Напоминание

"РОЛЬ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ"


Автор: Бондарь Жанна Викторовна
Должность: преподаватель технической механики
Учебное заведение: ЧПОУ ГТНУ
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ"
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

СТАНОВЛЕНИИ И АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ

ПРОФЕССИИ

Бондарь Жанна Викторовна

Частное профессиональное образовательное учреждение

«Газпром техникум Новый Уренгой»

Аннотация

В статье исследуется современные подходы организации социально-

профессиональной адаптации студентов в рамках цикла общетехнических

дисциплин

Ключевые слова: образовательный кластер, социально-профессиональная

адаптация, общетехнические дисциплины.

Keywords: education cluster, Socio – professional adaptation, common technical

disciplines

Современное производство требует от выпускников профессиональных

учебных

заведений

овладения

современными

производственными

и

коммуникативными

технологиями,

сформированности

профессионально

важных качеств и не только адаптивности, но и мобильности [1, 4]

Новоуренгойский

техникум

газовой

промышленности

уже

более

тридцати лет готовит специалистов для газовой отрасли. Следует отметить,

что

предприятия

ОАО

«Газпром»,

осуществляющие

производственную

деятельность в сфере добычи, переработки, подготовки к транспортировке и

транспортировки

нефти

и

газа

это

предприятия

со

сложными

технологическими

процессами.

Постоянное

обновление

и

модернизация

основного

и

вспомогательного

оборудования,

изменение

его

состава,

1

системы

управления,

контроля

исправности

оборудования,

введение

принципиально новых устройств управления и защиты, совершенствование

системы

управления

обслуживающим

персоналом

в

конечном

счете,

направлены на повышение эффективности технологического процесса. А

развитие

новых

технологий

на

предприятиях

ОАО

«Газпром»

требует

соответствующей организации квалифицированного труда и, следовательно,

особого внимания к профессиональному образовании.

Тесное

взаимодействие

с

работодателями,

заказчиками

кадров,

наличие

кластерного

подхода

в

организации

профессионального

образования

существенно

влияют

на

формирование

будущего

специалиста,

на

социальное

и

профессиональное

взросление,

на

профессиональную

и

социальную

адаптацию

молодого

человека.

Это

позволяет

более

точно

выстраивать

индивидуальные

векторы

профессионального

роста

выпускника,

а

работодателям

решать

задачи

привлечения

на

производство

высококвалифицированного

специалиста,

ориентированного

на

качественный

профессиональный

труд

и

непрерывное образование. Тем самым, процесс формирование личности

через овладение социальным опытом, вхождение его в общество, в данном

случае вхождение в общество через приобретение и освоение профессии

проходит

достаточно

органично,

что

указывает

на

эффективность

протекания

процесса

социализации

молодых

людей.

В

этой

связи

социальная

и

профессиональная

адаптация

нами

рассматривается

как

составляющая часть, один из этапов социализации личности.

От того, как долго по времени и по различным затратам происходит

процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов,

процесс их профессионального становления. Сама жизнь определила для

нашего коллектива задачи по созданию таких педагогических условий,

которые

способствовали

бы

эффективной

адаптации

выпускников

2

техникума

к

условиям

современного

производства

газовой

отрасли

в

процессе непрерывного технологического образования.

Под

социально-профессиональной

адаптацией

следует

понимать

процесс

приобретения

личностью

определенного

социально-

профессионального

статуса,

овладения

теми

или

иными

социально -

п с и хол о г и ч е с к и м и

р ол е в ы м и

фу н к ц и я м и ,

м о т и в а ц и о н н о й

определенностью будущей профессии.

Мы

рассматриваем

процесс

адаптации

студентов

как

единый

и

управляемый процесс. Хотя процесс адаптации является единым, однако

на

разных

этапах

обучения

доминирующим

становится

тот

или

иной

компонент. Например, на первом этапе (первые два семестра) обучения

доминирующим является дидактический компонент.

В решении задач социально-профессиональной адаптации немалая

роль

принадлежит

общетехническим

дисциплинам:

теоретической

механике, сопротивлению материалов, инженерной графике, при изучении

кото р ы х

з а к л а д ы ва ют с я

о с н о в ы

т е о р е т и ч е с к и х

з н а н и й

и

экспериментальных навыков и умений студентов техникума.

Поскольку общетехнические дисциплины изучаются на 2-3 курсах,

необходимо

отметить

тот

момент,

что

насколько

быстро

студенты

адаптируются к процессу обучения в стенах своего техникума, настолько

раньше они войдут в контекст освоения специальных знаний и умений

своей

будущей

профессии.

Способствовать

быстрой

и

качественной

адаптации студентов младших курсов возможно, разрабатывая и применяя

различные методические способы и средства обучения.

Особенно

важно

в

процессе

адаптации

не

упустить

из

виду

тот

момент, когда на втором курсе идет активный процесс не просто обучения

и

освоение

студентами

общетехнических

и

специальных

знаний,

а

закладываются целые базовые пласты технической культуры. Фактически

здесь,

в

оборудованных

аудиториях,

технически

обустроенных

3

лабораториях и современных мастерских происходит первое рождение

будущего специалиста. От того, как удается преподавателям специальных

дисциплин увлечь студента, пробудить интерес, выявить склонности к

техническому творчеству зависит и повышение уровня мотивации и в

целом

развитие

профессиональной

направленности

студента.

Поэтому

вовремя увидеть, развить у студента те качества, которые помогут ему в

дальнейшем по кирпичику выстраивать самостоятельное восхождение к

будущей профессии - во многом заслуга и мастерство преподавателя.

Понимая

важность

миссии

общетехнических

дисциплин

в

строительстве

образа

будущего

специалиста

технического

профиля

в

газовой отрасли преподавателями нашей цикловой комиссии выработаны

принципы работы со студентами в адаптационный период (2-3 курс). К

этим

принципам

относятся:

принцип

добровольности,

создание

максимально

благоприятной

атмосферы

для

личностного

и

профессионального

развития

студента;

принцип

доступности

и

посильности

обучения;

принцип

природосообразности:

учет

возможностей

и

задатков

студентов

при

осуществлении

различных

заданий;

принцип

дифференцированностии

последовательности:

чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение

приемов обучения, разумное увеличение нагрузки; принцип связи теории

и

практики,

связи

обучения

с

жизнью;

принцип

систематичности

и

последовательности в обучении.

Благодаря четко выстроенным принципам гораздо легче выстраивать

и

отслеживать

динамику

развития

студента

путем

промежуточного

контроля.

Например,

наряду

с

основными

формами

промежуточного

контроля преподавателя в период адаптации, такими как собеседование,

тестирование, выполнение практических, лабораторных, контрольных и

зачетных

работ,

могут

быть

и

различные

формы

взаимоконтроля.

Исследования

показали,

что

психологическая

адаптация

студентов

4

проходит успешнее

при

условии

развития

у

них

коммуникативных

качеств. Соответственно, при разработке учебных занятий, практических и

лабораторных работ нашими преподавателями обязательно включается в

адаптационный

период

использование

коллективных

форм

учебной

работы

со

студентами.

Только

при

одном

условии,

что

коллективные

формы работы должны быть в органическом единстве с индивидуальной и

фронтальной

формами

занятий.

Кроме

этого

применяются

и

другие

м е т од ы

о бу ч е н и я ,

н а п р и м е р ,

м е т од

с в о б од н о го

в ы б о р а ;

программированного обучения.

К хорошо зарекомендовавшим себя формам работы можно, например,

отнести

такие

формы

как:

работа

в

парах,

носящая

односторонний

(сильный

студент

помогает

отстающему)

или

двусторонний

характер

(взаимопомощь,

взаимоконтроль,

взаимооценка);

групповая

работа

в

микро коллективах по 3-5-7 студентов в каждом. Эти группы студентов

формируются

на

добровольной

основе

и

являются

постоянными

на

определенный период времени.

К

условиям

успешного

освоения

всего

объема

материала

и

протекания процесса адаптации можно отнести: учет меж предметных

связей

в

освоении

деятельности;

применение

инновационных

методов

познавательной деятельности; создание благоприятного психологического

климата

на

занятиях,

атмосферы

доброжелательности

и

комфорта,

активизирующих

творче скую

деятельно сть

студентов,

т. е .

доброжелательность,

спокойствие,

уравновешенность

преподавателя;

внимательность

к

студенту

и

его

проблемам;

отсутствие

своего

превосходства над студентами; свободное и легкое вступление студентов в

диалог с преподавателем и друг с другом.

Разработанная система внеаудиторных адаптационных мероприятий в

техникуме органично работает на идею вхождения в профессию. Кроме

недель по специальностям (не предметные недели), конкурсов «Мастер»,

5

«лучший по профессии», проведение учебных практик, ознакомительных

экскурсий на газовые промыслы региона, часто практикуются встречи с

ветеранами

газовой

отрасли,

первопроходцами,

о снователями

месторождений, выпускниками, успешно работающими на предприятиях

ОАО

«Газпром»

ЯМАЛА,

семейными

династиями,

связавшими

свою

судьбу с газовой отраслью и техникумом – все это создает благоприятную

атмосферу,

способствующую

более

осознанному

профессиональному

восхождению студентов.

Кроме этого в рамках фирменного образования, находясь в кластерном

образовательном пространстве, у студентов Новоуренгойского техникума

газовой

промышленности

появляется

возможность

осваивать

смежные

рабочие профессии необходимые для газовой отрасли, получая при этом

более высокие разряды, еще до выхода на основную производственную

практику.

При

выходе

же

на

практику

по

окончании

третьего

курса

адаптационный период у студентов существенно сокращается. Это помогает

чувствовать

себя

психологически

более

уверенно,

повышает

рейтинг

студента

при

распределении

места

прохождения

производственной

практики, а также позволяет пополнить свое портфолио[2, 202]

Таким образом, мы считаем, что совокупность педагогических условий,

которая включает организационно-педагогический и дидактические условия,

а

также

условия

существования

образовательного

кластера

как

формы

социального

партнерства

позволяют

улучшить

качество

подготовки

выпускников техникума и дальнейшую их социальную адаптацию на рынке

труда в газовой отрасли[3, 86]

6

Литература:

1.

Мухаметзянова

Г.В.

Компетентный

подход

к

о р га н и за ц и и

профессионального

образования/

Профессиональное

образование

и

производство:

проблемы

социального

партнерства,

профессиональной

подготовки и трудоустройства выпускников. – Казань. 2007.-С.4

2.

Яворский

О.Е.

Социальное

партнерство

как

фактор

социально-

психологической адаптации студентов новоуренгойского техникума газовой

промышленности// Духовность личности: методология, теория и практика.

Выпуск №1 (24).-Луганск, 2008-С.202

3. Мухаметзянова Г.В. Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению

профессиональным образованием. –Казань, 2007.-С.86

7



В раздел образования