Автор: Савинова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №44
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект
Тема: НОД по окружающему "Что нам Осень принесла?"средняя группа
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с
окружающим и формированию лексико-грамматических категорий
«Что нам осень принесла?»
для детей средней группы с тяжелым нарушением речи
Цель. Закреплять знания об овощах и фруктах.
Познавательное развитие:
Дать представления о пользе природных витаминов.
Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их
произрастания. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Уточнять, расширять номинативный и предикативный словарь по теме «Овощи-
фрукты».
Речевое развитие:
Активизировать речевую деятельность детей.
Развивать дыхание, речевой слух и зрительное внимание, мышление
(классификация предметов), память, общую моторику (координация речи с
движением).
Развивать диалогическую речь.
Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование множественное числа
существительных в родительном падеже.
Коммуникативное развитие:
Формировать установку на здоровое питание.
Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Создавать благоприятный психологический климат.
Осуществлять профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата
посредствам смены видов деятельности.
Физическое развитие:
Двигательная деятельность( развивать координацию)
Подвижные игры:”Назови ласково”,”Собери урожай”
Дыхательная гимнастика
Художественно-эстетическое развитие
Словарь: названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, кочан капусты,
картошка; яблоко, груша, лимон, банан, апельсин, слива; натаскаем, накопаем, нарвем,
срежем.
Оборудование:
иллюстрации с изображением огорода и сада (слайд);картинки с
изображением овощей и фруктов (слайд);игра «Вершки и корешки» (иллюстрации
овощей);муляжи овощей и фруктов; мяч;
детские ведерки; руль.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и
фруктов, беседы о них. Рассматривание натуральных овощей и фруктов. Игры с муляжами
овощей и фруктов. Чтение художественной литературы. Рисование и лепка овощей и
фруктов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними
поздороваемся.
Слайд 1 – Осень. Приметы осени.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Осень) Расскажите, как вы догадались, что
наступила осень?
Дети: (Осенью идут дожди. Осенью опадают листья. И т.д.)
Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила Осень. Она
сказала, что в этом году на полях и садах уродился богатый урожай. Осень просит нас
помочь собрать овощи и фрукты.
- Ребята, поможем Осени? (Поможем). Садимся в машину.
В машине, в машине, детей полно.
Поехали дети, глядят в окно. двигаются по дорожке друг за другом
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина, стой!
Дети садятся перед компьютером на стульчики.
Слайд 2 – Огород. Овощи.
Воспитатель: Посмотрите, куда мы приехали? (Мы приехали в огород).
- Что в огороде растёт? (В огороде растут овощи).
- Назовите, какие овощи вы знаете. (Помидор. Огурец. Капуста. Картошка. Лук.
Морковь).
Заходит Осень.
Осень:- Кто это ко мне в огород пожаловал? Здравствуйте ребята! Вы пришли мне
помогать, урожай собирать? Урожай у нас не плох, уродилась и картошка, и капуста, и
горох!
Дидактическая игра «У меня, и в огороде».
(Образование множественного числа существительных).
Осень: Посмотрите у меня в корзинке помидор, а в огороде много … (помидоров).
- У меня в корзинке огурец, а в огороде растёт много … (огурцов).
морковь – моркови,
картошка – картошки,
капуста – капусты,
лук – лука.
- Чтобы овощи собрать, вам ребята нужно знать, что едят у них: вершки, а, быть может,
корешки? Воспитатель:
Давайте поиграем в игру «Вершки или корешки».
Игра «Вершки и корешки»
- Я вам буду показывать картинки, а вы покажите, что едят у этих овощей: если «вершки»,
то надо встать на носочки, а если «корешки», то мы присядем.
-Молодцы! Вижу, что вы всё знаете, что у овощей съедобной бывает разная часть: или
«вершок» или «корешок».
- Беритесь ребята за руки, будем овощи собирать.
В огород пойдём Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберём.
Мы морковку натаскаем «Таскают»
И картошку накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза
Щавеля нарвём немножко «Рвут»
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Слайд 3 – «Фруктовый сад»
Осень- Вот какие молодцы! Вы собрали овощи в огороде, а теперь я приглашаю вас в мой
фруктовый сад.
Воспитатель.- Ребята, что растет в саду? (Фрукты).
- Назовите, какие фрукты растут в саду. (В саду растут яблоки (груши, апельсины,
персики, лимоны, сливы).
Осень:- Молодцы!
Упражнение «Приятный запах».
Развитие длительного плавного выдоха.
Осень:- А какой ароматный воздух у меня в саду. Давайте подышим.
(Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх,
на выдохе произносим «Ах»).
Осень: Посмотрите глазками, где красное, а где зеленое яблоко.
(Зрительная гимнастика)
Осень: Садовод все лето ухаживал за фруктовыми деревьями, и фрукты выросли
сладкими, вкусными, сочными. Давайте их назовем ласково.
Игра «Назови ласково». (с мячом)
Поспели наши фрукты.
Груши с дерева упали –
Наклонились и подняли.
Руки поднимаем, сливы срываем.
Руки опускаем, яблоки собираем.
Осень: Спасибо вам, ребята, что помогли собрать овощи и фрукты.
Это вам от меня подарок (корзинка с овощами и фруктами).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько овощей и фруктов. Вот какая щедрая осень!
Овощи – фрукты отнесем поварам,
Пусть приготовят угощенье нам ,но сначала разберем корзину.
Игра «Собери урожай»
Воспитатель: -В зеленое ведерко собирем овощи, а в красное – фрукты. (Помидор – это
овощ? Яблоко – это фрукт?)
Слайд 4 – «Готовим дома»
Воспитатель:- Что можно приготовить из овощей? (Сварить овощной суп. Приготовить
салат. Овощи можно солить, квасить и т.д.)
Воспитатель:- Что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить сок
(компот, варенье). Молодцы, ну что ж нам пора возвращаться домой. До свидания, Осень.
Осень:- До свидания ребята. А это вам картинки-раскраски за то, что хорошо мне
помогали.
Итог:
Воспитатель:- У кого мы в гостях сегодня были? (У Осени).
- Как мы осени помогали? (Фрукты, овощи собирали).
- Зачем люди выращивают овощи и фрукты? (Овощи фрукты полезные, в них много
витаминов). А дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровыми, нужно
ежедневно кушать свежие овощи и фрукты, а осенью делать заготовки на зиму.
- Как вы думаете, почему делают заготовки осенью? (Осенью созревают многие фрукты и
овощи, а зимой растения отдыхают).
- Вы хорошо занимались, молодцы, а теперь садимся в машину и поедем в детский сад.
Воспитатель предлагает детям сесть в машины игра «Едем домой на машине»