Автор: Лапина Нина Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КОУ "ханты-Мансийская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: Приемы коррекционной работы,направленные на расширение предактивного словаря у обучающихся с системным недоразвитием речи
Раздел: среднее профессиональное
Приемы коррекционной работы ,направленные на расширение
предактивного словаря у обучающихся с системным недоразвитием речи.
Учитель-логопед Лапина Н.П.
КОУ «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ОВЗ»
Для обучающихся с СНР овладение лексико-грамматическими категориями
представляет особую сложность.Анализ развития речи обучающихся с СНР
свидетельствует
о
существенных
отклонениях
от
возрастной
нормативов,ограниченности
словарного
запаса,своеобразии
е го
использования и стойком аграмматизме.что связано с несформированностью
импрессивной и экспрессивной
сторон речи.Перечисленные нарушения у
обучающихся
с
речевыми
расстройствами
чаще
всего
выявляются
при
алалии,дизартрии,ринолалии
(Р.Е.Левина,
Г.В.Чиркина
и
др.)
Именно
у
данной
категории обучающихся отмечаются специфические трудности в
овладении предикативной лексикой.Надо помнить,что предикату отводится
центральная роль в организации синтаксических единиц,которые являются
основой последующей коммуникации (В.В.Виноградов, А.А.Потебня
и
др).А.М.Пешковский
первым
дал
определение
предиката.Предикат-термин
логики
и
языкознания,обозначающий
конституитивный
член
суждения,то,что высказывается (утверждается или отрицается).По мнению
Г.А.Золотовой,в морфологии предикат может быть выражен в виде различных
частей речи.Ядро предикативной лексики составляют глаголы.В синтаксисе
предикат
является
сказуемым.Глагол-сказуемое
представляет
собой
структурный центр предложения,образуетсмысловую связь с подлежащим.С
семантической позиции предикат сообщает о действии,состоянии,качестве и
других
признаках
предмета.Опираясь
на
исходные
положения
лингвистических
исследований
и
прежде
всего
на
психологическое
направление
в
языкознании,
Л.С.Выготский
рассматривали
овладение
предикативной лексикой как феномен психического состояния человека.А.М.
Шахнарович
выделяет
разные
формы
предикации
по
очередности
их
проявления:утверждение
(констатация
некоторого
факта
деятельности);
констатация некоторого действия; выражение качества,атрибуция предмета.
Исходя из данных положений,исследование речи обучающихся различного
генеза позволило выявить как общие,так и специфические особенности
овладения
предикативным
словарем.Выявленые
у
обучающихся
с
дизартрическим расстройством стойкие нарушения лексико-грамматического
характера
объясняются
трудностями
моторной
реализацией
речи,общей
незрелостью
парадигматического
и
синтагматического
аппаратов
языка,участвующих
в
организации
процессов
выборов
слов
и
их
г р а м м а т и ч е с к о г о
с т р у к т у р и р о в а н и я
(Л.В.Лопатина,С.И.Маевская,Л.А.Мелехова
,Н.В.Серебрякова
и
др.)Как
п о к а з а л и
и с с л е д о в а н и я
З.А.Репиной,Г.В.Чиркиной,Р.А.Юровой,предикативная
сторона
лексики
о к а з а л а с ь
н а и б о л е е
с ф о р м и р о в а н н о й
у
о бу ч а ю щ и х с я
с
ринолалией,поскольку у таких детей чаще всего не отмечается органического
поражения
центральной
нервной
системы,а
познавательная
сфера
соответствует возрастным нормам.Складывается представление,что процесс
овладения предикативной лексикой зависит от сформированности операций
выбора и комбинирования синтаксических,лексических,морфологических и
фонематических языковых единиц,уровень которых в значительной степени
определяется
формой
речевой
патологии.Логопедическое
воздействие
в
целом
необходимо
осуществлять
в
рамках
методической
системы
предложенной
Р.Е.Левиной,В.П.Глуховым,Н.С.Жуковой,Т.Б.Филичевой,Г.В.Чиркиной:предл
агаемые приемы коррекционной работы направлены на более углубленное
изучение предикативного словаря.Учитывается следующее:
-особенности усвоения предикативных форм на семантическом,смысловом и
формально-грамматических уровнях;
-специфические характеристики дизонтогенетического хода развития детей с
СНР.
- п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
ф о р м и р о в а н и я
с л о в а р н о г о
з а п а с а
в
односоставном,двусоставном и распространенном предложениях,а так же в
диалоге и монологе;
Выделение этапов осознания языковых процессов является условным,так как
в
ходе
работы
над
формированием
предикативного
словаря
они
тесно
взаимосвязаны.Формирование связной (диалогической
и монологической
речи) осуществлялось во всех периодах обучения с учетом дидактического
принципа
«от
простого
к
сложному».Работа
над
односоставным
предложением
начиналось
с
формирования
импрессивной
стороны
речи,уточнения,расширения
и
активизации
словарного
запаса.В
первую
очередь необходимо учиться различать названия действий,а так же понимать
вопросы,задаваемые
по
поводу
происходящих
действий.Предлагаемые
упражнения
должны
быть
направлены
на
различение
грамматических
глагольных
форм
слова:близких
по
звучанию
или
имеющих
сходство
с
предметной ситуацией;противоположных по значению,выраженных в ед. и
мн.числе
и
т.д.Предъявляются
задания
с
их
п о с т е п е н н ы м
усложнением.требующие
от
обучающихся
понимания
и
выполнения
всех
инструкций.На
основе
уточненного
пассивного
речевого
запаса
организовывается
устная
речевая
практика,в
которой
последовательно
закреплялись
лексические
значения.Глагольный
словарь
расширяется
продуктивными глаголами.обозначающими движение,состояние человека,его
действия,движения животных.
1.Односоставное предложение
Первоначально в процессе работы
над глагольной лексикой вербальная
инструкция
подкреплялась
показом
действия.затем
картинкой
с
изображением
действия.Для
закрепления
данного
слова
используется
пиктограмма по следующей схеме: глагол- демонстрация действия-картинка-
п и кто г р а м ма . В п о с л ед с т в и и
п р ед и кат
п од к р е п л я е т с я
т о л ь ко
пиктограммой.Параллейно с этой
работой необходимо вести работу над
обобщением ряда однородных слов.Предлагается серия предметных картинок
и пиктограмма,например домашнее животное (собака).
Используем следующий алгоритм:
-произнесение слова-действия с утрированной артикуляцией;
-сопряженное проговаривание слова;
-показ действия обучающимися;
-предъявление логопедом пиктограммы данного слова-действия;
-отраженное и самостоятельное произнесение слова детьми;
-произнесение
логопедом
слов.обозначающих
предметы,а
так
же
и
обобщающие слова;
-повторение за логопедом слов,обозначающих данные предметы.
Слышит –(показ рисунка ,картинки ухо,)
Животные + ряд предметных картинок
Человек + ряд предметных картинок
Лежит (кровать)
Животные +ряд предметных картинок
Человек +ряд предметных картинок
Посуда +ряд предметных картинок
Человек +ряд предметных картинок.
При
затруднении
с
выбором
пиктограммы
логопед
называет
слово
и
демонстрирует
сюжетную
картинку.Расширению
глагольного
словаря
способствует
подбор
слов-действий
к
предложенной
пиктограмме.Затем
предлагаются
пиктограммы,которые
соотно сятся
с
гл а гол а м и
говорит,лает,цокает,мычит,мяукает,блеет,воет и т.д.Обучающиеся произносят
глаголы (возможно звукоподражание и аморфных слов) и соотносят их с
предметной
картинкой,на
которой
изображено
животное
или
человек.В
качестве
закрепления
в
активном
словаре
глаголов
используется
прием
«Определи лишнее действие»
2Двусоставное
предложение-
работа
по
формированию
двусоставного
предложения строилась путем подбора названий
предметов к названным
действиям,отрабатывалась следующим путем:существительное в им.падеже
+ согласованный глагол 3 л ,ед.числа,используя демонстрацию действий,
магнитную доску,обучающиеся учатся отвечать на вопросы « Кто это? Что
это?
Что
(он,
она)
делает?»
Модели
предложений
имели
различную
словарную
направленность
и
ориентированность
на
тематические
циклы.Данные упражнения подкреплялись пиктограммами и графическими
схемами предложений,например
Кто?
Что делает?
бабочка
Летит
Садится
кружится
комар
жук
воробей
ласточка
Что?
Вертолет
Летит
приземляется
самолет
ракета
Кто? Что?
Что делает?
Бабочка
Птица
Пчела
Муха
Летит
Ползет
Приземляется
Порхает
Жук
Комар
Самолет
Вертолет
ракета
Затем обучающиеся учились соотносить графические символы подлежащего
и
сказуемого
со
структурой
составленного
предложения
и
подбирать
к
предложению нужную графическую схему.
Диалог-наиболее естественная форма звучащей речи,особенно в начальной
школе.Для
диалога
характерно
сотрудничество.совместное
решение
интеллектуальной задачи,а не самостоятельная работа мысли ребенка,как это
имеет
в
случае
монологической
речи
.В
процессе
работы
обучающиеся
должны были научиться хорошо представлять ситуацию разговора.для этой
цели использовались пиктограммы,картины или серии картин с развивающим
сюжетом,инсценирование.На
логопедических
занятиях
применялись
такие
формы
работы,которые
способствовали
расширению
предикативного
словаря.Предлагается:
-повторять за логопедом образцы коротких диалогов из 3-4 реплик;
-самостоятельно
закончить
заданную
логопедом
коммуникативную
ситуацию;
-самостоятельно задавать друг друг другу вопросы и отвечать на них,следуя
образцу ,данному логопедом;
-беседовать в парах об окружающих предметах,одежде,погоде и т.д
В
дальнейшем
предлогается
упражнения
на
дополнение
реплик
диалога,распространение диалога второстепенными членами,замены,где это
целесообразно.
Монолог-
На
первых
этапах
формирования
связного
высказывания
использовались
упражнения
упражнения,направленные
на
осуществление
связности рядом стоящих предложений посредством использования одного и
того же подлежащего в роли субъекта и разных сказуемых в роли предиката:
Вася пошел в лес.Он увидел ежа.Вася взял его домой. Если обучающиеся
справляются
с заданием наглядные опоры не применяются.Для анализа
структуры
предложения
использовались
графические
схемы.Далее
включались
задания,направленные
на
отработку
средств
связности
предложений
в тексте,что основывалось на смене синтаксических ролей
лексических единиц.
Д е т и
п р и ш л и
н а
п о л я н у . П о л я н а
п о к р ы т а
к р а с и в ы м и
(душистыми,разноцветными)
цветами.Цветы
покачиваются
от
ветра.Ветер дул все сильнее и сильнее,(рассказ по цепочке).При работе над
рассказом
по
картине,серии
картин,рассказом-описанием,пересказом
учитывалась
степень
доступности,близость
к
жизненному
опыту
обучающихся,соответствие
их
интерессам,а
также
сочетанность
с
лексическими циклами.На протяжении своего коррекционного цикла ответы
небходимо анализировать с учетом характера выявления ими предикативной
основы высказывания.