Авторы: Петрищева Ольга Николаевна, Панаитова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области"
Населённый пункт: город Строитель, Белгородская область
Наименование материала: классный час
Тема: "Они завоевали эту Победу"
Раздел: начальное образование
Классный час,
посвящённый Великой Победе
Подготовила:
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 г. Строитель
Яковлевского района Белгородской области»
Тема. Они завоевали эту Победу
Цель. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
1. Вводная беседа:
- Какой праздник будет отмечать весь наш народ 9 Мая?
- Что вам известно о войне?
2. Рассказ учителя .
- В каждом городе, в каждом селе аккупанты оставили кровавые следы.
Белгородская область не была исключением.
Фашисты
грабили
население,
жестоко
подавляли
всякое
неповиновение
властям,
зверски
расправлялись
с
нашими
людьми.
Материальный ущерб, который нанесли немцы населению Белгородской
области,
определяется
суммой
в
13
миллиардов
рублей.
72%
промышленных
предприятий
было
уничтожено.
Сельское
хозяйство
разорено.
Сейчас трудно определить число людей, замученных фашистами, т.
к. государственные документы рассказывают только о части гитлеровских
злодеяний. Приведу в пример два акта. Первый, составленный комиссией
Белгородского городского совета депутатов трудящихся 10 сентября 1943
года. В этот день было расстреляно и сожжено 2000 белгородцев. В акте
говорится:
«…всех
арестованных
на
автомашинах
привезли
к
заводу,
расположенному
около
села
Михайловки.
Советские
люди
были
окружены плотным кольцом автоматчиков. Отбирая по 40-50 человек,
фашисты приказали гражданам раздеваться. Раздетых до гола людей, в
том числе и детей, загоняли в сараи и там же расстреливали. Вокруг
завода стоял крик и плач сотен людей. Расстрел продолжался весь день.
Когда же привезённые были убиты, немцы подожгли сараи. Трупы убитых
перед этим были облиты керосином. Сараи горели в течение двух дней,
однако не все трупы были сожжены. После этого немцы подвезли к
сараям негодную резину, разбросали её по грудам тел расстрелянных и
подожгли. Через две недели после этого немецкие оккупанты забросали
трупы землёй»
Другой
акт,
составленный
10
июля
1943
года
в
Новом
Осколе
гласит:
«…оккупировав
Новый
Оскол
3
июля
1942
года,
немецко-
фашистские мерзавцы и их сообщники за время пребывания в городе и
районе расстреляли и умертвили сотни людей, тысячи граждан угнали на
каторгу в Германию»
Трудоспособное население села Крутой Лог Шебекинского района
было угнано в Германию. Оставшихся стариков, женщин и детей заперли
в церкви и взорвали её.. Всё село, более 600 домов, было сожжено.
При отступлении в феврале 1943 года гитлеровцы загнали в школу
деревни Гусек Прохоровского района 300 пленных и 160 активистов,
арестованных в Чернянском районе. Палачи облили школу бензином и
подожгли со всех сторон. Тех, кто пытался вырваться, расстреливали из
автоматов. Но зверства, насилия оккупантов не сломили волю советских
людей, не погасили у них веру в победу над врагом.
3. Беседа с детьми о вкладе всего советского народа в Победу.
- Было очень тяжело выжить в те трудные годы. Но наш народ выстоял,
всё выдержал и завоевал эту Победу. Как вы думаете, почему советские
люди смогли одержать победу в войне?
- Что вам известно об участии ваших родственников в войне? (Рассказы
детей о прадедах, участвовавших в войне).
- Завоёвывали Победу все не только на фронте, но и в тылу.
Когда
бойцы
разбирали
новые
снаряды,
когда
приступали
к
чистке
орудий, то находили записки от тех, чьими руками делалось это грозное
оружие.
Вот две из них:
« Милые сыночки! Мы третью ночь не спим - готовим к отправке на
фронт орудия. Сыночки, бейте их, проклятых!
Ваши матери»
« Дорогие воины! В школу мы не ходим. Днюем и ночуем в цехах. Сейчас
главное
-
разбить
фашистов.
Мы
готовы
всё
отдать
-
только
бы
вы
победили.
Пионеры Свердловска».
4. Рассказ ученика о лётчике-космонавте А. Горовце.
- Севернее Курска в районе Ольховатки лётчики с воздуха прикрывали
наши наземные части. И вот теперь возвращались к себе на базу.
Последним в строю летел Горовец. Всё хорошо. Исправно гудит
мотор. Стрелки приборов застыли на нужных метках. Летит Горовец.
Знает - впереди лишь минутный отдых. Посадка. Заправка. И снова в
воздух.Нелегко авиации эти дни. Битва не только гремит на земле -
поднялась этажами в воздух.
Летит Горовец. Небо окинет взглядом, взглядом проверит землю.
Вдруг
видит,
летят
самолёты:
чуть
сзади,
чуть
в
стороне.
Присмотрелся - фашистские бомбардировщики.
Начал
лётчик
кричать
своим.
Не
ответил
никто
из
наших.
Посмотрел на рацию. Не работает рация.
Идут
фашистские
бомбардировщики
прямым
курсом
к
нашим
наземным позициям. Там и обрушат смертельный груз.
Подумал секунду лейтенант Горовец. Затем развернул самолёт и
устремился врагам навстречу.
Врезался лётчик
в фашистский строй. Первой атакой пошёл на
ведущего.
Стремительный
был
удар.
Секунда.
Вторая.
Ура!
Удача!
Вспыхнул свечой ведущий.
Развернулся лейтенант Горовец , на второго фашиста бросился.
Снова удар кинжальный. Ура! Удача! И этот рухнул.
Рванулся к третьему. Падает третий.
Рассыпался строй фашистов. Атакует врага Горовец. Снова заход и
снова и снова. Не умолкает огонь.
Четвёртый упал фашист.
Вспыхнул пятый.
Шестой!
Седьмой!
Но не отпускает врагов Горовец. Бросился вслед. Вот восьмой самолёт в
прицеле. Вот и он задымил, как факел. Секунда. И сбит самолёт девятый.
Бой
лётчика
Горовца
был
неповторим.
Много
подвигов
совершили
советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и
даже по шесть вражеских самолётов. Но чтобы девять! Нет, такого не было. Ни
до Горовца, ни после.
Не
вернулся
из
полёта
лейтенант
Горовец.
Уже
на
обратном
пути
к
аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя.
Погиб Горовец. А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят, как быль, как
сказка.
5. Рассказ учителя о пионерах-героях.
- Мужественно сражались и лётчики и танкисты, и пехотинцы и партизаны.
Упорно трудились люди в тылу. Наряду со взрослыми всячески старались
помочь и дети. Вы читали рассказы Е. Печёрской о пионерах-героях, а вот у
меня
в
руках
материал
из
газеты
об
этих
мужественных
мальчишках
и
девчонках.
Когда в 1941 году фашисты казнили мать Марата Казея за то, что она
прятала у себя раненых партизан, он и его сестра ушли к партизанам. Марату
было всего 12 лет. Он ходил в разведку, устраивал взрывы на железной дороге и
шоссе. В мае 1944 года Марат со своим командиром, возвращаясь с задания,
наткнулись на немцев. Товарища Марата убили, а его тяжело ранили. Но Марат
продолжал
отстреливаться.
Когда
патроны
закончились,
паренёк
подпустил
немцев поближе и подорвал себя и врагов гранатой.
Всего 14 лет было Вале Котику, когда он погиб в бою за город Изяслав.
Мальчик
тоже
был
партизаном.
На
его
счету
6
вражеских
эшелонов,
взорванных на пути к фронту. Благодаря Вале, который находился в карауле, его
отряд остался в живых. Заметив приближающихся фашистов, Валя поднял
тревогу. Валя Котик - самый юный герой.
Погиб в бою и Лёня Голиков. Он тоже был партизаном. В августе 1942
года Лёня Голиков застрелил немецкого генерал-майора и добыл портфель с
важнейшими документами.
6. Рассказы о помощи животных на войне
- Победа далась нелегко. Все завоёвывали победу: солдаты, женщины, дети. А
так же в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь человеку
животные.
Самыми
верными
помощниками
воинов
в
годы
Великой
Оте-
чественной
были,
конечно,
собаки.
Я
даже
знаю
такое
стихотворение,
написанное поэтом Ефимом Ефимовским:
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапером. Порою собаки
На танки бросались в атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
(Ефим Ефимовский)
- Давайте послушаем рассказы о том, как животные помогали людям в годы
войны.
Рассказы учеников.
1. Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе
танковое
подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они
сходу подорвали два головных танка и обратили гитлеровцев в бегство.
Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на
железнодорожном перегоне Полоцк-Дриса овчарка Дина пустила под откос
вражеский
эшелон.
Ею
управлял
(на
расстоянии)
солдат-дрессировщик
А.
Филатов.
Дина
сбросила
на
рельсы взрывчатку и по следу догнала своего
вожатого.
Были уничтожены 10 вагонов с живой силой противника. С нашей
стороны потерь не было. Писатель,
военный
корреспондент
Илья Оренбург
вспоминал о многих героических собаках-связистах. Под городом Вереей 14
собак
поддерживали связь с гвардейским полком, оказавшимся в тылу врага.
Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела
судьба полка, была смертельно ранена, но, истекая кровью, сумела все-таки
доползти до цели и доставить донесение.
Более 200 тысяч донесений и боевых документов доставили собаки в годы
Великой Отечественной, когда не было иной связи. Кроме того, собаками-
связистами протянуто 8 тысяч километров телефонного кабеля.
2.
-
А
я
хочу
рассказать,
как
в
годы
войны
птицы
спасли
раненых
и
голодающих
жителей
города
Мурманска.
Когда
фашисты
окончательно
убедились, что город им не взять, они решили сжечь его. Тысячи кассет с
зажигательными
бомбами
полетели
на
деревянные
дома, тысячи
фугасок
обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без
того тяжелое, стало угрожающим.
Город
испытывал
огромные
трудности,
особенно
в продовольствии.
На
службу фронту было поставлено всё. Рыбаки уходили в море и, отбиваясь от
фашистских
самолетов,
ловили
рыбу.
А
орнитолог
Лев
Осипович
Бело-
польский организовал «яичную операцию» 6-го Особого дивизиона. В бухте
Безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр
в своих птичьих базарах откладывали яйца. Их-то, с сердечными извинениями
перед птицами, и собирали промысловики под руководством
Белопольского.
Дело это было не из легких, да и немцы обнаружили промысловиков. Но
мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на
траулерах: «Камбала», «Искатель» и «Осетр».
3. А я вам расскажу историю о том, как кошки спасли летчика. В годы Великой
Отечественной войны советский летчик-истребитель был сбит в воздушном
бою
врагами.
Самолет
загорелся,
летчик
был
ранен,
но
ему
удалось
выб-
роситься на парашюте. Однако приземлился он на территории, захваченной
фашистами.
Кое-как,
из
последних сил
добрался
он
до
старой
ветряной
мельницы, по ветхим ступеням забрался внутрь и потерял сознание. А когда
очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сперва
подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял - кошки.
Двое
суток
провел
летчик
на
мельнице
среди
кошек,
периодически
теряя
сознание. И вдруг услышал голоса. Обрадовался, думал, что это жители села.
Однако,
когда голоса
приблизились,
понял:
идут
немцы.
Холодный
пот
выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками летчик
наблюдал за немцами. Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки,
кулаком ударил по двери... И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив
фашиста попятиться. Но это было еще не все! Вожак кошек - чёрный кот в
одно мгновенье прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями его лицо.
Немцы ушли. А на следующий день пришли советские партизаны, сделали
носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, по просьбе
летчика, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны,
были спасателями.
7. Заключительное слово.
- Более 27 миллионов человек погибли во время Великой Отечественной войны.
С большим трудом, с кровью, со слезами досталась нашему народу эта Победа.
И не дай бог людям снова испытать такое. Мы должны ценить эту Победу. Мы
не должны забывать , какой ценой достался нам мир. Мы должны помнить всех,
кто погиб, защищая Родину. А в заключение нашего классного часа прочитаем
стихи белгородских авторов, написанных о Великой Отечественной войне.
Дети читают стихи. Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»