Автор: Тарасова Елена Евгеньевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "ООШ №11имени М,П, Аношкина
Населённый пункт: город Кыштым, Челябинская область
Наименование материала: "Восточные сказки"
Тема: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"
Раздел: среднее образование
«Восточные сказки»
для учащихся 6-7 классов
Цель: развивать у учащихся
умение вести конструктивную дискуссию,
обсуждать спорные вопросы, научить детей:
формулировать собственное мнение, обсуждать его и защищать;
внимательно относиться к чужой точке зрения;
публично выступать, во время выступления быть эмоциональным и
логичным.
Жюри – группа родителей, выполняющих роли совета наимудрейших.
Ход дискуссии:
Фаза вызова: Побуждение к получению информации и работа с ней.
Сегодня
вам
предстоит
побывать
в
роли
мудрецов
и
пополнить
совет
наимудрейших при дворе падишаха
Хосрова. Вам предлагается показать
свой ум и рассудительность и помочь ему в решении запутанных ситуаций,
не даром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Текст 1
Фаза осмысления содержания: слушаем, сопоставляем, обращаем
внимание на неясности, готовимся к анализу и обсуждению.
Один из членов совета наимудрейших зачитывает текст:
В одном городе жили гадальщик со знахарем. Однажды гадальщик погадал
и узнал, что дочь египетского фараона, которой нет равных по красоте,
заболела
тяжелой
болезнью
и
ни
один
знахарь
не может
вылечить
ее.
Египетский фараон объявил, что тому, кто вылечит его дочь, он отдаст ее в
жены с большим приданым. Когда гадальщик рассказал об этом знахарю, тот
сказал:
- Жаль, что туда далеко ехать, а то бы я вылечил ее в три дня. Об этом
разговоре узнал мастер, который в это время закончил сооружение летающего
коня.
Он предложил
всем троим сесть на его коня и за короткое время
долететь до Египта. Они так и сделали. В короткое время на летающем коне
добрались они до Египта, и знахарь в три дня вылечил больную дочь фараона.
Обрадованный фараон с дорогими подарками собирался отдать свою дочь в
жены этому знахарю, но гадальщик с мастером подняли скандал.
- Девушка должна принадлежать мне! – сказал мастер.
- Если бы я не сделал летающего коня знахарь не мог бы сам прилететь к
египетскому фараону.
- Нет, девушка должна принадлежать мне! - сказал гадальщик. - Если бы не
я, вы ничего не знали бы об этой девушке!
Так они спорили очень долго, и фараон со своими мудрецами был бессилен
помочь им в разрешении этого спора. Попробуйте и вы рассудить наших
героев.
Фаза рефлексии: отвечаем на поставленные вопросы, обмениваемся
мнениями, обсуждаем, анализируем, спорим, обобщаем.
Минутное молчание, и сразу начинают предлагать варианты. Предлагаю всем
рассесться по рядам: на первый ряд - те, кто считает, что девушку надо
выдать
за
знахаря,
на
второй
-
за
гадальщика,
на
третий
-
за
мастера.
Получились почти равные по количеству группы. Прошу обсудить варианты и
высказаться одному от группы, заодно внимательно слушать выступления других
групп и готовиться задавать вопросы и защищать свою точку зрения.
Группа
3: Мы считаем, что без летающего коня никто бы не добрался до
Египта. Поэтому на девушке должен жениться мастер, который создал летающего
коня.
Группа 2: Но Египет - это же не волшебная страна, туда можно было бы
добраться на лошади, с караваном. Даже пешком можно, только это долго.
Группа
3 (ехидно): И пока пешком все идут до Египта, бедная девушка
спокойно умирает.
Группа
1: И все равно без знахаря никто бы девушке не помог. Он же
вылечил ее только благодаря своим знаниям. Прилетел бы мастер на своем коне с
гадальщиком -и что? Взглянули, как девушка умирает, и улетели обратно,
потому что лечить не умеют.
Группа 2: А как же гадальщик? Без него никто бы и не узнал о болезни
дочери фараона!
Группа 3: Рано или поздно об этом все равно бы узнали все. И если бы
узнали поздно - вот тут-то летающий конь и понадобился бы!
Ирина из группы 1 (все эти люди смогли помочь дочери фараона только
потому, что объединили свои усилия. Без любого из них эта затея провалилась
бы,
девушка
бы
умерла.
Но
вылечил ее
все-таки
наш
знахарь,
поэтому
девушку надо отдать ему.
Снова молчание, все обдумывают высказывание - и соглашаются. Я предлагаю
выдвинуть
этого
человека
в
совет
наимудрейших,
как
самого
рассудительного мудреца.
Первая группа в восторге, другие требуют еще ситуаций.
Продолжаем работу.
Самый молодой из наимудрейших зачитывает текст:
Текст 2
Фаза осмысления содержания
Жил-был падишах, у него был соловей. Он посадил соловья в золотую клетку,
которую повесил у себя в саду, и каждый день в определенное время приходил
слушать его пение.
Однажды
падишах
сидел
и
слушал
соловья, вдруг прилетели два других
соловья, сели на клетку, что-то друг другу сказали и снова улетели.
Падишах подошел к клетке и спросил у своего соловья:
- Что это были за соловьи и о чем они говорили?
- Это
мои
родственницы,
-
ответил
соловей
падишаху.
-
Соловьиный
падишах
устраивает
большое
празднество,
они
прилетели
пригласить
меня, а я сказал: «Я ведь не на свободе, сижу в клетке, потому и не могу
полететь
с
вами».
Они
пожалели
об
этом
и
улетели.
Падишах подумал
немного
и
сказал:
- Если
я
отпущу
тебя
на
два-три
дня,
что
ты
принесешь мне из соловьиной страны?
- Я принесу тебе зернышко урюка, - сказал соловей, - ты посадишь его,
через
сорок
дней
оно станет большим деревом, принесет плоды, и любой
старый
человек,
съев
плод
этого
дерева,
станет молодым и здоровым.
Падишах отпустил соловья в гости. Как и обещал, соловей вернулся через
несколько дней и принес падишаху косточку урюка. Падишах посадил его,
через сорок дней выросло большое дерево. Среди густой зелени виднелись
спелые плоды.
На сорок первый день падишах велел садовнику сорвать один плод и принести
ему. Садовник подобрал
под
деревом
один
упавший
плод
и
принес
его
падишаху. Падишах велел самому дряхлому старику съесть этот плод. Но
старик не стал молодым, а тут же умер. Падишах разгневался и приказал
отрубить голову соловью-обманщику.
Быстро
распространилась
молва
среди
народа
о
смертоносных
плодах
урюка. Об этом услыхал один очень бедный старик, которому в тягость была
его горькая жизнь. Он решил пойти и съесть смертоносный плод. С этим
намерением он пришел в сад падишаха, съел два-три плода и стал ждать
смерти. Просидел он пять минут, просидел десять, но смерть не приходила,
наоборот,
старик почувствовал себя бодрым и сильным. «В чем дело?» -
удивился старик, не нащупав рукой бороды. Рука прошлась по гладкому
молодому подбородку. Удивленный этим, старик пошел к ручью и посмотрел на
себя в воду; там он увидел себя таким, каким был лет пятьдесят тому назад.
В это самое время подошел к нему садовник и, заподозрив в нем вора, повел
его к падишаху. Старик рассказал падишаху, что с ним случилось.
- Если так, - сказал падишах, - то почему же тот старик умер от съеденного
урюка, а этот нет?!
Но ни падишах, ни садовник не знали, что упавший на землю урюк укусила
ядовитая змея...
Кто же больше всего повинен в смерти соловья и старика?
Фаза рефлексии
Начинаются споры внутри групп. Снова предлагаю рассесться по рядам.
Таня сама предлагает варианты: 1-й ряд считает виновным соловья, 2-й ряд -
падишаха, 3-й ряд - садовника. Основная масса села на второй ряд. Прошу
высказываться.
Группа 1: Если бы соловей не принес косточку урюка, ничего бы этого не
случилось.
Долгое
молчание.
Неужели
ни
у
кого
нет
возражений?
Задаю
провокационный
вопрос:
«Если вы плохо учитесь, в этом виноваты ваши
родители? Или бабушка с дедушкой? Если бы они не произвели вас на свет, вы бы
не получали двоек». Общий смех, вторая группа просит слова.
Группа 2: Могло произойти что угодно, но падишах должен был во всем
разобраться, провести расследование, если надо, а не торопиться рубить всем
подряд головы. У него при дворе такие мудрецы, а он даже не советуется ни с
кем.
Группа
3: Мы считаем, что виноват садовник. И вообще, он странный
какой-то: падишаха он тоже кормит плодами, подобранными с земли?
Группа
2: И в этом тоже виноват падишах, если он даже не может
садовника
научить
нормально работать. Значит, надо было найти садовника
умнее, который людей не кормит всякой ерундой с земли.
Прошу высказать свое мнение «придворных мудрецов»
Ирина: Я согласна со вторым рядом. Ладно, старичок умер от плода урюка,
но он все равно был старенький, а вот соловья жалко - он же хотел как лучше.
Наверное, виноват падишах - слишком уж он поторопился казнить соловья. И
потом, у него такая власть - значит, и ответственность больше. Конечно, он
виноват.
Большинство
соглашается
с
мудрецом,
новых
мудрецов никто
не
выдвигает - в этот раз некого.
Продолжаем работу.
Один из членов совета наимудрейших зачитывает текст:
Текст 3
Фаза осмысления содержания
В одном государстве, по двум берегам большой реки, находились два села.
Эти два села соединяя длинный деревянный мост. Часто на этом мосту
появлялся разбойник, он хватал путника, проходившего по мосту, снимал с
него одежду, отнимал у него все вещи, а самого бросал в реку.
В одном же из сел жил сын пастуха, скромный, красивый и умный юноша. Он
отдал свое сердце дочери соседа-бая. Девушка тоже всем сердцем полюбила
юношу. Тайком они встречались и после каждого из свиданий нравились друг
другу
все больше. И наконец им захотелось не расставаться больше ни на
минуту.
По другую сторону реки жил богач, он узнал о красоте девушки и, желая
женить на ней своего сына, послал к ее родителям сватов. Бай - отец девушки
-
нашел
сына
богача
подходящим
женихом и, не обращая внимания на
возражения дочери, дал согласие выдать ее за нелюбимого человека. Девушка
же, проклиная свою несчастную судьбу, решила лишить себя жизни. В день
свадьбы она спрятала в своем рукаве нож и стала ждать.
Кончилась свадьба. Муж вошел к жене и увидел, что она сидит в углу
комнаты печальная и огорченная, втянув голову в плечи, как куропатка. Он
поразился
такому
ее
поведению
и
направился к ней. А девушка тут же
вскочила с места и, вытащив из рукава нож, крикнула:
- Не подходите ко мне! Иначе я убью вас или
себя! - Что случилось? - спросил удивленный ее
поведением муж. - В чем моя вина? Объясни
причину. - Всем сердцем я любила другого юношу, -
сказала она. - За вас, меня выдали насильно,
разлучив с любимым, без него жизнь для меня
невозможна! Муж был поражен решительностью девушки и подумал: «Она
убьет или меня, или себя. Лучше я отпущу ее». И он сказал девушке: -
Если
так, сейчас же иди к своему любимому и живи с ним! Ничего не говоря,
девушка встала и ушла из дома. Она подошла к мосту, но тут ее задержал
разбойник. Когда он увидел перед собой девушку, то удивился и сказал: -
Странно, в полночь даже самые отважные мужчины не осмеливаются прийти
сюда. Твоя
храбрость поражает меня. Скажи, с каким намерением
ты вышла из своего села и куда направляешься? Девушка чистосердечно
рассказала ему о случившемся.
Восхищенный отважной девушкой, разбойник пожалел ее, проводил и
сказал: - Иди и будь счастлива!
Девушка пришла к своему любимому. Сын пастуха не спал, глаза его были
красны,
лицо пожелтело от горя разлуки. Утешая его, девушка сказала: - Не
о г о р ч а й с я ,
м и л ы й ,
т е п е р ь
м ы
б у д е м
в с е г д а
вместе, всю жизнь проживем не разлучаясь. - Да, у тебя большое сердце, в
н е м
б ь е т с я чист ая
и
искренняя
любовь,
но
ты
з а б ы в а е ш ь
некоторые вещи. После всех этих событий мы не можем быть вместе. Твой
богатый
отец
и
отец твоего мужа, прославившиеся своей жестокостью и
бессердечием, узнав о случившемся, расправятся со мной, а хуже всего - с
моим отцом и матерью. Сам я готов вытерпеть любое наказание, но я не хочу,
чтобы из-за меня страдали и мучились мои родители. Поэтому тебе нужно
сейчас же вернуться к мужу, а я тебя никогда не забуду, память о тебе навсегда
останется в моем сердце. Полная печали, девушка вернулась к своему мужу и
стала с ним жить. Кто же из этих людей показал себя с наилучшей стороны?
Фаза рефлексии
Снова пересадки по рядам, причем несколько человек остаются стоять. В
чем дело? Оказывается, у них четвертая версия ответа на вопрос. Ну что ж,
послушаем.
Группа 1: Мы считаем самым человечным и добрым разбойника, потому
что он не ограбил девушку и даже проводил ее. Он показал себя с наилучшей
стороны.
Группа 2: Мы считаем, что в этой истории самый лучший человек - это
сын пастуха, который пожалел своих родителей. Он и девушку пожалел, не
захотел, чтобы ее наказал отец и чтобы она жила с ним в бедности. Он своей
любовью пожертвовал.
Группа 3: Для нас самый добрый здесь - это муж, сначала он ее отпустил к
сыну пастуха, а потом принял обратно и стал с ней жить. Другой бы ее не
отпустил, а потом, когда она все-таки вернулась, выгнал бы ее. Он добрый,
несмотря на то что отец у него жестокий и сам он богатый.
Группа 4 (стоящие): Мы думаем, что с наилучшей стороны себя показала
девушка. Во-первых, она смелая: пошла против отца, не побоялась своего мужа,
не побоялась идти ночью через мост и встретиться с разбойником. И еще она
добрая, потому что тоже пожалела своего любимого и его родителей, не за-
хотела, чтобы им причинили зло.
Дима
из
группы
4: И
еще
эта
девушка
оказалась очень терпеливой и
стойкой, ей же пришлось жить с нелюбимым мужем. Она, наверное, самая
лучшая, хоть этого сразу и не поймешь.
Наимудрейший: Согласны, что самая лучшая в этой сказке - девушка, а у нас
появился еще один мудрец при дворе падишаха.
Под общий смех торжественно объявляю «придворными мудрецами» при
дворе великого падишаха Хосрова Ирину и Диму, а наимудрейшие вручают им
заранее заготовленные
свитки
в
восточном
стиле,
вписав их имена. Всех
остальных благодарю за хорошую работу, за умение внимательно выслушать
друг друга, высказаться и защитить свою точку зрения.
Фаза рефлексии
Все участники дискуссии принимают участие в чаепитие с восточными
сладостями, приготовленные родителями.