Автор: Климова Лидия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 38
Населённый пункт: город Миасс Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация программы "Наш дом - Южный Урал" 1 младшая группа
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план по региональному компоненту ( по программе
«Наш дом – Южный Урал»), по патриотическому воспитанию в 1
младшей группе
Составил:
Ст. воспитатель Климова Л. А.
Месяц
Формы работы
Организация ППРС
Сентябрь
Блок
«
Детский
сад»
Игра- забава «Пальчик – пальчик, где ты был?»
Игра – забава «Затопали ножки»
Ц: Развивать речь, координацию движений
Знакомство с детским садом. Путешествие по групповой комнате.
Ц: Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное
отношение к ситуации пребывания в детском саду.
Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова « Шел кот – скороход»
Ц: Вызывать у детей интерес к совместному рассматриванию иллюстраций
Панно «Ладошки детей нашей группы»
Ц: Способствовать установлению эмоционального контакта с каждым ребенком.
Чтение потешки «Идет коза рогатая….»
Чтение потешки «Уты – уты полетели на головку сели.»
Ц: Знакомство с потешками и пестушками;
Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» с использованием наглядных средств
Ц:
Обращать
внимание
на
удовлетворенность
индивидуальных
потребностей
детей
в
прослушивании сказки.
Внести
иллюстрации
Ю.
Васнецова, альбом «Наша
г р у п п а » ,
к н и ж к и
с
русскими
н а р од н ы м и
с к а з к а м и ,
т е а т р
настольный
« Ку р оч ка
Ряба»
Блок
«Осень»
Пение заклички «Солнышко-солнышко выгляни в окошечко!»
Ц: Знакомить детей с особенностями заклички;
Учить детей выразительно произносить заклички.
Рассматривание иллюстраций на тему «Осень золотая»
Ц: Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте.
Чтение потешки «Пошла Маня на базар…» и рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова
Ц: Вызывать интерес к слушанию фольклорных поэтических произведений и учить понимать
их содержание.
Внести
иллюстрации
к
потешкам,
закличкам,
и л л ю с т р а ц и и
о с е н ь ,
фотоальбом
«Природа
города Миасса», материал
д л я
а п п л и к а ц и и
( разноцветные листочки),
книга
р.н.с.
« Ре п ка » ,
Беседа на тему и рассматривание фотоальбома: «Природа города Миасса»
Ц: вызвать интерес рассматривания фотографий природы города осенью
Разучивание игры «Шли-шли, что-то нашли»
Ц: Создавать эмоционально положительный настрой в группе. Развивать умение действовать в
соответствии с правилами игры.
Аппликация «Разноцветные осенние листочки»
Ц: Вызвать интерес к созданию изображения с помощью аппликаций
Чтение потешки «Сидит белка на тележке»
Ц: Продолжать вызывать интерес к фольклору
Лепка «Угощаем игрушки орешками»
Ц: Вызывать интерес к действиям с пластическими материалами.
Подвижная игра «Раздувайся пузырь»
Ц: Начинать формировать интерес к совместным действиям
Инсценировка потешки «Большие ноги шли по дороге»
Ц:
Продолжать формировать интерес к совместным действиям.
Чтение сказки «Репка»
Ц: Знакомить детей с русскими народными сказками, формировать интерес к книгам.
Рассматривание муляжей овощи и фрукты. Д/ игра «В гости к бабушке за урожаем»
Ц: учить называть овощи и фрукты, классифицировать предметы по обобщающему понятию.
картинки и муляжи овощи
и фрукты
Октябрь
Блок «Моя
семья»
Беседа «Мама, папа и я – дружная семья»
Ц: формирование у детей представление о семье.
Игра «В гости к бабушке»
Ц: Продолжать знакомить детей с понятием «семья», как о людях, которые живут вместе,
любят друг друга, заботятся друг о друге.
Чтение детям потешек про зайцев «Зайка серенький, где был –пропадал?» «Зайчишка –
трусишка по полю бежал.», «Лиса по лесу ходила».
Ц: Продолжать вызывать интерес к фольклору.
Рассматривание игрушек, чтение и заучивание стихотворений А. Барто «Игрушки»
Пение колыбельной песни «Котик серый – хвостик белый…»
Ц: Знакомить детей с колыбельными песнями;
Воспитывать положительное отношение к исполненным педагогами колыбельным песням
Внесение
иллюстраций
« М о я
с е м ь я » ,
фотоальбомы
–
проекты
«Моя
семья»
(работа
с
родителями),
иллюстрации и игрушки к
потешкам,
куклы
для
обыгрывания
сюжетной
игры
«Укладываем
куклу
спать»,
иллюстрации
к
стихотворениям
«Игрушки»,
Ноябрь
Блок «Мой
дом. Мой
город»
Пение колыбельных песен «Баю – баю»
Ц: Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями нашего края;
Пение р.н.п. «Ладушки»
Ц: познакомить детей с русскими народными песнями, доставить детям радость;
Чтение сказки «Теремок» и показ театра на фланелеграфе «Теремок»
Ц: Знакомить детей с русскими народными сказками, формировать интерес к книгам.
Рассматривание картинок «Дом»
Ц: дать элементарные представления о родном доме, что находится в доме
Рассказ воспитателя «Мой город Миасс»
Ц: Сформировать у детей представление о городе, в котором они живут, привить любовь и
уважение к родному краю.
Рассматривание альбома «Достопримечательности города»
Ц: Сформировать у детей представление о городе, в котором они живут, привить любовь и
уважение к родному краю.
Игры с конструктором «Построим дом для Кати»
Чтение прибауток «Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл…»
Ц: Познакомить детей с прибаутками, содержанием и формой; Расширять кругозор детей и
словарный запас;
Театр игрушек по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся»
Ц: Продолжать вызывать у детей эмоционально положительное состояние, удовольствие от
просмотра театра игрушек.
Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу».
Ц: Закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.
Фонотека с колыбельными
пе с нями
и
р у с с к и м и
н а р од н ы м и
п е с н я м и ,
книга
сказка
«Теремок»,
т е а т р
« Т е р е м о к » ,
к а р т и н к и
« Д о м » ,
фотоальбом
«Мой
город
Миасс»,
«Достопримечательности
города»
(презентация),
крупный
конст руктор,
куклы.
Декабрь
Блок
«Зимушка –
зима»
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Ц: Продолжать вызывать интерес к подвижным играм
Рассказывание потешки «На ледок – то, на ледок выпал беленький снежок» и рассматривание
иллюстрации Ю. Васнецова к ней
Ц: Продолжать вызывать интерес, желание слушать и понимать содержание фольклорных
поэтических произведений. Заинтересовать рассматриванием иллюстрации Ю. Васнецова.
Внесение куклы в зимнем
наряде,
иллюстрации
к
п о т е ш к а м ,
к р а с к и ,
а л ь б о м н ы е
л и с т ы
(тонированные), кисточки,
книга
«Лиса
и
волк»,
Вечер пальчиковых игр
Ц: Заинтересовать детей играми, развивающими движения пальцев рук.
Рисование «Покроем снегом дома и улицу»
Чтение русской народной сказки «Лиса и волк».
Ц: Знакомить детей с русскими народными сказками, формировать интерес к книгам.
Рассматривание фотографий с изображением зимней природы Миасса
Ц: порадовать красотой природы зимой.
Слушание и пение песен: «Русские плясовые мелодии», «Ладушки»
Беседа «Пришла зимушка – зима»
Ц: Знакомство с «зимними» потешками,стихами
Рассматривание зимней одежды: валенки, рукавички. Ди./игра «Оденем машу на прогулку» -
Знакомство с детской зимней деревенской одеждой
Разучивание потешек «Ты мороз, мороз…»
Ц: вызвать эмоционально – положительное отношение к потешкам
иллюстрации
к
данной
с к а з к е ,
ф о н о т е к а
с
музыкальными
произведениями,
фотоальбом
« К р а с от а
зимней природы Миасса»,
картинки с изображением
одежды, дид.кукла Маша
Блок «К нам
пришел
Новый год»
Работа с лэпбуком « Новый год». Дед Мороз
Ц:
Познакомить
с
детей
с
дедом
Морозом,
рассмотреть
картинки
с
его
изображением.
Вызывать у детей чувство радости, связанное с приближением новогоднего праздника.
Работа с лэпбуком «Новый год». Снегурочка
Ц: Познакомить с детей со Снегурочкой, рассмотреть картинки с его изображением. Вызывать
у детей чувство радости, связанное с приближением новогоднего праздника.
Театр игрушек «Звери у елки»
Ц: Создание радостного предновогоднего настроения с помощью веселых народных игр и
хороводов
Сундучок деда Мороза (рассматривание картинок про новый год, стихи, игры)
Ц: Создание радостного предновогоднего настроения с помощью худ.слова, народных игр.
Создание коллективной работы «Елочка нарядная» - доставить детям радость с приближением
новогоднего праздника
Кукла
в
зимнем
наряде,
дед
Мороз,
Снегурочка,
лэпбуки по данной теме
Январь
Блок
«Пришла
коляда –
отворяй
ворота»
Слушание колядок и народные игры.
Ц: Создать праздничное настроение.
Рассматривание картинки с изображением зимних забав
Ц: Продолжать знакомить детей с особенностями зимы.
Чтение потешки «Егорка, Егорка»
Ц: Приобщать детей к устному народному творчеству;
Подвижная игра «Ты, собачка, не лай».
Ц: Вызывать интерес к подвижным играм.
Беседа на тему: «Кто живёт в лесу?».
Ц: Дать детям представление о животных, населяющих леса родного края
Просмотр презентации «Зимующие птицы нашей области»
Ц: Познакомить детей с зимующими птицами средней полосы.
Зима на участке детского сада (прогулка).
Кукольный спектакль «Заюшкина избушка».
Ц: Продолжать знакомить детей с русским фольклором, воспитывать любовь к Родине.
«Наша доченька в дому, что оладушек в меду»
Ц: . продолжать знакомить детей с прибаутками, содержанием и формой;
«Баю, баю, баиньки, купим Тане валенки…»
Ц: Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями нашего края;
Развивать творческие способности, мышление у детей во время исполнения колыбельных
песен.
Костюмы
для
ряженья,
в н е с т и
к а р т и н ы
с
изображением
«Зимние
гуляния»,
картины
с
з и м н и м и
з а б а в а м и ,
картины
зверей
в
лесу
зимой,
презентация
или
иллюстрации
про птиц,
т е а т р
« З а ю ш к и н а
избушка»
Февраль
Блок
«Транспорт»
Рассматривание
иллюстрации
Ю.
Васнецова
«Петушок»
и
чтение
потешки
«Петушок,
петушок»
Ц: Вызывать у детей интерес к совместному рассматриванию иллюстраций
Беседа «Улицы города»
Ц: дать понятие о том, что каждая улица имеет свое название
Рисование «Полосочки для пешеходного перехода»
Русская народная игра – забава «Ладушки – ладошки»
Ц: Вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить
Знакомство с Богородской игрушкой «Медведица качает медвежонка на качелях»
Ц: Вызывать интерес к игрушке и желание действовать с ней. Доставить детям радость от игры
с игрушкой.
Конструирование «Широкие и узкие дороги в городе»
Ц: Вызвать интерес к конструированию. Заинтересовать строительство дороги для больших и
маленьких автомобилей.
Рассматривание фотографий «Дома нашего города»
Ц: Воспитывать у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу.
Презентация «Ездят по дороге разные машины»
Ц: закреплять понятия грузовая машина, легковая машина
Чтение потешки «Еду к бабе, еду к деду…»
Ц: стимулировать активное участие в исполнении потешек
Внесение
иллюстрации
к
потешкам, картины «Дома
н а
н а ш е й
у л и ц е » ,
картинки
разные
виды
транспорта,
в н е с е н и е
богородской
игрушки,
конструктор,
фотографии
зданий
нашего
города,
м а к е т а
д о р о г и
и
маленьких машин
Март
Блок
«Народные
традиции и
игрушки»
Чтение потешек Ладушки,ладушки…», «Ай, лады,лады,лады…»
Ц: Приобщать детей к устному народному творчеству; Закреплять с детьми название частей
тела (руки, ноги, голова);
Рассматривание народной игрушки «Матрёшка».
Ц:Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание иллюстраций праздника Масленица и куклы.
Ц: знакомство с куклой Масленица и праздником. Доставить детям радость от народных игр
Игра «Мы пекем блины»
Ц: развивать речь детей, координацию движений. Доставить детям радость
Знакомство с подвижной игрой «Совушка – сова» стих.: М. Бекетова
Ц: Вызывать у детей чувство удовольствия, радости от участия в играх – догонялках
Этическая беседа: «Моя любимая мама».
Ц: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме.
Рассматривание предметов народного быта (печь, люлька, лавка)
Ц:
Познакомить детей с предметами русского быта: печь, люлька, лавка . Приобщать детей к
традиционной русской культуре на основе использования фольклора.
Знакомство с дымковскими игрушками
Ц: Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек,
нарядность, яркость.
Разучивание русской народной игры «Ручеёк».
Ц: Продолжать знакомить с русскими народными играми, воспитывать желание играть в игры
Знакомство с богородцкой игрушкой «Птичий разговор»
Ц:Продолжать
формировать
у
детей
интерес
к
народной
игрушке,
эмоциональную
отзывчивость,
чувство
радости
от
встречи
с
игрушкой
и
способствовать
пониманию
ее
содержания.
Чтение потешек при купании (заучивание потешки на выбор)
Цель. Воспитание ласкового, заботливого отношения к маленькому ребенку. Знакомство с
песенками, пестушками и потешками на тему «Купание».
Вечер пальчиковых игр
Цель.
Знакомство
с
народными
пальчиковыми
играми,
новыми
потешками
и
повторение
известных игр.
В н е с е н и е
и г р у ш к и
м а т р е ш к а ,
к у к л ы
Масленица,
иллюстрации
с изображением праздника
Масленица, костюмы для
ряженья,
вне с ение
в
уголок
народного
быта
печи,
люльки
,
лавки.
В н е с т и
а л ь б о м
«Дымковская
игрушка»,
богородские игрушки
Апрель
Блок
«Приди,
весна, с
радостью»
Чтение и разучивание потешки « Весна, весна красная!»
Ц: приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
«Трень –брень, гусельки»
Ц: знакомство с русским народным инструментом – гуслями.
Чтение прибаутки «Две тетери»
Ц: знакомство с прибауткой «Две тетери»
Заучивание заклички: «Птички, птички, к нам летите»
Цель.
Знакомство
с
традицией
зазывать
весну,
птиц,
с
закличкой
как
формой
русского
фольклора.
Русская народная игра «Гуси и волк»
Ц: вызвать интерес к народной игре «Гуси и волк», вызывая у детей эмоциональный отклик на
происходящие в ней события.
Чтение сказки: « Солнечный зайчик»
Ц:
Знакомство
с
русской
народной
сказкой
«Солнечный
зайчик».
Отметить
пользу
взаимовыручки и радость, которую приносят доброта и дружба.
Слушание муз. произведение : народная плясовая «На зеленом лугу»
Ц: Знакомство с народной плясовой «На зеленом лугу».
Спектакль «Непослушная Даша»
Ц:.
Продолжение
темы
помощи
старшим,
воспитание
уважительного
отношения
к
окружающим, умения мириться и раскаиваться в плохих поступках.
Игра «Солнышко» , пение песенки «Пасха красная»
Ц:. Веселая встреча Пасхи. Знакомство с народными пасхальными играми и песнями.
Знакомство с филимоновскими свистульками
Ц: Познакомить с народными инструментами.
Рассматривание альбома «К нам весна пришла»
Ц: показать красоту природы родного края в любе время года.
Внесение куклы – Весны в
уголок
народного
быта,
внесение
иллюстраций
с
изображением
в е с н ы ,
перелетных птиц.
Рассматривание
альбома
« Р у с с к и е
н а р о д н ы е
инструменты»
Май
Блок
«День
Победы»
Блок
«Весна.
Домашние
животные»
Рассматривание солдатиков
Ц: учить рассматривать игрушки, формировать представления , что мальчики – будущие
солдаты
Рассматривание иллюстраций о параде, праздничном салюте
Ц: учить рассматривать иллюстрации, расширять представления о
явлениях общественной
жизни
Беседа «Мы идем на праздник»
Ц: Формирование нравственных ценностей.
Творческая мастерская «Мы рисуем салют»
Ц: учить работать сообща, доставить детям удовольствие от рисования пальчиками.
Чтение стихотворений А. Барто «Самолет», «Флажок», «Кораблик»
Ц:
развивать
эмоциональность
и
образность
восприятия
при
чтении
стихотворений,
сопровождать
чтение
стихотворений
игровыми
действиями.
Формировать
у
детей
доброжелательность, инициативность.
Чтение прибаутки «Сбил, сколотил – вот колесо…»
Чтение заклички «Радуга – дуга»
Ц: повторение знакомых закличек,
Хоровод по русскую народную песню «Во поле береза стояля…»
Ц: Знакомство с песней о березке
Потешка « Уж как я ль мою коровушку люблю»
Цель.
Знакомство
с
крестьянскими
домашними
животными
и
связанными
с
ними
произведениями народного фольклора и обычаями.
Чтение сказки Волк и семеро козлят»
Ц:
Продолжать
знакомство
с
домашними
животными
в
крестьянском
хозяйстве
(коза).
Отметить, что добро всегда побеждает, а обманывать и быть злым – плохо.
Инсценировка потешки «Пастушок»
Ц: доставить детям радость.
Домашний оркестр (игры на музыкальных иснтрументах)
Ц:
создать
у
детей
веселое
настроение
игрой
на
шумовых
инструментах
и
предметах
домашней утвари, напомнить их название и назначение.
Вне с ение
с о л д ат и ко в
(игрушки), иллюстрации о
празднике
День
Победы,
салют,
иллюстрации
к
стихам А. Барто
Иллюстрации к потешкам,
народные
инструменты,
п р е д м е т ы
д о м а ш н е й
утвари в уголке народного
быта, внесение картинок с
домашними
животными.
Иллюстрации
о
весне,
о
труде людей весной.
Литература:
1.
Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с
детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. :
Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007. – 112 с.
2.
Е.С. Бабунова Наш дом - Южный Урал: программно – методический комплекс для организаций, реализующих образовательные
программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255 с.
3.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. — 368 с.