Автор: Каирова Кнслу Бажитовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "СШ №11"
Населённый пункт: г. Палласовка, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные формы обучения на уроках математики"
Раздел: полное образование
Интерактивные формы обучения на уроках математики
Из опыта работы учителя математики
Каировой Кнслу Бажитовны
МКОУ «СШ №11»
г. Палласовки Волгоградской области
Введение
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в
дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется
высоким
уровнем
мотивации,
осознанной
потребности
в
усвоении
знаний
и
умений,
результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе
возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации
педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя).
Современный
урок
пронизан
духом
творческой
непредсказуемости.
От
профессионализма
учителя,
его
компетентности
зависит
не
только
успешное
обучение
учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя должны оптимально
сочетаться
современные
формы,
методы,
средства
обучения,
при
которых
развивается
личность
каждого
ученика.
Учитель
практически
существует
в
режиме
эксперимента
в
каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности
является учебная ситуация.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно
интересным,
значимым
и
для
педагога
и
для
учащегося?
Современная
образовательная
ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками
процесса обучения.
Считаю, что главная цель учителя современной школы заключается в организации
эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально
качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они обрели
бы потребность в обучении, смогли бы найти своё собственное Я в этом мире, максимально
раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для общества.
Интерактивное
обучение
–
это
обучение,
погружённое
в
общение.
При
этом
«погружённое» не означает «замещённое». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель
и
основное
содержание
образовательного
процесса.
Оно
видоизменяет
формы
с
транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на
взаимопонимании
и
взаимодействии.
Структуру
учебных
взаимодействий
можно
рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика
связаны с формой организации учебной деятельности - индивидуальной, фронтальной и
групповой.
Думаю,
что
использование
форм
интерактивного
обучения
позволяет
учителю
подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность средствами математики.
Теоретическое обоснование опыта
Интерактивность в обучении - это нахождение в постоянном, активном взаимодействии,
в
режиме
диалога,
общего
действия
всех
участников
процесса
обучения.
Термин
интерактивность произошёл от английских слов Inter и act и означает взаимодействие. Главной
особенностью
использования
форм
и
методов
интерактивного
обучения
является
вынужденная интеллектуальная активность, так как сама организация учебного процесса
призвана активизировать мышление его участников.
Вовлекаясь
в
интерактивную
деятельность,
учащиеся
учатся
критически
мыслить,
решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из
различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения,
совместно решать значимые проблемы.
0
Интерактивное
обучение
предполагает
отличную
от
привычной
логику
образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его
теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания учащихся служат источником
их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности,
ученики берут на себя часть некоторых функций учителя, что повышает их мотивацию и
способствует
большей
продуктивности
обучения.В
свою
очередь
я,
как
учитель,
использующий интерактивную модель обучения, выступаю в нескольких основных ролях. В
роли информатора-эксперта я излагаю текстовый материал, отвечаю на вопросы учащихся,
отслеживаю результаты процесса и т.д.В роли организатора я налаживаю взаимодействие
учащихся
(разбиваю
на
подгруппы,
побуждаю
их
самостоятельно
собирать
данные,
координирую выполнение заданий и т.д.).В роли консультанта я обращаюсь к опыту учеников,
помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
Технологический раздел
Интерактивное
обучение
– это
специальная
форма
организации
познавательной
деятельности,
в
которой
реализуется
традиционная
типология
методов.
Ведущая
роль
отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским – методам
обучения.
Ученик
не
потребитель,
а
искатель,
чувствует
свою
интеллектуальную
состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся
вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.
Среди всех принципов интерактивного обучения диалогическое взаимодействие считаю
основным. На моих уроках происходит многосторонний тип коммуникации между мною, как
учителем, и учащимися, а также между самими учениками. В своей работе я использую
коммуникативные
взаимодействия:
«ученик-ученик»
(работа
в
парах),
«ученик
–
группа
учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория»
(презентация работы в группах), «ученик – компьютер».
К формам и методам интерактивного обучения отношу следующие: эвристическая
беседа,
презентации,
дискуссии,
«мозговая
атака»,
метод
«деловой
игры»,
конкурсы
практических работ с обсуждением, ролевые игры, коллективные решения творческих задач,
практические
групповые
и
индивидуальные
упражнения,
решение
задач
практико-
ориентированного характера. (Приложение1)
Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы.
В
зависимости
от
содержания
учебного
материала,
уровня
подготовки
класса
применяю
различные формы обучения.
На
этапе
актуализации
знаний
информационные
технологии
позволяют
быстро,
наглядно, ненавязчиво (в игровой форме) повторить уже известный материал. Это может быть
устный счёт, задачи на готовых чертежах на уроках геометрии, интерактивные тренажёры.
(Приложение 2)
При изучении новой темы чаще всего использую для формирования теоретических
знаний
–
проблемно-поисковые
методы.Считаю,
что
одним
из
активных
методов
формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных
ситуаций,суть
которых
сводится
к
воспитанию
и
развитию
творческих
способностей
учащихся,
к
обучению
их
системе
активных
умственных
действий.
Эта
активность
проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя
фактический
материал,
сам
получает
из
него
новую
информацию.Поэтому
для
меня
в
процессе
обучения
главным
является
постановка
перед
учащимися
на
уроках
какой-то
маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.При
ознакомлении
учащихся
с
новыми
математическими
понятиями,
при
определении
новых
понятий
знания
не
сообщаются
в
готовом
виде.
Здесь
уместно
побуждать
учащихся
к
сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает
поисковая ситуация.(Приложение3)
1
Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному,
творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении
задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.Учебные исследования
на уроках делают процесс изучения математики интересным, увлекательным, так как они дают
возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и её проверки,
формулировки вывода познать новое.(Приложение 4)
На этапе формирования умений и навыков использую частично поисковые, творческие
методы,
так
как
необходимо
научить
учащихся
использовать
полученные
знания
в
нестандартной, изменённой ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения
и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы.
(Приложение5)
Работа в парах и в малых группах - одна из эффективных форм интерактивного
обучения. На уроках учащиеся самостоятельно работают в парах, в группах сменного состава
с
различными
источниками
информации,
консультируют
и
обучают
друг
друга,
готовят
сообщения,
защищают
проекты,
оценивают
друг
друга.
Это
позволяет
формировать
коммуникативную и социальную компетенции. Задания группам подбираю таким образом,
чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. Эти формы работы дают возможность
каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе,
слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими
группами. (Приложение 6)
Излагаю,
объясняю
и
показываю
практическое
применение
алгоритма,
учащиеся
отрабатывают знания алгоритма, действуя под моим руководством по образцу, применяя
знания в аналогичных ситуациях.Самостоятельно и осознанно применяют приобретённые
навыки в новых ситуациях, делают самоанализ результатов.(Приложение7)
На этапе закрепления нового материала использование интерактивных математических
диктантов, тестов позволяет учащимся самостоятельно ответить на вопросы заданий, а затем
проверить правильность своего решения.(Приложение8)
Использование интерактивных методов обучения позволяет мне не только формировать
определённый объём знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е.
владеть теми инструментами, с помощью которых учащиеся эти знания будут добывать, а
закреплённое умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.
Отдельно хочется выделить возможности использования интерактивных форм опроса
при проверке знаний учащихся. Опросы можно проводить как фронтально, работая с целым
классом, так и индивидуально, оценивая только знания одного ученика.В зависимости от цели
урока опрос планирую на разных этапах урока. (Приложение9)
Использование
интерактивных
форм
опроса
на
уроке
позволяет
выделить
ряд
достоинств:
- экономит время урока;
- способствует наглядности образовательного процесса;
-позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем
готовности к обучению;
- повышает мотивацию к обучению;
-повышает вес самостоятельной работы учащихся;
- увеличивает осознанность усвоения знаний;
-увеличивает объём работы, выполненной на уроке;
-повышает оперативность и объективность контроля результатов обучения;
-позволяет определить темы, в которых у учащихся есть пробелы в знаниях.
Введение
информационных
технологий
в
образовательный
процесс
позволяет
оценивать знания учащихся «online». Например, при подготовке к ЕГЭ использую материалы
сайта mathege/ru
Результаты
обучения
учащихся
позволяют
оценить
педагогическую
эффективность
интерактивного обучения.Применение интерактивных технологий даёт ученикам:
- развитие личностной рефлексии; (приложение10)
2
- осознание включённости в общую работу;
- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
- развитие навыков общения;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- повышение познавательной активности.
Считаю, что применение интерактивных форм обучения влияет не только на успешное
усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение
учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе
использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок
перестаёт
быть
актом
передачи
информации
от
учителя
к
ученику,
формируются
новые
отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнёров при достижении одной
цели,
каждый
из
которых
вносит
индивидуальный
вклад.
Ученик
при
этом
испытывает
ощущение
успешности.
Школа
закладывает
фундамент
для
дальнейшего
продолжения
образования. Используемая система работы позволяет мне реализовать данную задачу.
Приложение 1
Фрагмент урока геометрии в 8 классе по теме
«Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции»
Цели урока:
Образовательная:Обобщение и систематизация знаний по данной теме.
Развитие умений и навыков применения формул для решения
задач.
Развивающая:Формирование и развитие умений анализировать условие задачи,
составлять модель решения
Воспитательная:Развитие творческих способностей учащихся.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, деловая игра.
Методы: исследовательские, практические.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Устная
работа
(компьютерная
презентация
из
комплекта
«Рабочая
программа
по
геометрии для 8 класса с приложениями к учебнику Атанасяна Л. С.»)
3.Актуализация знаний учащихся.
4. Решение задач.
5.Задание творческого характера.
Деловая игра «Строитель». Задача практического содержания.
Цель игры: закрепить знания, умения и навыки при решении практических задач с
использованием формул площадей параллелограмма, трапеции, треугольника.
- Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и
сооружений
из
крупноразмерных
деталей,
изготовленных
заводским
способом.
Столяр
работает на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских на различных
станках (круглопильных, фуговальных, шипорезных и т.д.). Непосредственно на строительном
объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и
паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно
без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, умения читать
чертежи. Профессия требует объёмного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии,
рисования, черчения.
Сейчас вы выступите в роли строителей. Требуется произвести настилку паркетного пола в
игровом зале строящегося детского сада. Размер пола 5,75х8 м. Паркетные плитки имеют
3
20
15
20
20
20
50
35
форму
прямоугольных
треугольников,
параллелограммов,
равнобедренных
трапеций.
7. Итог урока. Сообщение оценок.
Приложение2
Фрагмент урока математики в 6 классе по теме
«Решение уравнений»
Цели: Повторить и закрепить изученный материал, развитие умений учащихся в решении
уравнений и задач с помощью уравнений, подготовить учащихся к контрольной работе.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания.
2. Устно (презентация). Фрагмент презентации:
3.Закрепление изученного материала.
4.Дополнительные задания.
5.Домашнее задание.
Приложение3
Фрагмент урока математики в 5 классе по теме
«Десятичная запись дробных чисел»
Цели:
Образовательные: ознакомить учащихся с десятичной дробью;
учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Развивающие: поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи,
развитие логического мышления.
Воспитательные: развитие навыков самостоятельной работы, повышение
ответственности не только за собственные знания,
но и за успехи своего коллектива.
Ход урока
4
1. Организационный момент.
2. Устная работа (фронтальная работа с классом).
3. Сообщение темы урока.
На слайде записаны дроби:
5
10
;
69
10
;
36
100
;
475
100
;
14
1000
;
7
1000
;
402
100
- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)
-Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому.
Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись.
Кто-то догадался, к каким?
Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри-
Единица и нули.
4.Работа по новой теме.
5.Закрепление изученного материала.
6.Подведение итогов урока.
7.Рефлексия.
8.Домашнее задание.
Приложение 4
Фрагмент урока алгебры в 7 классе по теме
«Умножение разности двух выражений на их сумму»
Цели:
Вывести формулу (а - b) (а + b) = а
2
– b
2
Формирование умений применять эту формулу при умножении многочленов.
Совершенствовать умения грамотно излагать решения задач.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Устный счёт.
3. Объяснение нового материала.
Проведём небольшую исследовательскую работу: установим, чему равно произведение
разности двух выражений и их суммы.
Одни учащиеся находят значения выражений
(7 – 3) • (7 + 3) и 7
2
–3
2
,
другие – (5 +4) • (5 – 4) и 5
2
– 4
2
,
третьи – (2 – 6) • (6 + 2) и 2
2
- 6
2
.
В результате учащиеся получают, что
(7 –3) • (7 + 3) = 7
2
– 3
2
,
(5 +4) • (5 – 4) = 5
2
– 4
2
,
(2 – 6) • (6 + 2) = 2
2
- 6
2
.
Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу:
произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих
выражений.
Доказательство гипотезы:
5
Используя, правило умножения многочлена на многочлен имеем, что
(a – b) • (a + b) = a
2
– ab + ab – b
2
= a
2
– b
2
.
Итак, гипотеза доказана.
Вывод: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов
этих выражений.
4.Закрепление изученного материала.
5.Домашнее задание.
6. Итог урока.
Приложение 5
Фрагмент урока алгебры в 8 классепо теме «Решение квадратных уравнений»
Цели урока:1.Закрепить и систематизировать знания и умения по решению
квадратныхуравнений, применению формулы;
2.Развивать познавательные навыки, навыки учебного труда, техники
вычисления, сравнения при выборе формул для решения
квадратного уравнения, память, мышление, наблюдательность,
сообразительность;
3.Воспитание положительных мотивов к учёбе, добросовестного
отношения к труду.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Методы: исследовательские, практические.
Структура урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивационное начало урока.
3.Актуализация знаний (закрепление и совершенствование).
4.Применение учащимися приобретённых знаний на практике.
5.Подведение итогов.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивационное начало урока.
- Представим, что сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А вы,
ученики, - сотрудники этого института. А именно сотрудники различных лабораторий по
проблемам математики. Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета
этого НИИ, чтобы обсудить с вами тему…
Какая была у нас тема на прошлом уроке? («Решение квадратных уравнений»).
Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься сегодня?(Ответы учащихся).
В процессе работы в НИИ вы должны закрепитьизученный материал, показать уровень
усвоения
темы,
а
также
открыть
для
себя
что-то
новое,
неизведанное.
Девизом
нашего
заседания является лозунг «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».
3.Актуализация опорных знаний.
4.Закрепление навыков решения уравнений.
Лаборатория формул.
- Следующая лаборатория – Лаборатория исследований и гипотез.
Сейчас вы будете решать уравнения. Я знаю, что с этим заданием вы легко справитесь.
Ваша задача, решив уравнения, заполнить таблицу на компьютере и постараться увидеть
некоторую закономерность и связь между корнями и коэффициентами а
и с квадратного
уравнения. После этого каждая группа выдвинет свою гипотезу.
1 группа
Уравнение
а
в
с
а+в+с
Х
1
Х
2
6
2х
2
+3х-5=0
5х
2
-3х-2=0
3х
2
+3х-6=0
8х
2
-5х-3=0
2х
2
-х-1=0
5х
2
-7х-+2=0
2 группа
Уравнение
а
в
с
а-в+с
Х
1
Х
2
х
2
+3х+2=0
2х
2
+х-1=0
х
2
+6х+5=0
2х
2
+3х+1=0
4х
2
+7х+3=0
-5х
2
-3х+2=0
Вывод: Если в квадратном уравнении а+в+с=0, то х
1
=1, х
2
=с:а.
Если в квадратном уравнении а-в+с=0, то х
1
=-1, х
2
= -с:а.
Теперь вы без труда решите следующие уравнения (слайд презентации):
x²+2000x-2001=0
183x²-184x+1=0
Следующая лаборатория – Лаборатория Эрудитов.
5.Итог урока. Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Приложение 6
Фрагмент урока алгебры в 9 классе по теме
«Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цели: Обобщить, систематизировать, углубить знания и умения учащихся.
Формировать математическую культуру.
Развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах,
самостоятельно.
Ход урока
1.Организационный момент(цели, этапы).
2.Устная работа:
3.Работа с учебником.
4.Работа по группам.
Iгруппа. (№475, стр.165).
Дано:(
a
n
)-арифметическая прогрессия.
a
1
=5, d=5,
a
n
=40.
Найти: n, день недели.
Решение:
a
n
=
a
1
+(n-1)d
40=5+(n-1)5
n=8
Ответ: 8, среда.
II группа.Шары расположены в форме треугольника так, что в первом ряду 1 шар, во
втором-2, в третьем-3 и т.д. Во сколько рядов размещены шары, если их число 120?
Дано:(
a
n
)-арифметическая прогрессия.
a
1
=1,
a
2
=2, d=1.
Найти: n.
Решение:
7
S
n
=
2 a
1
+
d
(
n
−
1
)
2
·n
(2
a
1
+d(n-1))n=240
n
2
+n-240=0
n
1
=-16 (не удовлетворяет условию задачи)
n
2
=15
Ответ: 15 рядов.
III
группа.Дан
квадрат,
сторона
которого
4см.
Середины
его
сторон
являются
вершинами второго квадрата, середины второго - вершинами третьего и т.д. Найти сумму
площадей всех квадратов.
Дано:
S
1
,
S
2
,
S
3
- геометрическая прогрессия, q=0,5.
Найти: S
Решение:
|
q
|
=0,5< 1, S=
16
1
−
0,5
=32
Ответ: 32
см
2
.
IV группа.В какую сумму обратился вклад в 1000 рублей, положенный в банк на 2 года,
если ежегодно он увеличивается на 2%?
Дано:(
b
n
)-геометрическая прогрессия.
b
1
=1000, q=0,02
Найти:
b
n
.
Решение:
b
2
=
b
1
q+
b
1
=
b
1
(
q
+
1
)
b
3
=
b
2
q+
b
2
=
b
2
(
q
+
1
)
=
b
1
(
q
+
1
)
2
b
3
=
1000
(
0,02
+
1
)
2
=1040,4 руб.
Ответ:1040 руб.
Vгруппа. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении
1минуты одна из них делится на 2. Сколько бактерий образуется за 5 минут?
Ответ:32 бактерии.
5.Сообщения учащихся.
Выгодная сделка (приложение)
Легенда о награде изобретателю шахмат (приложение)
6. Самостоятельная работа (по карточкам).
7.Домашнее задание.Стр.164 «Проверь себя».
Приложение 7
Фрагмент урока математики в 6 классе по теме
«Умножение и деление чисел с разными знаками»
Цель урока: повторение изученного материала по теме, отработка навыков применения
операций умножения и деления положительного числа на отрицательное число и наоборот, а
также отрицательного числа на отрицательное число.
Задачи урока:
Образовательные: закрепление правил по данной теме; формирование умений
и навыков работы с операциями умножения и деления чисел с разными знаками.
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти,
внимания.
Воспитательные: привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
воспитание любви к природе, привитие интереса к народным приметам.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Оборудование: проектор и компьютер.
8
План урока
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний.
3.
Математический диктант.
4.
Выполнение теста.
5.
Решение упражнений.
6.
Итог урока.
7.
Домашнее задание.
Ход урока
5. Решение упражнений.
Реши примеры, ответы которых являются числами месяца. (Слайды с 7 по 13).
1) -5,4y=-21,6
4
марта
– Архип.
На
Архипа
женщинам
полагалось
весь
день
провести на кухне. Чем больше они наготовят всякой еды, тем богаче
будет дом.
2) y(-2,5)=-15
6 марта – Тимофей Весновей. Этот день был знаменит солнечными
оттепелями, начинали дуть тёплые ветры. «По Тимофею - и весна».
3) -50,4:x=-4, 2
12 марта – Прокоп Перезимний дорогу рушит.
4) -0,25:5*(-260)
13
марта
–
Василий-капельник:
с
крыш
каплет.
Птицы
гнёзда
завивают, а перелётные летят из теплых мест.
6) (-6-3,6*2,5)*(-1)
15 марта – Федот. На Федота ветер и метель – долго травы не
будет.
7) -81,6:48*(-10)
17 марта – Герасим Грачевник – грачей пригнал. Грачи на пашню
садятся, а коли прямо на гнёзда летят – дружная весна будет.
8) 7,15*(-4):(-1,3)
22 марта – Сороки – день равен ночи. Зима кончается, весна
начинается, прилетают жаворонки. По старинному обычаю из
теста пекут жаворонков и куликов.
9) -12,5*50:(-25)
25 марта – Феофанов день. Если он туманный, то урожай на лён
и коноплю добрый будет.
9
10) 100+(-2,1:0,03)
30 марта – Алексей Тёплый. С гор вода, а рыба со стану (с
зимовья). Каковы в этот день ручьи (большие или малые), такова
и пойма (разлив).
Приложение8
Фрагмент урока математики в 6 классе по теме
«Сложение и вычитание чисел с разными знаками»
Цели:
Образовательные:
выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными
числами при вычислении значений числовых выражений.
Воспитательные:
воспитание коммуникативных и информационной культуры учащихся.
Развивающие:
интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие учащихся, активизация
самостоятельной деятельности.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Проверка домашнего задания.
III. Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний.
IV. Решение заданий по учебнику.
V. Математический диктант на 2 варианта
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
Приложение 9
Фрагмент урока геометрии в 7 классе по теме
«Свойства равнобедренного треугольника»
Цели :
образовательная: обобщить, систематизировать знания учащихся, закрепить навыки и умения,
используя определения и теоремы.
развивающая: развитие математической речи учащихся, памяти, внимания, умения
сравнивать, обобщать, обоснованно делать выводы.
10
воспитательная: воспитание навыков контроля и самоконтроля, правильной самооценки,
аккуратности, внимательности.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Оборудование: проектор и компьютер.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний.
4.Решение задач.
5.Проверочный тест
6.Домашнее задание.
7.Итог урока.
Приложение 10
Рефлексия
Продолжите фразы: - сегодня я узнал…
-было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- было интересно…
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным
11