Автор: Сабирова Фирдания Мухамедхановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Бичуринская СОШ"
Населённый пункт: с.Бичурино, Бардымский район, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подготовка учителя к уроку русского языка в соответствии с требованиями ФГОС."
Раздел: среднее образование
Сабирова Фирдания Мухамедхановна, учитель русского языка и литературы МАОУ
«Бичуринсая СОШ», Бардымский район, Пермский край
Подготовка учителя к уроку русского языка в соответствии с
требованиями ФГОС.
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго
поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока.
Если
раньше
ведущая
роль
на
уроке
(за
исключением
уроков,
организуемых
в
нетрадиционной, нестандартной форме) отводилась учителю, то в соответствии с ФГОС
эта роль переходит к учащимся. Учитель же выполняет роль скорее организатора, нежели
того, кто объясняет новый материал.
Современный урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и
уровня знаний. Любой урок необходимо начинать с так называемого «погружения в тему»,
что обуславливает тот факт, что учащиеся самостоятельно должны сформулировать тему
урока, цель, определить темп урока, подвести итог как каждого этапа, так и общий.
Подобные требования ведут за собой и изменения при подготовке учителя к уроку.
При традиционной подготовке, то есть при написании привычного нам конспекта урока
(неважно подробный это конспект или же план-конспект) учитель обращает внимание на
содержательную
сторону
урока,
что
отражается
в
дальнейшем
и
при
самоанализе
проведенного урока. Реализация ФГОС требует изменений в деятельности педагога при
подготовке
урока
(Приложение
1),
приводит
нас
к
другой
форме
планирования
-
к
технологической карте.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и
личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с
требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно,
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса,
гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке,
согласовывать
действия
учителя
и
учащихся,
организовывать
самостоятельную
деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль
результатов учебной деятельности.
Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока,
так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
Организационный
момент:
тема;
цель;
образовательные,
развивающие,
воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания,
умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе
урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
Сообщение нового материала.
Решение учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий
контроль с тестом).
Закрепление изученного материала.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с
тестом).
Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Пример технологической карты к уроку русского языка можно увидеть в Приложении 2.
Таким образом, при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями
ФГОС учителю следует учитывать прежде всего этапы конструирования урока:
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков;
обобщения
и
систематизации
знаний;
проверки,
оценки
и
коррекции
знаний,
умений и навыков учащихся.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока (например, таблицы).
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
Также технологическая карта незаменима при самоанализе урока. Очень часто при
самоанализе урока учитель просто пересказывает его ход, опираясь на подготовленный
конспект, и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и
организационных
форм
обучения.
В
традиционном
плане,
как
уже
было
отмечено,
расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его
системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность
максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и
потенциальную
эффективность
выбранных
содержания,
методов,
видов
учебной
деятельности на каждом этапе урока (Приложение 3).
Использованные источники.
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
2.
Киселёва Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока:
методические рекомендации // Русский язык в школе. №8, 2011
3.
Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр
«Педагогический поиск», 2009
4.
Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» /
«Справочник заместителя директора школы». №10, 2012.
Приложение 1
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет
изменений
Традиционная
деятельность учителя
Деятельность
учителя,
работающего
по
ФГОС
П о д г о т о в к а
к
уроку
Учитель пользуется жестко
структурированным
конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока,
предоставляющим
ему
свободу
в
выборе
форм, способов и приемов обучения
При
подготовке
к
уроку
у ч и т е л ь
и с п о л ь з у е т
учебник
и
методические
рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует
учебник
и
методические
рекомендации,
интернет-ре сурсы,
материалы
ко л л е г.
Обменивается конспектами с коллегами
Основные
этапы
урока
Объяснение и закрепление
у ч е б н о г о
м а т е р и а л а .
Б о л ь ш о е
к о л и ч е с т в о
времени
занимает
речь
учителя
Самостоятельная
деятельность
обучающихся
(более половины времени урока)
Гл а в н а я
ц е л ь
учителя на уроке
Успеть выполнить все, что
запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование
з а д а н и й
д л я
обучающихся
(определение
деятельности
детей)
Формулировки:
решите,
с п и ш и т е ,
с р а в н и т е ,
н а й д и т е ,
в ы п и ш и т е ,
выполните и т. д.
Формулировки:
проанализируйте,
докажите
(объясните),
сравните,
выразите
символом,
создайте
схему
или
модель,
продолжите,
обобщите
(сделайте
вывод),
выберите
решение
или
способ
решения,
исследуйте,
оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно
фронтальная
П р е и м у щ е с т в е н н о
г р у п п о в а я
и / и л и
индивидуальная
Нестандартное
ведение уроков
–
Учитель ведет урок в параллельном классе,
урок
ведут
два
педагога
(совместно
с
учителями
информатики,
психологами
и
логопедами),
урок
проходит
с
поддержкой
тьютора
или
в
присутствии
родителей
обучающихся
Взаимодействие с
родителями
обучающихся
Происходит в виде лекций,
родители
не
включены
в
образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся.
Они
имеют
возможность
участвовать
в
образовательном процессе. Общение учителя с
р о д и т е л я м и
ш к о л ь н и к о в
м о ж е т
осуществляться при помощи Интернета
Образовательная
среда
С о з д а е т с я
у ч и т е л е м .
В ы с т а в к и
р а б о т
Создается обучающимися (дети изготавливают
учебный
материал,
проводят
презентации).
обучающихся
Зонирование классов, холлов
Результаты
обучения
Предметные результаты
Не
только
предметные
результаты,
но
и
личностные, метапредметные
Н е т
п о р т ф о л и о
обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка
учителя
Ориентир
на
самооценку
обучающегося,
формирование адекватной самооценки
Важны
положительные
оценки учеников по итогам
контрольных работ
Учет
динамики
результатов
обучения
детей
о т н о с и т е л ь н о
с а м и х
с е б я .
О ц е н к а
промежуточных результатов обучения
Приложение 2
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
УМК: учебный комплекс под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Русский язык.
5 класс.
Тема урока: Правописание чередующихся гласных е – и в корнях.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: Формирование
у
обучающихся
умений
реализации
новых
способов
действия;
расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в
корнях слов».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1.М о т и в а ц и я
к
учебной
деятельности.
Цель:
включение
в
учебную
деятель но сть
н а
л и ч н о с т н о
–
значимом уровне
Приветствие учащихся.
Предлагает
учащимся
задание,
написанное
на
доске:
1.
Изл…гать
2.
Р…стение
3.
Пол…жение
4.
Прик…саться
5.
Выг…рать
6.
Р…сточек
7.
Оз…рить
Выполняют
задание,
повторяют
орфограммы,
распределяют
о р ф о г р а м м ы
в
з а в и с и м о с т и
о т
у с л о в и й
в ы б о р а
бу к в ы ,
п о л ь з у я с ь
справочником.
Обучающиеся
работают в группах.
Личностные:
положительное
о т н о ш е н и е
к
учебной
деятельности.
Познавательные:
извлечение нужной
информации,
самостоятельное
ее нахождение.
2.Актуализация
Подготовленный ученик
Учащиеся
Познавательная:
знаний
и
пробное
учебное действие.
Цель:
готовно сть
м ы ш л е н и я
и
осознание
п о т р е б н о с т и
к
построению
нового
способа действия.
диктует фрагмент текста
из учебника биологии, в
котором
вст речает ся
орфограмма
«Чередование
е
–
и
в
корне слова».
Учитель
выводит
текст
на доску.
- Написание каких слов
в ы з в а л о
у
в а с
затруднение? Почему?
записывают
т е кс т,
объясняют
известные
о р ф о г р а м м ы
и
пунктограммы.
С а м о п р о в е р к а ,
у
слабых
учащихся
–
взаимопроверка
с
сильными
учащимися.
Формулируют
цель
урока.
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков,
подведение
п од
понятие.
Регулятивные:
фиксация
затруднения,
саморегуляция
в
ситуации
затруднения.
Коммуникативные:
выражение
своих
мыслей,
аргументация
сво его
м н е н и я ,
у ч е т
р а з н ы х
мнений.
Целеполагание.
3.Выявление места
и
п р и ч и н ы
затруднения.
Цель:
выявление
и
фиксация
места
и
причины
затруднения.
4.Построение
проекта выхода из
затруднения.
Цель:
постановка
ц е л и
у ч е б н о й
деятельности, выбор
способа и средств ее
реализации.
На интерактивной доске
дать две колонки слов с
чередованием
е//и
в
корне.
Буквы
Е
и
И
в ы д е л е н ы
д р у г и м
цветом.
Разбирать – разберу
Отпирать – отпереть
Задирать – задеру
Вытирать – вытереть
Замирать – замереть
Блистать – блестеть
Расстилать – расстелить
Выжигать – выжег
Учитель
п р е д л а г а е т
в ы я в и т ь
у с л о в и я
написания е – и в корне
слова.
Учащиеся наблюдают,
анализируют слова и
с т р о я т
а л г о р и т м
рассуждения.
1.
В ы д е л и м
в
слове корень.
2.
Поставим
ударение.
3.
Посмотрим,
какая
гласная
с т о и т
з а
корнем.
4.
Если за корнем
стоит
гласная
(суффикс)
А,
т о
в
к о р н е
будем
писать
И.
5.
Если за корнем
нет
суффикса
А,
то
в
корне
будем
писать
Е.
Речевое
проговаривание.
Обозначение
орфограмм.
Познавательные:
преобразование
информации
и з
одной
формы
в
другую.
Регулятивные:
коррекция,
контроль.
Коммуникативные:
умение
ориентироваться
в
системе
знаний,
осуществлять
анализ объектов.
5.Реализация
построенного
проекта.
Цель: построение и
фиксация
но во го
знания.
Учитель
п р е д л а г а е т
учащимся
с о с т а в и т ь
с л о в о с о ч е т а н и я
с о
словами
на
изученную
орфограмму.
Учащиеся составляют
словосочетания,
выделяют
орфограмму,
повторяют
теоретические
сведения
–
ч а с т и
р е ч и .
З а д а н и е
дифференцированное:
с л а б ы е
у ч а щ и е с я
составляют
словосочетания
со
словами,
приведенными
выше,
сильные - составляют
п р е д л о ж е н и е
с
эпитетами,
используя
слова
с
изучаемой
орфограммой.
Познавательные:
самостоятельное
создание
способа
решения проблемы
поискового
характера.
Коммуникативные:
выражение
своих
мыслей с полнотой
и
т о ч н о с т ь ю ,
аргументация
своего
мнения
и
п о з и ц и и
в
коммуникации,
у ч е т
р а з н ы х
мнений.
Регулятивные:
контроль,
коррекция, оценка.
Личностные:
оценивание
усваемого
содержания.
Динамическая
п а у з а
( э т а п
физической
разрядки).
Цель:
сменить
вид
деятельности.
Игра «Хлопок». Учитель
д и к т у е т
с л о в а
с
чередующимися Е и И в
корне. Если в слове есть
И – хлопок.
Учащиеся выполняют
упражнение.
Личностные:
у с т а н о в к а
н а
здоровый
о б р а з
ж и з н и
и
е е
р е а л и з а ц и я
н а
уроке.
6.Первичное
з а к р е п л е н и е
с
комментированием
во внешней речи.
Цель:
применение
нового
знания
в
типовых заданиях.
Учитель
п р е д л а г а е т
выполнить
упражнение
учебника.
Учащиеся выполняют
упражнение,
выделяют
орфограммы.
Р а б о т а
в
п а р а х .
Речевое
проговаривание.
Познавательные:
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков.
Коммуникативные:
выражение
своих
мыслей с полнотой
и
т о ч н о с т ь ю ,
умение
оформлять
с в о и
м ы с л и
в
письменной
форме.
Регулятивные:
умение
планировать
свои
д е й с т в и я
в
с оот ве т с т в и и
с
поставленной
задачей.
7.Самостоятельная
р а б о т а
с
самопроверкой
по
эталону.
Цель:
самопроверка
умения
применять
н о в ы е
з н а н и я
в
типовых условиях.
Учитель
п р е д л а г а е т
учащимся
выполнить
задание,
написанное
на
доске,
с
самопроверкой
по эталону.
Учащиеся выполняют
задание.
Познавательные:
умение
находить
нужную
информацию.
Регулятивные:
ум е н и е
р е ш а т ь
проблемы.
Личностные:
способность
самооценки
своих
действий.
8.Рефлексия.
Цель:
соотнесение
цели
урока
и
его
результатов,
самооценка
работы
на уроке, осознание
метода
построения
нового знания.
Учитель
п р е д л а г а е т
учащимся
н ач е рти ть
кластер
по
изучаемой
орфограмме
«Чередование
е//и
в
корне слова».
Рефлексия
Прием « Незаконченное
предложение». На доске
з а п и с а н ы
д в а
предложения,
вставить
подходящие
по
смыслу
слова:
У р о к
м н е
- - - - - - - -
понравился.
Я _____ доволен своей
работой на уроке.
Или показывают смайлы
с
разным
выражением
настроения.
Учащиеся
в
группах
выполняют задание.
Учащиеся
заканчивают
предложения.
Познавательные:
рефлексия
с п о с о б о в
и
условий
действия;
контроль и оценка
п р о ц е с с а
и
результатов
деятельности.
Личностные:
самооценка,
адекватное
понимание
успеха
или неуспеха в УД.
Коммуникативные:
уметь
слушать
и
п о н и м а т ь
р е ч ь
других.
Домашнее задание: Упр.
учебника….
Для
сильных
учащихся
д о п о л н и т е л ь н о
–
варианты:
1.Составить синквейн на
изученную орфограмму.
2 .
Н а п и с а т ь
лингвистическую сказку
о
чередовании
гласных
корне слова.
Приложение 3.
План анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС
Цель посещения:
Дата:
Класс, учитель:
Количество учащихся в классе:
Присутствовали на уроке:
Тема урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа
урока
Содержание наблюдения
Дидактическая задача урока
(краткий оценочный анализ)
1.Соответствие
дидактической
задачи
урока
отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической задачи
Содержание урока
Соответствие основного содержания урока
содержанию программы и учебника
Методы обучения
Соответствие приемов обучения и учения (методов
обучения) решению триединой образовательной цели
Формы обучения
1. Соответствие форм обучения (фронтальная,
групповая, индивидуальная, коллективная) решению
основной дидактической задачи урока.
2. Целесообразность использования предложенных
заданий
Результативность урока
Достижение цели и решение основной дидактической
задачи урока
Практическая направленность
урока
Практическая направленность вопросов, упражнений
и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Самостоятельная работа
школьников как форма
организации учебной
деятельности
1.Уровень
самостоятельности
школьников
при
решении дидактической задачи урока
2. Характер самостоятельной учебной деятельности
(репродуктивный, творческий)
3. Взаимопомощь
Формирование универсальных
учебных действий на каждом
этапе урока
Личностные,
познавательные,
коммуникативные,
регулятивные
Формирование ИКТ-
компетентности
Применение ИКТ на уроке, уровень
сформированности ИКТ компетентности учащихся
Структура урока
Соответствие структуры урока основной
дидактической задаче
Педагогический стиль
Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования
Температурный
режим,
проветривание
класса,
чередование видов деятельности, динамические паузы
Выводы и рекомендации: