Автор: Калинина Татьяна Викторовна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГБСУСОН "Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Населённый пункт: Ставропольский край, Апанасенковский район, село Дербетовка
Наименование материала: методическая разработка, педагогический проект
Тема: "Развитие навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального
обслуживания населения «Дербетовский детский дом-интернат для
умственно отсталых детей»
Принята на заседании
педагогического совета
ГБСУСОН «Дербетовский
детский дом-интернат для
умственно отсталых детей»
Протокол
№
___от _____2017 г.
«Утверждаю»
Директор ГБСУСОН
«Дербетовский детский
дом-интернат для
умственно отсталых детей»
Н.В. Студеникина____________
«___» _____________ 2017 год
П Р О Е К Т
«Развитие навыков самообслуживания у детей с умственной
отсталостью»
Реализация проекта: 2017 – 2018 учебный год
Автор:
Т.В. Калинина,
инструктор по труду
с. Дербетовка,
2017г.
Актуальность проекта:
В
проекте
стандарта
общего
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
уделяется
внимание
необходимости
формирования
у
них
жизненных
компетенций.
Это
достигается
путем
привлечения
детей
к
общественно-полезной,
профессиональной
и
продуктивной деятельности, которые являются составными компонентами
системы их трудового обучения и воспитания. Особое место в этой системе
от в од и т с я
с а м о о б с л уж и ва н и ю ,
с вя з а н н ом у
с
п о в с е д н е в н о й
жизнедеятельностьювоспитанников,
к
которому
они
привлекаются
независимо
от
возраста
и
подготовки. В
процессе
самообслуживания
не
только формируются, но и совершенствуются, проверяются нравственные
убеждения, развивается сознательность, накапливается опыт, обогащаются
н р а в с т в е н н ы е
ч у в с т в а ,
э м о ц и о н а л ь н о - в о л е в а я
с ф е р а
воспитанников. Правильная организация самообслуживающей деятельности
создает
фундамент,
на
котором
строится
система
т р уд о в о го
воспитания. Самообслуживание
-
это
взаимодействие
личности
с
окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных
представлений
о
действительности,
обогащением
жизненного
опыта,
а
включает
и
овладение
умениями
и
навыками,
необходимыми
в
самостоятельной жизни.
Психологические особенности формирования навыков и умений трудовой
деятельности
вообще
и
самообслуживания
в
частности
исследовались.
Проведенные специальные исследования показали, что большинство детей
испытывают значительные затруднения при самостоятельной ориентировке в
задании,
планировании
будущих
действий,
проверки
правильности
собственной работы и требуют постоянного контроля и регуляции действий
с о
с т о р о н ы
п е д а г о г а .
Указанные трудности обусловлены стойкими нарушениями высших форм
познавательной
деятельности,
которая
характеризуется
значительными
своеобразием. Выполняя
действия,
дети
редко
соотносят
их
в
целях,
не
сравнивают достигнутые результаты с образцом, при появлении затруднений
не
проявляют
волевых
усилий
для
их
преодоления.
Недоразвитие
или
нарушение указанных процессов затрудняет формирование мыслительных
умений и практических навыков и их применение на практике. Кроме того,
нарушения умственного и физического развития, всех сфер сторон личности
ребенка могут быть различными по степени и форме. Все это затрудняет
формирование
навыков
самообслуживания
у
данной
категории
детей,
вызывает
необходимость
проведения
специальных
исследований,
направленных на разработку содержания, методов и коррекционных средств
воспитательной работы.
Вид проекта: долгосрочный, педагогический
Руководитель проекта: Калинина Т.В., инструктор по труду
Участники проекта: дети и воспитатели групп № 7, 8
Количество детей, участвующих в проекте: 10 чел.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г. – май 2018г.
Объект
исследования -
дети
отделения
социально-медицинской
реабилитации Дербетовского детского дома-интерната.
Предмет
исследования
- особенности самообслуживающей деятельности
детей,
средства психолого-педагогической
коррекции н ед о с т ат ко в их
психофизического
развития,
направленные
на
формирование
навыков
самообслуживания.
Цель проекта: формирование у детей навыков самообслуживания.
Задачи:
-
и з у ч и т ь
о р г а н и з а ц и ю
с а м о о б с л у ж и в а н и я ;
-
выявить
особенности
формирования
навыков
самообслуживания
у
воспитанников;
- изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей.
Планируемые результаты:
- Дети овладеют навыками самообслуживания.
- Дети самостоятельно научатся одеваться и раздеваться в определенной
последовательности.
- Дети приобретут навыки опрятности, научатся следить за своим внешним
видом (научатся замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно
или при небольшой помощи взрослых)
Форма работы:
- индивидуальная (отрабатываются отдельные операции).
Методы работы:
- Игровые ситуации;
- Проблемные ситуации;
- Дидактические игры и упражнения;
- Беседа;
-Чтение;
- Познавательная деятельность;
- Алгоритмы.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Аналитический: определение уровня знаний в области навыков
самообслуживаниячерез
наблюдения,
беседы;
составление
плана
работы;
разработка
содержания
проекта,
изучение
литературы,
подборка
художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной
теме.
2 этап. Практический: Выполнение плана работы с детьми; совместная
образовательная работа с детьми для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; отчет-
анализ по реализации проекта; презентация по реализации проекта.
Схема реализации проекта:
1 этап – аналитический (сентябрь)
Деятельность педагога
Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.
Деятельность детей
Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения.
Играют.
2 этап – практический (октябрь – апрель)
Деятельность педагога
Организует игры, беседы.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Деятельность детей
Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения
проблемы.
С помощью педагога выбирают предметы – заместители, материалы для
игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.
3 этап – заключительный (май)
Деятельность педагога
Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.
Деятельность детей
Рассказывают короткие стихотворения и потешки, сопровождая действия
текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы одевания на картинках, правильно называют этот процесс.
Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в одевании-
раздевании, обувании-снятии обуви и т.д. Играют в игры.
Результаты проекта будут представлены в виде презентации и отчета-анализа.
Перспективный план по формированию навыков самообслуживания
(одевание – раздевание, обувание – снимание обуви)
Октябрь
Загадки про одежду.
Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.)
Д/и «Кукла Катя показывает свой наряд».
Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания.
Д/и «Оденем куклу на прогулку».
Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги,
валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания
Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».
Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать
человеку, попавшему в сложную ситуацию.
Ноябрь
Упражнение «Мы будем правильно одеваться».
Цель: Закреплять умение одеваться в правильном порядке, развивать навыки
самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью взрослого
выворачивать одежду.
Д/и «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять».
Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для
мальчиков и девочек.
Д/и «Постираем кукле платье».
Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать
опрятность, аккуратность.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Как у нашей Ирки».
Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему, на чулках по дырке?
Потому что неохота штопать нашей Ирке. Как у нашей Натки штопка на
пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой
Натке.
Цель: Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.
Декабрь
Беседа «Моя одежда».
Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности
раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик.
Упражнение «Дружные сандалики».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый
сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку.
Д/и «Кукла Маша проснулась».
Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с
предметами, одеваться в правильном порядке.
Д/и «Маша - неряша».
Цель: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.
Январь
Д/и «Подберем куклам одежду».
Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для
мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Рассматривание иллюстраций «Шапки».
Цель: Уточнить название предметов одежды (шапки), из каких частей она
может состоять, какие шапочки бывают (зимние, панамки и т.д.)
Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда».
Цель: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из
каких частей верхняя одежда состоит.
Д/и «Кукла Катя идет в гости».
Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание
одеваться со вкусом.
Февраль
Д/и «Топ, топ - сапожок».
Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее
предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.)
Сюжетная игра «Погладим Кате платье».
Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости
ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид.
Рассматривание картины «Дети на прогулке».
Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая,
зимняя, красивая), активизировать речь детей.
Д/и «Подбери куклам одежду».
Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек.
Март
Потешка
«Раз, два, три, четыре, пять».
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Ну, а Петеньке на ножки
Надеваем мы сапожки.
Чтобы детки поиграли
На участке погуляли.
Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять
навыки самообслуживания.
Беседа «Что такое быть опрятным?»
Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним
видом, для чего это нужно?
Упражнение «Мой шкафчик».
Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать
порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на
крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках.
Дидактическая игра «Коля в гостях у детей»
Цель: Рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки):
называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.
Апрель
Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу».
Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной,
воспитывать аккуратность.
Ситуация «Если я промочил одежду?»
Цель: Закреплять умения вежливого обращения за помощью, уметь
определять необходимость просушки одежды, благодарить за помощь.
Беседа «Одежда весной»
Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю
одежду, в чем сходство и различия.
Практикум «Постираем носовые платочки».
Цель: Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами,
прививать трудолюбие, аккуратность.
Май
Игра-путешествие «Наша раздевалка».
Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок
расположения в ней вещей.
Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история»
Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять
у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи.
Д/и «Как я могу помочь другу».
Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать
товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.
Беседа: «Моя любимая одежда».
Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в
одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.
Взаимодействие с родителями
- Памятка: «Развитие навыков самообслуживания»
- Консультация: «Как научить ребенка одеваться»
- Информация на стенд: «Как привить и воспитать у детей
«самостоятельность»
- Папка - раскладушка «Одежда по сезону»
Вывод
На
основании
проделанной
в
дальнейшем
работы
можно
будет
сделать
следующие выводы:
-
Создание
предметно
–
развивающей
среды
поспособствует
развитию
навыков самообслуживания у детей;
-
Систематическое
использование
игр
и
упражнений
на
формирование
навыков самообслуживания поспособствует развитию самостоятельности;
- Взаимодействие педагогов поспособствует повышению интересов к данной
проблеме
и
активному
участию
их
в
работе
по
воспитанию
навыков
самообслуживания у детей.
Диагностическая
карта сформированности
навыков
самообслуживания
будет
заполняться
в
нача ле
и
в
конце
работы
по
п р о е к т у.
Анкета для воспитателей по сформированности навыков самообслуживания
аналогично будет заполняться в начале и в конце работы по проекту.
Приложение 1
Анкета для воспитателей
«Сформированность навыков самообслуживания
у детей с умственной отсталостью»
Фамилия, имя ребенка: ______________________________ группа № ____
1. Знает ли ребенок последовательность, в которой необходимо надевать
одежду?
А) знает;
Б) знает, но может перепутать порядок;
В) не знает.
2.Одевается ли ребенок самостоятельно?
А) одевается самостоятельно;
Б) одевается самостоятельно с подсказками взрослого;
В) одевается только с помощью взрослого.
3.Застегивает ли ребенок пуговицы самостоятельно?
А) застегивает мелкие пуговицы;
Б) застегивает только крупные пуговицы;
В) самостоятельно не застегивает пуговицы.
4.Застегивает ли ребенок молнию самостоятельно?
А) застегивает молнию самостоятельно;
Б) застегивает с подсказками взрослого;
В) застегивает молнию с помощью взрослого;
Г) не застегивает.
5. Зашнуровывает ли ребенок обувь самостоятельно?
А) зашнуровывает обувь;
Б) зашнуровывает с подсказками взрослого;
В) зашнуровывает с помощью взрослого;
Г) не зашнуровывает.
6. Завязывает ли ребенок шнурки самостоятельно?
А) да;
Б) нет.
7. Замечает ли ребенок, что одежда расстегнута, шнурки не завязаны и
т.д.?
А) да;
Б) нет.
Дата заполнения ____________________
Воспитатель ________________ ( _______________________ )
Ф.И.О.
Приложение 2
Диагностическая карта
сформированности навыков самообслуживания
у детей с умственной отсталостью
Дата
№
п/п
Фамилия,
имя ребенка
Умение
самостоятельно
одеваться и
раздеваться
Умение
самостоятельно
обуваться и снимать
Умение застегивать
Умение застегивать
Умение шнуровать
обувь завязывать
Умение завязывать
Умение размещать
одежду и обувь в
Умение обращать
Итоговое
количество баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0 баллов – умения и навыки отсутствуют;
1 балл – умения и навыки выражены слабо, реализуются с большим трудом; 2
балла – умения и навыки развиты недостаточно;
3 балла – умения и навыки развиты хорошо, имеется потенциал роста;
4 балла – умения и навыки ярко выражены, хорошо сформированы, не
вызывают сомнений.
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком
планируемых результатов (показателей) определённому уровню
Уровень
Высокий
Средний
Низкий
Кол-во
детей
Показатели
%
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в
соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется
уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики
формирования интегративного качества:
24 – 32 баллов – высокий уровень,
13 – 23 баллов – средний уровень,
0 – 12 баллов – низкий уровень.
Приложение 3
Список детей и воспитателей, участвующих в проекте: