Напоминание

"Развитие способности к устной коммуникации на английском языке у подростков в средней школе."


Автор: Тароватова Наталия Викторовна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МОУ СШ № 10
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие способности к устной коммуникации на английском языке у подростков в средней школе."
Раздел: среднее образование





Назад




Тароватова Наталия Викторовна,

учитель иностранного языка,

МОУ СШ № 10 Центрального района г.Волгограда

Развитие способности к устной коммуникации на английском языке у подростков в

средней школе.

Цель

моей

работы

в

школе

с

подростками

-

поиск

наиболее

эффективных

методов

обучения

иноязычной

речи

детей

среднего

школьного

возраста,

принимая

во

внимание

особенности обучения устной речи, основанные на учете индивидуальных психологических

особенностей каждого ребенка. Не менее важным я считаю и поддержание

мотивации

обучения английскому языку у детей на средней ступени обучения, развитие самосознания

детей, то есть повышение их ответственности за ход и результаты процесса овладения

английским языком.

Задачи моей работы - это поиск и обобщение

методов обучения разным видам устной

коммуникации, как то монологическая, диалогическая речь.

Методы обучения этим видам коммуникации должны отвечать таким требованиям как:

соответствовать

внутренним

целям,

потребностям

и

способностям

школьника,

то

есть

сохранять его индивидуальность;

активизировать способности школьника на решение коммуникационных задач;

учитывать уровень владения учащимся языком на данный момент.

Методы обучения, используемые мной в работе, преследуют, прежде всего, практическую

цель

-

овладение

учащимися

коммуникативной

компетенцией.

Под

коммуникативной

компетенцией

понимается

совокупность

речевой,

языковой,

социокультурной

и

компенсаторной компетенций.

Речевая компетенция – это функциональное использование изучаемого языка как средства

общения и познания.

Языковая

компетенция

овладение

новыми

языковыми

средствами

в

соответствии

с

отобранными темами и сферами общения.

Социокультурная

компетенция

включает

в

себя

расширение

объёма

знаний

о

социокультурной специфике страны изучаемого языка.

Компенсаторная компетенция подразумевает умение выходить из положения при дефиците

языковых средств в процессе иноязычного общения.

Если коснуться отдельного урока в практике обучения на основе общения, то в современной

методике выделены следующие принципы:

1.

усвоение иноязычной культуры;

2.

практическая ориентация урока;

3.

различие и смена видов деятельности на уроке;

4.

плавное,

дозированное

и

вместе

с

тем

стремительное

накопление

лексики

и

грамматики

с

немедленной

реализацией.

Следует

уточнить,

что

накопление

п р о и с х о д и т

л у ч ш е

в с е г о

в

р е а л ь н о й

коммуникации или при чтении со звуковыми ориентирами и с подстрочником.

5.

многосторонность речевой деятельности;

6.

отбор материала интересующего учащегося данного возраста;

7.

новизна речевых ситуаций;

8.

личностная ориентация общения;

9.

автономность учения.

В рамках автономного принципа овладения иностранным языком существуют

несколько подходов к созданию благоприятной ситуации обучения. Это подход к обучению

как к процессу добывания знаний. Учитель в этом случае предоставляет ученикам воз-

можность строить гипотезы о законах функционирования языка, сравнивать особенности

речевого этикета и значения слов в родном и иностранном языках. Этот подход наиболее

применим при работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста для развития

инициативной речи, творческого мышления, эмоциональной сферы. Развитие инициативной

речи

и

творче ского

мышления

предпол а г а е т использование

неразвернутых

коммуникативных ситуаций. Под такой ситуацией понимается совокупность факторов,

вовлекающих человека в языковую коммуникацию и определяющих его речевое поведение

как в позиции говорящего, так и в позиции слушающего. Коммуникативная ситуация состоит

из четырех факторов:

1.

обстоятельства действительности;

2.

отношения между коммуникантами;

3.

речевого побуждения;

4.

реализации

данного

коммуникативного

акта

в

соответствии

с

языковыми

возможностями коммуниканта.

Неразвернутые ситуации предъявляются мной в устной, письменной форме, а также в виде

картинок (см. учебные пособия State Exam Солововой Е.Н. и Exam Practice ). Ситуации не

исключают

уточнений

с

помощью

вопросов

по

ее

содержанию,

составления

рассказа,

нестандартные

ответы

и

решения.

Речевая

деятельность

снимает

с

учеников

психологическую скованность.

Развитие инициативной речи учащихся предполагает также такие виды работы, как вопросы

учащихся учителю или друг другу. Ценятся такие вопросы, которые могут привести к

нестандартным

ответам. С

опорой

на

вопросы

составляются

самостоятельные

вы-

сказывания. При ответе школьник имеет право на ошибку, а также он получает время для ее

исправления,

осознания.

Инициативная

речь

учащихся

предполагает

сотрудничество.

Поэтому мною применяется метод работы учащихся в парах, группах. Работая в малых

группах, каждый получает возможность реализоваться, получить помощь. Это стимулирует

речевое творчество, объединяет учащихся в различные микроколлективы. Для работы в

минигруппах также хорошо подходят настольные игры с карточками. Например, игра по

достопримечательностям России с картинками достопримечательностей и их описаниями,

которые учащиеся должны прочесть вслух. С целью развития творческого мышления уча -

щихся я применяю в своей работе проектные задания, прием коллажирования. Коллаж -

это своего рода зрительная опора в виде картинок, ключевых слов. Например, выписывание

на доске ключевых слов из текста облегчает его неподготовленный пересказ ученикам 5 - 9

классов. Выполнение проектных заданий позволяет видеть школьникам практическую пользу

от изучения иностранного языка, следствием этого является повышение интереса к предмету.

Также

интересен

может

быть

приём неподготовленного

говорения

на

заданную

или

выбранную тему в течении 1 минуты. Ученику позволено сказать всё, что он хочет на эту

тему. Можно также дать задание в начале урока по любой теме продолжи фразу:

My dream

is ... . I like ... . My favourite ... because ... . Или добавь к утверждению “It’s wonderful to live in

the country” несколько предложений подходящих по смыслу.

Более продвинутые ученики могут высказываться по пословицам, объясняя их значение

или употребить пословицу в подходящей ситуации по теме.

Для активизации лексики очень подходят задания придумать предложения или ситуации с

новыми словами. Или приём мозговой штурм.

Очень

стимулируют

учеников

к

высказываниям

просмотренные

англоязычные видео

сюжеты. Видеоматериалы для разных возрастов и по различным темам вместе с заданиями к

ним имеются на сайте Learnenglishteens.britishcouncil в разделе UK now. А также много

аутентичного видеоматериала на сайте You Tube в серии обучающих видеоматериалов “Easy

English”.

При

работе

с

текстом

можно

использовать

следующие

приёмы,

нацеленные

на

говорение учащегося: задай вопросы герою текста, другой ученик берёт на себя роль героя

текста.

Нарисуй иллюстрацию

к

тексту

и

опиши

свой

рисунок.

Опиши

достопримечательность.



В раздел образования