Напоминание

"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"


Автор: Тарасова Елена Евгеньевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "ООШ №11имени М,П, Аношкина
Населённый пункт: город Кыштым, Челябинская область
Наименование материала: "Восточные сказки"
Тема: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"
Раздел: среднее образование





Назад




«Восточные сказки»

для учащихся 6-7 классов

Цель: развивать у учащихся

умение вести конструктивную дискуссию,

обсуждать спорные вопросы, научить детей:

формулировать собственное мнение, обсуждать его и защищать;

внимательно относиться к чужой точке зрения;

публично выступать, во время выступления быть эмоциональным и

логичным.

Жюри – группа родителей, выполняющих роли совета наимудрейших.

Ход дискуссии:

Фаза вызова: Побуждение к получению информации и работа с ней.

Сегодня

вам

предстоит

побывать

в

роли

мудрецов

и

пополнить

совет

наимудрейших при дворе падишаха

Хосрова. Вам предлагается показать

свой ум и рассудительность и помочь ему в решении запутанных ситуаций,

не даром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Текст 1

Фаза осмысления содержания: слушаем, сопоставляем, обращаем

внимание на неясности, готовимся к анализу и обсуждению.

Один из членов совета наимудрейших зачитывает текст:

В одном городе жили гадальщик со знахарем. Однажды гадальщик погадал

и узнал, что дочь египетского фараона, которой нет равных по красоте,

заболела

тяжелой

болезнью

и

ни

один

знахарь

не может

вылечить

ее.

Египетский фараон объявил, что тому, кто вылечит его дочь, он отдаст ее в

жены с большим приданым. Когда гадальщик рассказал об этом знахарю, тот

сказал:

- Жаль, что туда далеко ехать, а то бы я вылечил ее в три дня. Об этом

разговоре узнал мастер, который в это время закончил сооружение летающего

коня.

Он предложил

всем троим сесть на его коня и за короткое время

долететь до Египта. Они так и сделали. В короткое время на летающем коне

добрались они до Египта, и знахарь в три дня вылечил больную дочь фараона.

Обрадованный фараон с дорогими подарками собирался отдать свою дочь в

жены этому знахарю, но гадальщик с мастером подняли скандал.

- Девушка должна принадлежать мне! – сказал мастер.

- Если бы я не сделал летающего коня знахарь не мог бы сам прилететь к

египетскому фараону.

- Нет, девушка должна принадлежать мне! - сказал гадальщик. - Если бы не

я, вы ничего не знали бы об этой девушке!

Так они спорили очень долго, и фараон со своими мудрецами был бессилен

помочь им в разрешении этого спора. Попробуйте и вы рассудить наших

героев.

Фаза рефлексии: отвечаем на поставленные вопросы, обмениваемся

мнениями, обсуждаем, анализируем, спорим, обобщаем.

Минутное молчание, и сразу начинают предлагать варианты. Предлагаю всем

рассесться по рядам: на первый ряд - те, кто считает, что девушку надо

выдать

за

знахаря,

на

второй

-

за

гадальщика,

на

третий

-

за

мастера.

Получились почти равные по количеству группы. Прошу обсудить варианты и

высказаться одному от группы, заодно внимательно слушать выступления других

групп и готовиться задавать вопросы и защищать свою точку зрения.

Группа

3: Мы считаем, что без летающего коня никто бы не добрался до

Египта. Поэтому на девушке должен жениться мастер, который создал летающего

коня.

Группа 2: Но Египет - это же не волшебная страна, туда можно было бы

добраться на лошади, с караваном. Даже пешком можно, только это долго.

Группа

3 (ехидно): И пока пешком все идут до Египта, бедная девушка

спокойно умирает.

Группа

1: И все равно без знахаря никто бы девушке не помог. Он же

вылечил ее только благодаря своим знаниям. Прилетел бы мастер на своем коне с

гадальщиком -и что? Взглянули, как девушка умирает, и улетели обратно,

потому что лечить не умеют.

Группа 2: А как же гадальщик? Без него никто бы и не узнал о болезни

дочери фараона!

Группа 3: Рано или поздно об этом все равно бы узнали все. И если бы

узнали поздно - вот тут-то летающий конь и понадобился бы!

Ирина из группы 1 (все эти люди смогли помочь дочери фараона только

потому, что объединили свои усилия. Без любого из них эта затея провалилась

бы,

девушка

бы

умерла.

Но

вылечил ее

все-таки

наш

знахарь,

поэтому

девушку надо отдать ему.

Снова молчание, все обдумывают высказывание - и соглашаются. Я предлагаю

выдвинуть

этого

человека

в

совет

наимудрейших,

как

самого

рассудительного мудреца.

Первая группа в восторге, другие требуют еще ситуаций.

Продолжаем работу.

Самый молодой из наимудрейших зачитывает текст:

Текст 2

Фаза осмысления содержания

Жил-был падишах, у него был соловей. Он посадил соловья в золотую клетку,

которую повесил у себя в саду, и каждый день в определенное время приходил

слушать его пение.

Однажды

падишах

сидел

и

слушал

соловья, вдруг прилетели два других

соловья, сели на клетку, что-то друг другу сказали и снова улетели.

Падишах подошел к клетке и спросил у своего соловья:

- Что это были за соловьи и о чем они говорили?

- Это

мои

родственницы,

-

ответил

соловей

падишаху.

-

Соловьиный

падишах

устраивает

большое

празднество,

они

прилетели

пригласить

меня, а я сказал: «Я ведь не на свободе, сижу в клетке, потому и не могу

полететь

с

вами».

Они

пожалели

об

этом

и

улетели.

Падишах подумал

немного

и

сказал:

- Если

я

отпущу

тебя

на

два-три

дня,

что

ты

принесешь мне из соловьиной страны?

- Я принесу тебе зернышко урюка, - сказал соловей, - ты посадишь его,

через

сорок

дней

оно станет большим деревом, принесет плоды, и любой

старый

человек,

съев

плод

этого

дерева,

станет молодым и здоровым.

Падишах отпустил соловья в гости. Как и обещал, соловей вернулся через

несколько дней и принес падишаху косточку урюка. Падишах посадил его,

через сорок дней выросло большое дерево. Среди густой зелени виднелись

спелые плоды.

На сорок первый день падишах велел садовнику сорвать один плод и принести

ему. Садовник подобрал

под

деревом

один

упавший

плод

и

принес

его

падишаху. Падишах велел самому дряхлому старику съесть этот плод. Но

старик не стал молодым, а тут же умер. Падишах разгневался и приказал

отрубить голову соловью-обманщику.

Быстро

распространилась

молва

среди

народа

о

смертоносных

плодах

урюка. Об этом услыхал один очень бедный старик, которому в тягость была

его горькая жизнь. Он решил пойти и съесть смертоносный плод. С этим

намерением он пришел в сад падишаха, съел два-три плода и стал ждать

смерти. Просидел он пять минут, просидел десять, но смерть не приходила,

наоборот,

старик почувствовал себя бодрым и сильным. «В чем дело?» -

удивился старик, не нащупав рукой бороды. Рука прошлась по гладкому

молодому подбородку. Удивленный этим, старик пошел к ручью и посмотрел на

себя в воду; там он увидел себя таким, каким был лет пятьдесят тому назад.

В это самое время подошел к нему садовник и, заподозрив в нем вора, повел

его к падишаху. Старик рассказал падишаху, что с ним случилось.

- Если так, - сказал падишах, - то почему же тот старик умер от съеденного

урюка, а этот нет?!

Но ни падишах, ни садовник не знали, что упавший на землю урюк укусила

ядовитая змея...

Кто же больше всего повинен в смерти соловья и старика?

Фаза рефлексии

Начинаются споры внутри групп. Снова предлагаю рассесться по рядам.

Таня сама предлагает варианты: 1-й ряд считает виновным соловья, 2-й ряд -

падишаха, 3-й ряд - садовника. Основная масса села на второй ряд. Прошу

высказываться.

Группа 1: Если бы соловей не принес косточку урюка, ничего бы этого не

случилось.

Долгое

молчание.

Неужели

ни

у

кого

нет

возражений?

Задаю

провокационный

вопрос:

«Если вы плохо учитесь, в этом виноваты ваши

родители? Или бабушка с дедушкой? Если бы они не произвели вас на свет, вы бы

не получали двоек». Общий смех, вторая группа просит слова.

Группа 2: Могло произойти что угодно, но падишах должен был во всем

разобраться, провести расследование, если надо, а не торопиться рубить всем

подряд головы. У него при дворе такие мудрецы, а он даже не советуется ни с

кем.

Группа

3: Мы считаем, что виноват садовник. И вообще, он странный

какой-то: падишаха он тоже кормит плодами, подобранными с земли?

Группа

2: И в этом тоже виноват падишах, если он даже не может

садовника

научить

нормально работать. Значит, надо было найти садовника

умнее, который людей не кормит всякой ерундой с земли.

Прошу высказать свое мнение «придворных мудрецов»

Ирина: Я согласна со вторым рядом. Ладно, старичок умер от плода урюка,

но он все равно был старенький, а вот соловья жалко - он же хотел как лучше.

Наверное, виноват падишах - слишком уж он поторопился казнить соловья. И

потом, у него такая власть - значит, и ответственность больше. Конечно, он

виноват.

Большинство

соглашается

с

мудрецом,

новых

мудрецов никто

не

выдвигает - в этот раз некого.

Продолжаем работу.

Один из членов совета наимудрейших зачитывает текст:

Текст 3

Фаза осмысления содержания

В одном государстве, по двум берегам большой реки, находились два села.

Эти два села соединяя длинный деревянный мост. Часто на этом мосту

появлялся разбойник, он хватал путника, проходившего по мосту, снимал с

него одежду, отнимал у него все вещи, а самого бросал в реку.

В одном же из сел жил сын пастуха, скромный, красивый и умный юноша. Он

отдал свое сердце дочери соседа-бая. Девушка тоже всем сердцем полюбила

юношу. Тайком они встречались и после каждого из свиданий нравились друг

другу

все больше. И наконец им захотелось не расставаться больше ни на

минуту.

По другую сторону реки жил богач, он узнал о красоте девушки и, желая

женить на ней своего сына, послал к ее родителям сватов. Бай - отец девушки

-

нашел

сына

богача

подходящим

женихом и, не обращая внимания на

возражения дочери, дал согласие выдать ее за нелюбимого человека. Девушка

же, проклиная свою несчастную судьбу, решила лишить себя жизни. В день

свадьбы она спрятала в своем рукаве нож и стала ждать.

Кончилась свадьба. Муж вошел к жене и увидел, что она сидит в углу

комнаты печальная и огорченная, втянув голову в плечи, как куропатка. Он

поразился

такому

ее

поведению

и

направился к ней. А девушка тут же

вскочила с места и, вытащив из рукава нож, крикнула:

- Не подходите ко мне! Иначе я убью вас или

себя! - Что случилось? - спросил удивленный ее

поведением муж. - В чем моя вина? Объясни

причину. - Всем сердцем я любила другого юношу, -

сказала она. - За вас, меня выдали насильно,

разлучив с любимым, без него жизнь для меня

невозможна! Муж был поражен решительностью девушки и подумал: «Она

убьет или меня, или себя. Лучше я отпущу ее». И он сказал девушке: -

Если

так, сейчас же иди к своему любимому и живи с ним! Ничего не говоря,

девушка встала и ушла из дома. Она подошла к мосту, но тут ее задержал

разбойник. Когда он увидел перед собой девушку, то удивился и сказал: -

Странно, в полночь даже самые отважные мужчины не осмеливаются прийти

сюда. Твоя

храбрость поражает меня. Скажи, с каким намерением

ты вышла из своего села и куда направляешься? Девушка чистосердечно

рассказала ему о случившемся.

Восхищенный отважной девушкой, разбойник пожалел ее, проводил и

сказал: - Иди и будь счастлива!

Девушка пришла к своему любимому. Сын пастуха не спал, глаза его были

красны,

лицо пожелтело от горя разлуки. Утешая его, девушка сказала: - Не

о г о р ч а й с я ,

м и л ы й ,

т е п е р ь

м ы

б у д е м

в с е г д а

вместе, всю жизнь проживем не разлучаясь. - Да, у тебя большое сердце, в

н е м

б ь е т с я чист ая

и

искренняя

любовь,

но

ты

з а б ы в а е ш ь

некоторые вещи. После всех этих событий мы не можем быть вместе. Твой

богатый

отец

и

отец твоего мужа, прославившиеся своей жестокостью и

бессердечием, узнав о случившемся, расправятся со мной, а хуже всего - с

моим отцом и матерью. Сам я готов вытерпеть любое наказание, но я не хочу,

чтобы из-за меня страдали и мучились мои родители. Поэтому тебе нужно

сейчас же вернуться к мужу, а я тебя никогда не забуду, память о тебе навсегда

останется в моем сердце. Полная печали, девушка вернулась к своему мужу и

стала с ним жить. Кто же из этих людей показал себя с наилучшей стороны?

Фаза рефлексии

Снова пересадки по рядам, причем несколько человек остаются стоять. В

чем дело? Оказывается, у них четвертая версия ответа на вопрос. Ну что ж,

послушаем.

Группа 1: Мы считаем самым человечным и добрым разбойника, потому

что он не ограбил девушку и даже проводил ее. Он показал себя с наилучшей

стороны.

Группа 2: Мы считаем, что в этой истории самый лучший человек - это

сын пастуха, который пожалел своих родителей. Он и девушку пожалел, не

захотел, чтобы ее наказал отец и чтобы она жила с ним в бедности. Он своей

любовью пожертвовал.

Группа 3: Для нас самый добрый здесь - это муж, сначала он ее отпустил к

сыну пастуха, а потом принял обратно и стал с ней жить. Другой бы ее не

отпустил, а потом, когда она все-таки вернулась, выгнал бы ее. Он добрый,

несмотря на то что отец у него жестокий и сам он богатый.

Группа 4 (стоящие): Мы думаем, что с наилучшей стороны себя показала

девушка. Во-первых, она смелая: пошла против отца, не побоялась своего мужа,

не побоялась идти ночью через мост и встретиться с разбойником. И еще она

добрая, потому что тоже пожалела своего любимого и его родителей, не за-

хотела, чтобы им причинили зло.

Дима

из

группы

4: И

еще

эта

девушка

оказалась очень терпеливой и

стойкой, ей же пришлось жить с нелюбимым мужем. Она, наверное, самая

лучшая, хоть этого сразу и не поймешь.

Наимудрейший: Согласны, что самая лучшая в этой сказке - девушка, а у нас

появился еще один мудрец при дворе падишаха.

Под общий смех торжественно объявляю «придворными мудрецами» при

дворе великого падишаха Хосрова Ирину и Диму, а наимудрейшие вручают им

заранее заготовленные

свитки

в

восточном

стиле,

вписав их имена. Всех

остальных благодарю за хорошую работу, за умение внимательно выслушать

друг друга, высказаться и защитить свою точку зрения.

Фаза рефлексии

Все участники дискуссии принимают участие в чаепитие с восточными

сладостями, приготовленные родителями.



В раздел образования