Напоминание

"Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ по формированию навыков самостоятельности у дошкольников в практике работы воспитателя"


Автор: Куявых Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ по формированию навыков самостоятельности у дошкольников в практике работы воспитателя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ по формированию навыков

самостоятельности у дошкольников в практике работы ДОУ

Куявых Марина Николаевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека

требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и

малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Психологами установлено, что каждой возрастной категории свойственна своя «ведущая

деятельность» – сфера важных для ребёнка интересов, в которой он пытается себя проявить:

1-3 года – взаимодействие с предметами;

3-7 лет – игровая деятельность;

7-14 лет – учёба;

14-18 лет – общение и взаимоотношения со сверстниками

Признаком того, что уровень самостоятельности соответствует возрасту, является

то, способен ли ребёнок принимать самостоятельные решения, искать способы достижения

поставленных целей, ориентироваться в границах сферы ведущей деятельности.

Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения,

подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Поэтому

задачу

формирования

активной,

самостоятельной,

творческой

личности

необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Развитие

самостоятельности

в

дошкольном

возрасте

связано

с

освоением

ребенком

разных

видов

деятельности

-

(игровой,

трудовой,

учебной),

в

которых

он

приобретает

возможность проявлять свою субъектную позицию.

игра способствует развитию активности и инициативы

в

трудовой

деятельности

заложены

благоприятные

возможности

для

формирования

целенаправленности

действий,

настойчивости

в

достижении

результата

в

продуктивных

видах

деятельности

формируются

независимость

ребенка

от

взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется

1

двумя факторами:

совокупность средств, знаний и умений;

побуждение к действию.

Общение

взрослого

с

ребенком

дает

ему

возможность

начать

осознавать

себя

как

отдельного

человека.

Потребность

ребенка

действовать

самостоятельно

со

средствами

и

предметами

находится

в

зависимости

от

той

позиции,

которую

занимает

взрослый

во

взаимодействии с ребенком.

Резкое

возрастание

самостоятельности

иногда

становится

причиной

конфликта

взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка

освободиться от опеки, и пересекают каждую кажущуюся им активность.

Поэтому

основой

и

необходимым

условием

для

формирования

самостоятельности

является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера

доверия, дружелюбия, выдержанность и т. д.

Если

помогать

ребенку

регулярно,

то

у

него

появится

целеустремленность,

2

проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный

результат.

Ребенок

становится

усидчивым,

настойчивым,

организованным.

Неудача

не

становится

поводом

отказа

от

задуманного,

а

заставляет

удвоить

усилия

и

в

случае

необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это

необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как

только почувствует, что может справиться сам.

Однако стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его `взрослых` инициативах, и

они

могут

исчезнуть

навсегда

вместе

с

вашими

надеждами

на

самостоятельность

ребенка. Поэтому,

какой

бы

причудливой

ни

была

его

задумка,

сначала

похвалите,

эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось, это

очень важно, так как

во-первых,

у

ребенка

закрепляется

жизненно

весьма

полезная

и

достаточно

устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над

мотивом избегания неудачи:

во-вторых,

это

приводит

к

ускоренному

развитию

разнообразных

других

способностей ребенка

Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте

- это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от

поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором -

синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка.

Причины

разные:

страх

за

него,

желание

уберечь

от

неминуемого

поражения

или

презрительное отношение к его `глупым` затеям. Итог один - отмирание инициативности

как первого звена в формировании самостоятельности.

Если

позволить

этим

чертам

закрепиться,

к

школе

получится

вполне

сложившийся

невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром

беспомощности -

это

еще

более

глубокая

задержка

в

развитии

самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности,

который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий.

Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они

редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.

Специально для наших родителей подготовили буклет по рекомендациям психологов

колледжа Эльмира, Нью-Йорк (США) с помощью которого, они смогут наблюдать за

3

развитием навыков самостоятельности в разных видах деятельности, и определить уровень

развития своих малышей.

Самостоятельность-

в меньшей степени нуждается в помощи взрослых;

усваивают полезные практические навыки;

приобретают навыки планирования предстоящей деятельности;

учатся дорожить временем;

по- новому оценивают труд окружающих;

приучаются видеть свое участие в общем деле.

Умения

Раздеться и одеться, застегнуть обувь

Пользоваться своим шкафчиком

Умывать и мыть руки, чистить зубы

Накрывать стол для еды

Наливать жидкость в емкость, класть пищу в тарелку

Самостоятельно есть, убирать за собой после еды

Пользоваться кисточкой, смешивать краски

Убирать игрушки, доставать игрушки

Класть кубики обратно на полку, одевать куклу

Обращаться с молотком и пилой

Резать ножницами, резать ножом

Лазить по шведской стенке

Собирать головоломки

Ребенок должен обязательно иметь несложные обязанности по дому, у него

должно быть дело, которое он считает своим, за которое он ощущает ответственность и

которое ему интересно. В порученном деле должна быть представлена некоторая

самостоятельность. «Чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем

лучше она будет в педагогическом отношении», говорил А.С.Макаренко. Особенно

тщательно надо следить, чтобы начатое всегда доводилось до конца. Если осталось

недоделанное со вчерашнего дня, то нового поручения не должно быть до тех пор, пока

не будет завершено прежнее.

В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать

то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно

помочь

с

выбором.

Ему

нужно

объяснить,

например,

что

сейчас

осень,

дожди,

4

прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из

осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать

вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор

Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для

него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и

он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное

поручение,

соответствующее

его

возрасту.

Конечно,

возможности

ребенка

в

дошкольном

возрасте

еще

очень

невелики,

но

все-таки

они

есть.

Даже

самый

маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например,

свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать

поливка

комнатных

растений,

помощь

в

накрытии

обеденного

стола

(разложить

салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним

питомцем и др.

Не

следует

ограждать

ребенка

от

проблем:

позволяйте

ему

встречаться

с

отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка

умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к

этому взрослых.

Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является,

чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Достижение

хорошего

контакта

с

ребенком

происходит

через

искреннее,

заинтересованное к нему отношение как к личности, через его переживания, настроение. Эта

заинтересованность помогает нам понять, что же действительно чувствует ребенок, что ему

интересно, а что нет.

Дети получают большое удовольствие от самостоятельного выполнения трудных заданий,

а если испытывает затруднение – наш совет «Помогите ребенку начать!»

Проблема самостоятельной работы всегда приковывала к себе внимание наших ученых

и

педагогов-практиков.

И это

закономерно:

одно

из

условий

эффективности

-

воспитание

привитие детям навыков самостоятельной работы над различным материалом, что объясняется

теми

целями

и

задачами,

которые

стоят

в

настоящее

время

перед

нашими

дошкольными

учреждениями: подготовить молодое поколение к жизни, к активному участию в труде.

Эти навыки необходимы им в период обучения в школе и по окончании школы.

Литература

5

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.

2. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей

дошкольных

учреждений,

студентов

педагогических

колледжей

и

вузов,

родителей

и

дошкольников. - 3-е изд., перераб. И доп. -М. -: Издательство «Ювета», 2001. -176с.: ил.

3. Выготский Л. С. Кризис трёх лет.//Д. образование. -2005.№15. -с. 2-4.

4. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских

взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под

ред. В. Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972. -с 83 -111.

5.

Каплан

Л.

И.

Первые

проявления

самостоятельности.

//Каплан

Л.

И.

Посеешь

привычку-пожнёшь характер. -М., 1980, с. 31-32.

6. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. А. В. Запоржца. -М. 1976.

7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для

студентов

педагогических

институтов,

учащихся

педагогических

училищ

и

колледжей,

воспитателей детского сада/Пд ред. Г. А. Урунтаевой,. М.:Просвещение: Владос, 1995-391с.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

ДЛЯ ВАС,РОДИТЕЛИ!

7

Развиваем самостоятельность

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он

однажды поленился. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того,

что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует

недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребёнок со вздохом будет

намекать на то, что неплохо бы пополнить запасы канцелярских товаров, так же вздыхайте

в ответ и высказывайте сомнения: вдруг, и новые фломастеры проживут недолго? В

дальнейшем

воспоминания

об

этом

тяжёлом

периоде

творчества

будут

мотивировать

ребёнка следить за состоянием своих вещей.

Требуя от ребёнка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности.

Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник

занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после

каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли из одноименного

мультфильма. Просьба разложить всё по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться

об игрушки в темноте, будет более понятна ребёнку.

Объём и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально

конкретно, например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо

убирать за собой!».

. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения,

что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебе

помогает» - плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что,

может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше расскажите о том, сколько всего

интересного

можно

успеть

сделать

за

сэкономленное

время,

если

одеваться

или

раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про

Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше

поплескаться в ванной, наполненной пеной, и т.д.

Если ребёнок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко,

попросите его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка

задуматься

о

том,

чем

можно

заняться.

Согнать

Ленивца

с

дивана

иногда

помогает

маленькая хитрость. Выразите радость по поводу того, что он лежит и никому не мешает.

8

Затем попросите полежать там же ещё часа два, чтобы вы могли заняться своими делами.

Как правило, уже через несколько минут раздаётся вопрос: «А можно я слезу с дива-а-

ана?»

Умение

формулировать

цель,

предвидеть

результат

-

основополагающие

компоненты

самостоятельности.

Но

их

трудно

реализовать

в

полной

мере,

если

у

ребёнка

не

сформированы навыки разных типов деятельности. Например, мамы и бабушки часто

пресекают

попытки

девочки

подмести

пол,

потому

что

знают,

что

вместо

желанной

чистоты

в

квартире

будут

клубы

пыли.

Выходит,

ещё

один

способ

развития

самостоятельности - упражнение конкретных навыков.

Последний

штрих

в

портрете

самостоятельности

-

настойчивость

в

достижении

результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Особенно

ценно, если ребёнок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих

9

.

10



В раздел образования