Напоминание

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Шойропова Дарима Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Ручеек" ГО "Жатай"
Населённый пункт: ГО "Жатай", Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта

Воспитателя 1 категории Шойроповой Даримы Владимировны МБДОУ №1

«Ручеек» ГО Жатай Республика Саха(Якутия).

«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного

возраста».

Введение

В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и

представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые

нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования

нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые

можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают

закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное

переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта,

иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого

опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь,

формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития

данного общества. Художественная литература – одно из важнейших средств

всестороннего гармонического развития личности. В настоящее время художественная

литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое

предназначение. А ведь именно художественное слово играет важную роль в духовном

обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то

же время художественная литература- это среда для развития эмоционально-

нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих

поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Художественная

литература входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. С произведениями

начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений

и окружающим миром в целом. Произведения не только расширяют представления

ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый,

исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий,

воспитанию нравственных и гражданско-патриотических чувств.

Цель - формирование у детей нравственных качеств: честность, заботливое

отношение к окружающим, дружба, правдивость, ответственность, справедливость.

Задачи:

формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и

взрослыми;

формирование

представлений,

нравственных

чувств,

нравственных

привычек и норм, практики поведения.

воспитание

гуманных

чувств

и

отношений,

коллективизма,

дружеских

взаимоотношений,

культуры

поведения,

дисциплинированности,

трудолюбия,

патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Принципы:

единства и целостности воспитательного процесса (установление

преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного

воспитания на всех этапах возрастного развития);

воспитания детей в коллективе;

требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности;

учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей

(требует комплексного подхода к ребенку при выборе средств и методов

нравственного воспитания);

систематичности и последовательности;

единства требований к детям в детском саду и семье.

Условия нравственного воспитания дошкольников

моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия

– эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные

качества:

педагогический

такт,

педагогическая

зоркость,

педагогический

оптимизм,

педагогическая

рефлексия;

педагог

должен

обладать

высоким

общекультурным уровнем, заниматься искусством;

осуществление

нравственного

воспитания

в

процессе

всей

педагогической

работы

с

дошкольниками.

Средствами

нравственного

воспитания

являются:

художественные

средства

(ознакомление

с

художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о

природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная

деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это

практика нравственного поведения);

окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана

доброжелательностью, любовью)

Ожидаемые результаты реализации работы:

-Развивать умение управлять поступками и чувствами на основе моральных

требований

-Развивать

самостоятельность,

дисциплинированность,

элементы

ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения,

умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками и

взрослыми.

Этапы работы:

Подготовительный:

оформление предметно-развивающей среды

подбор методической литературы

подбор художественной литературы

мониторинг уровня знаний детей;

разработка перспективного планирования.

Основной:

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возрастапо

формированию нравственных качеств.

Цикл 1 «Я и мои друзья»

Задачи:

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений

со сверстниками.

Пробудить интерес к себе и своим сверстникам, как формирующимся

личностям.

Побуждать

к

внимательному

и

бесконфликтному

общению

с

товарищами, с умением уступить и простить в проблемной ситуации.

Беседа «Что такое дружба?»

(подборка игр и бесед).

Продолжать развивать представления о том, что такое дружба.

Помочь осознать ценность дружбы.

Рассуждение «Кого можно назвать другом?» (подборка игр и бесед)

Расширять представления о том, какими качествами должен обладать

настоящий друг.

Рассуждение по пословицам о дружбе

Учить называть нравственные качества настоящего товарища.

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищу

Чтение рассказа «Подруги»

(подборка игр и бесед).

Знакомить с хорошими поступками друзей.

Закреплять положительные ассоциации с понятием «друг», «дружба».

Сказка «Сивка-бурка».

Формировать представление о дружбе и преданности

Игра «О друге добрыми словами».

Вспомнить, за какие качества ценятся друзья.

Вызвать желание рассказать о друге добрыми словами.

Рассказ Н. Носов «На горке».

Воспитывать умение учитывать и принимать позицию другого, уважать

чужое мнение.

Уметь

проявлять

готовность

к

сотрудничеству,

оказывать

помощь

и

поддержку.

Помочь понять, что дружить надо уметь и в дружбе надо приходить на

помощь.

«Нехорошая история»

(подборка игр и бесед).

Способствовать формированию хороших отношений между детьми.

Цикл «Нравственные понятия и качества»

Задачи:

Формировать

представления

о

нравственных

нормах

отношений

с

окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.

Способствовать

нравственному

становлению

дошкольников,

путём

формирования у них представлений о добре, милосердии, взаимовыручке, дружбе.

Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Побуждать к активному и самостоятельному проявлению нравственных качеств.

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, лживости.

Беседа «Что есть правда, что есть ложь?»

Помочь понять, что такое правда и ложь.

Рассуждение по пословице

«Лучше горькая правда...»

Воспитывать в детях правдивость

Чтение рассказа «Чужое перо»

Учить быть честными и справедливыми.

Учить анализировать поступки.

Беседа «Кого можно назвать вежливым человеком?»

Формировать представление о вежливых людях и качествах, которыми

они обладают.

Сказка «Заяц - хваста»

Формировать представление о хвастовстве

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Формировать патриотическое чувство к Родине

Игра-упражнение «Передай другому»

Закреплять навыки вежливого обращения к окружающим.

Чтение рассказа В. Осеевой «Вежливое слово»

Показать, что вежливые слова обладают большой силой.

Вызвать желание быть вежливым с окружающими.

Беседа «Щедрый и жадный; кто лучше?»

Дать представления о роли этих качеств в межличностном общении.

Чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья».

Помочь понять, как некрасив жадный человек.

Воспитывать

желание

делиться

своими

вещами

с

товарищами,

быть

щедрым.

Басня И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Формировать представление о лживости и правде.

Рассуждение «Как оказать помощь? Как пожалеть?»

Формировать представления о нравственных качествах.

Учить отзывчивости, доброте, милосердию.

Рассказ Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Воспитывать

умение

у

ребенка

заботиться

о

близких,

оказывать

им

практическую помощь

Инсценировка сказки «Мужик и медведь».

Формировать

представления

о

нравственных

нормах

отношений

с

окружающими: доброжелательности, честности

Сказка «Лиса и кувшин»

Формировать представление о лживости

Рассказ Э. Шим «Брат и младшая сестра»

Воспитывать умение проявлять чуткость, сочувствие

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Формировать любовь к труду

Рассказ Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»

Воспитывать умение заботиться о близких

Д/и «Маленькие помощники»

Учить радовать близких, оказывая им помощь.

Воспитывать желание быть помощниками.

Цикл «Основы взаимоотношений»

Задачи:

Способствовать

усвоению

основных

понятий

о

социальных

нормах

отношений.

Расширять представления о правилах поведения и общения в обществе.

Формировать

потребность

в

доброжелательном

отношении

к

окружающим.

Вызвать желание строить своё поведение и общение друг с другом на

основе

Полученных знаний.

Беседа «Как жить, чтоб никогда не ссориться?»

Формировать представления о культуре взаимоотношений в коллективе.

Помочь понять, как опасна ссора.

Инсценировка сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»

На примере героев сказки учить простым способам выхода из конфликта

Чтение стихотворения «Кто кого обидел первый» по ролям диалога

(подборка игр и бесед).

Помочь понять некоторые причины ссоры.

Учить дорожить дружескими взаимоотношениями.

Былина «Садко»

Формировать любовь к людям

Обыгрывание стихотворения «Кто первый»

Учить внимательному и доброму отношению к окружающим.

Упражнение «Вежливая просьба. Вежливый отказ»

Упражнять в применении вежливых форм речи.

Формировать умение вежливо выражать свою просьбу, отказывать.

Игра «Угадай по голосу»

Помочь в установлении оложительных взаимоотношений между детьми

Рассказ А.Н. Толстой «Как ни в чем ни бывало»

Учить

детей

своим

поведением

не

создавать

опасности,

угрозы

для

ругих, не ограничивать свободу окружающих, в своих высказываниях и

оценках

не

посягать

на

чувство

собственного

достоинства

другого

человека.

Многим

родителям

просто

неизвестно,

что

именно

в

дошкольном

возрасте

происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на

основе

подражания.

Поэтому

необходимо

помочь

родителям

осознать,

что

в

первую

очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и

ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Для

решения

этой

проблемы

разработали

следующие

формы

работы

с

родителями:

родительские собрания на духовно-нравственные темы; открытые показы воспитательно-

образовательного

процесса;

проведение

совместных

учебных

мероприятий

(выставки,

конкурсы); индивидуальные консультации специалистов; информационные стенды для

родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

совместные с родителями праздники, помощь родителей детскому саду.

Результатом

работы

стало

то,

что

повысилась

культура

межличностного

взаимодействия детей в группе; повысилась общая социальная зрелость детей, снизилась

их агрессивность, дети усвоили нравственные понятия, стали внимательнее относиться

друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку.



В раздел образования