Автор: Попков Алексей Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДТД и М "Восточный"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Обучение плаванию"
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ВОСОЧНЫЙ»
Программа принята педагогическим УТВЕРЖДАЮ:
советом ГБОУ ДО ДТД и М И.О. директора ГБОУ ДО ДТД и М
«Восточный» «Восточный»
Протокол №_________ _________________С.Е. Дунаева
от «_____» ________________20___г. Приказ №________
от «______» ______________20____г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Обучение плаванию»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации: 3 года (432 часа)
Количество часов в год: 144 часа
Уровень освоения программы: базовый
Педагог дополнительного образования: ПОПКОВ А.А.
Москва 2017г.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и уровень программы.
Программа по обучению плавания для учащихся младшего школьного возраста
направлена на обучение воспитанников плаванию, оздоровление и привитие
потребности в здоровом образе жизни.
Программа адаптирована к условиям работы ГБОУ ДО ДТД и М «Восточный»,
реализуется в рамках физкультурно-спортивной направленности и имеет базовый
уровень.
Актуальность программы.
Обучение плаванию – социально-значимый вид деятельности, востребованный
государством и обществом, как важная часть педагогического процесса, направленного
на укрепление здоровья, долголетия и социальную активность.
Цель программы.
Основной целью программы является формирование всесторонне развитой ведущей
здоровый образ жизни и постоянно самосовершенствующейся личности готовой к
социально-профессиональной деятельности и неординарным, экстремальным и
чрезвычайным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Задачи.
Обучающие:
- приобретение основ теоретических и практических знаний по плаванию,
обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и
методов в жизнедеятельности.
Развивающие:
- расширение двигательного опыта, обеспечение общей и специальной физической
подготовленности;
- формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию,
самосовершенствованию, здоровому образу жизни.
Воспитательная:
- воспитание нравственных, физических, психических качеств, необходимых для
личностного и профессионального развития;
- приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической
культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.
Контингент занимающихся.
Возраст: Дети (мальчики, девочки) 8-10 лет.
Количество занимающихся:12-15 человек
Формы и режим занятий.
Основными формами учебно-педагогического процесса являются:
1.
Учебно-тренировочные занятия:
а) теоретические занятия (знакомство с историей и техниками плавания);
б) практические занятия (овладение техниками плавания).
2. Контрольные занятия (проверка приобретенных знаний и умений путем
выполнения тестовых заданий).
3. Соревнования (проверка приобретенных умений и навыков в условиях
соперничества, воспитание морально-волевых качеств).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом 15 минут после каждого
часа.
Срок реализации программы.
Программа реализуется за 3 учебных года, 144 учебных часа в год, 432 учебных часа
на весь период обучения.
Планируемые результаты.
1-й год обучения
- осуществление предварительной подготовки и освоения плавательного навыка;
- формирование основных элементов техники спортивных способов плавания.
В результате первого года обучения обучающиеся
будут знать: - основы плавания; правила техники безопасности и правила поведения в
бассейне, в душевых, раздевалках, на воде; правила личной гигиены;
будут уметь: - преодолевать дистанцию 25 метров с применением элементов техники
избранных способов плавания;
- выполнять простейшие прыжки и спады в воду;
- преодолевать страх перед водой и верить в свои силы.
2-й год обучения
- закрепление усвоенного ранее учебного материала, доведения плавательного навыка
до автоматизма;
- освоение техники спортивных способов плавания.
В результате второго года обучения обучающиеся
будут знать: - технику спортивного плавания, гигиену, режим дня и питания пловца.
будут уметь – проплывать дистанцию 50 метров двумя спортивными способами;
- выполнять повороты и стартовые прыжки, соблюдать режим дня.
3-й год обучения
- совершенствование спортивных способов плавания;
- ознакомление с прикладным плаванием.
В результате третьего года обучения обучающиеся
будут знать: - основы прикладного плавания, правила самоконтроля и оказания
первой медицинской помощи;
будут уметь: - проплывать дистанцию 100 метров, применяя технику плавания
кролем, брассом, баттерфляем;
- применять на практике прикладные способы плавания.
Условия набора на первый год обучения.
1.
Возраст – 8-10 лет
2.
Освоение программы «Начальное обучение плаванию».
3.
Выполнение тестового задания ознакомительного уровня:
- плавание дистанции 25м. простейшими способами плавания.
Добор в группы на освободившиеся места производится в течение учебного года в
соответствие с требованиями для каждого года обучения.
Допуском к занятиям является медицинская справка от терапевта с анализами и
отсутствием противопоказаний.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебно- тематический план (1-й год обучения)
№
п/п
Разделы, темы
Всего
часов
В том числе
теория
практика
I.
Введение
2
1
1
2.
Общая физическая подготовка
16
4
12
3.
Специальная физическая подготовка.
Имитационные упражнения.
16
4
12
4.
Освоение с водой
6
1
5
5.
Техника спортивных способов
плавания
60
15
45
6.
Простейшие прыжки и спады в воду
10
2
8
7.
Игры и эстафеты на воде
30
8
22
8.
Контрольно-проверочное и итоговое
занятие
4
2
2
Итого часов:
144
37
107
Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
1. Введение.
теория - Сведения о истории развития плавания и его прикладном оздоровительном
общеразвивающим значении. Правила техники безопасности и правила поведения в
бассейне, в душевых и раздевалках, во Дворце, техника безопасности на воде.
практика –
Тестирование
(контрольные
заплывы),
позволяющее
определить
индивидуальные способности ребенка и создать группы по уровню плавательной
подготовленности.
2. Общая физическая подготовка.
теория – Знакомство с видами общеразвивающих упражнений. Значимость занятий
на свежем воздухе.
практика
–
Упражнения
на
развитие
силы,
быстроты,
координации
движений,
гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами ОФП.
3. Специальная физическая подготовка. Имитационные упражнения.
теория – Двигательные умения и навыки, направленные на развитие специальных
качеств пловца. Значение имитационных упражнений.
практика –
Упражнения
для
развития
подвижности
суставов,
групп
мышц,
участвующих в плавании. Имитационные упражнения на суше.
4. Освоение с водой.
Теория – Свойства водной среды, ознакомление со свойствами водной среды.
Практика
–
Обучение
задержке
дыхания
в
воде,
погружениям,
подныриванию,
открыванию глаз, всплыванию, лежанию, скольжению и выдохам в воду («поплавок»,
«водолаз», «переправа», «медуза», «стрелочка»).
5. Техника спортивных способов плавания.
Теория – Основы техники спортивных способов плавания.
Практика – Изучение техники движений в способах плавания («кроль на груди»,
«кроль на спине», «брасс», «баттерфляй»):
- упражнения для изучения движений ногами и дыхания всеми стилями поочередно;
- упражнения для изучения движений руками и дыхания всеми стилями поочередно;
- упражнения для согласования движений в каждом способе плавания;
- упражнения для согласования движений в полной координации;
- упражнения для закрепления техники спортивными способами плавания.
6. Простейшие прыжки и спады в воду.
Теория– Ознакомление со способами простейших прыжков и спадов в воду.
Практика
–
Подводящие
упражнения
на
суше.
Прыжки
и
спады
из
различных
исходных положений с низкого бортика на мелкой части бассейна.
7. Игры на воде и эстафетное плавание.
Теория – Правила игр и эстафет на воде.
Практика – Игры: «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки» и т.д.
- эстафеты с ранее изученными элементами техники движений спортивных способов
плавания.
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие.
Теория – Способы оценки уровня технической, теоретической, психологической и
плавательной подготовленности занимающихся.
Практика – Тестирование в начале, в течение и конце учебного года.
Контрольными
нормативами
для
перевода
обучающихся
на
следующий
этап
обучения является:
1. Проплывание дистанции 25 метров с применением элементов техники избранных
способов плавания.
2. Выполнение простейших прыжков и спадов в воду с низкого бортика.
3. Знание теоретических основ по гигиене, режиму и питанию пловца.
4. Преодоление страха перед водой, вера в свои силы.
5. Знаний правил безопасности на воде.
Учебно-тематический план (2-й год обучения)
№
п/п
Разделы, темы
Всего
часов
В том числе
теория
практика
I.
Введение.
2
1
1
2.
Общая физическая подготовка.
18
2
16
3.
Специальная физическая подготовка.
Имитационные упражнения.
20
4
16
4.
Техника спортивных способов
плавания.
60
8
52
5.
Старты и повороты.
10
2
8
6.
Игры и эстафеты на воде.
28
6
22
7.
Водные праздники.
2
-
2
8.
Контрольно-проверочное и итоговое
занятие.
4
2
2
Итого часов:
144
25
119
Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения.
1. Введение.
теория – Плавание в России и СССР. Правила техники безопасности и правила
поведения в бассейне, в душевых и раздевалках, во Дворце и на открытых водоемах
при различных видах ныряний, погружениях, прыжках в воду. Знание личной гигиены
до, во время и после занятий. Способы закаливания, режим дня.
практика –Тестирование (контрольные заплывы), позволяющее определить уровень
плавательной подготовленности группы.
2. Общая физическая подготовка.
теория – Средства и методы физической подготовки..
практика
–
Упражнения
на
развитие
силы,
быстроты,
координации
движений,
гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами ОФП.
3. Специальная физическая подготовка. Имитационные упражнения.
теория –
Значение
двигательных
умений
и
навыков,
направленных
на
развитие
специальных качеств пловца. Значение имитационных упражнений в становлении
техники плавания.
практика –
Специальные
комплексы
физических
упражнений
для
развития
подвижности
суставов,
групп
мышц,
участвующих
в
плавании.
Имитационные
упражнения на суше и в воде.
4. Техника спортивных способов плавания.
Теория – Разновидности техники спортивных способов плавания.
Практика – Изучение, закрепление техники движений в способах плавания («кроль
на груди», «кроль на спине», «брасс», «баттерфляй»), эстафетном плавании:
- упражнения для изучения движений ногами и дыхания всеми стилями поочередно;
- упражнения для изучения движений руками и дыхания всеми стилями поочередно;
- упражнения для согласования движений в каждом способе плавания;
- упражнения для согласования движений в полной координации;
- упражнения для закрепления техники спортивными способами плавания.
5. Старты и повороты.
Теория – Способы спортивных стартов и поворотов.
Практика – Подводящие имитационные
упражнения на суше и в воде. Спады с
низкого
бортика,
со
стартовых
тумбочек
из
различных
исходных
положений.
Открытые повороты на груди и спине.
6. Игры и эстафеты на воде.
Теория – Правила игр и эстафет на воде.
Практика – Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки-догонялки» и т.д.
- эстафеты с применением ранее изученных спортивных способов плавания.
6. Водные праздники.
Практика – Праздники на воде в дни школьных каникул с привлечением в качестве
болельщиков и зрителей – родителей, занимающихся детей.
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие.
Теория – Способы оценки уровня технической, теоретической, психологической и
плавательной подготовленности занимающихся.
Практика – Тестирование в начале, в течение и конце учебного года.
Контрольными
нормативами
для
перевода
обучающихся
на
следующий
этап
обучения является:
1. Проплывание дистанции 50 метров двумя избранными способами плавания.
2. Выполнение поворотов и стартовых прыжков.
3. Знание гигиенических требований, режима и питания пловца.
4. Знаний правил поведения на открытых водоемах.
Учебно-тематический план (3-й год обучения)
№
п/п
Разделы, темы
Всего
часов
В том числе
теория
практика
I.
Введение
2
1
1
2.
Общая физическая подготовка
16
2
14
3.
Специальная физическая подготовка.
Имитационные упражнения.
18
2
16
4.
Техника спортивных способов
плавания
54
8
46
5.
Старты и повороты
8
1
7
6.
Игры и эстафеты.
20
4
16
7.
Водные праздники.
2
-
2
8.
Спортивные состязания.
4
-
4
9.
Основы самоспасения на воде и
прикладного плавания.
16
4
12
10.
Контрольно-проверочное и итоговое
занятие
4
2
2
Итого часов:
144
24
120
Содержание учебно-тематического плана 3-го года обучения
1. Введение.
теория – Плавание в современной России. Правила техники безопасности и правила
поведения в бассейне, в душевых и раздевалках, во Дворце и на открытых водоемах
при различных видах ныряний, погружениях, прыжках в воду. Знание личной гигиены
до, во время и после занятий. Способы закаливания, режим дня. Способы контроля за
реакцией организма на нагрузку по частоте дыхания и ЧСС.
практика –Тестирование (контрольные заплывы), позволяющее определить уровень
плавательной подготовленности группы.
2. Общая физическая подготовка.
теория – Передовые методики общей физической подготовки пловца.
практика
–
Упражнения
на
развитие
силы,
быстроты,
координации
движений,
гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами ОФП.
3. Специальная физическая подготовка. Имитационные упражнения.
теория – Особенности двигательных умений и навыков, направленных на развитие
специальных
качеств
пловца.
Имитационные
упражнения,
применяемые
в
совершенствовании техники плавания.
практика –
Специальные
комплексы
физических
упражнений
для
развития
подвижности
суставов,
групп
мышц,
участвующих
в
плавании.
Имитационные
упражнения на суше и в воде в разных исходных положениях
4. Техника спортивных способов плавания.
Теория – Современные разновидности техники спортивных способов плавания.
Практика – Изучение, закрепление, совершенствование техники движений в способах
плавания («кроль на груди», «кроль на спине», «брасс», «баттерфляй»), эстафетном,
комплексном плавании:
- упражнения для изучения движений ногами и дыхания всеми стилями поочередно;
- упражнения для изучения движений руками и дыхания всеми стилями поочередно;
- упражнения для согласования движений в каждом способе плавания;
- упражнения для согласования движений в полной координации;
- упражнения для закрепления техники спортивными способами плавания.
5. Старты и повороты.
Теория – Современные требования к способам спортивных стартов и поворотов.
Практика
–
Старт
со
стартовых
тумбочек,
из
воды
из
различных
исходных
положений. Открытые повороты на груди и спине, поворот кувырком.
6. Игры и эстафеты на воде.
Теория – Правила игр и эстафет на воде.
Практика – Игры: «Водный баскетбол», «Водный волейбол», «Водное поло» и т.д.
- эстафеты с применением ранее изученных спортивных способов плавания.
7. Водные праздники.
Практика – Праздники на воде в дни школьных каникул с привлечением в качестве
болельщиков и зрителей – родителей, занимающихся детей.
8. Спортивные состязания.
Практика - Внутригрупповые, первенство дворца, окружные, городские и др.
9. Основы самоспасения на воде и прикладного плавания.
Теория – Средства и способы оказания помощи тонущим и пострадавшим на воде.
Практика – Плавание на боку, на спине без выноса рук, с поддерживающими
средствами, с предметами, в ластах, в одежде, ныряние на дальность и на глубину,
транспортировка тонущего, помощь пострадавшему на воде.
10. Контрольно-проверочное и итоговое занятие.
Теория – Способы оценки уровня технической, теоретической, психологической и
плавательной подготовленности занимающихся.
Практика – Тестирование в начале, в течение и конце учебного года.
Контрольными нормативами обучения является:
1. Проплывание дистанции 100 метров комплексным плаванием.
2. Знания правил оказания первой медицинской помощи.
3. Применение на практике умения выполнять приемы спасания тонущего и
пострадавшего на воде.
- Транспортировка тонущего 25 метров.
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Формы контроля и подведение итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы.
При подведении итогов используются следующие формы:
- Тестирование по теоретическому освоению материала.
- Тестирование по практическому освоению материала.
- Участие в соревнованиях различного уровня.
Механизм отслеживания результатов реализации программы.
Итоги освоения содержания программы, согласно Положению об аттестации
обучающихся учебных групп, объединений и коллективов ГБОУ ДО ДТД и М
«Восточный», оформляются в протоколах. Могут вручаться грамоты и свидетельства.
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Учебно-методическое обеспечение программы.
В качестве методического обеспечения уроков разрабатываются планы, конспекты
уроков
по
темам
из
личного
опыта
педагога,
работающего
с
данной
группой
и
имеющиеся публикации научных работ.
Имеется и используется наглядный учебный материал в помощь занимающимся для
обучения
всеми
стандартными
и
нестандартными
способами
плавания,
ориентирования в водной среде, оказания помощи пострадавшим и др.
Материально-техническое обеспечение программы.
1.
Помещение: ванна бассейна 12х25м.
2.
Оборудование:
раздевалки
со
шкафчиками,
скамейки,
душевые
кабины,
туалетные комнаты, скамейки на бортике бассейна для занятий на них.
3.
Инвентарь: гимнастические
скамейки,
спасательные
шесты
(не
менее
2-х),
плавательные
доски,
нарукавники,
плавки-поплавки,
круги
для
плавания,
спасательные круги, мячи для плавания, обручи плавающие (горизонтальные),
обручи с грузами (вертикальные), поддерживающие и игровые плавательные
средства, ласты, пояс с петлей для обучения плаванию, контактные элементы для
обучения способам «брасс» и «баттерфляй», судейский свисток, секундомер,
часы - секундомер на стене, термометр комнатный, термометр для воды.
Для занятий в секции каждому воспитаннику надо иметь:
- купальник (плавки)
- полотенце
- мочалку
- мыло
- тапочки для бассейна
- очки для плавания
- шапочку для плавания
- футболку и длинное трико
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые акты и документы.
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.№ 1726-р.);
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
4.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к
письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242;
5.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14);
6.
Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах
по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году»;
7.
Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308 «О
внесении изменений в приказ Департамента образования г. Москвы от 17 декабря
2014 г. № 922»;
8.
Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О
внесении изменений в приказ № 922 от 17.12.2014 г.;
9.
Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 г. № 1035«О
внесении изменений в приказ № 922 от 17.12.2014 г.
10. Методическое пособие по начальному обучению плаванию. МКО Московское
городское физкультурно-спортивное объединение. – М.,1998.
11. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
12. Булгакова Н.Ж. Азбука спорта – плавание.– М.:Физкультура и спорт,1999
13. Васильев В., Никитский Б. Обучение детей плаванию. – М.: ФиС, 1973.
14. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. – Плавание: игровой метод
обучения. – М.: Олимпия пресс, 2006.
15. ПротченкоТ.А.,СеменовЮ.А.Учебная программа для детей от 2 до 7 лет
(одновременная методика). МКО Центр организационно-методического обеспечения
физического воспитания, 1999.
16. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших
школьников. Практическое пособие. – М.: Айрис Пресс, 2003.
17. Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию.-М.:«Высшая школа»,1990
18. Примерные программы по плаванию от 2 до 18 лет.- М.: Центр «Школьная книга»,
2009.
19. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. – М.:
«Скрипторий 2003», 2008.
20. Соколова Н.Г.Плавание и здоровье малыша.–Ростов-на-Дону:Феникс,2007
21. Дорошенко И.В. «Учись плавать», Москва «Советский спорт», 1989г.
22. Протченко Т.А. «Методическое пособие по обучению плаванию младших
школьников», Москва , 1990г.
23. Булгакова Н.Ж. «Спортивное плавание» Учебник для ВУЗов физической культуры,
Москва «Физкультура, образование и наука» 1996г.
24. Материалы второй методической конференции «основы обучения плаванию детей
дошкольного и младшего школьного возраста», Москва 1998г.
25. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от
29 апреля 1999г. №80.
26. Закон г. Москвы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001г.
27. Комплексная программа физического воспитания учащихся. Москва
«Просвещение», 2004г.
28. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Примерные программы по плаванию от 2 до 18
лет . «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»,
Москва, центр «Школьная книга», 2009г.
29. Мартынова Л.В., Попкова Т.Н. «Игры и развлечения на воде», Москва
«Педагогическое общество России», 2006г.
30. «Техника безопасности на уроках физической культуры», Москва «Физкультура и
спорт в школе», 2001г.
31. Памятка о личной гигиене для детей школьного возраста. Москва, 2009г.
32. Соколова Н.Г. «Плавание и здоровье малыша», Ростов на Дону «Феникс», 2007г.
Календарный учебно-тематический план- график
«Обучение плаванию» (бюджет)
1-й год обучения
Разделы и темы
номер занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
сентябрь
октябрь
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- история развития, значение плавания, правила ТБ,
+
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
+
2. Общая физическая подготовка - 16 часов
Теория (4 часа)
- разновидности ОРУ
+
+
+
+
Практика (12 часов)
- ОРУ
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 16 часов
Теория (4 часа)
- значение СФП и имитационных упражнений
+
+
+
+
Практика (12 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше.
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
4. Освоение с водой (6 часов)
Теория (1 час)
- свойства водной среды
+
+
+
+
Практика (5 часов)
- «Пузыри», «Переправа», «Звездочка», «Водолаз» и др.
+ + + + + + + + + + + + + + +
5. Техника спортивных способов плавания (60 часов)
Теория (15 часов)
- Основы техники спортивных способов плавания
+
+
+
+
+
+
Практика (45 часов)
- кроль на груди, кроль на спине,
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
- брасс
- баттерфляй
6. Простейшие прыжки и спады в воду (10 часов)
Теория (2 часа)
- простейшие способы прыжков и спадов в воду
Практика (8 часов)
- подводящие упражнения на суше, прыжки и спады с
низкого бортика на мелкой части бассейна.
7. Игры и эстафеты на воде (30 часов)
Теория (8 часов)
- правила игр и эстафет
+
+
+
+
Практика (22 часов)
- «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки»
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
- эстафеты с элементами техники движений ССП
+
+
+
+
+
+
+
7. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)
Теория (2 часа)
- основы спортивного плавания, ТБ, правила гигиены
Практика (2 часа)
- сдача контрольных нормативов
Разделы и темы
номер занятия
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
ноябрь
декабрь
январь
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- история развития, значение плавания, правила ТБ,
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 16 часов
Теория (4 часа)
- разновидности ОРУ
+
+
+
Практика (12 часов)
- ОРУ
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 16 часов
Теория (4 часа)
- значение СФП и имитационных упражнений
Практика (12 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше.
4. Освоение с водой (6 часов)
Теория (1 час)
- свойства водной среды
Практика (5 часов)
- «Пузыри», «Переправа», «Звездочка», «Водолаз» и др.
5. Техника спортивных способов плавания (60 часов)
Теория (15 часов)
- Основы техники спортивных способов плавания
+
+
+
+
+
+
Практика (45 часов)
- кроль на груди, кроль на спине,
- брасс
- баттерфляй
+ + + +
6. Простейшие прыжки и спады в воду (10 часов)
Теория (2 часа)
- простейшие способы прыжков и спадов в воду
+
+
+
+
Практика (8 часов)
- подводящие упражнения на суше, прыжки и спады с
низкого бортика на мелкой части бассейна.
+ +
+ + + + +
+ + + +
7. Игры и эстафеты на воде (30 часов)
Теория (8 часов)
- правила игр и эстафет
+
+
Практика (22 часов)
- «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки» др.
+ + + + + + + + + + + + + +
+ +
- эстафеты с элементами техники движений ССП
+
+
+
+
+
+
+
+
7. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)
Теория (2 часа)
- основы плавания, ТБ, личная гигиена
+
Практика (2 часа)
- сдача контрольных нормативов
+
Разделы и темы
номер занятия
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
январь
февраль
март
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- история развития, значение плавания, правила ТБ,
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 16 часов
Теория (4 часа)
- разновидности ОРУ
+
+
Практика (12 часов)
- ОРУ
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 16 часов
Теория (4 часа)
- значение СФП и имитационных упражнений
+
+
Практика (12 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
4. Освоение с водой (6 часов)
Теория (1 час)
- свойства водной среды
Практика (5 часов)
- «Пузыри», «Переправа», «Звездочка», «Водолаз» и
др.
5. Техника спортивных способов плавания (60
часов)
Теория (15 часов)
- Основы техники спортивных способов плавания
+
+
+
+
+
+
Практика (45 часов)
- кроль на груди, кроль на спине,
- брасс
- баттерфляй
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
6. Простейшие прыжки и спады в воду (10 часов)
Теория (2 часа)
- простейшие способы прыжков и спадов в воду
+
+
Практика (8 часов)
- подводящие упражнения на суше, прыжки и спады с
низкого бортика на мелкой части бассейна.
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
7. Игры и эстафеты на воде (30 часов)
Теория (8 часов)
- правила игр и эстафет
+
Практика (22 часов)
- «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки»
+
+
+
+
+
+
+
+
+
- эстафеты с элементами техники движений ССП
+
+
+
+
+
+
+
7. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)
Теория (2 часа)
- основы спортивного плавания, ТБ, основы гигиены
Практика (2 часа)
- сдача контрольных нормативов
Разделы и темы
номер занятия
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
апрель
май
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- история развития, значение плавания, правила ТБ,
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 16 часов
Теория (4 часа)
- разновидности ОРУ
+
+
Практика (12 часов)
- ОРУ
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 16 часов
Теория (4 часа)
- значение СФП и имитационных упражнений
+
+
Практика (12 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
4. Освоение с водой (6 часов)
Теория (1 час)
- свойства водной среды
Практика (5 часов)
- «Пузыри», «Переправа», «Звездочка», «Водолаз» и
др.
5. Техника спортивных способов плавания (60
часов)
Теория (15 часов)
- Основы техники спортивных способов плавания
+
+
+
+
+
Практика (45 часов)
- кроль на груди, кроль на спине,
+
- брасс
+ + + + + +
+ + + + + + + +
+
- баттерфляй
+ + + + + + + +
+ + + + + + + +
+
6. Простейшие прыжки и спады в воду (10 часов)
Теория (2 часа)
- простейшие способы прыжков и спадов в воду
+
+
Практика (8 часов)
- подводящие упражнения на суше, прыжки и спады с
низкого бортика на мелкой части бассейна.
+ + + + + + + +
+ + + + + + + +
+
7. Игры и эстафеты на воде (30 часов)
Теория (8 часов)
- правила игр и эстафет
+
+
Практика (22 часов)
- «Караси и щука», «Водолазы», «Цапля и лягушки»
+
+
+
+
+
- эстафеты с элементами техники движений ССП
+
+
+
+
+
7. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)
Теория (2 часа)
- основы спортивного плавания
+
+
Практика (2 часа)
- сдача контрольных нормативов
+
+
Календарный учебно-тематический план- график
«Обучение плаванию» (бюджет)
2-й год обучения
Разделы и темы
номер занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
сентябрь
октябрь
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- плавание в России и СССР, правила ТБ, гигиена.
+
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
+
2. Общая физическая подготовка - 18 часов
Теория (2 часа)
- средства и методы физической подготовки
+
+
+
Практика (16 часов)
- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 20 часов
Теория (4 часа)
- значение СФП и имитационных упражнений
+
+
+
+
+
Практика (16 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
4. Техника спортивных способов плавания (60 часов)
Теория (8 часов)
- разновидности техники спортивных СП
+
+
+
+
+
Практика (52 часов)
- кроль на груди, кроль на спине,
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
- брасс, баттерфляй
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + +
- эстафетное плавание
5. Старты и повороты (10 часов)
Теория (2 часа)
- способы спортивных стартов и поворотов
+
+
+
+
Практика (8 часов)
- подводящие упражнения на суше и вводе
+ + + + + + +
- старты с тумбочек и из воды
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
- открытые повороты на груди и спине
+ + + + +
+ + + + + + + + +
6. Игры и эстафеты на воде (28 часов)
Теория (6 часов)
- правила игр и эстафет
+
+
+
Практика (22 часов)
- Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки» и др.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
- эстафеты с применением изученных ССП
+
+
+
+
+
+
+
+
7. Водные праздники (2 часа)
Практика (2 часа)
- участие в празднике на воде.
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)
Теория (2 часа)
- основы спортивного плавания
Практика (2 часа) - тестирование
Разделы и темы
номер занятия
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
ноябрь
декабрь
январь
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- плавание в России и СССР, правила ТБ, гигиена.
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 18 часов
Теория (2 часа)
- средства и методы физической подготовки
+
Практика (16 часов)
- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 20 часов
Теория (4 часа)
- значение СФП и имитационных упражнений
+
+
Практика (16 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
4. Техника спортивных способов плавания (60 часов)
Теория (8 часов)
- разновидности техники спортивных СП
+
+
+
Практика (52 часов)
- кроль на груди, кроль на спине,
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- брасс, баттерфляй
+ + + + + + + +
+ + + +
+ + +
- эстафетное плавание
5. Старты и повороты (10 часов)
Теория (2 часа)
- способы спортивных стартов и поворотов
+
+
Практика (8 часов)
- подводящие упражнения на суше и вводе
- старты с тумбочек и из воды
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- открытые повороты на груди и спине
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
6. Игры и эстафеты на воде (28 часов)
Теория (6 часов)
- правила игр и эстафет
+
+
+
Практика (22 часов)
- Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки» и др.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
- эстафеты с применением изученных ССП
+
+
+
+
+
+
+
+
+
7. Водные праздники (2 часа)
Практика (2 часа)
- участие в празднике на воде.
+
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)
Теория (2 часа)
- основы спортивного плавания
+
Практика (2 часа)- тестирование
+
Разделы и темы
номер занятия
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
январь
февраль
март
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- плавание в России и СССР, правила ТБ, гигиена.
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 18 часов
Теория (2 часа)
- средства и методы физической подготовки
+
Практика (16 часов)
- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП
3. Специальная физическая подготовка – 20 часов
Теория (4 часа)
- значение СФП и имитационных упражнений
+
+
Практика (16 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
4.Техника спортивных способов плавания (60 час)
Теория (8 часов)
- разновидности техники спортивных СП
+
+
+
Практика (52 часов)
- кроль на груди, кроль на спине,
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- брасс, баттерфляй
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
- эстафетное плавание
+
+
+
5. Старты и повороты (10 часов)
Теория (2 часа)
- способы спортивных стартов и поворотов
+
Практика (8 часов)
- подводящие упражнения на суше и вводе
- старты с тумбочек и из воды
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- открытые повороты на груди и спине
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
6. Игры и эстафеты на воде (28 часов)
Теория (6 часов)
- правила игр и эстафет
+
+
+
Практика (22 часов)
- Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки» и др.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
- эстафеты с применением изученных ССП
+
+
+
+
+
+
+
+
+
7. Водные праздники (2 часа)
Практика (2 часа)
- участие в празднике на воде.
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч)
Теория (2 часа)
- основы спортивного плавания
Практика (2 часа) - тестирование
Разделы и темы
номер занятия
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
апрель
май
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- плавание в России и СССР, правила ТБ, гигиена.
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 18 часов
Теория (2 часа)
+
- средства и методы физической подготовки
Практика (16 часов)
- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП
3. Специальная физическая подготовка – 20 часов
Теория (4 часа)
- значение СФП и имитационных упражнений
+
+
Практика (16 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
4. Техника спортивных способов плавания (60 час)
Теория (8 часов)
- разновидности техники спортивных СП
Практика (52 часов)
- кроль на груди, кроль на спине,
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- брасс, баттерфляй
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
- эстафетное плавание
+
+
+
5. Старты и повороты (10 часов)
Теория (2 часа)
- способы спортивных стартов и поворотов
+
Практика (8 часов)
- подводящие упражнения на суше и вводе
- старты с тумбочек и из воды
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- открытые повороты на груди и спине
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
6. Игры и эстафеты на воде (28 часов)
Теория (6 часов)
- правила игр и эстафет
+
+
+
Практика (22 часов)
- Игры: «Морской бой», «Водяной», «Салки» и др.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
- эстафеты с применением изученных ССП
+
+
+
+
+
+
+
+
+
7. Водные праздники (2 часа)
Практика (2 часа)
- участие в празднике на воде.
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)
Теория (2 часа)
- основы спортивного плавания
+
Практика (2 часа) - тестирование
+
Календарный учебно-тематический план- график
«Обучение плаванию» (бюджет)
3-й год обучения
Разделы и темы
номер занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
сентябрь
октябрь
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- плавание в соврем.России, правила ТБ, самоконтроль.
+
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
+
2. Общая физическая подготовка - 16 часов
Теория (2 часа)
- передовые методики общей физической подготовки
+
+
+
Практика (14 часов)
- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 18 часов
Теория (2 часа)
- особенности СФП и имитационных упражнений
+
+
Практика (16 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
4. Техника спортивных способов плавания (54 часа)
Теория (8 часов)
- современные техники спортивных СП
+
+
+
Практика (46 часов)
- кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй
+ + + + + + + + + + + + + + + + +
- эстафетное плавание
+
+
+
+
- комплексное плавание
+
+
+
5. Старты и повороты (8 часов)
Теория (1 час)
- современные требования к стартам и поворотам
+
+
+
Практика (7 часов)
- старты с тумбочек из различных исходных положений
+
- открытые повороты на груди и спине, кувырком
+
6. Игры и эстафеты на воде (20 часов)
Теория (4 часов) - правила игр и эстафет на воде
Практика (16 часов)
- Игры: «баскетбол», «Волейбол», «Водное поло» и др.
+
+
+
+
- эстафеты с применением изученных ССП
+
+
+
+
7. Водные праздники (2 часа)
Практика (2 часа) - участие в празднике на воде.
8. Спортивные состязания (4 часа)
Практика (4 часа) – участие в соревнованиях
9. Основы самоспасения и прикладн. плавания (16 ч)
Теория (4 часа)– средства и способы оказания помощи
Практика (12 часов) - прикладные СП, поддерж. ПС
- помощь пострадавшему на воде
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)
Теория (2 часа) – способы оценки уровня подготовл.
Практика (2 часа) - тестирование
Разделы и темы
номер занятия
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
ноябрь
декабрь
январь
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- плавание в соврем.России, правила ТБ, самоконтроль.
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 16 часов
Теория (2 часа)
- передовые методики общей физической подготовки
+
+
Практика (14 часов)
- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 18 часов
Теория (2 часа)
- особенности СФП и имитационных упражнений
+
+
Практика (16 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
4. Техника спортивных способов плавания (54 часа)
Теория (8 часов)
- современные техники спортивных СП
+
+
+
Практика (46 часов)
- кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- эстафетное плавание
+
+
+
- комплексное плавание
+
+
+
+
5. Старты и повороты (8 часов)
Теория (1 час)
- современные требования к стартам и поворотам
+
+
Практика (7 часов)
- старты с тумбочек из различных исходных положений
- открытые повороты на груди и спине, кувырком
6. Игры и эстафеты на воде (20 часов)
Теория (4 часов) - правила игр и эстафет на воде
Практика (16 часов)
- Игры: «баскетбол», «Волейбол», «Водное поло» и др.
+
+
+
+
- эстафеты с применением изученных ССП
+
+
+
7. Водные праздники (2 часа)
Практика (2 часа) - участие в празднике на воде.
+
8. Спортивные состязания (4 часа)
Практика (4 часа) – участие в соревнованиях
+
9. Основы самоспасения и прикладн. плавания (16 ч)
Теория (4 часа)– средства и способы оказания помощи
Практика (12 часов) - прикладные СП, поддерж. ПС
- помощь пострадавшему на воде
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4 ч.)
Теория (2 часа) – способы оценки уровня подготовл.
+
Практика (2 часа) - тестирование
+
Разделы и темы
номер занятия
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
январь
февраль
март
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- плавание в соврем.России, правила ТБ,самоконтроль.
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 16 часов
Теория (2 часа)
- передовые методики общей физической подготовки
+
Практика (14 часов)
- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 18 часов
Теория (2 часа)
- особенности СФП и имитационных упражнений
+
Практика (16 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
4. Техника спортивных способов плавания (54 час.)
Теория (8 часов)
- современные техники спортивных СП
+
+
Практика (46 часов)
- кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- эстафетное плавание
+
+
+
+
- комплексное плавание
+
+
+
5. Старты и повороты (8 часов)
Теория (1 час)
- современные требования к стартам и поворотам
+
Практика (7 часов)
-старты с тумбочек из различных исходных положений
- открытые повороты на груди и спине, кувырком
6. Игры и эстафеты на воде (20 часов)
Теория (4 часов) - правила игр и эстафет на воде
Практика (16 часов)
- Игры: «баскетбол», «Волейбол», «Водное поло» и др.
+
+
+
- эстафеты с применением изученных ССП
+
+
+
+
7. Водные праздники (2 часа)
Практика (2 часа) - участие в празднике на воде.
8. Спортивные состязания (4 часа)
Практика (4 часа) – участие в соревнованиях
9. Основы самоспасения и прикладн.плавания (16ч)
Теория (4 часа)–средства и способы оказания помощи
+
+
+
+
Практика (12 часов) - прикладные СП, поддерж. ПС
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- помощь пострадавшему на воде
+ + + + + + + +
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)
Теория (2 часа) – способы оценки уровня подготовл.
Практика (2 часа) - тестирование
Разделы и темы
номер занятия
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
апрель
май
1. Введение (вводное занятие) - 2 часа
Теория (1 час)
- плавание в соврем.России, правила ТБ,самоконтроль.
Практика (1 час)
- тестирование (контрольные заплывы)
2. Общая физическая подготовка - 16 часов
Теория (2 часа)
- передовые методики общей физической подготовки
+
Практика (14 часов)
- ОРУ, игры и эстафеты с элементами ОФП
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Специальная физическая подготовка – 18 часов
Теория (2 часа)
- особенности СФП и имитационных упражнений
+
Практика (16 часов)
- СФП. Имитационные упражнения на суше и на воде.
+ + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
4. Техника спортивных способов плавания (54 часа)
Теория (8 часов)
- современные техники спортивных СП
+
+
Практика (46 часов)
- кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
- эстафетное плавание
+
+
+
+
- комплексное плавание
+
+
+
+
5. Старты и повороты (8 часов)
Теория (1 час)
- современные требования к стартам и поворотам
+
Практика (7 часов)
- старты с тумбочек из различных исходных
положений
+ + + + + + + +
+ + + + + + +
- открытые повороты на груди и спине, кувырком
+ + + + + + + + + + + + + + +
6. Игры и эстафеты на воде (20 часов)
Теория (4 часов) - правила игр и эстафет на воде
+
Практика (16 часов)
- Игры: «баскетбол», «Волейбол», «Водное поло» и др.
+
+
+
+
- эстафеты с применением изученных ССП
+
+
+
+
7. Водные праздники (2 часа)
Практика (2 часа) - участие в празднике на воде.
8. Спортивные состязания (4 часа)
Практика (4 часа) – участие в соревнованиях
+
9. Основы самоспасения и прикладн.плавания (16ч)
Теория (4 часа)–средства и способы оказания помощи
+
+
Практика (12 часов) - прикладные СП, поддерж. ПС
+ + + + + + + + + + + + + + +
- помощь пострадавшему на воде
+ + + + + + + + + + + + + + +
8. Контрольно-проверочное и итоговое занятие (4ч.)
Теория (2 часа) – способы оценки уровня подготовл.
+
Практика (2 часа) - тестирование
+