Автор: Шойропова Дарима Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Ручеек" ГО "Жатай"
Населённый пункт: ГО "Жатай", Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта
Воспитателя 1 категории Шойроповой Даримы Владимировны МБДОУ №1
«Ручеек» ГО Жатай Республика Саха(Якутия).
«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста».
Введение
В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и
представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые
нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования
нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые
можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают
закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное
переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта,
иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого
опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь,
формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития
данного общества. Художественная литература – одно из важнейших средств
всестороннего гармонического развития личности. В настоящее время художественная
литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое
предназначение. А ведь именно художественное слово играет важную роль в духовном
обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то
же время художественная литература- это среда для развития эмоционально-
нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих
поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Художественная
литература входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. С произведениями
начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений
и окружающим миром в целом. Произведения не только расширяют представления
ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый,
исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий,
воспитанию нравственных и гражданско-патриотических чувств.
Цель - формирование у детей нравственных качеств: честность, заботливое
отношение к окружающим, дружба, правдивость, ответственность, справедливость.
Задачи:
формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми;
формирование
представлений,
нравственных
чувств,
нравственных
привычек и норм, практики поведения.
воспитание
гуманных
чувств
и
отношений,
коллективизма,
дружеских
взаимоотношений,
культуры
поведения,
дисциплинированности,
трудолюбия,
патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.
Принципы:
единства и целостности воспитательного процесса (установление
преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного
воспитания на всех этапах возрастного развития);
воспитания детей в коллективе;
требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности;
учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей
(требует комплексного подхода к ребенку при выборе средств и методов
нравственного воспитания);
систематичности и последовательности;
единства требований к детям в детском саду и семье.
Условия нравственного воспитания дошкольников
моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия
– эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные
качества:
педагогический
такт,
педагогическая
зоркость,
педагогический
оптимизм,
педагогическая
рефлексия;
педагог
должен
обладать
высоким
общекультурным уровнем, заниматься искусством;
осуществление
нравственного
воспитания
в
процессе
всей
педагогической
работы
с
дошкольниками.
Средствами
нравственного
воспитания
являются:
художественные
средства
(ознакомление
с
художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о
природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная
деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это
практика нравственного поведения);
окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана
доброжелательностью, любовью)
Ожидаемые результаты реализации работы:
-Развивать умение управлять поступками и чувствами на основе моральных
требований
-Развивать
самостоятельность,
дисциплинированность,
элементы
ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения,
умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками и
взрослыми.
Этапы работы:
Подготовительный:
•
оформление предметно-развивающей среды
•
подбор методической литературы
•
подбор художественной литературы
•
мониторинг уровня знаний детей;
•
разработка перспективного планирования.
Основной:
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возрастапо
формированию нравственных качеств.
Цикл 1 «Я и мои друзья»
Задачи:
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений
со сверстниками.
Пробудить интерес к себе и своим сверстникам, как формирующимся
личностям.
Побуждать
к
внимательному
и
бесконфликтному
общению
с
товарищами, с умением уступить и простить в проблемной ситуации.
Беседа «Что такое дружба?»
(подборка игр и бесед).
Продолжать развивать представления о том, что такое дружба.
Помочь осознать ценность дружбы.
Рассуждение «Кого можно назвать другом?» (подборка игр и бесед)
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать
настоящий друг.
Рассуждение по пословицам о дружбе
Учить называть нравственные качества настоящего товарища.
Воспитывать доброжелательное отношение к товарищу
Чтение рассказа «Подруги»
(подборка игр и бесед).
Знакомить с хорошими поступками друзей.
Закреплять положительные ассоциации с понятием «друг», «дружба».
Сказка «Сивка-бурка».
Формировать представление о дружбе и преданности
Игра «О друге добрыми словами».
Вспомнить, за какие качества ценятся друзья.
Вызвать желание рассказать о друге добрыми словами.
Рассказ Н. Носов «На горке».
Воспитывать умение учитывать и принимать позицию другого, уважать
чужое мнение.
Уметь
проявлять
готовность
к
сотрудничеству,
оказывать
помощь
и
поддержку.
Помочь понять, что дружить надо уметь и в дружбе надо приходить на
помощь.
«Нехорошая история»
(подборка игр и бесед).
Способствовать формированию хороших отношений между детьми.
Цикл «Нравственные понятия и качества»
Задачи:
Формировать
представления
о
нравственных
нормах
отношений
с
окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.
Способствовать
нравственному
становлению
дошкольников,
путём
формирования у них представлений о добре, милосердии, взаимовыручке, дружбе.
Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Побуждать к активному и самостоятельному проявлению нравственных качеств.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, лживости.
Беседа «Что есть правда, что есть ложь?»
Помочь понять, что такое правда и ложь.
Рассуждение по пословице
«Лучше горькая правда...»
Воспитывать в детях правдивость
Чтение рассказа «Чужое перо»
Учить быть честными и справедливыми.
Учить анализировать поступки.
Беседа «Кого можно назвать вежливым человеком?»
Формировать представление о вежливых людях и качествах, которыми
они обладают.
Сказка «Заяц - хваста»
Формировать представление о хвастовстве
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Формировать патриотическое чувство к Родине
Игра-упражнение «Передай другому»
Закреплять навыки вежливого обращения к окружающим.
Чтение рассказа В. Осеевой «Вежливое слово»
Показать, что вежливые слова обладают большой силой.
Вызвать желание быть вежливым с окружающими.
Беседа «Щедрый и жадный; кто лучше?»
Дать представления о роли этих качеств в межличностном общении.
Чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья».
Помочь понять, как некрасив жадный человек.
Воспитывать
желание
делиться
своими
вещами
с
товарищами,
быть
щедрым.
Басня И.А. Крылов «Ворона и лисица»
Формировать представление о лживости и правде.
Рассуждение «Как оказать помощь? Как пожалеть?»
Формировать представления о нравственных качествах.
Учить отзывчивости, доброте, милосердию.
Рассказ Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Воспитывать
умение
у
ребенка
заботиться
о
близких,
оказывать
им
практическую помощь
Инсценировка сказки «Мужик и медведь».
Формировать
представления
о
нравственных
нормах
отношений
с
окружающими: доброжелательности, честности
Сказка «Лиса и кувшин»
Формировать представление о лживости
Рассказ Э. Шим «Брат и младшая сестра»
Воспитывать умение проявлять чуткость, сочувствие
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Формировать любовь к труду
Рассказ Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»
Воспитывать умение заботиться о близких
Д/и «Маленькие помощники»
Учить радовать близких, оказывая им помощь.
Воспитывать желание быть помощниками.
Цикл «Основы взаимоотношений»
Задачи:
Способствовать
усвоению
основных
понятий
о
социальных
нормах
отношений.
Расширять представления о правилах поведения и общения в обществе.
Формировать
потребность
в
доброжелательном
отношении
к
окружающим.
Вызвать желание строить своё поведение и общение друг с другом на
основе
Полученных знаний.
Беседа «Как жить, чтоб никогда не ссориться?»
Формировать представления о культуре взаимоотношений в коллективе.
Помочь понять, как опасна ссора.
Инсценировка сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»
На примере героев сказки учить простым способам выхода из конфликта
Чтение стихотворения «Кто кого обидел первый» по ролям диалога
(подборка игр и бесед).
Помочь понять некоторые причины ссоры.
Учить дорожить дружескими взаимоотношениями.
Былина «Садко»
Формировать любовь к людям
Обыгрывание стихотворения «Кто первый»
Учить внимательному и доброму отношению к окружающим.
Упражнение «Вежливая просьба. Вежливый отказ»
Упражнять в применении вежливых форм речи.
Формировать умение вежливо выражать свою просьбу, отказывать.
Игра «Угадай по голосу»
Помочь в установлении оложительных взаимоотношений между детьми
Рассказ А.Н. Толстой «Как ни в чем ни бывало»
Учить
детей
своим
поведением
не
создавать
опасности,
угрозы
для
ругих, не ограничивать свободу окружающих, в своих высказываниях и
оценках
не
посягать
на
чувство
собственного
достоинства
другого
человека.
Многим
родителям
просто
неизвестно,
что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на
основе
подражания.
Поэтому
необходимо
помочь
родителям
осознать,
что
в
первую
очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и
ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Для
решения
этой
проблемы
разработали
следующие
формы
работы
с
родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы; открытые показы воспитательно-
образовательного
процесса;
проведение
совместных
учебных
мероприятий
(выставки,
конкурсы); индивидуальные консультации специалистов; информационные стенды для
родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
совместные с родителями праздники, помощь родителей детскому саду.
Результатом
работы
стало
то,
что
повысилась
культура
межличностного
взаимодействия детей в группе; повысилась общая социальная зрелость детей, снизилась
их агрессивность, дети усвоили нравственные понятия, стали внимательнее относиться
друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку.