Напоминание

"Развитие навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"


Автор: Калинина Татьяна Викторовна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГБСУСОН "Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Населённый пункт: Ставропольский край, Апанасенковский район, село Дербетовка
Наименование материала: методическая разработка, педагогический проект
Тема: "Развитие навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное стационарное учреждение социального

обслуживания населения «Дербетовский детский дом-интернат для

умственно отсталых детей»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБСУСОН «Дербетовский

детский дом-интернат для

умственно отсталых детей»

Протокол

___от _____2017 г.

«Утверждаю»

Директор ГБСУСОН

«Дербетовский детский

дом-интернат для

умственно отсталых детей»

Н.В. Студеникина____________

«___» _____________ 2017 год

П Р О Е К Т

«Развитие навыков самообслуживания у детей с умственной

отсталостью»

Реализация проекта: 2017 – 2018 учебный год

Автор:

Т.В. Калинина,

инструктор по труду

с. Дербетовка,

2017г.

Актуальность проекта:

В

проекте

стандарта

общего

образования

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

уделяется

внимание

необходимости

формирования

у

них

жизненных

компетенций.

Это

достигается

путем

привлечения

детей

к

общественно-полезной,

профессиональной

и

продуктивной деятельности, которые являются составными компонентами

системы их трудового обучения и воспитания. Особое место в этой системе

от в од и т с я

с а м о о б с л уж и ва н и ю ,

с вя з а н н ом у

с

п о в с е д н е в н о й

жизнедеятельностьювоспитанников,

к

которому

они

привлекаются

независимо

от

возраста

и

подготовки. В

процессе

самообслуживания

не

только формируются, но и совершенствуются, проверяются нравственные

убеждения, развивается сознательность, накапливается опыт, обогащаются

н р а в с т в е н н ы е

ч у в с т в а ,

э м о ц и о н а л ь н о - в о л е в а я

с ф е р а

воспитанников. Правильная организация самообслуживающей деятельности

создает

фундамент,

на

котором

строится

система

т р уд о в о го

воспитания. Самообслуживание

-

это

взаимодействие

личности

с

окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных

представлений

о

действительности,

обогащением

жизненного

опыта,

а

включает

и

овладение

умениями

и

навыками,

необходимыми

в

самостоятельной жизни.

Психологические особенности формирования навыков и умений трудовой

деятельности

вообще

и

самообслуживания

в

частности

исследовались.

Проведенные специальные исследования показали, что большинство детей

испытывают значительные затруднения при самостоятельной ориентировке в

задании,

планировании

будущих

действий,

проверки

правильности

собственной работы и требуют постоянного контроля и регуляции действий

с о

с т о р о н ы

п е д а г о г а .

Указанные трудности обусловлены стойкими нарушениями высших форм

познавательной

деятельности,

которая

характеризуется

значительными

своеобразием. Выполняя

действия,

дети

редко

соотносят

их

в

целях,

не

сравнивают достигнутые результаты с образцом, при появлении затруднений

не

проявляют

волевых

усилий

для

их

преодоления.

Недоразвитие

или

нарушение указанных процессов затрудняет формирование мыслительных

умений и практических навыков и их применение на практике. Кроме того,

нарушения умственного и физического развития, всех сфер сторон личности

ребенка могут быть различными по степени и форме. Все это затрудняет

формирование

навыков

самообслуживания

у

данной

категории

детей,

вызывает

необходимость

проведения

специальных

исследований,

направленных на разработку содержания, методов и коррекционных средств

воспитательной работы.

Вид проекта: долгосрочный, педагогический

Руководитель проекта: Калинина Т.В., инструктор по труду

Участники проекта: дети и воспитатели групп № 7, 8

Количество детей, участвующих в проекте: 10 чел.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г. – май 2018г.

Объект

исследования -

дети

отделения

социально-медицинской

реабилитации Дербетовского детского дома-интерната.

Предмет

исследования

- особенности самообслуживающей деятельности

детей,

средства психолого-педагогической

коррекции н ед о с т ат ко в их

психофизического

развития,

направленные

на

формирование

навыков

самообслуживания.

Цель проекта: формирование у детей навыков самообслуживания.

Задачи:

-

и з у ч и т ь

о р г а н и з а ц и ю

с а м о о б с л у ж и в а н и я ;

-

выявить

особенности

формирования

навыков

самообслуживания

у

воспитанников;

- изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей.

Планируемые результаты:

- Дети овладеют навыками самообслуживания.

- Дети самостоятельно научатся одеваться и раздеваться в определенной

последовательности.

- Дети приобретут навыки опрятности, научатся следить за своим внешним

видом (научатся замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно

или при небольшой помощи взрослых)

Форма работы:

- индивидуальная (отрабатываются отдельные операции).

Методы работы:

- Игровые ситуации;

- Проблемные ситуации;

- Дидактические игры и упражнения;

- Беседа;

-Чтение;

- Познавательная деятельность;

- Алгоритмы.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Аналитический: определение уровня знаний в области навыков

самообслуживаниячерез

наблюдения,

беседы;

составление

плана

работы;

разработка

содержания

проекта,

изучение

литературы,

подборка

художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной

теме.

2 этап. Практический: Выполнение плана работы с детьми; совместная

образовательная работа с детьми для решения поставленных задач.

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; отчет-

анализ по реализации проекта; презентация по реализации проекта.

Схема реализации проекта:

1 этап – аналитический (сентябрь)

Деятельность педагога

Наблюдает за детьми.

Проводит диагностику.

Организует предметно-развивающую среду.

Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Деятельность детей

Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения.

Играют.

2 этап – практический (октябрь – апрель)

Деятельность педагога

Организует игры, беседы.

Читает художественную литературу.

Оказывает помощь детям при реализации замыслов.

Деятельность детей

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения

проблемы.

С помощью педагога выбирают предметы – заместители, материалы для

игры, экспериментирования, книги для рассматривания.

Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

3 этап – заключительный (май)

Деятельность педагога

Описывает и анализирует работу над проектом.

Представляет конспекты, планы и другие материалы.

Проводит диагностику.

Деятельность детей

Рассказывают короткие стихотворения и потешки, сопровождая действия

текстом, отвечают на вопросы.

Узнают процессы одевания на картинках, правильно называют этот процесс.

Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в одевании-

раздевании, обувании-снятии обуви и т.д. Играют в игры.

Результаты проекта будут представлены в виде презентации и отчета-анализа.

Перспективный план по формированию навыков самообслуживания

(одевание – раздевание, обувание – снимание обуви)

Октябрь

Загадки про одежду.

Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.)

Д/и «Кукла Катя показывает свой наряд».

Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания.

Д/и «Оденем куклу на прогулку».

Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги,

валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания

Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».

Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать

человеку, попавшему в сложную ситуацию.

Ноябрь

Упражнение «Мы будем правильно одеваться».

Цель: Закреплять умение одеваться в правильном порядке, развивать навыки

самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью взрослого

выворачивать одежду.

Д/и «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять».

Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для

мальчиков и девочек.

Д/и «Постираем кукле платье».

Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать

опрятность, аккуратность.

Чтение стихотворения Е. Благининой «Как у нашей Ирки».

Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему, на чулках по дырке?

Потому что неохота штопать нашей Ирке. Как у нашей Натки штопка на

пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой

Натке.

Цель: Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.

Декабрь

Беседа «Моя одежда».

Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности

раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик.

Упражнение «Дружные сандалики».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый

сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку.

Д/и «Кукла Маша проснулась».

Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с

предметами, одеваться в правильном порядке.

Д/и «Маша - неряша».

Цель: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Январь

Д/и «Подберем куклам одежду».

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для

мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Рассматривание иллюстраций «Шапки».

Цель: Уточнить название предметов одежды (шапки), из каких частей она

может состоять, какие шапочки бывают (зимние, панамки и т.д.)

Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда».

Цель: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из

каких частей верхняя одежда состоит.

Д/и «Кукла Катя идет в гости».

Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание

одеваться со вкусом.

Февраль

Д/и «Топ, топ - сапожок».

Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее

предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.)

Сюжетная игра «Погладим Кате платье».

Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости

ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид.

Рассматривание картины «Дети на прогулке».

Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая,

зимняя, красивая), активизировать речь детей.

Д/и «Подбери куклам одежду».

Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды,

дифференцировать одежду для мальчиков и девочек.

Март

Потешка

«Раз, два, три, четыре, пять».

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Ну, а Петеньке на ножки

Надеваем мы сапожки.

Чтобы детки поиграли

На участке погуляли.

Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять

навыки самообслуживания.

Беседа «Что такое быть опрятным?»

Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним

видом, для чего это нужно?

Упражнение «Мой шкафчик».

Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать

порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на

крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках.

Дидактическая игра «Коля в гостях у детей»

Цель: Рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки):

называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.

Апрель

Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу».

Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной,

воспитывать аккуратность.

Ситуация «Если я промочил одежду?»

Цель: Закреплять умения вежливого обращения за помощью, уметь

определять необходимость просушки одежды, благодарить за помощь.

Беседа «Одежда весной»

Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю

одежду, в чем сходство и различия.

Практикум «Постираем носовые платочки».

Цель: Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами,

прививать трудолюбие, аккуратность.

Май

Игра-путешествие «Наша раздевалка».

Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок

расположения в ней вещей.

Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история»

Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять

у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи.

Д/и «Как я могу помочь другу».

Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать

товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.

Беседа: «Моя любимая одежда».

Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в

одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.

Взаимодействие с родителями

- Памятка: «Развитие навыков самообслуживания»

- Консультация: «Как научить ребенка одеваться»

- Информация на стенд: «Как привить и воспитать у детей

«самостоятельность»

- Папка - раскладушка «Одежда по сезону»

Вывод

На

основании

проделанной

в

дальнейшем

работы

можно

будет

сделать

следующие выводы:

-

Создание

предметно

развивающей

среды

поспособствует

развитию

навыков самообслуживания у детей;

-

Систематическое

использование

игр

и

упражнений

на

формирование

навыков самообслуживания поспособствует развитию самостоятельности;

- Взаимодействие педагогов поспособствует повышению интересов к данной

проблеме

и

активному

участию

их

в

работе

по

воспитанию

навыков

самообслуживания у детей.

Диагностическая

карта сформированности

навыков

самообслуживания

будет

заполняться

в

нача ле

и

в

конце

работы

по

п р о е к т у.

Анкета для воспитателей по сформированности навыков самообслуживания

аналогично будет заполняться в начале и в конце работы по проекту.

Приложение 1

Анкета для воспитателей

«Сформированность навыков самообслуживания

у детей с умственной отсталостью»

Фамилия, имя ребенка: ______________________________ группа № ____

1. Знает ли ребенок последовательность, в которой необходимо надевать

одежду?

А) знает;

Б) знает, но может перепутать порядок;

В) не знает.

2.Одевается ли ребенок самостоятельно?

А) одевается самостоятельно;

Б) одевается самостоятельно с подсказками взрослого;

В) одевается только с помощью взрослого.

3.Застегивает ли ребенок пуговицы самостоятельно?

А) застегивает мелкие пуговицы;

Б) застегивает только крупные пуговицы;

В) самостоятельно не застегивает пуговицы.

4.Застегивает ли ребенок молнию самостоятельно?

А) застегивает молнию самостоятельно;

Б) застегивает с подсказками взрослого;

В) застегивает молнию с помощью взрослого;

Г) не застегивает.

5. Зашнуровывает ли ребенок обувь самостоятельно?

А) зашнуровывает обувь;

Б) зашнуровывает с подсказками взрослого;

В) зашнуровывает с помощью взрослого;

Г) не зашнуровывает.

6. Завязывает ли ребенок шнурки самостоятельно?

А) да;

Б) нет.

7. Замечает ли ребенок, что одежда расстегнута, шнурки не завязаны и

т.д.?

А) да;

Б) нет.

Дата заполнения ____________________

Воспитатель ________________ ( _______________________ )

Ф.И.О.

Приложение 2

Диагностическая карта

сформированности навыков самообслуживания

у детей с умственной отсталостью

Дата

п/п

Фамилия,

имя ребенка

Умение

самостоятельно

одеваться и

раздеваться

Умение

самостоятельно

обуваться и снимать

Умение застегивать

Умение застегивать

Умение шнуровать

обувь завязывать

Умение завязывать

Умение размещать

одежду и обувь в

Умение обращать

Итоговое

количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0 баллов – умения и навыки отсутствуют;

1 балл – умения и навыки выражены слабо, реализуются с большим трудом; 2

балла – умения и навыки развиты недостаточно;

3 балла – умения и навыки развиты хорошо, имеется потенциал роста;

4 балла – умения и навыки ярко выражены, хорошо сформированы, не

вызывают сомнений.

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком

планируемых результатов (показателей) определённому уровню

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

детей

Показатели

%

Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в

соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется

уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики

формирования интегративного качества:

24 – 32 баллов – высокий уровень,

13 – 23 баллов – средний уровень,

0 – 12 баллов – низкий уровень.

Приложение 3

Список детей и воспитателей, участвующих в проекте:



В раздел образования