Напоминание

"Совершенствование процесса подготовки участников соревнований различного квалификационного уровня"


Автор: Соколкин Алексей Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ-Гимназия № 45
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование процесса подготовки участников соревнований различного квалификационного уровня"
Раздел: полное образование





Назад




СТАТЬЯ на тему: «Совершенствование процесса подготовки участников

соревнований различного квалификационного уровня»

Автор: Соколкин Алексей Николаевич,

Учитель физической культуры, тренер по карате «Годзю-Рю»,

МАОУ-Гимназия № 45, г. Екатеринбург

«Если ты не собираешься идти до конца, зачем ты вообще это делаешь?»

Джо Намат

«Препятствия не должны останавливать вас. Если вы уперлись в стену, не

сдавайтесь и не поворачивайте назад. Придумайте, как перелезть через стену,

пройти сквозь нее или обойти»

Майкл Джордан

В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской

Федерации», физическая культура - это часть культуры, представляющая

собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых

обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей

человека, совершенствования его двигательной активности и формирования

здорового

образа

жизни,

социальной

адаптации

путем

физического

воспитания, физической подготовки и физического развития.

Раскрытие потенциальных возможностей человека в спортивных

состязаниях

способствует

формированию

таких

личностных

качеств

человека,

как

уверенность

в

себе,

решительность,

смелость,

желание

и

реальная

возможность

преодолеть

трудности,

организованность,

сознательная

дисциплина,

чувство

товарищества,

четкость

в

работе,

привычка к порядку, а также раскрытие волевых, физических качеств и

двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

При этом большое значение имеет педагогически правильная организация

самих учебных и тренировочных занятий, спортивных соревнований и всей

жизни физкультурного коллектива.

Каждый

компонент

системы

спортивной

подготовки

имеет

свое

функциональное

назначение

и

одновременно

подчинен

общим

закономерностям устройства, функционирования и развития ее.

Целью данной работы является изучение и описание системы спортивной

подготовки участников к соревнованиям.

Спортивные соревнования являются своеобразной моделью человеческих

отношений, реально существующих в обществе: борьбы, победы, поражения,

взаимовыручки,

направленности

к

постоянному

совершенствованию

и

достижению высшего результата в деятельности, удовлетворения творческих

и престижных целей и др.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя

ключевыми моментами:

– составом способностей к определенному виду спорта;

– объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей

с

целью

прогнозирования

особенностей

хода

его

дальнейшего

совершенствования;

какими

путями

добиться

формирования

этих

способностей,

если

они

недостаточно

развиты,

или

чем

их

компенсировать

в

случае

их

низкого

уровня.

Специально организованные спортивные соревнования направлены на

максимальную реализацию духовных и физических возможностей человека,

группы

людей,

команды,

демонстрацию

и

сопоставление

уровня

подготовленности,

достижение

высших

результатов

или

победы

в

р е гл а м е н т и р о ва н н ы х

с п е ц и а л ь н ы м и

п р а в и л а м и ,

в

у с л о в и я х

неантагонистического соперничества, специфического для вида спорта.

Категория спортивных соревнований конкретизируется в таких понятиях

как

территориальные

соревнования

(районные,

городские,

областные,

региональные, республиканские и др.)

Наиболее

острой,

требующей

внимания,

стоит

проблема

слабой

физической

подготовки

школьников

и

студентов.

Реальный

объем

двигательной

активности

учащихся

не

может

в

достаточной

степени

обеспечить

полноценного

физического

развития

и

укрепления

здоровья

следующего

поколения.

Будем

откровенны,

преподавание

физической

культуры в школах полностью не соответствует современным стандартам и

требованиям, а во многих школах попросту отсутствует. Это все связано со

здоровьем нации, ведь оно очень сильно сказывается на экономике страны,

ведь здоровые и физически активные граждане обладают более высокой

работоспособностью и возможностями для самореализации.

К великому сожалению, потерян престиж таких профессий как тренера и

преподавателя физической культуры. Значительно сократилось количество

тренеров

в

детских

секциях,

среди

них

практически

отсутствует

приток

молодых

кадров.

В

результате

этого

практически

утрачены

традиции

российской

тренерской

школы,

отсюда

вытекает

недостаток

подготовки

резерва

для

спорта

высших

достижений.

Некогда

ведущие

позиции

национального

спорта

в

международных

организациях

и

олимпийском

движении практически утрачены.

По большинству видов спорта, в Российской Федерации отсутствуют

современно оснащенные спортивные сооружения и сооружения подготовки к

международным

соревнованиям

и

Олимпийским

играм.

Не

удается

ликвидировать

так

называемую

текучку

кадров,

большое

количество

российских спортсменов и тренеров уезжает за границу.

Не эффективно используются возможности СМИ для пропаганды спорта и

здорового образа жизни.

На текущий момент физической культуры и спортом в нашей стране на

постоянной основе занимается лишь 8―10 % населения, тогда как в более

экономически развитых странах мира этот показатель превышает 40―60

процентов.

Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыслителя

Сократа

«Познай

самого

себя!».

Поэтому

объективная

оценка

своего

физического развития, телосложения, физической подготовленности, а также

предварительное ознакомление с «возможностями» различных видов спорта

необходимы

для

осознанного

и

оправданного

выбора

вида

спорта

и

упражнений для своего физического совершенствования.

Современная система подготовки спортсмена является сложным,

многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы,

организационные

формы,

материально-технические

условия

и

т.п.,

обеспечивающие

достижение

спортсменом

наивысших

спортивных

показателей,

а

также

организационно-педагогический

процесс

подготовки

спортсмена к соревнованиям.

В целом, основными сторонами подготовки спортсмена являются

физическая,

техническая,

тактическая,

психическая

и

интегративная

подготовки.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения

высокого

уровня

физического

развития,

воспитанию

необходимых

спортсмену

физических

качеств.

Ее

принято

подразделять

на

общую

физическую

подготовку

(ОФП)

и

специальную

физическую

подготовку

(СФП). Цель ОФП - достижение высокой работоспособности студентов. Ее

средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег,

передвижение

на

лыжах,

коньках,

подвижные

и

спортивные

игры,

гимнастика,

упражнения

с

отягощениями

и

др.).

СФП

направлена

на

воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых

в

избранном

виде

спорта.

Она

проводится

систематически

и

помогает

спортсмену

подготовиться

к

соревнованиям.

Средствами

ее

являются

специальные упражнения и элементы избранного вида спорта.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе

движений,

соответствующей

особенностям

избранного

вида

спорта.

В

структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять

базовые

и

дополнительные

движения.

К

базовым

относятся

движения

и

действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида

спорта,

без

которых

невозможно

эффективное

ведение

соревновательной

борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений

является

обязательным

для

спортсмена.

Дополнительные

движения

и

действия - это второстепенные движения и действия, которые характерны для

отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями.

Тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на

овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе

специфической

соревновательной

деятельности.

Она

включает

в

себя:

изучение

общих

положений

тактики

избранного

вида

спорта,

приемов

судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших

спортсменов;

освоение

умений

строить

свою

тактику

в

предстоящих

соревнованиях;

моделирование

необходимых

условий

в

тренировке

и

контрольных

соревнованиях

для

практического

овладения

тактическими

построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня

тактической

подготовленности

спортсмена

или

команды.

Тактическая

подготовленность

тесно

связана

с

использованием

разнообразных

технических

приемов,

со

способами

их

выполнения,

выбором

наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами

(индивидуальной, групповой или командной).

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем

уровне

технической,

физической,

психической

сторон

подготовленности.

Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания,

умения, навыки и качество тактического мышления. Оно характеризуется

способностью

спортсмена

быстро

воспринимать,

оценивать,

выделять

и

перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач

в

состязании,

предвидеть

действия

соперника

и

исход

соревновательных

ситуаций,

а

главное

кратчайшим

путем

находить

среди

нескольких

возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело

бы к успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную.

Общая

тактическая

подготовка

направлена

на

овладение

знаниями

и

тактическими

навыками,

необходимыми

для

успеха

в

спортивных

соревнованиях

в

избранном

виде

спорта.

Специальная

тактическая

подготовка

на

овладение

знаниями

и

тактическими

действиями,

необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и

против конкретного соперника. Теоретическое познания в тактике включают

знания правил игры, владение индивидуальными средствами тактики. Игрок

должен

знать

основные

системы

игры

и

их

варианты,

задачи

игроков,

определенных

амплуа

в

команде,

взаимодействия

звеньев

команды

в

различных фазах игры.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражнения

используются в облегченных условиях; в усложненных условиях; в условиях,

максимально приближенных к соревновательным.

Цель использования тактических упражнений повышенной трудности –

обеспечение

надежности

разученных

форм

тактики

и

стимулирование

развития

тактических

способностей.

К

числу

относительно

общих

методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

а)

подходы,

связанные

с

введением

дополнительных

тактических

противодействий со стороны противника. Спортсмен (команда) при этом

оказывается перед необходимостью, решая тактические задачи, преодолевать

более значительное противодействие, чем в условиях соревнований;

б)

подходы,

связанные

с

ограничением

пространственных

и

временных

тактических действий;

в)

подходы,

связанные

с

обязательным

расширением

используемых

тактических вариантов;

г) подходы, связанные с ограничением числа попыток, предоставленных для

достижения соревновательной цели.

В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену

необходимо

развивать

следующие

способности:

быстро

воспринимать,

адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию

и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем

своей

подготовленности

и

своего

оперативного

состояния;

предвидеть

действия

противника;

строить

свои

действия

в

соответствии

с

целями

соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

Изучение

информации

о

противнике

и

партнере,

необходимой

для

практической реализации тактической подготовленности:

1) изучение сведений о физической подготовленности;

2) изучение тактико-технических манер ведения соревнований;

3)

изучение

особенности

поведения

в

различных

благоприятных

и

неблагоприятных условиях соревнований;

После игры, боя тренер и спортсмен обязательно должны обсудить

проведенную

встречу,

отметить

недостатки

и

внести

изменения

в

тактический замысел. Такой анализ своих действий и действий противника

после игры значительно улучшит тактическое качество дальнейших встреч, а

анализ тактических действий во время игры во многом может определить

выбор

конкретной

тактики,

которая

приведет

к

победе

или

поражению.

Помня об этом, тренер должен постоянно воспитывать умение анализировать,

создавать

такие

ситуации,

где

спортсмен

вынужден

самостоятельно

оценивать свои действия и находить правильное решение.

Таким образом, на этапе непосредственной подготовки к ответственному

соревнованию

методика

тактической

подготовки

должна

обеспечивать

в

первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм

тактики, какие будут использоваться данном состязании. Цель моделирования

при

этом

апробировать

выработанный

тактический

замысел

и

план

в

условиях,

как

можно

больше

совпадающих

с

условиями

предстоящего

состязаниях,

что

будет

способствовать

успешному

выступлению

на

соревнованиях.

Психологическая подготовка связана с воспитанием у спортсменов в

процессе занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.

Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зависит от

умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе

соревнования.

Соревнование — это по сути экстремальная ситуация, а в любой

экстремальной ситуации «нормально» бояться, и результат может быть хуже,

чем в более привычных условиях. Страх может быть разный (можно бояться

оценки тренера, оценки родителей, оценки других спортсменов, публичности

выступления, конкуренции, бояться проиграть и т.д.). Страх может быть

небольшой

и

даже

мобилизующий,

а

может

быть

зашкаливающий

разрушающий деятельность. Некоторые люди могут свой страх вообще не

осознавать, вытеснять его в подсознание. При этом любая эмоция — это

энергия; даже если спортсмен не осознает свой страх, энергия этого страха

никуда

не

денется,

она

будет

проявляться

в

напряжении,

скованности,

тревожности,

может

быть

повышенной

болтливости,

или

наоборот

молчаливости, ошибках и других деструктивных вещах.

Человек привыкает к экстремальным условиям. Чем чаще ты на

соревнованиях – тем обычно у тебя меньше напряжения. Как работать со

страхом перед соревнованиями? Психологически правильно не делать вид,

что этой эмоции нет, а осознать ее и дать ей отработать, закончиться. Когда

заканчивается страх, может появиться другая эмоция — злость, например. А

злость — это именно то, что нужно для конкуренции. Осознание своих

эмоций, превращение страха в злость — вполне решаемые психологические

задачи.

Тренер должен знать темперамент каждого спортсмена, так как в процессе

спортивной

деятельности

темперамент

играет

значительную

роль.

Хотя

следует

учесть,

что

один

и

тот

же

спортсмен

в

процессе

спортивной

деятельности

может

проявлять

психические

качества

совершенно

иного

характера,

чем

в

жизни.

Одной

из

задач

тренера

в

психологической

подготовке

является

предупреждение

психической

перенапряженности

накануне предстоящего соревнования.

Правильное ощущение текущего

уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а также грани между

эмоциональными

и

рассудительными

действиями

обеспечит

нужный

психологический

настрой

и

соответственно

сформирует

оптимальное

внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Четкая

постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий

снижают тревожность.

Для системы отбора и спортивной ориентации будущих спортсменов

существует

комплекс

организационно-методических

мероприятий

педагогического,

медико-биологического,

психологического

и

социального

характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности

(одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной

деятельности

(спортивной

дисциплине).

В

современном

спорте,

характеризующемся

постоянно

усиливающейся

конкуренцией

и

непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов,

обладающих необходимыми морфофункциональными данными и синтезом

физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на

исключительно высоком уровне развития.

Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что

она

должна

быть

органическим

компонентом

системы

многолетней

подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе

тренировки и воспитания и являются: следствием сложного диалектического

единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального).

Какова система тренировки спортсменов?

Под

спортивной

тренировкой

понимают

специализированный

педагогический

процесс

физического

воспитания,

направленный

на

достижение спортсменом высоких спортивных результатов. Эффективность

функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных

спортивных

результатов

в

определенных

стартах

и

в

нужные

сроки,

обеспечивается эффективной системой тренировки. Тренировочный процесс

является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание

всей

двигательной

деятельности,

а

также

финансового,

материально-

технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и

восстановительных мероприятий. В процессе тренировочной деятельности

спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и

психическую

подготовленность,

а

успешными

предпосылками

для

достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его

интеллектуальных

способностей.

Подготовка

спортсмена

охватывает

направленное

использование

всей

совокупности

таких

факторов,

как

средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение

готовности спортсмена к спортивным достижениям.

При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов,

которые

целенаправленно

используются

для

достижения

высоких

спортивных

результатов,

выделяются

следующие

основные

компоненты

спортивной подготовки:

1) система отбора и спортивной ориентации;

2) система соревнований;

3) система спортивной тренировки;

4)

система

факторов,

повышающих

эффективность

тренировочной

и

соревновательной деятельности:

а) подготовка кадров;

б) научно-методическое и информационное обеспечение;

в) медико-биологическое обеспечение;

г) материально-техническое обеспечение;

д) финансирование;

е) организационно-управленческие факторы;

ж) факторы внешней среды.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той

задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном

счете можно свести к четырем:

Показать максимальный, рекордный результат.

Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.

Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.

Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований -

четвертьфинал, полуфинал и финал.

Итак, спортивные соревнования - способ демонстрации, сравнения и

оценки определённых способностей спортсмена и обеспечения возможности

их

максимального

проявления.

Спортивные

соревнования

являются

важнейшим фактором познания возможностей человека, создания эталонных

показателей

(установления

спортивных

рекордов).

В

то

же

время

соревнования - средство стимулирования спортивной деятельности, метод

отбора и повышения эффективности подготовки спортсменов.

Ясно, что без масштабного привлечения к спорту молодежи, невозможна

эффективная модернизация государства и общества в целом. Спорт связан с

продолжением

рода,

здоровьем

растущих

детей

и

формированием

патриотических чувств, успехами в развитии страны.

Сейчас как никогда требуется совершенствования содержание, структуры,

нормативно правовой базы юношеского спорта, увеличение хозяйственного

экономического потенциала, социальной поддержки работников спортивной

сферы, пропаганды спорта среди подрастающих поколений, популяризации

занятий

спортом

и

здорового

образа

жизни

в

СМИ,

материальное

стимулирование активно занимающихся физической культурой и спортом.

Система поддержки здорового образа жизни молодежи ― реальный путь

защиты ее здоровья. Помимо этого, развитие физической культуры и спорта

является важной частью молодежных движений.

Один из основоположников теории физического воспитания профессор

А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое положение о том, что

любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе

деятельности:

"Нельзя

сделать

человека

смелым,

мужественным,

коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия,

требующие проявления указанного качества".

Итак, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что

подготовка к соревнованиям, вне зависимости от вида спорта, это довольно

трудоемкая работа, которая требует немалых усилий, включающий в себя

физическую

и

психологическую

закалку

спортсмена.

Лучшим

способом

осуществления

задуманного,

является

четкое

следование

тренировочному

плану.

Вот общие рекомендации на время подготовки к соревнованиям любого

вида спорта:

- Для хорошего результата в любом виде спорта очень важным моментом

является регулярность тренировок, а также постепенное их усложнение.

Таким образом появится физическая выносливость и навыки значительно

улучшаться. Есть прекрасная поговорка: «Тяжело в учении – легко в бою».

Это означает, что чем интенсивнее были тренировки, тем легче будет во

время соревнований, так как физическое превосходство поможет в нужный

момент сделать рывок, нанести удар, обогнать соперника и так далее.

- Создайте индивидуальный распорядок тренировок. Первый вид занятий -

общая

физическая

подготовка.

Она

включает

в

себя

упражнения

на

развитие

пластики,

гибкости

и

растяжки,

а

также

бег,

занятия

на

скорость,

силовые

упражнения,

и

упражнения,

соответствующие

непосредственно

виду

предстоящих

соревнований,

и

их

обязательно

грамотно

чередовать.

-

Следующим

этапом

подготовки

являются

упражнения на улучшение физического состояния отдельных мышц тела,

используемых в соревнованиях.

- В третьем этапе основу же занятий должны составлять элементы и

упражнения

технической

практики.

Главным

средством

овладения

командными

действиями

является

двусторонняя

игра.

Именно

она

развивает правильное тактическое мышление. Но тренер, руководя игрой,

не должен допускать, чтобы она протекала стихийно. Неорганизованность,

стихийность ведут к возникновению серьезных ошибок и их закреплению.

Двусторонней игре обычно предшествует предварительная беседа тренера

с игроками. В ходе беседы с применением макета поля игроки, звенья, линии и

команда в целом получают конкретные задания.

-

Завершающая

фаза

подготовки

к

соревнованиям

это

совершенствование

стратегии

и

психологического

настроя.

В

последние

недели, оставшиеся до соревнований, спортсмен должен быть собранным,

избегать

болезней

и

травм.

Жесткие

тренировки

прекращаются,

ведь

нужно накапливать энергию до соревнований.

Для подготовки к соревнованиям крайне важно правильно настроиться

эмоционально и ментально. Не стоит сильно переживать перед стартом или

матчем за конечный результат. Надо постараться нацелиться на получение

удовольствия

от

самого

процесса.

Считается,

что

в

жизни

интересен

не

момент достижения цели, а проделанный до нее путь. Понимая это, можно

отбросить лишние эмоции и просто делать свое дело.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям,

которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как

отдельного человека, так и сообщества людей в целом.

«Никогда

не

думай,

что

ты

проиграл

соревнования,

если

у

тебя

еще

осталось последнее упражнение». Брюс Ли



В раздел образования