Напоминание

"Обучение плаванию"


Автор: Попков Алексей Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДТД и М "Восточный"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Обучение плаванию"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ВОСОЧНЫЙ»

Программа принята педагогическим УТВЕРЖДАЮ:

советом ГБОУ ДО ДТД и М И.О. директора ГБОУ ДО ДТД и М

«Восточный» «Восточный»

Протокол №_________ _________________С.Е. Дунаева

от «_____» ________________20___г. Приказ №________

от «______» ______________20____г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Обучение плаванию»

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации: 3 года (432 часа)

Количество часов в год: 144 часа

Уровень освоения программы: базовый

Педагог дополнительного образования: ПОПКОВ А.А.

Москва 2017г.

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность и уровень программы.

Программа по обучению плавания для учащихся младшего школьного возраста

направлена на обучение воспитанников плаванию, оздоровление и привитие

потребности в здоровом образе жизни.

Программа адаптирована к условиям работы ГБОУ ДО ДТД и М «Восточный»,

реализуется в рамках физкультурно-спортивной направленности и имеет базовый

уровень.

Актуальность программы.

Обучение плаванию – социально-значимый вид деятельности, востребованный

государством и обществом, как важная часть педагогического процесса, направленного

на укрепление здоровья, долголетия и социальную активность.

Цель программы.

Основной целью программы является формирование всесторонне развитой ведущей

здоровый образ жизни и постоянно самосовершенствующейся личности готовой к

социально-профессиональной деятельности и неординарным, экстремальным и

чрезвычайным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

Задачи.

Обучающие:

- приобретение основ теоретических и практических знаний по плаванию,

обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и

методов в жизнедеятельности.

Развивающие:

- расширение двигательного опыта, обеспечение общей и специальной физической

подготовленности;

- формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию,

самосовершенствованию, здоровому образу жизни.

Воспитательная:

- воспитание нравственных, физических, психических качеств, необходимых для

личностного и профессионального развития;

- приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической

культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.

Контингент занимающихся.

Возраст: Дети (мальчики, девочки) 8-10 лет.

Количество занимающихся:12-15 человек

Формы и режим занятий.

Основными формами учебно-педагогического процесса являются:

1.

Учебно-тренировочные занятия:

а) теоретические занятия (знакомство с историей и техниками плавания);

б) практические занятия (овладение техниками плавания).

2. Контрольные занятия (проверка приобретенных знаний и умений путем

выполнения тестовых заданий).

3. Соревнования (проверка приобретенных умений и навыков в условиях

соперничества, воспитание морально-волевых качеств).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом 15 минут после каждого

часа.

Срок реализации программы.

Программа реализуется за 3 учебных года, 144 учебных часа в год, 432 учебных часа

на весь период обучения.

Планируемые результаты.

1-й год обучения

- осуществление предварительной подготовки и освоения плавательного навыка;

- формирование основных элементов техники спортивных способов плавания.

В результате первого года обучения обучающиеся

будут знать: - основы плавания; правила техники безопасности и правила поведения в

бассейне, в душевых, раздевалках, на воде; правила личной гигиены;

будут уметь: - преодолевать дистанцию 25 метров с применением элементов техники

избранных способов плавания;

- выполнять простейшие прыжки и спады в воду;

- преодолевать страх перед водой и верить в свои силы.

2-й год обучения

- закрепление усвоенного ранее учебного материала, доведения плавательного навыка

до автоматизма;

- освоение техники спортивных способов плавания.

В результате второго года обучения обучающиеся

будут знать: - технику спортивного плавания, гигиену, режим дня и питания пловца.

будут уметь – проплывать дистанцию 50 метров двумя спортивными способами;

- выполнять повороты и стартовые прыжки, соблюдать режим дня.

3-й год обучения

- совершенствование спортивных способов плавания;

- ознакомление с прикладным плаванием.

В результате третьего года обучения обучающиеся

будут знать: - основы прикладного плавания, правила самоконтроля и оказания

первой медицинской помощи;

будут уметь: - проплывать дистанцию 100 метров, применяя технику плавания

кролем, брассом, баттерфляем;

- применять на практике прикладные способы плавания.

Условия набора на первый год обучения.

1.

Возраст – 8-10 лет

2.

Освоение программы «Начальное обучение плаванию».

3.

Выполнение тестового задания ознакомительного уровня:

- плавание дистанции 25м. простейшими способами плавания.

Добор в группы на освободившиеся места производится в течение учебного года в

соответствие с требованиями для каждого года обучения.

Допуском к занятиям является медицинская справка от терапевта с анализами и

отсутствием противопоказаний.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Учебно- тематический план (1-й год обучения)

п/п

Разделы, темы

Всего

часов

В том числе

теория

практика

I.

Введение

2

1

1

2.

Общая физическая подготовка

16

4

12

3.

Специальная физическая подготовка.

Имитационные упражнения.

16

4

12

4.

Освоение с водой

6

1

5

5.

Техника спортивных способов

плавания

60

15

45

6.

Простейшие прыжки и спады в воду

10

2

8

7.

Игры и эстафеты на воде

30

8

22

8.

Контрольно-проверочное и итоговое

занятие

4

2

2

Итого часов:

144

37

107

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения

1. Введение.

теория - Сведения о истории развития плавания и его прикладном оздоровительном

общеразвивающим значении. Правила техники безопасности и правила поведения в

бассейне, в душевых и раздевалках, во Дворце, техника безопасности на воде.

практика

Тестирование

(контрольные

заплывы),

позволяющее

определить

индивидуальные способности ребенка и создать группы по уровню плавательной

подготовленности.

2. Общая физическая подготовка.

теория – Знакомство с видами общеразвивающих упражнений. Значимость занятий

на свежем воздухе.

практика

Упражнения

на

развитие

силы,

быстроты,

координации

движений,

гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами ОФП.

3. Специальная физическая подготовка. Имитационные упражнения.

теория – Двигательные умения и навыки, направленные на развитие специальных

качеств пловца. Значение имитационных упражнений.

практика

Упражнения

для

развития

подвижности

суставов,

групп

мышц,

участвующих в плавании. Имитационные упражнения на суше.

4. Освоение с водой.

Теория – Свойства водной среды, ознакомление со свойствами водной среды.

Практика

Обучение

задержке

дыхания

в

воде,

погружениям,

подныриванию,

открыванию глаз, всплыванию, лежанию, скольжению и выдохам в воду («поплавок»,

«водолаз», «переправа», «медуза», «стрелочка»).

5. Техника спортивных способов плавания.

Теория – Основы техники спортивных способов плавания.

Практика – Изучение техники движений в способах плавания («кроль на груди»,

«кроль на спине», «брасс», «баттерфляй»):

- упражнения для изучения движений ногами и дыхания всеми стилями поочередно;

- упражнения для изучения движений руками и дыхания всеми стилями поочередно;

- упражнения для согласования движений в каждом способе плавания;

- упражнения для согласования движений в полной координации;

- упражнения для закрепления техники спортивными способами плавания.

6. Простейшие прыжки и спады в воду.

Теория– Ознакомление со способами простейших прыжков и спадов в воду.

Практика

Подводящие

упражнения

на

суше.

Прыжки

и

спады

из

различных

исходных положений с низкого бортика на мелкой части бассейна.

7. Игры на воде и эстафетное плавание.

Теория – Правила игр и эстафет на воде.

Практика – Игры: «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки» и т.д.

- эстафеты с ранее изученными элементами техники движений спортивных способов

плавания.

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие.

Теория – Способы оценки уровня технической, теоретической, психологической и

плавательной подготовленности занимающихся.

Практика – Тестирование в начале, в течение и конце учебного года.

Контрольными

нормативами

для

перевода

обучающихся

на

следующий

этап

обучения является:

1. Проплывание дистанции 25 метров с применением элементов техники избранных

способов плавания.

2. Выполнение простейших прыжков и спадов в воду с низкого бортика.

3. Знание теоретических основ по гигиене, режиму и питанию пловца.

4. Преодоление страха перед водой, вера в свои силы.

5. Знаний правил безопасности на воде.

Учебно-тематический план (2-й год обучения)

п/п

Разделы, темы

Всего

часов

В том числе

теория

практика

I.

Введение.

2

1

1

2.

Общая физическая подготовка.

18

2

16

3.

Специальная физическая подготовка.

Имитационные упражнения.

20

4

16

4.

Техника спортивных способов

плавания.

60

8

52

5.

Старты и повороты.

10

2

8

6.

Игры и эстафеты на воде.

28

6

22

7.

Водные праздники.

2

-

2

8.

Контрольно-проверочное и итоговое

занятие.

4

2

2

Итого часов:

144

25

119

Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения.

1. Введение.

теория – Плавание в России и СССР. Правила техники безопасности и правила

поведения в бассейне, в душевых и раздевалках, во Дворце и на открытых водоемах

при различных видах ныряний, погружениях, прыжках в воду. Знание личной гигиены

до, во время и после занятий. Способы закаливания, режим дня.

практика –Тестирование (контрольные заплывы), позволяющее определить уровень

плавательной подготовленности группы.

2. Общая физическая подготовка.

теория – Средства и методы физической подготовки..

практика

Упражнения

на

развитие

силы,

быстроты,

координации

движений,

гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами ОФП.

3. Специальная физическая подготовка. Имитационные упражнения.

теория

Значение

двигательных

умений

и

навыков,

направленных

на

развитие

специальных качеств пловца. Значение имитационных упражнений в становлении

техники плавания.

практика

Специальные

комплексы

физических

упражнений

для

развития

подвижности

суставов,

групп

мышц,

участвующих

в

плавании.

Имитационные

упражнения на суше и в воде.

4. Техника спортивных способов плавания.

Теория – Разновидности техники спортивных способов плавания.

Практика – Изучение, закрепление техники движений в способах плавания («кроль

на груди», «кроль на спине», «брасс», «баттерфляй»), эстафетном плавании:

- упражнения для изучения движений ногами и дыхания всеми стилями поочередно;

- упражнения для изучения движений руками и дыхания всеми стилями поочередно;

- упражнения для согласования движений в каждом способе плавания;

- упражнения для согласования движений в полной координации;

- упражнения для закрепления техники спортивными способами плавания.

5. Старты и повороты.

Теория – Способы спортивных стартов и поворотов.

Практика – Подводящие имитационные

упражнения на суше и в воде. Спады с

низкого

бортика,

со

стартовых

тумбочек

из

различных

исходных

положений.

Открытые повороты на груди и спине.

6. Игры и эстафеты на воде.

Теория – Правила игр и эстафет на воде.

Практика – Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки-догонялки» и т.д.

- эстафеты с применением ранее изученных спортивных способов плавания.

6. Водные праздники.

Практика – Праздники на воде в дни школьных каникул с привлечением в качестве

болельщиков и зрителей – родителей, занимающихся детей.

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие.

Теория – Способы оценки уровня технической, теоретической, психологической и

плавательной подготовленности занимающихся.

Практика – Тестирование в начале, в течение и конце учебного года.

Контрольными

нормативами

для

перевода

обучающихся

на

следующий

этап

обучения является:

1. Проплывание дистанции 50 метров двумя избранными способами плавания.

2. Выполнение поворотов и стартовых прыжков.

3. Знание гигиенических требований, режима и питания пловца.

4. Знаний правил поведения на открытых водоемах.

Учебно-тематический план (3-й год обучения)

п/п

Разделы, темы

Всего

часов

В том числе

теория

практика

I.

Введение

2

1

1

2.

Общая физическая подготовка

16

2

14

3.

Специальная физическая подготовка.

Имитационные упражнения.

18

2

16

4.

Техника спортивных способов

плавания

54

8

46

5.

Старты и повороты

8

1

7

6.

Игры и эстафеты.

20

4

16

7.

Водные праздники.

2

-

2

8.

Спортивные состязания.

4

-

4

9.

Основы самоспасения на воде и

прикладного плавания.

16

4

12

10.

Контрольно-проверочное и итоговое

занятие

4

2

2

Итого часов:

144

24

120

Содержание учебно-тематического плана 3-го года обучения

1. Введение.

теория – Плавание в современной России. Правила техники безопасности и правила

поведения в бассейне, в душевых и раздевалках, во Дворце и на открытых водоемах

при различных видах ныряний, погружениях, прыжках в воду. Знание личной гигиены

до, во время и после занятий. Способы закаливания, режим дня. Способы контроля за

реакцией организма на нагрузку по частоте дыхания и ЧСС.

практика –Тестирование (контрольные заплывы), позволяющее определить уровень

плавательной подготовленности группы.

2. Общая физическая подготовка.

теория – Передовые методики общей физической подготовки пловца.

практика

Упражнения

на

развитие

силы,

быстроты,

координации

движений,

гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами ОФП.

3. Специальная физическая подготовка. Имитационные упражнения.

теория – Особенности двигательных умений и навыков, направленных на развитие

специальных

качеств

пловца.

Имитационные

упражнения,

применяемые

в

совершенствовании техники плавания.

практика

Специальные

комплексы

физических

упражнений

для

развития

подвижности

суставов,

групп

мышц,

участвующих

в

плавании.

Имитационные

упражнения на суше и в воде в разных исходных положениях

4. Техника спортивных способов плавания.

Теория – Современные разновидности техники спортивных способов плавания.

Практика – Изучение, закрепление, совершенствование техники движений в способах

плавания («кроль на груди», «кроль на спине», «брасс», «баттерфляй»), эстафетном,

комплексном плавании:

- упражнения для изучения движений ногами и дыхания всеми стилями поочередно;

- упражнения для изучения движений руками и дыхания всеми стилями поочередно;

- упражнения для согласования движений в каждом способе плавания;

- упражнения для согласования движений в полной координации;

- упражнения для закрепления техники спортивными способами плавания.

5. Старты и повороты.

Теория – Современные требования к способам спортивных стартов и поворотов.

Практика

Старт

со

стартовых

тумбочек,

из

воды

из

различных

исходных

положений. Открытые повороты на груди и спине, поворот кувырком.

6. Игры и эстафеты на воде.

Теория – Правила игр и эстафет на воде.

Практика – Игры: «Водный баскетбол», «Водный волейбол», «Водное поло» и т.д.

- эстафеты с применением ранее изученных спортивных способов плавания.

7. Водные праздники.

Практика – Праздники на воде в дни школьных каникул с привлечением в качестве

болельщиков и зрителей – родителей, занимающихся детей.

8. Спортивные состязания.

Практика - Внутригрупповые, первенство дворца, окружные, городские и др.

9. Основы самоспасения на воде и прикладного плавания.

Теория – Средства и способы оказания помощи тонущим и пострадавшим на воде.

Практика – Плавание на боку, на спине без выноса рук, с поддерживающими

средствами, с предметами, в ластах, в одежде, ныряние на дальность и на глубину,

транспортировка тонущего, помощь пострадавшему на воде.

10. Контрольно-проверочное и итоговое занятие.

Теория – Способы оценки уровня технической, теоретической, психологической и

плавательной подготовленности занимающихся.

Практика – Тестирование в начале, в течение и конце учебного года.

Контрольными нормативами обучения является:

1. Проплывание дистанции 100 метров комплексным плаванием.

2. Знания правил оказания первой медицинской помощи.

3. Применение на практике умения выполнять приемы спасания тонущего и

пострадавшего на воде.

- Транспортировка тонущего 25 метров.

РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Формы контроля и подведение итогов реализации дополнительной

общеразвивающей программы.

При подведении итогов используются следующие формы:

- Тестирование по теоретическому освоению материала.

- Тестирование по практическому освоению материала.

- Участие в соревнованиях различного уровня.

Механизм отслеживания результатов реализации программы.

Итоги освоения содержания программы, согласно Положению об аттестации

обучающихся учебных групп, объединений и коллективов ГБОУ ДО ДТД и М

«Восточный», оформляются в протоколах. Могут вручаться грамоты и свидетельства.

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Учебно-методическое обеспечение программы.

В качестве методического обеспечения уроков разрабатываются планы, конспекты

уроков

по

темам

из

личного

опыта

педагога,

работающего

с

данной

группой

и

имеющиеся публикации научных работ.

Имеется и используется наглядный учебный материал в помощь занимающимся для

обучения

всеми

стандартными

и

нестандартными

способами

плавания,

ориентирования в водной среде, оказания помощи пострадавшим и др.

Материально-техническое обеспечение программы.

1.

Помещение: ванна бассейна 12х25м.

2.

Оборудование:

раздевалки

со

шкафчиками,

скамейки,

душевые

кабины,

туалетные комнаты, скамейки на бортике бассейна для занятий на них.

3.

Инвентарь: гимнастические

скамейки,

спасательные

шесты

(не

менее

2-х),

плавательные

доски,

нарукавники,

плавки-поплавки,

круги

для

плавания,

спасательные круги, мячи для плавания, обручи плавающие (горизонтальные),

обручи с грузами (вертикальные), поддерживающие и игровые плавательные

средства, ласты, пояс с петлей для обучения плаванию, контактные элементы для

обучения способам «брасс» и «баттерфляй», судейский свисток, секундомер,

часы - секундомер на стене, термометр комнатный, термометр для воды.

Для занятий в секции каждому воспитаннику надо иметь:

- купальник (плавки)

- полотенце

- мочалку

- мыло

- тапочки для бассейна

- очки для плавания

- шапочку для плавания

- футболку и длинное трико

УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовые акты и документы.

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.№ 1726-р.);

3.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам»;

4.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к

письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242;

5.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14);

6.

Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах

по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году»;

7.

Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308 «О

внесении изменений в приказ Департамента образования г. Москвы от 17 декабря

2014 г. № 922»;

8.

Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О

внесении изменений в приказ № 922 от 17.12.2014 г.;

9.

Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 г. № 1035«О

внесении изменений в приказ № 922 от 17.12.2014 г.

10. Методическое пособие по начальному обучению плаванию. МКО Московское

городское физкультурно-спортивное объединение. – М.,1998.

11. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. – М.: Физкультура и спорт, 2000.

12. Булгакова Н.Ж. Азбука спорта – плавание.– М.:Физкультура и спорт,1999

13. Васильев В., Никитский Б. Обучение детей плаванию. – М.: ФиС, 1973.

14. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. – Плавание: игровой метод

обучения. – М.: Олимпия пресс, 2006.

15. ПротченкоТ.А.,СеменовЮ.А.Учебная программа для детей от 2 до 7 лет

(одновременная методика). МКО Центр организационно-методического обеспечения

физического воспитания, 1999.

16. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших

школьников. Практическое пособие. – М.: Айрис Пресс, 2003.

17. Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию.-М.:«Высшая школа»,1990

18. Примерные программы по плаванию от 2 до 18 лет.- М.: Центр «Школьная книга»,

2009.

19. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. – М.:

«Скрипторий 2003», 2008.

20. Соколова Н.Г.Плавание и здоровье малыша.–Ростов-на-Дону:Феникс,2007

21. Дорошенко И.В. «Учись плавать», Москва «Советский спорт», 1989г.

22. Протченко Т.А. «Методическое пособие по обучению плаванию младших

школьников», Москва , 1990г.

23. Булгакова Н.Ж. «Спортивное плавание» Учебник для ВУЗов физической культуры,

Москва «Физкультура, образование и наука» 1996г.

24. Материалы второй методической конференции «основы обучения плаванию детей

дошкольного и младшего школьного возраста», Москва 1998г.

25. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от

29 апреля 1999г. №80.

26. Закон г. Москвы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001г.

27. Комплексная программа физического воспитания учащихся. Москва

«Просвещение», 2004г.

28. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Примерные программы по плаванию от 2 до 18

лет . «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»,

Москва, центр «Школьная книга», 2009г.

29. Мартынова Л.В., Попкова Т.Н. «Игры и развлечения на воде», Москва

«Педагогическое общество России», 2006г.

30. «Техника безопасности на уроках физической культуры», Москва «Физкультура и

спорт в школе», 2001г.

31. Памятка о личной гигиене для детей школьного возраста. Москва, 2009г.

32. Соколова Н.Г. «Плавание и здоровье малыша», Ростов на Дону «Феникс», 2007г.

Календарный учебно-тематический план- график

«Обучение плаванию» (бюджет)

1-й год обучения

Разделы и темы

номер занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

сентябрь

октябрь

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- история развития, значение плавания, правила ТБ,

+

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

+

2. Общая физическая подготовка - 16 часов

Теория (4 часа)

- разновидности ОРУ

+

+

+

+

Практика (12 часов)

- ОРУ

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 16 часов

Теория (4 часа)

- значение СФП и имитационных упражнений

+

+

+

+

Практика (12 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше.

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

4. Освоение с водой (6 часов)

Теория (1 час)

- свойства водной среды

+

+

+

+

Практика (5 часов)

- «Пузыри», «Переправа», «Звездочка», «Водолаз» и др.

+ + + + + + + + + + + + + + +

5. Техника спортивных способов плавания (60 часов)

Теория (15 часов)

- Основы техники спортивных способов плавания

+

+

+

+

+

+

Практика (45 часов)

- кроль на груди, кроль на спине,

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

- брасс

- баттерфляй

6. Простейшие прыжки и спады в воду (10 часов)

Теория (2 часа)

- простейшие способы прыжков и спадов в воду

Практика (8 часов)

- подводящие упражнения на суше, прыжки и спады с

низкого бортика на мелкой части бассейна.

7. Игры и эстафеты на воде (30 часов)

Теория (8 часов)

- правила игр и эстафет

+

+

+

+

Практика (22 часов)

- «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки»

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

- эстафеты с элементами техники движений ССП

+

+

+

+

+

+

+

7. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)

Теория (2 часа)

- основы спортивного плавания, ТБ, правила гигиены

Практика (2 часа)

- сдача контрольных нормативов

Разделы и темы

номер занятия

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

ноябрь

декабрь

январь

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- история развития, значение плавания, правила ТБ,

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 16 часов

Теория (4 часа)

- разновидности ОРУ

+

+

+

Практика (12 часов)

- ОРУ

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 16 часов

Теория (4 часа)

- значение СФП и имитационных упражнений

Практика (12 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше.

4. Освоение с водой (6 часов)

Теория (1 час)

- свойства водной среды

Практика (5 часов)

- «Пузыри», «Переправа», «Звездочка», «Водолаз» и др.

5. Техника спортивных способов плавания (60 часов)

Теория (15 часов)

- Основы техники спортивных способов плавания

+

+

+

+

+

+

Практика (45 часов)

- кроль на груди, кроль на спине,

- брасс

- баттерфляй

+ + + +

6. Простейшие прыжки и спады в воду (10 часов)

Теория (2 часа)

- простейшие способы прыжков и спадов в воду

+

+

+

+

Практика (8 часов)

- подводящие упражнения на суше, прыжки и спады с

низкого бортика на мелкой части бассейна.

+ +

+ + + + +

+ + + +

7. Игры и эстафеты на воде (30 часов)

Теория (8 часов)

- правила игр и эстафет

+

+

Практика (22 часов)

- «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки» др.

+ + + + + + + + + + + + + +

+ +

- эстафеты с элементами техники движений ССП

+

+

+

+

+

+

+

+

7. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)

Теория (2 часа)

- основы плавания, ТБ, личная гигиена

+

Практика (2 часа)

- сдача контрольных нормативов

+

Разделы и темы

номер занятия

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

январь

февраль

март

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- история развития, значение плавания, правила ТБ,

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 16 часов

Теория (4 часа)

- разновидности ОРУ

+

+

Практика (12 часов)

- ОРУ

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 16 часов

Теория (4 часа)

- значение СФП и имитационных упражнений

+

+

Практика (12 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

4. Освоение с водой (6 часов)

Теория (1 час)

- свойства водной среды

Практика (5 часов)

- «Пузыри», «Переправа», «Звездочка», «Водолаз» и

др.

5. Техника спортивных способов плавания (60

часов)

Теория (15 часов)

- Основы техники спортивных способов плавания

+

+

+

+

+

+

Практика (45 часов)

- кроль на груди, кроль на спине,

- брасс

- баттерфляй

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

6. Простейшие прыжки и спады в воду (10 часов)

Теория (2 часа)

- простейшие способы прыжков и спадов в воду

+

+

Практика (8 часов)

- подводящие упражнения на суше, прыжки и спады с

низкого бортика на мелкой части бассейна.

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

7. Игры и эстафеты на воде (30 часов)

Теория (8 часов)

- правила игр и эстафет

+

Практика (22 часов)

- «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

- эстафеты с элементами техники движений ССП

+

+

+

+

+

+

+

7. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)

Теория (2 часа)

- основы спортивного плавания, ТБ, основы гигиены

Практика (2 часа)

- сдача контрольных нормативов

Разделы и темы

номер занятия

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

апрель

май

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- история развития, значение плавания, правила ТБ,

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 16 часов

Теория (4 часа)

- разновидности ОРУ

+

+

Практика (12 часов)

- ОРУ

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 16 часов

Теория (4 часа)

- значение СФП и имитационных упражнений

+

+

Практика (12 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

4. Освоение с водой (6 часов)

Теория (1 час)

- свойства водной среды

Практика (5 часов)

- «Пузыри», «Переправа», «Звездочка», «Водолаз» и

др.

5. Техника спортивных способов плавания (60

часов)

Теория (15 часов)

- Основы техники спортивных способов плавания

+

+

+

+

+

Практика (45 часов)

- кроль на груди, кроль на спине,

+

- брасс

+ + + + + +

+ + + + + + + +

+

- баттерфляй

+ + + + + + + +

+ + + + + + + +

+

6. Простейшие прыжки и спады в воду (10 часов)

Теория (2 часа)

- простейшие способы прыжков и спадов в воду

+

+

Практика (8 часов)

- подводящие упражнения на суше, прыжки и спады с

низкого бортика на мелкой части бассейна.

+ + + + + + + +

+ + + + + + + +

+

7. Игры и эстафеты на воде (30 часов)

Теория (8 часов)

- правила игр и эстафет

+

+

Практика (22 часов)

- «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки»

+

+

+

+

+

- эстафеты с элементами техники движений ССП

+

+

+

+

+

7. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)

Теория (2 часа)

- основы спортивного плавания

+

+

Практика (2 часа)

- сдача контрольных нормативов

+

+

Календарный учебно-тематический план- график

«Обучение плаванию» (бюджет)

2-й год обучения

Разделы и темы

номер занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

сентябрь

октябрь

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- плавание в России и СССР, правила ТБ, гигиена.

+

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

+

2. Общая физическая подготовка - 18 часов

Теория (2 часа)

- средства и методы физической подготовки

+

+

+

Практика (16 часов)

- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 20 часов

Теория (4 часа)

- значение СФП и имитационных упражнений

+

+

+

+

+

Практика (16 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

4. Техника спортивных способов плавания (60 часов)

Теория (8 часов)

- разновидности техники спортивных СП

+

+

+

+

+

Практика (52 часов)

- кроль на груди, кроль на спине,

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

- брасс, баттерфляй

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + +

- эстафетное плавание

5. Старты и повороты (10 часов)

Теория (2 часа)

- способы спортивных стартов и поворотов

+

+

+

+

Практика (8 часов)

- подводящие упражнения на суше и вводе

+ + + + + + +

- старты с тумбочек и из воды

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

- открытые повороты на груди и спине

+ + + + +

+ + + + + + + + +

6. Игры и эстафеты на воде (28 часов)

Теория (6 часов)

- правила игр и эстафет

+

+

+

Практика (22 часов)

- Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки» и др.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

- эстафеты с применением изученных ССП

+

+

+

+

+

+

+

+

7. Водные праздники (2 часа)

Практика (2 часа)

- участие в празднике на воде.

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)

Теория (2 часа)

- основы спортивного плавания

Практика (2 часа) - тестирование

Разделы и темы

номер занятия

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

ноябрь

декабрь

январь

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- плавание в России и СССР, правила ТБ, гигиена.

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 18 часов

Теория (2 часа)

- средства и методы физической подготовки

+

Практика (16 часов)

- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 20 часов

Теория (4 часа)

- значение СФП и имитационных упражнений

+

+

Практика (16 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

4. Техника спортивных способов плавания (60 часов)

Теория (8 часов)

- разновидности техники спортивных СП

+

+

+

Практика (52 часов)

- кроль на груди, кроль на спине,

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- брасс, баттерфляй

+ + + + + + + +

+ + + +

+ + +

- эстафетное плавание

5. Старты и повороты (10 часов)

Теория (2 часа)

- способы спортивных стартов и поворотов

+

+

Практика (8 часов)

- подводящие упражнения на суше и вводе

- старты с тумбочек и из воды

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- открытые повороты на груди и спине

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

6. Игры и эстафеты на воде (28 часов)

Теория (6 часов)

- правила игр и эстафет

+

+

+

Практика (22 часов)

- Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки» и др.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

- эстафеты с применением изученных ССП

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7. Водные праздники (2 часа)

Практика (2 часа)

- участие в празднике на воде.

+

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)

Теория (2 часа)

- основы спортивного плавания

+

Практика (2 часа)- тестирование

+

Разделы и темы

номер занятия

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

январь

февраль

март

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- плавание в России и СССР, правила ТБ, гигиена.

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 18 часов

Теория (2 часа)

- средства и методы физической подготовки

+

Практика (16 часов)

- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП

3. Специальная физическая подготовка – 20 часов

Теория (4 часа)

- значение СФП и имитационных упражнений

+

+

Практика (16 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

4.Техника спортивных способов плавания (60 час)

Теория (8 часов)

- разновидности техники спортивных СП

+

+

+

Практика (52 часов)

- кроль на груди, кроль на спине,

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- брасс, баттерфляй

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

- эстафетное плавание

+

+

+

5. Старты и повороты (10 часов)

Теория (2 часа)

- способы спортивных стартов и поворотов

+

Практика (8 часов)

- подводящие упражнения на суше и вводе

- старты с тумбочек и из воды

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- открытые повороты на груди и спине

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

6. Игры и эстафеты на воде (28 часов)

Теория (6 часов)

- правила игр и эстафет

+

+

+

Практика (22 часов)

- Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки» и др.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

- эстафеты с применением изученных ССП

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7. Водные праздники (2 часа)

Практика (2 часа)

- участие в празднике на воде.

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч)

Теория (2 часа)

- основы спортивного плавания

Практика (2 часа) - тестирование

Разделы и темы

номер занятия

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

апрель

май

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- плавание в России и СССР, правила ТБ, гигиена.

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 18 часов

Теория (2 часа)

+

- средства и методы физической подготовки

Практика (16 часов)

- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП

3. Специальная физическая подготовка – 20 часов

Теория (4 часа)

- значение СФП и имитационных упражнений

+

+

Практика (16 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

4. Техника спортивных способов плавания (60 час)

Теория (8 часов)

- разновидности техники спортивных СП

Практика (52 часов)

- кроль на груди, кроль на спине,

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- брасс, баттерфляй

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

- эстафетное плавание

+

+

+

5. Старты и повороты (10 часов)

Теория (2 часа)

- способы спортивных стартов и поворотов

+

Практика (8 часов)

- подводящие упражнения на суше и вводе

- старты с тумбочек и из воды

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- открытые повороты на груди и спине

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

6. Игры и эстафеты на воде (28 часов)

Теория (6 часов)

- правила игр и эстафет

+

+

+

Практика (22 часов)

- Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки» и др.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

- эстафеты с применением изученных ССП

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7. Водные праздники (2 часа)

Практика (2 часа)

- участие в празднике на воде.

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)

Теория (2 часа)

- основы спортивного плавания

+

Практика (2 часа) - тестирование

+

Календарный учебно-тематический план- график

«Обучение плаванию» (бюджет)

3-й год обучения

Разделы и темы

номер занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

сентябрь

октябрь

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- плавание в соврем.России, правила ТБ, самоконтроль.

+

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

+

2. Общая физическая подготовка - 16 часов

Теория (2 часа)

- передовые методики общей физической подготовки

+

+

+

Практика (14 часов)

- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 18 часов

Теория (2 часа)

- особенности СФП и имитационных упражнений

+

+

Практика (16 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

4. Техника спортивных способов плавания (54 часа)

Теория (8 часов)

- современные техники спортивных СП

+

+

+

Практика (46 часов)

- кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

- эстафетное плавание

+

+

+

+

- комплексное плавание

+

+

+

5. Старты и повороты (8 часов)

Теория (1 час)

- современные требования к стартам и поворотам

+

+

+

Практика (7 часов)

- старты с тумбочек из различных исходных положений

+

- открытые повороты на груди и спине, кувырком

+

6. Игры и эстафеты на воде (20 часов)

Теория (4 часов) - правила игр и эстафет на воде

Практика (16 часов)

- Игры: «баскетбол», «Волейбол», «Водное поло» и др.

+

+

+

+

- эстафеты с применением изученных ССП

+

+

+

+

7. Водные праздники (2 часа)

Практика (2 часа) - участие в празднике на воде.

8. Спортивные состязания (4 часа)

Практика (4 часа) – участие в соревнованиях

9. Основы самоспасения и прикладн. плавания (16 ч)

Теория (4 часа)– средства и способы оказания помощи

Практика (12 часов) - прикладные СП, поддерж. ПС

- помощь пострадавшему на воде

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)

Теория (2 часа) – способы оценки уровня подготовл.

Практика (2 часа) - тестирование

Разделы и темы

номер занятия

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

ноябрь

декабрь

январь

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- плавание в соврем.России, правила ТБ, самоконтроль.

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 16 часов

Теория (2 часа)

- передовые методики общей физической подготовки

+

+

Практика (14 часов)

- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 18 часов

Теория (2 часа)

- особенности СФП и имитационных упражнений

+

+

Практика (16 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

4. Техника спортивных способов плавания (54 часа)

Теория (8 часов)

- современные техники спортивных СП

+

+

+

Практика (46 часов)

- кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- эстафетное плавание

+

+

+

- комплексное плавание

+

+

+

+

5. Старты и повороты (8 часов)

Теория (1 час)

- современные требования к стартам и поворотам

+

+

Практика (7 часов)

- старты с тумбочек из различных исходных положений

- открытые повороты на груди и спине, кувырком

6. Игры и эстафеты на воде (20 часов)

Теория (4 часов) - правила игр и эстафет на воде

Практика (16 часов)

- Игры: «баскетбол», «Волейбол», «Водное поло» и др.

+

+

+

+

- эстафеты с применением изученных ССП

+

+

+

7. Водные праздники (2 часа)

Практика (2 часа) - участие в празднике на воде.

+

8. Спортивные состязания (4 часа)

Практика (4 часа) – участие в соревнованиях

+

9. Основы самоспасения и прикладн. плавания (16 ч)

Теория (4 часа)– средства и способы оказания помощи

Практика (12 часов) - прикладные СП, поддерж. ПС

- помощь пострадавшему на воде

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)

Теория (2 часа) – способы оценки уровня подготовл.

+

Практика (2 часа) - тестирование

+

Разделы и темы

номер занятия

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

январь

февраль

март

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- плавание в соврем.России, правила ТБ,самоконтроль.

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 16 часов

Теория (2 часа)

- передовые методики общей физической подготовки

+

Практика (14 часов)

- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 18 часов

Теория (2 часа)

- особенности СФП и имитационных упражнений

+

Практика (16 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

4. Техника спортивных способов плавания (54 час.)

Теория (8 часов)

- современные техники спортивных СП

+

+

Практика (46 часов)

- кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- эстафетное плавание

+

+

+

+

- комплексное плавание

+

+

+

5. Старты и повороты (8 часов)

Теория (1 час)

- современные требования к стартам и поворотам

+

Практика (7 часов)

-старты с тумбочек из различных исходных положений

- открытые повороты на груди и спине, кувырком

6. Игры и эстафеты на воде (20 часов)

Теория (4 часов) - правила игр и эстафет на воде

Практика (16 часов)

- Игры: «баскетбол», «Волейбол», «Водное поло» и др.

+

+

+

- эстафеты с применением изученных ССП

+

+

+

+

7. Водные праздники (2 часа)

Практика (2 часа) - участие в празднике на воде.

8. Спортивные состязания (4 часа)

Практика (4 часа) – участие в соревнованиях

9. Основы самоспасения и прикладн.плавания (16ч)

Теория (4 часа)–средства и способы оказания помощи

+

+

+

+

Практика (12 часов) - прикладные СП, поддерж. ПС

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- помощь пострадавшему на воде

+ + + + + + + +

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)

Теория (2 часа) – способы оценки уровня подготовл.

Практика (2 часа) - тестирование

Разделы и темы

номер занятия

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

апрель

май

1. Введение (вводное занятие) - 2 часа

Теория (1 час)

- плавание в соврем.России, правила ТБ,самоконтроль.

Практика (1 час)

- тестирование (контрольные заплывы)

2. Общая физическая подготовка - 16 часов

Теория (2 часа)

- передовые методики общей физической подготовки

+

Практика (14 часов)

- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

3. Специальная физическая подготовка – 18 часов

Теория (2 часа)

- особенности СФП и имитационных упражнений

+

Практика (16 часов)

- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.

+ + + + + + + +

+ + + + + + + + + +

4. Техника спортивных способов плавания (54 часа)

Теория (8 часов)

- современные техники спортивных СП

+

+

Практика (46 часов)

- кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй

+ + + + + + + + + + + + + + + + + +

- эстафетное плавание

+

+

+

+

- комплексное плавание

+

+

+

+

5. Старты и повороты (8 часов)

Теория (1 час)

- современные требования к стартам и поворотам

+

Практика (7 часов)

- старты с тумбочек из различных исходных

положений

+ + + + + + + +

+ + + + + + +

- открытые повороты на груди и спине, кувырком

+ + + + + + + + + + + + + + +

6. Игры и эстафеты на воде (20 часов)

Теория (4 часов) - правила игр и эстафет на воде

+

Практика (16 часов)

- Игры: «баскетбол», «Волейбол», «Водное поло» и др.

+

+

+

+

- эстафеты с применением изученных ССП

+

+

+

+

7. Водные праздники (2 часа)

Практика (2 часа) - участие в празднике на воде.

8. Спортивные состязания (4 часа)

Практика (4 часа) – участие в соревнованиях

+

9. Основы самоспасения и прикладн.плавания (16ч)

Теория (4 часа)–средства и способы оказания помощи

+

+

Практика (12 часов) - прикладные СП, поддерж. ПС

+ + + + + + + + + + + + + + +

- помощь пострадавшему на воде

+ + + + + + + + + + + + + + +

8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)

Теория (2 часа) – способы оценки уровня подготовл.

+

Практика (2 часа) - тестирование

+



В раздел образования