Автор: Тарасова Елена Евгеньевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "ООШ №11имени М,П, Аношкина
Населённый пункт: город Кыштым, Челябинская область
Наименование материала: "Мы с книгой верные друзья, книгу обижать нельзя"
Тема: Библиотечный урок знакомит учащихся с правилами пользования книгой
Раздел: среднее образование
Библиотечный урок
« Мы с книгой верные друзья, книгу обижать нельзя!»
для учащихся 1 класса
Тема: Правила пользования книгой.
Цель урока: Обучение правилам пользования книгой и библиотекой.
Содержание
темы: Бережное
отношение
к
книге.
Ознакомление
с
правилами пользования книгой. Работа с плакатом «Правила обращения с
книгами».
Форма проведения: Рассказ о создании книги, стихотворение С.Я.Маршака
«Как
печатали
книгу»,
игра
с
Доктором
Айболитом
«Сказочная
перевязочная».
Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «У Скворцова Гришки жили-
были книжки».
Оборудование: Книга
для
библиотекаря
с
яркими
иллюстрациями
и
выразительным титульным листом. Стенд «Правила обращения с книгами»,
книги, которые нужно полечить.
Ход
урока: Здравствуйте, ребята! Вы снова гости
«Читай – городка» Вы
любите загадки?
За окном гуляет вьюга, чертит на окне узор,
А мы в тепле с любимым другом
Вели весь вечер разговор.
Показывал он мне картинки, ребячий лагерь, лес, костер.
Взял я чернильную резинку и с друга пятнышки все стер.
Потом закладкой голубою листы до завтра заложил.
Взял друга бережно рукою и в шкаф на полку положил.
Кто этот друг? Угадали?
Дети: Книга!
Входит Королева-книга
Королева-книга: Здравствуйте, ребята! Я - Королева-книга. Хочу вам
рассказать, как нелегко создавать книгу. Вызнаете, кто помогает книге выйти
в свет? (авторы, редакторы, художники, писатели, рабочие типографии)
Бумагу сделали для нас
В бумажном комбинате,
Но разговор идет сейчас
О мастерах печати.
Взяла машина лист простой
И наложила краску –
И вот писатель
Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит ух умело.
А переплетчик их сошьет,
Края обрежет мигом.
Потом оденет п переплет
И вот пред вами книга!
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое – печать
И требует учебы.
Вот так в стихотворении С.Я.Маршак рассказал, как в типографиях делают
книги, которые приходят потом в библиотеки.
Библиотекарь: А ведь прежде чем книгу напечатают в типографии, над ней
работает писатель и художник.
(Показывает яркую книгу с иллюстрациями)
Теперь вам понятно, сколько людей вкладывают свой труд для того, чтобы
появилась книга, и поэтому книги надо беречь. О том, как надо обращаться с
книгами, нам расскажет плакат «Правила обращения с книгами»
Не рисовать, не писать ничего в книгах; Не вырывать листы, не
вырезать картинки.
Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
Не читать книги во время еды;
Не класть в книги карандаши и ручки,
чтобы не порвать их корешок;
Пользоваться закладкой.
Инсценировка Слышится шум за дверью. Вбегает Книжка-растрепа
(маленькая девочка).
Книжка –растрепа:Ой! Ой! Спасите! Помогите! За мной гонится мальчик
Гришка и грозится совсем изорвать!
(Королева – книга заслоняет книжку-растрепу)
Гришка:Где это чучело бумажное? Я из неё шариков наделаю! Все заплюю!
Королева-книга: Гриша! Что с тобой? Зачем ты испортил книжку?
Гришка: Подумаешь, книга, да что в ней хорошего?
Библиотекарь: Вот и видно, что ты не умеешь обращаться с книгами и не
бережешь их. Наверное, это про тебя написано стихотворение С.Я Маршака
(Входят две девочки, читают)
1девочка: У Скворцова Гришки
жили-были книжки,
грязные, лохматые,
рваные горбатые.
Без конца и без начала,
Переплеты, как мочала,
На листах каракули,
Книжки громко плакали.
Гришка: Нет, я не Скворцов, я – Иванов. А что дальше написано в
стихотворении?
2девочка: А у Гришки – неудача.
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать,
Заглянул он под кровать,
Ищет в печке и в ведре,
И в собачей конуре.
Что тут делать, как тут быть,
Где задачник раздобыть?
Остается с моста в реку
Иль бежать в библиотеку.
1девочка: Говорят в читальный зал
мальчик маленький вбежал.
Он спросил у строгой тети:
«Вы тут книжки выдаете?»
А в ответ со всех сторон:
Закричали книжки: «Вон!»
Гришка: (съежился): Да я что, я ничего! Я не буду больше рвать книжки!
(убегает)
Библиотекарь: Ребята! А нет ли среди вас таких Гришек, которые рвут
книжки? Надеюсь, что нет!
Отгадайте загадку:
Всех на свете он добрей,
Лечит больных зверей.
Он известен, знаменит, это …..
(Айболит)
(Появляется Айболит)
Айболит:
Здравствуйте,
ребята!
У
нас
в
«Читай
–
городке»
есть
необычная больница «Сказочная – перевязочная». Книжки, как люди, тоже
болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно
начинают
болеть:
желтеть,
сохнуть,
рассыпаться
по
листочкам
( показывает стопку таких книг).
Эти больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И тут на помощь прихожу им я и мои друзья. Мы их лечим (показывает
подклеенные книги).
Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был
виден текст.
Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами
не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или
ситца вырезать полоску шириной 5—6 см в высоту книги. Намазать
ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя
сторона
обложки
и
первый
лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом
положить книгу под груз.
Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами
лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к
нам в «Сказочную – перевязочную», мы вам поможем полечить вашу
больную. Давайте попрощаемся с Доктором Айболитом.
Сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с книгами.
Надеюсь,
вы
это
хорошо
запомнили.
Приходите
к
нам
в
«Читай
–
городок», до новых встреч!