и
на себя все времени нет…
Маруся – хороша, обаятельна, всеобщая любимица, все у неё спорится, а как проблемы -
неизвестно откуда помощь приходит, на жизнь не жалуется, всегда в хорошей форме.
Выберите героиню, которой вы являетесь сейчас, а затем то образ, который для вас
наиболее привлекателен. Эти два образа могут и совпадать.
Упражнение «Зеркало»
Хорошо, представив себя в самом на ваш взгляд ресерсном образе приступим к
следующемы этапу нашей работы. Собственно к проектированию.
Здесь, я хотела бы вам представить свою брошюру, которую писала для детей – лидеров
школьного самоуправления.
«Практические рекомендации по социальному проектированию».
Я пройду лишь коротко.
1.
Зачем это нужно учащимся:
2.
В каких терминах они должны разбираться
3.
Что такое идея проекта. Мечта – это осознанное желание, там, где есть мечта есть
напряжение и вдохновение. Поэтому идею лучше представлять как некую коллективную
мечту.
4.
Фазы разработки социального проекта мы взяли из методики бизнес планирования,
добавив свои педагогические задачи. У нас получилось:
Подготовительная фаза – она покажет стоит ли двигаться дальше в результате должно
родиться:
- Идея
- Название проекта
- Ожидаемый результат
Фаза проектирования.
- Реально разобраться с тем, какое ваше исходное состояние, понять, где вы находитесь и с
чем
- Детально представить, чего хотите добиться
- Собрать необходимые средства и ресурсы
Для эффективной деятельности вам необходимо:
1. Реально разобраться с тем, какое ваше исходное состояние, понять, где вы находитесь и
с чем
2. Детально представлять, чего вы хотите добиться
3. Собрать необходимые средства и ресурсы.
На каждом из этих трех шагов можно допустить 2 ошибки: пропустить его (недоделать)
или застрять (зациклиться). Таким образом, существует 6 ошибок, способных снизить
эффективность деятельности до нуля.
По окончании этой фазы мы готовы к защите проекта.
Это событие должно случиться: перед родителями, перед администрацией, неважно, но,
прежде чем осуществить проект дети должны почувствовать поддержку. Не мы взрослые
говорим, что сделайте нам кормушки, а дети представляют план наблюдений, таблицы для
определения птиц, чертежи кормушек – эти вопросы они уже изучили, значит уже 50%
проекта сделано. Остается все самое интересное.
Фаза реализации – Лестница успеха. Это нужно показать на примере.
Упражнение «Лестница успеха».
Фаза контроля. Эти критерии мы разработали для конкурса, каждая школа оценивала
сначала себя сама, а затем уже получала внешнюю оценку, таким образом, дети учились
адекватно себя оценивать.
Я предлагаю вам оценить один из проектов представленных на конкурс в далеком 2004
году, «Школьное радиовещание».
Раздаю критерии по группам, проект. Идет оценка проекта
Вот мы и подошли к проектированию, к тому, ради чего мы здесь собрались.
Каждая группа сейчас пройдет подготовительную стадию проектирования.
Напоминаю: формулируем проблему, мечту, идею осуществления.
Через 10 минут вы должны представить:
Идею
Название проекта
Ожидаемый результат
Каждая команда готовит не менее 3-х вопросов к выступающим, которые помогут им в
дальнейших этапах.
Защита проектов.
Ну и напоследок давайте здесь и сейчас реализуем небольшой социальный проект.
Напишите на сердечках свое имя, а теперь передайте сердце по кругу и пусть каждый кому
попадется в руки ваше сердце продолжит эту фразу. А вы в свою очередь сделаете это на
чужих сердечках.
Вот теперь мы изменили ситуацию, мы сделал для вас очевидным то, за что любят вас
окружающие. Культивируйте свои сильные качества – это источник вашей энергии. А ещё
домашнее задание – вспомните прямо запишите, что вас больше всего раздражает в вашей
работе – в этом есть источник ваших новых ресурсов.
В нашем отделе по работе с ДОО «Кредо» был девиз:
У нас нет проблем – есть неиспользованные возможности.
Приложение.
Раздаточный материал для занятия.
Стихи из педагогической копилки
А. Н. Лутошкина
Самая злая кража -
Кража доверья.
Вот где нужна бы стража,
Крепкий замок на двери!
Тайно открыл ты другу
То, чем душа согрета,
Он же в часы досуга
Выдал твои секреты!
Тут не корысть, не злоба, —
Просто болтать охота,
Он тебя предал, чтобы
Поразвлекать кого-то.
Он дорогую тайну
Отдал в чужие руки —
Отдал ее случайно
От пустоты, от скуки.
Вот где нужна бы стража,
Крепкий замок на двери!
Самая злая кража —
Кража доверья!
(О. Высотская. «Кража»)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды.
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица, Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Он с нами шел и пел про то,
как кровь горит в росе...
И не любил его никто,
и все ж любили все.
Он не был честен, не был смел
и лгал друзьям не раз,
но на трубе играть умел,
как ни один из нас.
Он у друзей горбушки крал,
и хлеб он прятал свой,
но на трубе он так играл,
что мы бросались в бой.
Мы шли под пули ставить лбы,
мы шли сквозь дым и зной,
как только медь его трубы
звенела за спиной.
А после боя, у костра,
где раны, кровь и стон,
он говорил: «Ну как игра?»
И улыбался он.
Он не был честен, не был смел
и лгал друзьям не раз,
но на трубе играть умел,
как ни один из нас.
(«Трубач». Г. Остер.)
В нас столько всякого напихано,
О нас такое понаписано,
В нас столько всякого наносного,
В нас столько всякого ненужного,
В нас столько всякого наружного,
В нас столько всякого нарочного,
В нас столько всякого хорошего...
A люди ходят и не верят нам...
Они большие и сухие,
Они гуляют, как по берегу,
Вокруг бушующей стихии.
В нас все неведомо и утренне,
И все уносит и приносит...
Весной бывают реки мутными,
Чтоб стать прозрачными под осень.
(стихи написанные школьниками 80-х)