Автор: Гринюк Людмила Любомировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Колокольчик"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КАРТОТЕКА ИГР: "РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Колокольчик»
ЯНАО г. Ноябрьск
КАРТОТЕКА ИГР:
«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
( старший дошкольный возраст
в соответствии с ФГОС)
Подготовила: Гринюк Людмила Любомировна
воспитатель
«Где позвонили?»
Цель: Определение направления звука.
Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).
Описание игры: Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе
какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза
и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет
направление, педагог говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил,
встает
и
показывает
звоночек
или
дудочку.
Если
водящий
укажет
направление
неправильно, он снова водит, пока не угадает.
«Скажи, что ты слышишь»
Цель: Накопление словарного запаса и развитие фразовой речи.
Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать
и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего
листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру
хорошо проводить на прогулке.
«Тихо — громко!»
Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование: Бубен, тамбурин.
Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко.
Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения; под тихий звук идут на
носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот
становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
«Наседка и цыплята»
Цель: Закрепление понятий о количестве.
Оборудование:
Шапочка
курицы
из
бумаги,
маленькие
карточки
с
разным
количеством нарисованных цыплят.
Описание игры: Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок),
Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число
цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а
цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке
три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).
«Кто что услышит?»
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с
камешками или горохом, труба и т. д.
Описание игры: Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а
дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и
контрастные.
«Продавец и покупатель»
Цель: Развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры: Один ребенок — продавец. Перед ним две коробки (затем число
их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, на - пример горох,
пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему
крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен, но слуху определить, в какой
коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно
познакомив
детей
с
продуктами,
помещает
продукты
в
коробку,
встряхивает
и
дает
возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
«Найди игрушку»
Цель: Развитие координации движений.
Оборудование: Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры: Вариант I
. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку,
которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в
сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной
игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По
мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети
хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к
кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается
другой ребенок.
Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит, (он уходит в
другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий
входит, а дети ему говорят! Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи, Как найдешь ее, то
смело с нашей Таней попляши. Если водящий оказывается в том месте, где спрятана
кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит
куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.
«Часовой»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование: Повязки.
Описание игры: Посредине площадки чертят круг, В середине круга ребенок с
завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться
тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит:
«Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел.
Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы
четыре — шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
«Где звенит?»
Цель: Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: Колокольчик или погремушка.
Описание игры: Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а
остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ.
Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате пли выходит за дверь и звонит.
Дети по направлению звука отыскивают товарища.
«Где постучали?»
Цель: Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: Палочка, стульчики, повязки.
Описание игры: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в
середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-
то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат;
«Пора». Болящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у
кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
«Жмурки с колокольчиком»
Цель: Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: Колокольчик, повязки.
Описание игры: Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной
линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок
с
колокольчиком.
Одному
из
детей
завязывают
глаза,
и
он
должен
найти
ребенка
с
колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего
и при этом звонит.
Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в
руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его
поймать.
«Жмурки с голосом»
Цель: Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование: Повязки.
Описание игры: Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из
бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают,
кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает,
пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
«Встречайте гостей!»
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для
зайки и мишки, различие озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).
Описание
игры: Педагог
объявляет
детям,
что
к
ним
сейчас
приедут
гости:
петрушка,
зайка
и
мишка.
Он
выделяет
троих
ребят,
которые
заходят
за
ширму
и
переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с
длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что
мишка придет с погремушкой, петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Дети
должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают
звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все
гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем
выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям
другие звучащие игрушки.
«Ветер и птицы»
Цель: Развитие координации - движений.
Оборудование: Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и
стульчики (гнезда).
Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы: одна группа —
птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной
игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно,
но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер
утихает, (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои
места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение
в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с
цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но
если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.
«Скажи, что звучит»
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их
со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и
отгадать
звучащий
предмет.
Для
усложнения
игры
можно
ввести
дополнительные
музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
«Солнце или дождик»
Цель: Развитие координации и темпа движений.
Оборудование: Тамбурин или бубен.
Описание игры: Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя
нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть
тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать
в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я
играю». Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.
«Угадай, что делать»
Цель: Развитие координации движений.
Оборудование: По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры: Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два
флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими.
Тамбурин
звучит
тихо,
дети
опускают
флажки.
Необходимо
следить
за
правильной
посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз,
чтобы дети могли легко выполнять движения.
«Узнай по звуку»
Цель: Развитие фразовой речи.
Оборудование: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки,
барабан и т. п.).
Описание игры: Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и
звуки
разными
предметами.
Тот,
кто
догадывается,
чем
ведущий
производит
шум,
поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить
разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч, ударять предмет о
предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки,
подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается
наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
«Кто это?»
Цель:
Закрепление
понятий
по
теме
«Животные
и
птицы».
Формирование
правильного звукопроизношения.
Оборудование: Картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры:
Педагог
держит
в
руке
несколько
картинок
с
изображением
животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети ее не
видели, он подражает крику животного и его движениям, а остальные, дети должны
угадать, какое это животное.