Напоминание

"Ритмическая основа речи и общей моторики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью"


Автор: Дорогая Розалия Гайнитдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №463 г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Ритмическая основа речи и общей моторики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ритмическая основа речи и общей моторики у детей раннего возраста

с отклонениями в овладении речью

Аннотация: проблема речевых нарушений у детей раннего возраста

является

одной

из

актуальных

в

логопедии,

в

детский

сад

все

чаще

приходят

дети,

у

которых

уровень

развития

речи

не

соответствует

возрастным

нормам.

При

анализе

речевых

нарушений

у

детей

важно

анализировать

состояние

моторики,

так

как

моторика

и

речь

тесно

взаимосвязаны. Одним из компонентов речевых и моторных процессов

является ритм, понимание его природы важно для разработки направлений

и

содержания

коррекционной

работы

с

детьми

раннего

возраста

с

отклонениями в овладении речью.

Ключевые

слова:

ритм,

моторика,

ритмическая

основа

речи,

отклонения в овладении речью.

Речь

как

сложная

функциональная

система

тесно

связана

с

моторикой,

что

подтверждено

рядом

исследований (Е.Н. Винарская,

Л.Т. Журба,

М.М. Кольцова,

Е.М. Мастюкова

и

др.).

Особенно

важное

значение проблема взаимосвязи речи и моторики имеет для специальной

педагогики

и

психологии,

логопедии,

что

позволяет

более

грамотно

и

эффективно выстроить коррекционную работу, направленную на развитие

не только речи, но и моторики. В работах многих ученых подчеркивается

важность коррекционного воздействия на моторные процессы в работе с

детьми

с

нарушениями

в

развитии

(Г.А. Волкова,

О.П. Гаврилушкина,

И.В. Евтушенко, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.).

Трудности

в

развитии

двигательных

функций

(недостаточность

артикуляции, мелкой и крупной моторики), в том числе их ритмической

основы, могут повлечь за собой ряд последующих проблем, таких как

нарушение формирования восприятия пространства и пространственных

представлений, и, конечно, нарушение речи [3]. Особенно эта проблема

актуальна

для

логопедии,

так

как

вопросы

становления

речевой

и

двигательной функции, в частности их ритмической организации, в норме

и при отклонениях в овладении речью в раннем возрасте является одной из

недостаточно разработанных.

Ритм является комплексным понятием и раскрывается в различных

отраслях

знания

философии,

медицине,

педагогике

и

психологии,

искусстве.

Ритм,

в

первую

очередь,

это

естественная

характеристика

привычных

действий

человека

ходьбы,

работы,

речи

и

т.п.

Жизнедеятельность человека четко подчиняется ритму.

Ритм

является

важной

эстетической

категорией,

средством

выразительности. Например, ритм – один из основных элементов мелодии,

которая

образуется

только

в

том

случае,

если

звуки

организованы

ритмично, обладают определенными длительностями. Отсутствие ритма не

позволяет воспринимать определенное чередование звуков как мелодию.

Ритм

важная

категория

не

только

в

музыке,

но

и

в

других

сферах

искусства (литература, изобразительное искусство), так как ритм обладает

не

только

выразительностью,

но

и

эмоциональностью,

творческими

возможностями в создании художественного образа (М. Бахтин).

Чувство

ритма

является

одним

из

важных

компонентов

художественных

способностей,

об

этом

говорят

ученые

в

области

педагогики,

психологии,

изобразительного

искусства

Б.М.

Теплов,

С.П. Ломов,

Н.Л.

Стариченко

и

др.

В

художественно-эстетическом

воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое

целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Функции ритма

в

худ оже с т в е н н о - э с т е т и ч е с ком

в о с п и т а н и и

о п р е д е л я ю т с я

выразительностью,

эмоциональностью,

творческими

возможностями

в

создании художественного образа.

В физическом воспитании ощущение ритма зависит от ощущения

пространства, ощущении времени, ощущении точности мышечных усилий

(Э. Далькроз, Д. Донский, Н. Збруева). Ощущение музыкального ритма

базируется в своей основе на ощущении звуков различной длительности и

определении этой длительности в движениях. По этому поводу Б. Теплов

утверждает,

что

подхватывать

и

репродуктировать

музыкальный

ритм

можно только на основе ощущения ритма, т.е. на основании музыкального

критерия, который опирается на моторику.

Ритм (в переводе с греч. соразмерность) – чередование различных

длительностей звуков в музыке. Как правило, понятие ритма связывается с

представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритм

есть

некоторая

определенная

организация

процесса

во

времени.

Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и

ритма

вообще

является

наличие

акцентов,

т.е.

более

сильных

или

выделяющихся

в

каком-либо

другом

отношении

раздражений.

Ритм

равномерное чередование сильных и слабых долей.

Ритм в своей основе имеет моторную природу и является одним из

его

врожденных

устойчивых

свойств.

Согласно

ре зульт ат ам

биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой

модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах,

но и, в первую очередь, в биоритмах мозга. Ритмическая характеристика

движения

пронизывает

все

уровни

и

определяет

способность

осуществления движения во времени и по определенному рисунку.

Выработавшиеся в результате длинного пути филогенетического и

исторического развития высшие формы моторики проходят и в онтогенезе

у

индивида

значительный

путь

развития.

Ритмическая

организация

движения начинает формироваться с момента рождения. Первоначально

ритм начинает проявляться в речи, в предречевых вокализациях, на стадии

гуления, а затем и лепета. По мере формирования у детей общей моторики

в раннем возрасте активно формируется ритм произвольных движений [3].

Исследования

последних

лет

позволяют

говорить

о

наличии

нарушения ритмической организации речи и движения у детей раннего

возраста с отклонениями в развитии речи. Проблема отклонений речевого

развития

у

детей

раннего

возраста

рассматривается

в

работах

Н.С.

Жуковой, О.Е. Грибовой, О.Е. Громовой, Е.Е. Ляксо, Е.М. Мастюковой,

Е.В. Шереметьевой и др. Для обозначения речевых нарушений у детей

раннего возраста используются различные термины: «задержка речевого

развития»

(Н.С.

Жукова,

Е.М.

Мастюкова),

«группа

риска

по

общему

недоразвитию

речи»

(О.Е.

Громова),

«отклонение

речевого

развития»

(Е.В. Шереметьева).

Е.В. Шереметьева выделяет типы отклонений в речевом развитии по

этиологиче скому

принципу:

обусловленные

н е д о р а з в и т и е м

психофизиологиче ских

и

когнитивных

компонентов,

тол ь ко

психофизиологических

и

только

когнитивных

компонентов.

Внутри

группы детей с отклонениями, обусловленными психофизиологическими и

когнитивными компонентами по степени выраженности квалифицированы

резко

выраженные,

выраженные

и

нерезко

выраженные

отклонения

речевого развития [4].

У детей с отклонениями в овладении речью наблюдаются нарушения

ритмической

организации

речи

и

произвольных

движений.

При

резко

выраженных отклонениях речевого развития в раннем возрасте у детей

отмечается равномерное резкое недоразвитие всех компонентов речи, в том

числе ритма. При выраженных отклонениях речевого развития в раннем

возрасте отмечается мозаичность при общем равномерном недоразвитии

всех компонентов овладения речью ребенком. При нерезко выраженных

отклонениях

речевого

развития

у

детей

раннего

возраста

отмечается

мозаичность

недоразвития

некоторых

компонентов

овладения

речью

(мотивация

речевого

развития

взрослыми,

овладение

игровыми

действиями,

фонематическое

восприятие)

при

общем

минимальном

их

недоразвитии.

С детьми раннего возраста с отклонениями в развитии необходимо

проводить

коррекционную

работу,

направленную

на

развитие

всех

компонентов речевой системы, в том числе ритма, при этом должно быть

о р г а н и зо ва н о

и

ко р р е к ц и о н н о й

во зд е й с т в и е

н а

м о т о р и к у

(артикуляционную,

мелкую

и

общую),

на

развитие

ритмических

компонентов в том числе.

Литература:

1.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.:

Просвещение, 2004. – 471 с.

2.

Громова,

О.Е.

Методика

формирования

начального

детского

лексикона / О.Е. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.

3.

Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / А.Н. Жинкин //

Детская речь: хрестоматия. – СПб., 1994. – Ч. I. – С. 5-13.

4.

Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у

детей раннего возраста / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный

книжный центр, 2012. – 168 с.



В раздел образования