Автор: Тароватова Наталия Викторовна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МОУ СШ № 10
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие способности к устной коммуникации на английском языке у подростков в средней школе."
Раздел: среднее образование
Тароватова Наталия Викторовна,
учитель иностранного языка,
МОУ СШ № 10 Центрального района г.Волгограда
Развитие способности к устной коммуникации на английском языке у подростков в
средней школе.
Цель
моей
работы
в
школе
с
подростками
-
поиск
наиболее
эффективных
методов
обучения
иноязычной
речи
детей
среднего
школьного
возраста,
принимая
во
внимание
особенности обучения устной речи, основанные на учете индивидуальных психологических
особенностей каждого ребенка. Не менее важным я считаю и поддержание
мотивации
обучения английскому языку у детей на средней ступени обучения, развитие самосознания
детей, то есть повышение их ответственности за ход и результаты процесса овладения
английским языком.
Задачи моей работы - это поиск и обобщение
методов обучения разным видам устной
коммуникации, как то монологическая, диалогическая речь.
Методы обучения этим видам коммуникации должны отвечать таким требованиям как:
соответствовать
внутренним
целям,
потребностям
и
способностям
школьника,
то
есть
сохранять его индивидуальность;
активизировать способности школьника на решение коммуникационных задач;
учитывать уровень владения учащимся языком на данный момент.
Методы обучения, используемые мной в работе, преследуют, прежде всего, практическую
цель
-
овладение
учащимися
коммуникативной
компетенцией.
Под
коммуникативной
компетенцией
понимается
совокупность
речевой,
языковой,
социокультурной
и
компенсаторной компетенций.
Речевая компетенция – это функциональное использование изучаемого языка как средства
общения и познания.
Языковая
компетенция
–
овладение
новыми
языковыми
средствами
в
соответствии
с
отобранными темами и сферами общения.
Социокультурная
компетенция
включает
в
себя
расширение
объёма
знаний
о
социокультурной специфике страны изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция подразумевает умение выходить из положения при дефиците
языковых средств в процессе иноязычного общения.
Если коснуться отдельного урока в практике обучения на основе общения, то в современной
методике выделены следующие принципы:
1.
усвоение иноязычной культуры;
2.
практическая ориентация урока;
3.
различие и смена видов деятельности на уроке;
4.
плавное,
дозированное
и
вместе
с
тем
стремительное
накопление
лексики
и
грамматики
с
немедленной
реализацией.
Следует
уточнить,
что
накопление
п р о и с х о д и т
л у ч ш е
в с е г о
в
р е а л ь н о й
коммуникации или при чтении со звуковыми ориентирами и с подстрочником.
5.
многосторонность речевой деятельности;
6.
отбор материала интересующего учащегося данного возраста;
7.
новизна речевых ситуаций;
8.
личностная ориентация общения;
9.
автономность учения.
В рамках автономного принципа овладения иностранным языком существуют
несколько подходов к созданию благоприятной ситуации обучения. Это подход к обучению
как к процессу добывания знаний. Учитель в этом случае предоставляет ученикам воз-
можность строить гипотезы о законах функционирования языка, сравнивать особенности
речевого этикета и значения слов в родном и иностранном языках. Этот подход наиболее
применим при работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста для развития
инициативной речи, творческого мышления, эмоциональной сферы. Развитие инициативной
речи
и
творче ского
мышления
предпол а г а е т использование
неразвернутых
коммуникативных ситуаций. Под такой ситуацией понимается совокупность факторов,
вовлекающих человека в языковую коммуникацию и определяющих его речевое поведение
как в позиции говорящего, так и в позиции слушающего. Коммуникативная ситуация состоит
из четырех факторов:
1.
обстоятельства действительности;
2.
отношения между коммуникантами;
3.
речевого побуждения;
4.
реализации
данного
коммуникативного
акта
в
соответствии
с
языковыми
возможностями коммуниканта.
Неразвернутые ситуации предъявляются мной в устной, письменной форме, а также в виде
картинок (см. учебные пособия State Exam Солововой Е.Н. и Exam Practice ). Ситуации не
исключают
уточнений
с
помощью
вопросов
по
ее
содержанию,
составления
рассказа,
нестандартные
ответы
и
решения.
Речевая
деятельность
снимает
с
учеников
психологическую скованность.
Развитие инициативной речи учащихся предполагает также такие виды работы, как вопросы
учащихся учителю или друг другу. Ценятся такие вопросы, которые могут привести к
нестандартным
ответам. С
опорой
на
вопросы
составляются
самостоятельные
вы-
сказывания. При ответе школьник имеет право на ошибку, а также он получает время для ее
исправления,
осознания.
Инициативная
речь
учащихся
предполагает
сотрудничество.
Поэтому мною применяется метод работы учащихся в парах, группах. Работая в малых
группах, каждый получает возможность реализоваться, получить помощь. Это стимулирует
речевое творчество, объединяет учащихся в различные микроколлективы. Для работы в
минигруппах также хорошо подходят настольные игры с карточками. Например, игра по
достопримечательностям России с картинками достопримечательностей и их описаниями,
которые учащиеся должны прочесть вслух. С целью развития творческого мышления уча -
щихся я применяю в своей работе проектные задания, прием коллажирования. Коллаж -
это своего рода зрительная опора в виде картинок, ключевых слов. Например, выписывание
на доске ключевых слов из текста облегчает его неподготовленный пересказ ученикам 5 - 9
классов. Выполнение проектных заданий позволяет видеть школьникам практическую пользу
от изучения иностранного языка, следствием этого является повышение интереса к предмету.
Также
интересен
может
быть
приём неподготовленного
говорения
на
заданную
или
выбранную тему в течении 1 минуты. Ученику позволено сказать всё, что он хочет на эту
тему. Можно также дать задание в начале урока по любой теме продолжи фразу:
My dream
is ... . I like ... . My favourite ... because ... . Или добавь к утверждению “It’s wonderful to live in
the country” несколько предложений подходящих по смыслу.
Более продвинутые ученики могут высказываться по пословицам, объясняя их значение
или употребить пословицу в подходящей ситуации по теме.
Для активизации лексики очень подходят задания придумать предложения или ситуации с
новыми словами. Или приём мозговой штурм.
Очень
стимулируют
учеников
к
высказываниям
просмотренные
англоязычные видео
сюжеты. Видеоматериалы для разных возрастов и по различным темам вместе с заданиями к
ним имеются на сайте Learnenglishteens.britishcouncil в разделе UK now. А также много
аутентичного видеоматериала на сайте You Tube в серии обучающих видеоматериалов “Easy
English”.
При
работе
с
текстом
можно
использовать
следующие
приёмы,
нацеленные
на
говорение учащегося: задай вопросы герою текста, другой ученик берёт на себя роль героя
текста.
Нарисуй иллюстрацию
к
тексту
и
опиши
свой
рисунок.
Опиши
достопримечательность.