Автор: Дорогая Розалия Гайнитдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №463 г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Ритмическая основа речи и общей моторики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью"
Раздел: дошкольное образование
Ритмическая основа речи и общей моторики у детей раннего возраста
с отклонениями в овладении речью
Аннотация: проблема речевых нарушений у детей раннего возраста
является
одной
из
актуальных
в
логопедии,
в
детский
сад
все
чаще
приходят
дети,
у
которых
уровень
развития
речи
не
соответствует
возрастным
нормам.
При
анализе
речевых
нарушений
у
детей
важно
анализировать
состояние
моторики,
так
как
моторика
и
речь
тесно
взаимосвязаны. Одним из компонентов речевых и моторных процессов
является ритм, понимание его природы важно для разработки направлений
и
содержания
коррекционной
работы
с
детьми
раннего
возраста
с
отклонениями в овладении речью.
Ключевые
слова:
ритм,
моторика,
ритмическая
основа
речи,
отклонения в овладении речью.
Речь
как
сложная
функциональная
система
тесно
связана
с
моторикой,
что
подтверждено
рядом
исследований (Е.Н. Винарская,
Л.Т. Журба,
М.М. Кольцова,
Е.М. Мастюкова
и
др.).
Особенно
важное
значение проблема взаимосвязи речи и моторики имеет для специальной
педагогики
и
психологии,
логопедии,
что
позволяет
более
грамотно
и
эффективно выстроить коррекционную работу, направленную на развитие
не только речи, но и моторики. В работах многих ученых подчеркивается
важность коррекционного воздействия на моторные процессы в работе с
детьми
с
нарушениями
в
развитии
(Г.А. Волкова,
О.П. Гаврилушкина,
И.В. Евтушенко, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.).
Трудности
в
развитии
двигательных
функций
(недостаточность
артикуляции, мелкой и крупной моторики), в том числе их ритмической
основы, могут повлечь за собой ряд последующих проблем, таких как
нарушение формирования восприятия пространства и пространственных
представлений, и, конечно, нарушение речи [3]. Особенно эта проблема
актуальна
для
логопедии,
так
как
вопросы
становления
речевой
и
двигательной функции, в частности их ритмической организации, в норме
и при отклонениях в овладении речью в раннем возрасте является одной из
недостаточно разработанных.
Ритм является комплексным понятием и раскрывается в различных
отраслях
знания
–
философии,
медицине,
педагогике
и
психологии,
искусстве.
Ритм,
в
первую
очередь,
это
естественная
характеристика
привычных
действий
человека
–
ходьбы,
работы,
речи
и
т.п.
Жизнедеятельность человека четко подчиняется ритму.
Ритм
является
важной
эстетической
категорией,
средством
выразительности. Например, ритм – один из основных элементов мелодии,
которая
образуется
только
в
том
случае,
если
звуки
организованы
ритмично, обладают определенными длительностями. Отсутствие ритма не
позволяет воспринимать определенное чередование звуков как мелодию.
Ритм
–
важная
категория
не
только
в
музыке,
но
и
в
других
сферах
искусства (литература, изобразительное искусство), так как ритм обладает
не
только
выразительностью,
но
и
эмоциональностью,
творческими
возможностями в создании художественного образа (М. Бахтин).
Чувство
ритма
является
одним
из
важных
компонентов
художественных
способностей,
об
этом
говорят
ученые
в
области
педагогики,
психологии,
изобразительного
искусства
–
Б.М.
Теплов,
С.П. Ломов,
Н.Л.
Стариченко
и
др.
В
художественно-эстетическом
воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое
целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Функции ритма
в
худ оже с т в е н н о - э с т е т и ч е с ком
в о с п и т а н и и
о п р е д е л я ю т с я
выразительностью,
эмоциональностью,
творческими
возможностями
в
создании художественного образа.
В физическом воспитании ощущение ритма зависит от ощущения
пространства, ощущении времени, ощущении точности мышечных усилий
(Э. Далькроз, Д. Донский, Н. Збруева). Ощущение музыкального ритма
базируется в своей основе на ощущении звуков различной длительности и
определении этой длительности в движениях. По этому поводу Б. Теплов
утверждает,
что
подхватывать
и
репродуктировать
музыкальный
ритм
можно только на основе ощущения ритма, т.е. на основании музыкального
критерия, который опирается на моторику.
Ритм (в переводе с греч. соразмерность) – чередование различных
длительностей звуков в музыке. Как правило, понятие ритма связывается с
представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритм
есть
некоторая
определенная
организация
процесса
во
времени.
Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и
ритма
вообще
является
наличие
акцентов,
т.е.
более
сильных
или
выделяющихся
в
каком-либо
другом
отношении
раздражений.
Ритм
–
равномерное чередование сильных и слабых долей.
Ритм в своей основе имеет моторную природу и является одним из
его
врожденных
устойчивых
свойств.
Согласно
ре зульт ат ам
биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой
модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах,
но и, в первую очередь, в биоритмах мозга. Ритмическая характеристика
движения
пронизывает
все
уровни
и
определяет
способность
осуществления движения во времени и по определенному рисунку.
Выработавшиеся в результате длинного пути филогенетического и
исторического развития высшие формы моторики проходят и в онтогенезе
у
индивида
значительный
путь
развития.
Ритмическая
организация
движения начинает формироваться с момента рождения. Первоначально
ритм начинает проявляться в речи, в предречевых вокализациях, на стадии
гуления, а затем и лепета. По мере формирования у детей общей моторики
в раннем возрасте активно формируется ритм произвольных движений [3].
Исследования
последних
лет
позволяют
говорить
о
наличии
нарушения ритмической организации речи и движения у детей раннего
возраста с отклонениями в развитии речи. Проблема отклонений речевого
развития
у
детей
раннего
возраста
рассматривается
в
работах
Н.С.
Жуковой, О.Е. Грибовой, О.Е. Громовой, Е.Е. Ляксо, Е.М. Мастюковой,
Е.В. Шереметьевой и др. Для обозначения речевых нарушений у детей
раннего возраста используются различные термины: «задержка речевого
развития»
(Н.С.
Жукова,
Е.М.
Мастюкова),
«группа
риска
по
общему
недоразвитию
речи»
(О.Е.
Громова),
«отклонение
речевого
развития»
(Е.В. Шереметьева).
Е.В. Шереметьева выделяет типы отклонений в речевом развитии по
этиологиче скому
принципу:
обусловленные
н е д о р а з в и т и е м
психофизиологиче ских
и
когнитивных
компонентов,
тол ь ко
психофизиологических
и
только
когнитивных
компонентов.
Внутри
группы детей с отклонениями, обусловленными психофизиологическими и
когнитивными компонентами по степени выраженности квалифицированы
резко
выраженные,
выраженные
и
нерезко
выраженные
отклонения
речевого развития [4].
У детей с отклонениями в овладении речью наблюдаются нарушения
ритмической
организации
речи
и
произвольных
движений.
При
резко
выраженных отклонениях речевого развития в раннем возрасте у детей
отмечается равномерное резкое недоразвитие всех компонентов речи, в том
числе ритма. При выраженных отклонениях речевого развития в раннем
возрасте отмечается мозаичность при общем равномерном недоразвитии
всех компонентов овладения речью ребенком. При нерезко выраженных
отклонениях
речевого
развития
у
детей
раннего
возраста
отмечается
мозаичность
недоразвития
некоторых
компонентов
овладения
речью
(мотивация
речевого
развития
взрослыми,
овладение
игровыми
действиями,
фонематическое
восприятие)
при
общем
минимальном
их
недоразвитии.
С детьми раннего возраста с отклонениями в развитии необходимо
проводить
коррекционную
работу,
направленную
на
развитие
всех
компонентов речевой системы, в том числе ритма, при этом должно быть
о р г а н и зо ва н о
и
ко р р е к ц и о н н о й
во зд е й с т в и е
н а
м о т о р и к у
(артикуляционную,
мелкую
и
общую),
на
развитие
ритмических
компонентов в том числе.
Литература:
1.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.:
Просвещение, 2004. – 471 с.
2.
Громова,
О.Е.
Методика
формирования
начального
детского
лексикона / О.Е. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
3.
Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / А.Н. Жинкин //
Детская речь: хрестоматия. – СПб., 1994. – Ч. I. – С. 5-13.
4.
Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у
детей раннего возраста / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный
книжный центр, 2012. – 168 с.