Напоминание

"Они завоевали эту Победу"


Авторы: Петрищева Ольга Николаевна, Панаитова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области"
Населённый пункт: город Строитель, Белгородская область
Наименование материала: классный час
Тема: "Они завоевали эту Победу"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час,

посвящённый Великой Победе

Подготовила:

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 г. Строитель

Яковлевского района Белгородской области»

Тема. Они завоевали эту Победу

Цель. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

1. Вводная беседа:

- Какой праздник будет отмечать весь наш народ 9 Мая?

- Что вам известно о войне?

2. Рассказ учителя .

- В каждом городе, в каждом селе аккупанты оставили кровавые следы.

Белгородская область не была исключением.

Фашисты

грабили

население,

жестоко

подавляли

всякое

неповиновение

властям,

зверски

расправлялись

с

нашими

людьми.

Материальный ущерб, который нанесли немцы населению Белгородской

области,

определяется

суммой

в

13

миллиардов

рублей.

72%

промышленных

предприятий

было

уничтожено.

Сельское

хозяйство

разорено.

Сейчас трудно определить число людей, замученных фашистами, т.

к. государственные документы рассказывают только о части гитлеровских

злодеяний. Приведу в пример два акта. Первый, составленный комиссией

Белгородского городского совета депутатов трудящихся 10 сентября 1943

года. В этот день было расстреляно и сожжено 2000 белгородцев. В акте

говорится:

«…всех

арестованных

на

автомашинах

привезли

к

заводу,

расположенному

около

села

Михайловки.

Советские

люди

были

окружены плотным кольцом автоматчиков. Отбирая по 40-50 человек,

фашисты приказали гражданам раздеваться. Раздетых до гола людей, в

том числе и детей, загоняли в сараи и там же расстреливали. Вокруг

завода стоял крик и плач сотен людей. Расстрел продолжался весь день.

Когда же привезённые были убиты, немцы подожгли сараи. Трупы убитых

перед этим были облиты керосином. Сараи горели в течение двух дней,

однако не все трупы были сожжены. После этого немцы подвезли к

сараям негодную резину, разбросали её по грудам тел расстрелянных и

подожгли. Через две недели после этого немецкие оккупанты забросали

трупы землёй»

Другой

акт,

составленный

10

июля

1943

года

в

Новом

Осколе

гласит:

«…оккупировав

Новый

Оскол

3

июля

1942

года,

немецко-

фашистские мерзавцы и их сообщники за время пребывания в городе и

районе расстреляли и умертвили сотни людей, тысячи граждан угнали на

каторгу в Германию»

Трудоспособное население села Крутой Лог Шебекинского района

было угнано в Германию. Оставшихся стариков, женщин и детей заперли

в церкви и взорвали её.. Всё село, более 600 домов, было сожжено.

При отступлении в феврале 1943 года гитлеровцы загнали в школу

деревни Гусек Прохоровского района 300 пленных и 160 активистов,

арестованных в Чернянском районе. Палачи облили школу бензином и

подожгли со всех сторон. Тех, кто пытался вырваться, расстреливали из

автоматов. Но зверства, насилия оккупантов не сломили волю советских

людей, не погасили у них веру в победу над врагом.

3. Беседа с детьми о вкладе всего советского народа в Победу.

- Было очень тяжело выжить в те трудные годы. Но наш народ выстоял,

всё выдержал и завоевал эту Победу. Как вы думаете, почему советские

люди смогли одержать победу в войне?

- Что вам известно об участии ваших родственников в войне? (Рассказы

детей о прадедах, участвовавших в войне).

- Завоёвывали Победу все не только на фронте, но и в тылу.

Когда

бойцы

разбирали

новые

снаряды,

когда

приступали

к

чистке

орудий, то находили записки от тех, чьими руками делалось это грозное

оружие.

Вот две из них:

« Милые сыночки! Мы третью ночь не спим - готовим к отправке на

фронт орудия. Сыночки, бейте их, проклятых!

Ваши матери»

« Дорогие воины! В школу мы не ходим. Днюем и ночуем в цехах. Сейчас

главное

-

разбить

фашистов.

Мы

готовы

всё

отдать

-

только

бы

вы

победили.

Пионеры Свердловска».

4. Рассказ ученика о лётчике-космонавте А. Горовце.

- Севернее Курска в районе Ольховатки лётчики с воздуха прикрывали

наши наземные части. И вот теперь возвращались к себе на базу.

Последним в строю летел Горовец. Всё хорошо. Исправно гудит

мотор. Стрелки приборов застыли на нужных метках. Летит Горовец.

Знает - впереди лишь минутный отдых. Посадка. Заправка. И снова в

воздух.Нелегко авиации эти дни. Битва не только гремит на земле -

поднялась этажами в воздух.

Летит Горовец. Небо окинет взглядом, взглядом проверит землю.

Вдруг

видит,

летят

самолёты:

чуть

сзади,

чуть

в

стороне.

Присмотрелся - фашистские бомбардировщики.

Начал

лётчик

кричать

своим.

Не

ответил

никто

из

наших.

Посмотрел на рацию. Не работает рация.

Идут

фашистские

бомбардировщики

прямым

курсом

к

нашим

наземным позициям. Там и обрушат смертельный груз.

Подумал секунду лейтенант Горовец. Затем развернул самолёт и

устремился врагам навстречу.

Врезался лётчик

в фашистский строй. Первой атакой пошёл на

ведущего.

Стремительный

был

удар.

Секунда.

Вторая.

Ура!

Удача!

Вспыхнул свечой ведущий.

Развернулся лейтенант Горовец , на второго фашиста бросился.

Снова удар кинжальный. Ура! Удача! И этот рухнул.

Рванулся к третьему. Падает третий.

Рассыпался строй фашистов. Атакует врага Горовец. Снова заход и

снова и снова. Не умолкает огонь.

Четвёртый упал фашист.

Вспыхнул пятый.

Шестой!

Седьмой!

Но не отпускает врагов Горовец. Бросился вслед. Вот восьмой самолёт в

прицеле. Вот и он задымил, как факел. Секунда. И сбит самолёт девятый.

Бой

лётчика

Горовца

был

неповторим.

Много

подвигов

совершили

советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и

даже по шесть вражеских самолётов. Но чтобы девять! Нет, такого не было. Ни

до Горовца, ни после.

Не

вернулся

из

полёта

лейтенант

Горовец.

Уже

на

обратном

пути

к

аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя.

Погиб Горовец. А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят, как быль, как

сказка.

5. Рассказ учителя о пионерах-героях.

- Мужественно сражались и лётчики и танкисты, и пехотинцы и партизаны.

Упорно трудились люди в тылу. Наряду со взрослыми всячески старались

помочь и дети. Вы читали рассказы Е. Печёрской о пионерах-героях, а вот у

меня

в

руках

материал

из

газеты

об

этих

мужественных

мальчишках

и

девчонках.

Когда в 1941 году фашисты казнили мать Марата Казея за то, что она

прятала у себя раненых партизан, он и его сестра ушли к партизанам. Марату

было всего 12 лет. Он ходил в разведку, устраивал взрывы на железной дороге и

шоссе. В мае 1944 года Марат со своим командиром, возвращаясь с задания,

наткнулись на немцев. Товарища Марата убили, а его тяжело ранили. Но Марат

продолжал

отстреливаться.

Когда

патроны

закончились,

паренёк

подпустил

немцев поближе и подорвал себя и врагов гранатой.

Всего 14 лет было Вале Котику, когда он погиб в бою за город Изяслав.

Мальчик

тоже

был

партизаном.

На

его

счету

6

вражеских

эшелонов,

взорванных на пути к фронту. Благодаря Вале, который находился в карауле, его

отряд остался в живых. Заметив приближающихся фашистов, Валя поднял

тревогу. Валя Котик - самый юный герой.

Погиб в бою и Лёня Голиков. Он тоже был партизаном. В августе 1942

года Лёня Голиков застрелил немецкого генерал-майора и добыл портфель с

важнейшими документами.

6. Рассказы о помощи животных на войне

- Победа далась нелегко. Все завоёвывали победу: солдаты, женщины, дети. А

так же в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь человеку

животные.

Самыми

верными

помощниками

воинов

в

годы

Великой

Оте-

чественной

были,

конечно,

собаки.

Я

даже

знаю

такое

стихотворение,

написанное поэтом Ефимом Ефимовским:

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапером. Порою собаки

На танки бросались в атаки.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

(Ефим Ефимовский)

- Давайте послушаем рассказы о том, как животные помогали людям в годы

войны.

Рассказы учеников.

1. Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе

танковое

подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они

сходу подорвали два головных танка и обратили гитлеровцев в бегство.

Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на

железнодорожном перегоне Полоцк-Дриса овчарка Дина пустила под откос

вражеский

эшелон.

Ею

управлял

(на

расстоянии)

солдат-дрессировщик

А.

Филатов.

Дина

сбросила

на

рельсы взрывчатку и по следу догнала своего

вожатого.

Были уничтожены 10 вагонов с живой силой противника. С нашей

стороны потерь не было. Писатель,

военный

корреспондент

Илья Оренбург

вспоминал о многих героических собаках-связистах. Под городом Вереей 14

собак

поддерживали связь с гвардейским полком, оказавшимся в тылу врага.

Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела

судьба полка, была смертельно ранена, но, истекая кровью, сумела все-таки

доползти до цели и доставить донесение.

Более 200 тысяч донесений и боевых документов доставили собаки в годы

Великой Отечественной, когда не было иной связи. Кроме того, собаками-

связистами протянуто 8 тысяч километров телефонного кабеля.

2.

-

А

я

хочу

рассказать,

как

в

годы

войны

птицы

спасли

раненых

и

голодающих

жителей

города

Мурманска.

Когда

фашисты

окончательно

убедились, что город им не взять, они решили сжечь его. Тысячи кассет с

зажигательными

бомбами

полетели

на

деревянные

дома, тысячи

фугасок

обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без

того тяжелое, стало угрожающим.

Город

испытывал

огромные

трудности,

особенно

в продовольствии.

На

службу фронту было поставлено всё. Рыбаки уходили в море и, отбиваясь от

фашистских

самолетов,

ловили

рыбу.

А

орнитолог

Лев

Осипович

Бело-

польский организовал «яичную операцию» 6-го Особого дивизиона. В бухте

Безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр

в своих птичьих базарах откладывали яйца. Их-то, с сердечными извинениями

перед птицами, и собирали промысловики под руководством

Белопольского.

Дело это было не из легких, да и немцы обнаружили промысловиков. Но

мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на

траулерах: «Камбала», «Искатель» и «Осетр».

3. А я вам расскажу историю о том, как кошки спасли летчика. В годы Великой

Отечественной войны советский летчик-истребитель был сбит в воздушном

бою

врагами.

Самолет

загорелся,

летчик

был

ранен,

но

ему

удалось

выб-

роситься на парашюте. Однако приземлился он на территории, захваченной

фашистами.

Кое-как,

из

последних сил

добрался

он

до

старой

ветряной

мельницы, по ветхим ступеням забрался внутрь и потерял сознание. А когда

очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сперва

подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял - кошки.

Двое

суток

провел

летчик

на

мельнице

среди

кошек,

периодически

теряя

сознание. И вдруг услышал голоса. Обрадовался, думал, что это жители села.

Однако,

когда голоса

приблизились,

понял:

идут

немцы.

Холодный

пот

выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками летчик

наблюдал за немцами. Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки,

кулаком ударил по двери... И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив

фашиста попятиться. Но это было еще не все! Вожак кошек - чёрный кот в

одно мгновенье прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями его лицо.

Немцы ушли. А на следующий день пришли советские партизаны, сделали

носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, по просьбе

летчика, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны,

были спасателями.

7. Заключительное слово.

- Более 27 миллионов человек погибли во время Великой Отечественной войны.

С большим трудом, с кровью, со слезами досталась нашему народу эта Победа.

И не дай бог людям снова испытать такое. Мы должны ценить эту Победу. Мы

не должны забывать , какой ценой достался нам мир. Мы должны помнить всех,

кто погиб, защищая Родину. А в заключение нашего классного часа прочитаем

стихи белгородских авторов, написанных о Великой Отечественной войне.

Дети читают стихи. Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»



В раздел образования