Автор: Скорлупина Юлия Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ № 56 " Облачко"
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: Музыкально-экологический проект
Тема: "Душа родной земли"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56»
Проект
«Душа родной земли»
Разработала: Скорлупина Юлия Геннадьевна
музыкальный руководитель
г.Березники
2016 г.
«Информационная карта проекта
МАДОУ «Детский сад № 56»
г.Березники Пермский край
1.
Наименование: «Душа родной земли».
2.
Город, представляющий проект: г.Березники.
3.
Адрес: ул.Большевистская, 33.
4.
Телефон: 22-71-36.
5.
Вид, тип проекта: музыкально-экологический.
6.
Цель,
направление
деятельности
проекта: осуществление общественно-
значимой
деятельности,
направленной
на
использование
базовых
знаний
дошкольников
по
экологическому
образованию
в
практиче ской
природоохранительной деятельности, способствующей развитию интереса в
деле сохранения и приумножения природных богатств края через развитие
духовной
-
нравственности
личности
и
формирования
чувства
сопричастности ко всему живому.
7. Срок проведения: 1 учебный год
8. Участники проекта: воспитатели – 2 человека, воспитанники старшей
группы – 21, музыкальный руководитель, родители.
9. Возраст детей: 5-6 лет.
10. Форма проведения: дневная.
11.Ожидаемый результат:
Повышение уровня знаний по экологии родного края у детей;
Воспитать любовь к природе (через духовно – нравственное развитие
личности .)
Научить
детей
сопереживать
природным
бедам
(через
восприятие
отрицательной человеческой деятельности)
Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение.
Совершенствование
уровня
знаний,
экологической
компетентности
родителей
Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников
Актуальность экологии окружающей нас жизни предполагает распознавание
негативных
явлений
во
взаимоотношениях
людей
между
собой
и
окружающей природой.
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое.
Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может
без
природы,
в
ней
есть
все
необходимое
для
жизни.
Поэтому
каждый
человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к
своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно
приучать
детей
с
раннего
детства.
Именно
в
дошкольном
возрасте
закладывается
фундамент
конкретных
представлений
о
природе,
формируются основы экологического сознания.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная
проблема
настоящего
времени:
только
экологическое
мировоззрение,
экологическая
культура
ныне
живущих
на
земле
людей
могут
вывести
планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они
пребывают сейчас.
Но возникает вопрос: возможно ли полюбить природу и бережно к ней
относиться без внутренней работы самого человека? Ведь чистота вокруг
нас непосредственно взаимосвязана с чистотой души человека.
Казалось бы, что детям дошкольного возраста рано объяснять подобные
понятия.
Ведь
даже
взрослому
человеку
трудно
разобраться
во
всем
многообразии путей добра и зла….
К
тому
же
в
каждую
семью
через
телевидение
и
рекламу
приходит
потребительская
идеология.
Она
проникает
в
подсознание
человека
соблазнами примитивных удовольствий ценой самолюбия и, как следствие-
равнодушие к окружающему миру.
Поэтому источники экологического кризиса современного общества– в
душе у каждого человека, а уже последствия этого мы наблюдали в
семье, и на улице… Больное общество разрушает и пространство вокруг
себя, бездумно и потребительски относясь к природе.
Сегодня уже всем становится ясно, что человек – это часть природы. А
поскольку движущей силой биосферы человека является сфера духовная, то
экология, как наука о взаимоотношениях между организмами и окружающей
средой, должна рассматривать и экологию нематериальной сферы.
Если,
к
примеру,
у
человека
нет
исторических
корней
или
внутреннего
духовного стержня – он не знает, как и для чего ему жить, и погибает, словно
дерево,
лишённое
прикорневой
влаги
или
ломается
под
тяжестью
ответственных дел и бурь жизненных обстоятельств…
Поэтому первое, с чего надо начинать пробуждать экологическое сознание
ребёнка –это с любви не ко всей планете, а с любви к краю, в котором ты
родился.
А
правильно
организованные
и
систематически
осуществляемые
под
руководством педагогов экологические занятия, будут оказывать большое
влияние
на
умственные,
нравственные,
физические
качества
ребенка
и
способствовать развитию логического мышления и речи.
Ведь мир природы очень разнообразен и таит в себе огромные возможности
для
всестороннего
развития
детей.
Поэтому,
очень
важно
продумать
организацию обучения, прогулок, специальных наблюдений. Воспитательное
значение
природы
на
развитие
дошкольников
очень
велико:
общаясь
с
природой, дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать,
что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут,
а самое главное- чувствуют боль, как человек. Постараться объяснить детям,
что у природы есть своя душа, как и у человека.
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольники обогащают свои
знания,
чувства,
у
них
формируется
правильное
отношение
к
живому,
желание созидать, а не разрушать.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать
и н т е г р и р ов а н н ы й
п од ход .
О н
п р ед п ол а г а е т
в з а и м о с в я з ь
исследовательской
деятельности,
изобразительного
искусства,
физического воспитания и, конечно, музыки. Опыт показывает, что уже
в старшем, дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают
комплекс
экологических
знаний,
если
знания
преподносятся
в
доступной,
увлекательной
форме.
Именно
в
такой
интересной,
творческой форме решать задачи экологического образования помогает
музыкальное искусство.
Музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка. Общение с музыкой
приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и
окружающего мира. Дети очень тонко чувствуют музыку, через музыкальные
образы
ребенок
познает
прекрасное
в
окружающей
действительности,
природе.
С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу
экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.Уже
после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые,
обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-
небылицы,
от
нас
дети
узнают
про
«Кисоньку-Мурысоньку»,
«Курочку-
рябушку».
Ребятишки
жалеют
Мурку,
которой
холодно
зимой,
кормят
зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Из дидактических
музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама
цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А
если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с
любовью
они
будут
относиться
к
корове,
зная,
что
она
даёт
молоко.
Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые,
что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей
возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда
дети
поют
песни
о
березке,
красоте
яблоньки,
расцветающей
весной,
о
листочках,
которые
падают
с
деревьев,
отчего
становится
грустно,
про
грибочки,
поясняя
заодно
про
съедобные
и
несъедобные,
про
овощи,
выращенные на своем огороде и т. д.
Очень
важно
правильно
подбирать
музыкальный
материал.
Опираться
следует на шедевры классической музыки. Слушание музыки П. Чайковского
из
цикла
“Времена
года”
“Подснежник”,
“Жаворонок”
вызывают
эстетическое переживание весеннего пробуждения природы. Слушание пьес
“Полет шмеля” муз. Римского-Корсакого и “Танец бабочек” муз. Красева
напоминает детям о лете. Пьесы “Котик заболел” и “Котик выздоровел” муз.
Гречанинова, прививают любовь к животным, способность к состраданию.
Использование музыки на занятиях по экологическому воспитанию приводят
к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной
деятельности
способствует
более
успешному
формированию
у
детей
экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и
животным. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем
успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Цель проекта:
Осуществление
общественно-значимой
деятельности,
направленной
на
использование
базовых
знаний
дошкольников
по
экологическому
образованию
в
практической
природоохранительной
деятельности,
способствующей
развитию
интереса
в
деле
сохранения
и
приумножения
природных
богатств
края
через
развитие
духовной
-
нравственности
личности и формирования чувства сопричастности ко всему живому.
Задачи проекта:
1.
Образовательные:
познакомить
с
разнообразием
растительного
и
животного
мира,
с
его
значимостью для всего живого на планете;
вовлекать в природоохранительную деятельность родного края;
формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать умения и навыки работы с природным материалом;
Формировать духовно–нравственные свойства личности дошкольников.
2. Развивающие:
развивать умение сравнивать и анализировать;
знакомить с лекарственными травами нашего края;
развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования
природных объектов;
развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в
рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие,
наблюдательность и любознательность ко всему живому;
воспитывать
гуманное,
эмоционально-положительное,
бережное,
заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом,
природному наследию нашего края.
Создание педагогических условий:
Создание развивающей среды, декораций, сценических костюмов;
Проведение
знакомства
с
объектами
и
обитателями
природы,
художественными и музыкальными произведениями;
Привлечение к проекту родителей: информационные стенды, конкурсы
совместных работ, познавательные викторины.
Участие
в
духовных,
экологических
конкурсах
городского
и
всероссийского масштаба.
игры, игры-путешествия.
Эколого-познавательные праздники и развлечения, спектакли.
Принципы реализации:
Актуальность;
Системность;
Доступность;
Наглядность.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительная работа.
Выбор и утверждение темы.
Определение целей и задач проекта.
Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной
литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
Создание картотеки игр
Составление перспективно - тематического плана.
Обеспечение условий для проведения проекта.
Осуществление контроля над реализацией проекта.
2. Основной этап.
Проведение бесед.
Прогулка по осеннему городу.
Ознакомление детей с изобразительным и музыкальным искусством.
Знакомство детей с подвижными, дидактическими музыкальными играми.
Подготовка
праздников,
развлечений
и
познавательных
викторин
с
презентациями на экологическую тему.
Постановка детских спектаклей на экологическую тему.
3.Заключительный этап.
Презентация проекта на заседании педагогического совета.
Обработка результатов по реализации проекта.
Высадка Кедра (Ели) на территории МАДОУ «Облачко
Формы работы по реализации проекта:
Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
Создание презентаций, написание сценарий;
Выставка семейных фотографий «Сердце города»
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры.
Итоговое мероприятие.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний по экологии родного края у детей;
Воспитать
любовь
к
природе
(через
духовно-нравственное
развитие
личности .)
Научить
детей
сопереживать
природным
бедам
(через
восприятие
отрицательной человеческой деятельности)
Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение.
Совершенствование
уровня
знаний,
экологической
компетентности
родителей
Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.