Напоминание

"Современные технологии на уроках русского языка и литературы с целью создания "безбарьерной" образовательной среды для всех категорий учащихся"


Автор: Кузьмина Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г.о.Октябрьск Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии на уроках русского языка и литературы с целью создания "безбарьерной" образовательной среды для всех категорий учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




«Современные технологии на уроках русского языка и

литературы с целью создания «безбарьерной» образовательной

среды для всех категорий учащихся»

Кузьмина Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №11 г.о.Октябрьск

Опыт деятельности по созданию условий для адресной работы с различными

категориями

обучающихся

предполагает

разнообразие

индивидуальных

образовательных траекторий с целью обучения, воспитания и развития каждого

учащегося.

Актуальность опыта заключается в необходимости создать образовательную

среду, способствующую самореализации обучающегося, формированию у него

способности вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся

условиях жизни.

Педагогическая идея: создание «безбарьерной» образовательной среды для

всех категорий учащихся.

Решаемая

проблема

заключается

в

индивидуализации

образовательного

процесса и комплексном подходе к образованию личности на основе освоения

различных способов деятельности в рамках школьной среды и социума.

В классах, где я работаю, обучаются следующие категории детей:

Количество обучающихся различных категорий

Одарённые дети

Дети сироты

и дети, оставшиеся без

попечения родителей

Дети с ОВЗ

Дети

с девиантным

поведением

2013-2014 учебный год. Всего учащихся: 87чел.

3 чел. ( 3,4 %)

3 чел. (3,4 %)

2 чел. (2,3 %)

3 чел. (3,4 %)

2014-2015 учебный год. Всего учащихся: 94чел.

4 чел. ( 4,3 %)

3 чел. (3,2 %)

4 чел. (4,3 %)

2 чел. ( 2,1 %)

2015-2016 учебный год. Всего учащихся: 119чел.

6 чел. ( 5%)

3 чел. (2,5 %)

4 чел. (3,4 %)

1 чел. (0,8 %)

Обучающиеся данных категорий требуют индивидуального подхода, так как

каждый из них имеет различный темп овладения предметом: одним необходимо

небольшое количество времени, другим требуются дополнительные примеры,

разъяснения. Многие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при

всем классе, или просто не осознают, что конкретно они не понимают или,

наоборот, успевают во всем и нуждаются в заданиях повышенной сложности.

Отсюда

целью

работы

является:

создание

равных

возможностей

для

обучения

всех

детей

на

основе

«Безбарьерной»

образовательной

среды,

имеющей личностно-ориентированную направленность с широким спектром

гибких форм и методов обучения и воспитания, сочетающих традиционные и

нетрадиционные подходы к разным видам деятельности.

Использование педагогических технологий, методов, форм работы,

обеспечивающих индивидуализацию

образовательного процесса

Эффективно решать задачи по созданию безбарьерной среды

мне позволяет

разноуровневое обучение, благодаря чему каждый ученик усваивает учебный

материал

в зоне своего ближайшего развития на основе особенностей его

субъектного

опыта,

а

на

уроке

постоянно

присутствует

положительный

микроклимат. В работе использую:

проектную технологию, технологию

творческих мастерских, технологию «Дебаты», кейс-технологию, игровые

технологии,

технологии

ЛОО,

дистанционные

образовательные

технологии,

здоровьесберегающие

технологии.

Все

они

основаны

на

коммуникативном подходе, оптимально отвечают

требованиям сегодняшнего

дня и обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса.

Методы и приемы направлены на стимулирование ученика самому получать

знания: это постоянное поощрение его

достижений, создание условий для

самооценки.

Методы работы

Одарённые дети

Дети-сироты

и дети, оставшиеся

без попечения родителей

Дети с ОВЗ

Дети

с девиантным

поведением

Диагностика.

Консультирование.

Творческий отчет.

Участие в конкурсах,

олимпиадах. Портфолио

достижений. Построение

индивидуального

маршрута.

Исследовательский

и проблемный метод.

Диагностика.

Индивидуальное

консультирование. Беседа.

Занятие

с педагогом- психологом,

специалистами

из Центра «Семья».

Включение в КТД.

«Уроки доброты»

Диагностика.

Консультирование.

Построение

индивидуального

маршрута. Занятие с

педагогом- психологом.

Медицинское

сопровождение

Дистанционные

консультации. «Уроки

познания»

Диагностика.

Индивидуальное

консультирование.

Стимулирование Беседа.

Занятие с педагогом-

психологом,

инспектором из КДН.

Включение

в КТД. «Уроки

толерантности»

Формы работы

1.Индивидуальные.

2. Групповые.

3. Дистанционные

1. Индивидуальные.

2. Групповые.

1.Индивидуальные.

2. Групповые.

3. Дистанционные

1.Индивидуальные.

2. Групповые.

Применяемые технологии

1.Дистанционные

образовательные

технологии.

2.Технологии ЛОО.

3.Кейс-технология.

4.Технология «Дебаты»

5.Технология творческих

мастерских

1.Современные

технологии первичной

профилактики

наркомании и ВИЧ-

инфекции.

Здоровьесберегающие

технологии.

2.Технологии ЛОО

1.Игровые технологии.

2.Технологии ЛОО

3.Дистанционные

образовательные

технологии.

4.Технология творческих

мастерских

1.Современные

технологии первичной

профилактики

наркомании и ВИЧ-

инфекции.

Здоровьесберегающие

технологии.

2.Технологии ЛОО

Работа с одаренными детьми

Цель

работы: создание

условий

для

развития

творческой и

успешной

личности.

Мной создана система работы с одаренными детьми состоит из 3 этапов:

1

этап – мотивационный (5 класс): развитие интереса учащихся к предмету, выявление группы

лидеров. 2 этап– формирующий (6-7класс): формирование творческой деятельности через

поисково-исследовательскую

работу.

3

этап

развивающий

(8-11класс):

вовлечение

учащихся в исследовательскую, проектную деятельность, включая деятельность с личным

развитием.

Как показывает практика,

наиболее

эффективный

метод

взаимодействия

учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с

акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

В качестве основных элементов работы с одаренными детьми выделяю:

дифференцированность и разноуровневость обучения через введение проектно-

исследовательской

деятельности,

индивидуально-групповых

занятий

и

элективных

курсов

на

старшей

ступени

образования;

ИКТ

технологии

и

ресурсы Интернет; проблемное обучение; личностно-ориентированный подход

в

воспитании

через

сотрудничество

с

учреждениями

дополнительного

образования, родителями; педагогическое сопровождение; мониторинг качества

обучения, воспитания и развития (входной, промежуточный, итоговый)

В рамках учебного предмета материал по актуализации знаний предоставляю

на

разных

уровнях

(А,

В,

С),

благодаря

чему

одаренные

дети

имеют

возможность

заниматься

на

самом

высоком

уровне

обучения.

По

каждому

разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным

уровнем.

В

настоящее

время

накоплен

Банк

разноуровневых

заданий

и

упражнений.

Реализовать себя обучающиеся могут через участие в предметных олимпиадах, проектах,

конкурсах разного уровня.

Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися

без попечения родителей

У этой категории детей главная проблема - недостаток внимания.

Цель

работы: создание

условий

успешной

социализации через обеспечение

психолого-педагогической

поддержки;

оказание

помощи

в

построении

взаимоотношений

подростка

со

сверстниками;

формирование

качеств,

необходимых для позитивной жизнедеятельности, прежде всего толерантного

отношения к окружающим; развитие мотивации к учебе и дальнейшему выбору

будущей профессии. Продуманная работа по организации занятости этих детей

во внеурочное время способствует развитию мотивации к здоровому образу

жизни, творческой и общественной активности, способности к самопознанию и

самореализации. Методикой работы с детьми данной категории является:

наблюдение в урочное и неурочное время через посещение уроков, занятий;

тесное

сотрудничество

с

кураторами из центра социальной реабилитации и

опекунами;

мониторинг

успеваемости

и

посещаемости;

связь

с

правоохранительными

органами,

опеки

и

попечительства;

проведение

профилактической работы через беседы, лекции, диспуты, показы фильмов и

презентаций, конкурсы рисунков, плакатов по пропаганде ЗОЖ;

оказание

консультативной помощи; защита

интересов

и

охрана

прав

детей; создание

благоприятной

среды

в

режиме

учебно-воспитательной

деятельности;

проведение мониторинга интересов учащихся.

Работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями

здоровья

Целью и смыслом моей работы с детьми с ОВЗ является: полноценное

развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение

ими общеобразовательной программы, важнейших социальных навыков наряду

со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в

познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Основными принципы:

по

отношению

к

ребенку

с

ОВЗ:

баланс

академических

знаний

и

социальных

навыков,

приобретенных

в

процессе

обучения

и

воспитания

должен быть адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и

соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

по

отношению

к

одноклассникам

ребенка

с

ОВЗ:

триединство

ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы

(академических

знаний),

конструктивную

социальную активность (развитие

социальной компетентности) и сотрудничество;

по

отношению

к

себе:

принятие

и

учет

различий,

индивидуального

своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс

коллективного

и

индивидуального

в

учебно-воспитательном

процессе;

компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание

атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе.

Реализация основных принципов образования детей с ОВЗ в моей работе

базируется на следующих содержательных и организационных подходах:

разработка индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной

программы

учащегося

по

развитию

академических

знаний

и

жизненных

компетенций; социальная

реабилитация

ребенка

с

ОВЗ

через

участие

в

мероприятиях; организация психолого-педагогического сопровождения ребенка

с ОВЗ в процессе обучения и социализации; сотрудничество с психолого-

педагогическим

консилиумом

школы; ведение

индивидуальной

психолого-

педагогической карта развития; составление портфолио успехов учащегося –

ребенка с ОВЗ; тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.

Эффективными

технологиями с

целью

развития

личности

ребенка

и

повышения

интереса

к

учебному

предмету

являются:

иг р о в ы е технологии,

технологии личностно-ориентированного обучения, дистанционные образовательные

технологии,

технология

творческих

мастерских.

Опыт

показывает,

что

только

продуманная система работы может принести успех и разорвать барьер между

школьниками различных категорий способностей, развития и здоровья.

Работа с детьми девиантного поведения

Цель

работы:

формирование

устойчивого

интереса

к

учебе и

осознания

необходимости

соблюдать

нормы

поведения

через

вовлечение

ребенка

в

активную деятельность на основе его положительных интересов и склонностей,

а

также

через

активное

вовлечение

родителей

в

процесс

профилактики,

восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи.

Систему работы

выстраиваю по трём направлениям: 1.

Формирование

сознания (организация успехов в учебе (помощь ребенку пока он не догонит

своих сверстников), убеждение, доверие, просьба, этическая беседа, пример).

2 . Формирование

поведения

(требование,

приучение).

3 . Использование

методов стимулирования (соревнование, просьба, поощрение, одобрение)

Методической

основой

работы

с

детьми

данной

категории лежит

педагогическая

диагностика,

с

помощью

которой

изучаю

индивидуальные

особенности ребенка и выявляю его интересы и потребности, трудности и

проблемы,

конфликтные

ситуации,

отклонение

в

поведении,

определяю

их

причины, отслеживаю истоки возникновения конфликтных ситуаций. При этом

веду работу как с самим ребенком так и с родителями. Для выявления и сбора

необходимой

информации

используется

социальный

паспорт

учащегося.

Большое внимание уделяю профилактической работе по раннему выявлению

подростков с девиантным поведением, оказываю своевременную помощь в

разрешении

внутрисемейных

конфликтов, при

поддержке

психолога даю

рекомендации родителям по оздоровлению условий семейного воспитания. С

согласием

родителей

дети

проходят медицинское

обследование

с

целью

обнаружения наркотической зависимости на ранних этапах и борьбы с ней;

организуются встречи врача-нарколога с родителями и учащимися.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса

по вопросам создания «безбарьерной» образовательной среды

Для

создания

«безбарьерной»

образовательной

налажено

взаимодействие

всех

участников образовательного процесса. Семья - основа психологического комфорта,

поддержка физического и психического здоровья обучающихся всех категорий. В

работе

с

детьми

обозначенных

категорий

активно

сотрудничаю

с

родителями

(опекунами,

кураторами)

учащихся:

повышаю

уровень

педагогической

и

психологической компетентности родителей с привлечением специалистов из центра

«Семья», центра социальной реабилитации подростков.

Эффективными

стали

такие

формы

работы:

анкетирование

родителей

( опекунов, кураторов) с целью получения первичной информации о характере и

направленности

интересов,

склонностей

и

способностей

детей;

совместное

составление индивидуальной программы развития ребенка;

выпуск памяток –

рекомендаций родителям ( опекунам, кураторам);

совместные проекты творческой,

исследовательской,

досуговой

деятельности

ребенка;

индивидуальные

беседы,

лекции

на

родительских

собраниях.

Для

достижения

положительного

результата

организовано

психолого-педагогическое

сопровождение

детей

посредством

привлечения

специалистов:

психолога,

медицинского

работника,

специалиста

психолого- педагогического медико-социального центра ( по согласованию), которые

осуществляют:

диагностику;

сопровождение учащегося в течение учебного

дня;

разработку

рекомендаций

для

учителем-предметников;

индивидуальные

консультации для родителей;

лекции на родительских собраниях.

В работе с разными категориями детей опираюсь на рекомендации психологов и

других специалистов, которые являются частыми гостями родительских собраний и

семинаров. В классе организована обратная связь со специалистами через «Телефон

доверия»

для

консультативной

помощи.

Кроме

того,

в

рамках

педагогического

взаимодействия отработана система преемственности в работе начальной, средней и

старшей школы.

Результативность работы

с различными категориями обучающихся

1.

1.

Благодаря учету индивидуальных образовательных запросов обучающихся , а

также их психологических и социальных характеристик наблюдается повышение

мотивации у указанных категорий обучающихся — 100% выполнение домашнего

задания и 100 % уровень обученности.

2.

2.

Качество

знаний

у

детей

с

низким

уровнем

обученности

имеет

положительную динамику среднего балла с 3.2 до 3.9.

3.

3.

Профессиональная самореализация выпускников (всего за три года 2 чел.)

составляет 100%: одна выпускница 2015 года обучается на бюджетной основе в

Самарском государственном университете, второй выпускник - в строительном

техникуме сервисных технологий г.о.Октябрьск.

4.

4.

Наблюдается

увеличение

количества

одаренных

и

способных

детей,

вовлечённых в процесс познания и творчества с 3,4% до 5%.

5.

5.

Налажено взаимодействие «учитель - ученик - родитель - социум».

6.

6.

Создан сборник лучших творческих работ «Альманах открытий».

7.

7.

О значимых достижениях учащихся различных категорий опубликовано

на страницах школьной газеты «Взгляд школьника» и в сети Интернет.

8.

8.

Количество состоящих на учете в КДН снижено с 3,4% до 0,8%

9.

9.

Обучающиеся всех категорий имеют портфолио достижений и призовые

места в конкурсах различных уровней.

10.

10.

Освоение

обучающимися

ИКТ

и

дистанционного

взаимодействия

составляет 100%

11.

11.

По результатам диагностики уровня социализации детей-сирот в режиме

школьного

образования

и

воспитания

(

по

карте

наблюдения

Д.

Скотта)

выявлено снижение недоверия к незнакомым людям (на 10%), тревожности по

отношению к взрослым (на 23%), враждебного отношения к сверстникам( 31%).

12.

12.

У всех учащихся наблюдается желание участвовать в социально значимых

делах.



В раздел образования