Автор: Попков Алексей Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДТД и М "Восточный"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ "ЭКСТРИМ" (углубленная)
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ВОСОЧНЫЙ»
Программа принята педагогическим УТВЕРЖДАЮ:
советом ГБОУ ДО ДТД и М И.О. директора ГБОУ ДО ДТД и М
«Восточный» «Восточный»
Протокол №_________ _________________С.Е. Дунаева
от «_____» ________________20___г. Приказ №________
от «______» ______________20____г.
Дополнительная общеразвивающая программа
ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ «ЭКСТРИМ»
(углубленная)
Направленность: техническая
Возраст детей: 12-17 лет
Срок реализации: 3 года (432 часа)
Количество часов в год: 144 часа
Уровень освоения программы: углубленный
Педагог дополнительного образования: ПОПКОВ А.А.
Москва 2017г.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и уровень программы.
Программа по прикладному плаванию для учащихся среднего и старшего
школьного возраста направлена на обучение воспитанников прикладному
плаванию, оздоровление и привитие потребности в здоровом образе жизни.
Программа адаптирована к условиям работы ГБОУ ДО ДТД и М «Восточный»,
реализуется в рамках технической направленности и имеет углубленный
уровень.
Актуальность программы.
Прикладное плавание – социально-значимый вид деятельности,
востребованный государством и обществом, как важная составляющая часть
обучения людей различного возраста и уровня физической подготовленности с
целью формирования профессиональных навыков для эффективных действий в
условиях водной среды.
Цель программы.
Основной целью программы является формирование всесторонне развитой
ведущей здоровый образ жизни и постоянно самосовершенствующейся
личности готовой к социально-профессиональной деятельности и
неординарным, экстремальным и чрезвычайным ситуациям, возникающим в
повседневной жизни.
Задачи.
Обучающие:
- приобретение основ теоретических и практических знаний по прикладному
плаванию, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их
средств, форм и методов в жизнедеятельности.
Развивающие:
- расширение двигательного опыта, обеспечения общей и прикладной
физической подготовленности;
- формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию,
самосовершенствованию, здоровому образу жизни.
Воспитательная:
- воспитание нравственных, физических, психических качеств, необходимых
для личностного и профессионального развития;
- приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере
физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных
целей.
Контингент занимающихся.
Возраст: Дети (юноши, девушки) 12-17 лет.
Количество занимающихся:12-15 человек
Формы и режим занятий.
Основными формами учебно-педагогического процесса являются:
1.
Учебно-тренировочные занятия:
а) теоретические занятия (знакомство с историей и техниками прикладного
плавания);
б) практические занятия (овладения техниками прикладного плавания).
2. Контрольные занятия (проверка приобретенных знаний и умений путем
выполнения тестовых заданий).
3. Соревнования (проверка приобретенных умений и навыков в условиях
соперничества, воспитание морально-волевых качеств).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом 15 минут после
каждого часа.
Срок реализации программы.
Программа реализуется за 3 учебных года, 144 учебных часа в год, 432 учебных
часа на весь период обучения.
Планируемые результаты.
В результате первого года обучения обучающиеся
будут знать: - историю развития прикладного плавания, основы безопасного
плавания, правила оказания первой медицинской помощи;
будут уметь: - выполнять упражнения, применяющиеся при обучении способам
прикладного плавания и применять их при оказании помощи пострадавшим на
воде, оказывать первую медицинскую помощь.
В результате второго года обучения обучающиеся
будут знать: - спасательный инвентарь, оборудование, снаряжение и их
назначение;
- алгоритм действий человека при спасании тонущего или пострадавшего на
воде, способы оказания первой доврачебной помощи;
будут уметь – оказывать помощь тонущим и пострадавшим на воде, используя
специальное оборудование, инвентарь и снаряжение, оказывать первую
доврачебную помощь.
В результате третьего года обучения обучающиеся
будут знать: - требования к занимающимся подводным спортом, технику
подводного плавания, снаряжение спасателя-подводника;
будут уметь: - применять технику подводного плавания, снаряжение и
инвентарь при оказании помощи тонущим и пострадавшим на воде.
Условия набора на первый год обучения.
1.
Возраст – 12-17 лет
2.
Участие в соревнованиях окружного и городского уровней.
3.
Выполнение тестовых заданий базового уровня:
- комплексное плавание дистанции 100м. (4х25);
- алгоритм действий при спасании тонущего + транспортировка 25м.
- плавание 2000м. без учета времени.
Добор в группы на освободившиеся места производится в течение учебного
года в соответствие с требованиями для каждого года обучения.
Допуском к занятиям является медицинская справка от терапевта с анализами
и отсутствием противопоказаний.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебно- тематический план (1-й год обучения)
№
№
п/п
Наименование разделов и тем
К-во часов
Формы
аттестаци
и
всег
о
теори
я
практик
а
1.
Введение
2
1
1
зачет
2.
Общая и специальная физическая
подготовка
30
4
26
зачет
3.
Техника плавания
30
4
26
зачет
4.
Техника способов прикладного
плавания
30
4
26
зачет
5.
Переправы вплавь
10
2
8
зачет
6.
Оказание помощи пострадавшим и
спасание тонущих
20
6
14
зачет
7.
Подводный спорт
10
3
7
зачет
8.
Игры и эстафеты с элементами
прикладного плавания
6
1
5
участие
9.
Соревнования, праздники на воде
4
1
3
участие
10.
Итоговое занятие
2
-
2
зачет
144
26
118
Со
держание учебно-тематического плана 1-го года обучения.
1.
Введение (вводное занятие)
Теория (1 час) – правила техники безопасности и правила поведения в бассейне,
в душевых и раздевалках, во дворце. Техника безопасности на воде. Задачи 1-го
года обучения.
Практика (1 час) - тестирование (контрольные заплывы), позволяющие
определить уровень плавательной подготовленности в группе.
2. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория (4 часа) – значение общей и специальной физической подготовки в
достижении высоких результатов, занимающихся прикладным плаванием,
разновидности общеразвивающих и специальных упражнений.
Практика (26 часов) – Упражнения на развитие силы, быстроты, координации,
гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами силовой и
специальной подготовки.
3. Техника плавания.
Теория (4 часа) – история развития спортивного плавания;
- разновидности (технические особенности) спортивных и неспортивных
способов (стилей) плавания.
Практика (26 часов) – кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй,
старты, повороты.
4. Техника способов прикладного плавания.
Теория (4 часа) – история развития прикладного плавания, способы
прикладного плавания.
Практика (26 часов) – плавание на боку, кроль на груди без выноса рук, кроль
на спине без выноса рук, брасс на груди и на спине, плавание в одежде, ныряние
и поиск под водой, всплывание на поверхность воды, прыжки в воду ногами и
головой вперед.
5. Переправы вплавь.
Теория (2 часа) – виды и способы переправ.
Практика (8 часов) – переправы без подсобных поддерживающих
плавательных средств, переправа вплавь с предметами, с использованием
подсобных плавучих средств.
6. Оказание помощи пострадавшим и спасание тонущих.
Теория (6 часов) – спасательные плавательные средства, оборудование,
снаряжение, инвентарь и их назначение и использование, правила оказания
первой медицинской помощи.
Практика (14 часов) – оказание помощи в плавь, с берега, помощь тонущему,
помощь пострадавшему после извлечения его из воды (первая медицинская
помощь).
7. Подводный спорт.
Теория (3 часа) – требования к занимающимся подводным спортом, инвентарь,
снаряжение и их назначение и использование.
Практика (7 часов) – плавание в ластах, в маске с дыхательной трубкой
(комплект №1).
8. Игры и эстафеты с элементами прикладного плавания.
Теория (2 часа) – правила проведения.
Практика (4 часа) – проведение игр и эстафет с элементами прикладного
плавания.
9. Соревнования, праздники на воде.
Теория (1 час) - правила соревнований, ознакомление со сценарием праздника
на воде.
Практика (3 часа) – участие в соревнованиях и празднике на воде.
10. Итоговое занятие (2 часа).
Контрольные нормативы 1-го года обучения:
- комплексное плавание дистанции 100м. (4х25);
- алгоритм действий при спасении тонущего + транспортировка 25м.
- плавание 2000м. без учета времени.
Учебно- тематический план (2-й год обучения)
№
№
п/п
Наименование разделов и тем
К-во часов
Формы
аттестаци
и
всег
о
теори
я
практик
а
1.
Введение
2
1
1
зачет
2.
Общая и специальная физическая
подготовка
30
4
26
зачет
3.
Техника плавания
24
4
20
зачет
4.
Техника способов прикладного
плавания
30
4
26
зачет
5.
Переправы вплавь
10
2
8
зачет
6.
Оказание помощи пострадавшим и
спасание тонущих
20
6
14
зачет
7.
Подводный спорт
16
4
12
зачет
8.
Игры и эстафеты с элементами
прикладного плавания
6
1
5
участие
9.
Соревнования, праздники на воде
4
1
3
участие
10.
Итоговое занятие
2
-
2
зачет
144
27
117
Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения.
1. Введение (вводное занятие)
Теория (1 час) – правила техники безопасности и правила поведения в бассейне,
в душевых и раздевалках, во дворце. Техника безопасности на воде. Задачи 2-го
года обучения.
Практика (1 час) - тестирование (контрольные заплывы), позволяющие
определить уровень подготовленности в группе.
2. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория (4 часа) – виды, формы, методы и средства общей и специальной
физической подготовки в достижении высоких результатов, занимающихся
прикладным плаванием, разновидности общеразвивающих и специальных
упражнений.
Практика (26 часов) – Упражнения на развитие силы, быстроты, координации,
гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами силовой и
специальной подготовки.
3. Техника плавания.
Теория (4 часа) – история развития спортивного плавания в России и СССР;
- эволюция развития спортивных способов (стилей) плавания.
Практика (20 часов) – кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй,
старты, повороты.
4. Техника способов прикладного плавания.
Теория (4 часа) – история развития прикладного плавания в России и СССР,
способы прикладного плавания.
Практика (26 часов) – плавание на боку, кроль на груди без выноса рук, кроль
на спине без выноса рук, брасс на груди и на спине, плавание в одежде, ныряние
и поиск под водой, всплывание на поверхность воды, прыжки в воду ногами и
головой вперед.
5. Переправы вплавь.
Теория (2 часа) –совершенствование видов и способов переправ в ходе
исторического развития прикладного плавания.
Практика (8 часов) – переправы без подсобных поддерживающих
плавательных средств, переправа вплавь с предметами, с использованием
подсобных плавучих средств, буксирование тяжелых предметов.
6. Оказание помощи пострадавшим и спасение тонущих.
Теорий (6 часов) – спасательные плавательные средства, оборудование,
снаряжение, инвентарь и их назначение и использование в динамике,
исторического развития прикладного плавания. Способы искусственного
дыхания.
Практика (14 часов) – оказание помощи с берега или с лодки, оказание помощи
человеку, провалившемуся под лед, помощь тонущему, помощь пострадавшему
после извлечения его из воды (оказание первой доврачебной помощи с
использованием тренировочного манекена).
7. Подводный спорт.
Теория (4 часа) – требования к занимающимся подводным спортом, инвентарь,
снаряжение и их назначение и использование.
Практика (12 часов) – плавание в ластах, биластах, моно ластах, в маске с
дыхательной трубкой (комплект №1), в гидрокостюме, с аквалангом (комплект
№2).
8. Игры и эстафеты с элементами прикладного плавания.
Теория (1 час) – правила проведения.
Практика (5 часов) – проведение игр и эстафет с элементами прикладного
плавания.
9. Соревнования, праздники на воде.
Теория (1 час) - правила соревнований, судейство, порядок составления
сценария праздника на воде.
Практика (3 часа) – участие и помощь в судействе соревнований и празднике
на воде.
10. Итоговое занятие (2 часа).
Контрольные нормативы 2-го года обучения:
- комплексное плавание дистанции 200м. (4х50);
- алгоритм действий при спасении тонущего + транспортировка 25м. +
оказание первой медицинской помощи.
- плавание 2500м. без учета времени.
Учебно- тематический план (3-й год обучения)
№
№
п/п
Наименование разделов и тем
К-во часов
Формы
аттестаци
и
всег
о
теори
я
практик
а
1.
Введение
2
1
1
зачет
2.
Общая и специальная физическая
подготовка
30
4
26
зачет
3.
Техника плавания
20
4
16
зачет
4.
Техника способов прикладного
плавания
20
4
16
зачет
5.
Переправы вплавь
10
2
8
зачет
6.
Оказание помощи пострадавшим и
спасание тонущих
30
8
22
зачет
7.
Подводный спорт
20
4
16
зачет
8.
Игры и эстафеты с элементами
прикладного плавания
6
1
5
участие
9.
Соревнования, праздники на воде
4
1
3
участие
10.
Итоговое занятие
2
-
2
зачет
144
29
115
Содержание учебно-тематического плана 3-го года обучения.
1. Введение (вводное занятие)
Теория (1 час) – правила техники безопасности и правила поведения в бассейне,
в душевых и раздевалках, во дворце. Техника безопасности на воде. Задачи 3-го
года обучения.
Практика (1 час) - тестирование, позволяющее определить уровень
подготовленности группы.
2. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория (4 часа) – новейшие методики общей и специальной физической
подготовки в учебно-тренировочном процессе занимающихся прикладным
плаванием, разновидности общеразвивающих и специальных упражнений.
Практика (26 часов) – Упражнения на развитие силы, быстроты, координации,
гибкости, ловкости, выносливости. Игры и эстафеты с элементами силовой и
специальной подготовки.
3. Техника плавания.
Теория (4 часа) – история развития спортивного плавания в современной
России;
- особенности техники современных стилей плавания.
Практика (16 часов) – кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй,
старты, повороты.
4. Техника способов прикладного плавания.
Теория (4 часа) – история развития прикладного плавания в современной
России, способы прикладного плавания.
Практика (16 часов) – плавание на боку, кроль на груди без выноса рук, кроль
на спине без выноса рук, брасс на груди и на спине, плавание в одежде, ныряние
и поиск под водой, всплывание на поверхность воды, прыжки в воду ногами и
головой вперед.
5. Переправы вплавь.
Теория (2 часа) – усовершенствованные виды и способы переправ в условиях
современного мира.
Практика (8 часов) – переправы без подсобных поддерживающих
плавательных средств, переправа вплавь с предметами, с использованием
подсобных плавучих средств, буксирование тяжелых предметов, переправа
вплавь с использованием средств передвижения под водой.
6. Оказание помощи пострадавшим и спасение тонущих.
Теория (8 часов) – спасательные плавательные средства, оборудование,
снаряжение, инвентарь и их назначение и использование в современных
условиях. Непрямой массаж сердца.
Практика (22 часа) – непосредственное оказание помощи тонущему,
пострадавшему на воде и после извлечения из воды человеку с применением
спасательного оборудования, инвентаря, оснащения и способов оказания первой
доврачебной помощи.
7. Подводный спорт.
Теория (4 часа) – требования к занимающимся подводным спортом, инвентарь,
снаряжение и их назначение и использование.
Практика (16 часов) – плавание в ластах, биластах, моно ластах, в маске с
дыхательной трубкой (комплект №1), в гидрокостюме, с аквалангом (комплект
№2), на акваплане, на аквапеде, на подводном скутере.
8. Игры и эстафеты с элементами прикладного плавания.
Теория (1 час) – правила проведения.
Практика (5 часов) – проведение игр и эстафет с элементами прикладного
плавания.
9. Соревнования, праздники на воде.
Теория (1 час) - правила соревнований, обязанности судьи, составление
сценария праздника на воде.
Практика (3 часа) – участие в соревнованиях и празднике на воде, судейство и
проведение праздника на воде.
10. Итоговое занятие (2 часа).
Контрольные нормативы 3-го года обучения:
- комплексное плавание дистанции 400м. (4х100);
- алгоритм действий при спасении тонущего + транспортировка 25м. +
первой медицинской помощи и первой доврачебной помощи.
- плавание 3000м. без учета времени.
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Формы контроля и подведение итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы.
При подведении итогов используются следующие формы:
- Тестирование по теоретическому освоению материала.
- Тестирование по практическому освоению материала.
- Участие в соревнованиях различного уровня.
Механизм отслеживания результатов реализации программы.
Итоги освоения содержания программы, согласно Положению об аттестации
обучающихся учебных групп, объединений и коллективов ГБОУ ДО ДТД и М
«Восточный», оформляются в протоколах. Могут вручаться грамоты и
свидетельства.
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Учебно-методическое обеспечение программы.
В качестве методического обеспечения разрабатываются планы, конспекты
уроков по темам из личного опыта педагога, работающего с данной группой и
накопленного мирового опыта, изложенного в научных трудах и публикациях.
Имеется
и
используется
наглядный
учебный
материал
в
помощь
занимающимся для обучения всеми стандартными и нестандартными способами
плавания, ориентирования в водной среде, оказания помощи пострадавшим и др.
Материально-техническое обеспечение программы.
1.
Помещение: ванна бассейна 12х25м.
2.
Оборудование: раздевалки со шкафчиками, скамейки, душевые кабины,
туалетные комнаты, скамейки на бортике бассейна для занятий на них.
3.
Инвентарь:
ласты,
биласты,
моно
ласты,
маски,
дыхательные
трубки,
гидрокостюмы,
акваланги,
акваплан,
аквапед,
подводный
скутер,
тренировочный манекен, секундомер, шесты, доски для плавания, мячи,
надувная лодка, веревки, груз (гантели) и др. инвентарь.
Для занятий в секции каждому воспитаннику надо иметь:
- купальник (плавки)
- полотенце
- мочалку
- мыло
- тапочки для бассейна
- очки для плавания
- шапочку для плавания
- футболку и длинное трико
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые акты и документы.
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.№ 1726-р.);
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 №
09-3242;
5.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14);
6.
Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О
мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году»;
7.
Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308 «О
внесении изменений в приказ Департамента образования г. Москвы от 17
декабря 2014 г. № 922»;
8.
Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О
внесении изменений в приказ № 922 от 17.12.2014 г.;
9.
Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 г. № 1035«О
внесении изменений в приказ № 922 от 17.12.2014 г.
10.Закон «О физической культуре и спорте в РФ».
11.Н.Ж. Булгакова. «Плавание». М. 2005 г.
12.Программы
дополнительного
образования
детей.
Выпуск
1.
М.
2006
г.
13.Э.Н. Кодыш. «Соревнования туристов». М. 1990 г.
14.Н.Б. Садикова. «Туристу школа выживания». Минск 2000 г.
15.Б.И. Оноприенко. «Учите детей плавать».
16.И.В. Вржесневский, П.В.Сахновский. «Водное поло».
17.А.А. Макаренко. «Подготовка пловцов». М., ФиС, 1974 г.
18.Спасение на воде (Под ред. Л.В. Геркан), М., 1937.
19.Ю.А.Семенов.
«Обучение
прикладному
плаванию»,
М.,высшая
школа,1990г.
20.Учебное
пособие.
«Прикладное
плавание».
(под
ред.
Ласточкина
Е.
В.,
Архипова Р. Э., Ващук О. В., Леонтюк А. М., Соколова С. С.), М., 2012г.
21.Брызгалов А.А. Основы подводного спорта. М., 1959.
22.Бутович Н.А. Плавание и переправы вплавь. М., 1945.
23.Гавричков А. Военно-прикладное плавание. М., 1934.
16. Сен-Клер Ж. Плавание: Приемы плавания, ныряния и спасения утопающих.
СПб, 1910.