Автор: Гречко Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Смольянская СОШ"
Населённый пункт: Брянского района, Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока по окружающему миру "Природное равновесие"
Раздел: начальное образование
Природное равновесие.
Задачи урока:
Показать красоту природы, донести до учащихся сущность выражения «Земля – наш
общий дом».
Воспитывать уважение и любовь к природе, раскрыть некоторые экологические
проблемы и пути их решения, повышать культуру поведения в природе, закрепить полу-
ченные знания о природе.
Через рассмотрение экологии как науки, познакомить с понятием «природное равно-
весие», выявить причины нарушения равновесия, опираясь на известные ученикам поня-
тия и процессы «экологические цепочки», «цепи питания», «круговорот воды в природе»,
«круговорот веществ в природе».
Развивать логическое мышление, умение прогнозировать конечный результат (работа
над моделями «что будет, если…»), познавательную активность, речь учащихся, формиро-
вать общие приёмы мыслительной деятельности.
Оборудование: карта, условные знаки, шапочки-животные, Красная книга, видеозапись,
карандаши
I.
Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас будут работать 3 группы: «Географы», «Юные следопыты»,
«Общество охраны природы». Прошу занять свои места.
II.
Актуализация знаний.
- «Географы» расскажут нам о расположении нашей области на карте, о поверхности
нашего края.
- «Юные следопыты» поведают нам о том, какие раны земли они обнаружили.
- «Общество охраны природы» даст рекомендации о том, как лечить раны Земли.
Пройдите к столу и выберите нужные условные знаки.
Во время ответа учащиеся прикрепляют знаки на магнитную доску.
III.
Постановка проблемы. Формулировка темы урока.
- На прошлом уроке мы составляли цепи питания и убедились в том, что в природе всё
взаимосвязано. Что произойдёт, если в этой цепи нарушить одно звено?
(Цепь начинает распадаться).
- Рассмотрите иллюстрацию «Весы» в учебнике. Что произошло с чашками весов?
(Они уравновесились).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
(О равновесии в природе).
IV. Открытие новых знаний.
- Равенство между живой и неживой природой называют «природным равновесием».
Но вот, что удивительно. Стоит кого-нибудь убрать из этого круговорота, как вся эколо-
гическая система начинает разрушаться .
- Что произойдёт, если бы вдруг в лесу не останется хищников?
(Тогда травоядным было раздолье.)
- Но рано радоваться. Когда у зайцев и лосей не останется врагов, они съедят всю
траву, все деревья и все кустарники в лесу – и лес погибнет. Кроме того, лисы выполняют
санитарную функцию. Какую?
( Хищники питаются, в основном, больными, слабыми животными – ведь их легче
поймать! И, если бы не волки – больные зайцы и лоси заражали бы здоровых, и тем са-
мым способствовали распространению опасных болезней.)
- Что вы можете сказать о природном равновесии теперь?
( Природное равновесие нарушено.)
- Как вы думаете, что могло быть причиной исчезновения хищных животных в дан-
ном случае?
(Деятельность человека.)
- Человек – самое могущественное из живых существ, он больше других вмешивается
в дела земного дома. Он совершает ошибки, иногда осознанно, иногда по незнанию. Но
они оборачиваются общей бедой. Вот один из таких примеров. Давайте заглянем в зал
суда, где проходит экологический суд.
- Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над приро-
дой? Представить себе это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов,
шелеста листьев. Всё это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного, до-
брого отношения.
К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте
пофантазируем.
Итак суд, суд над человеком.
Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается. Слово – главному обвинителю
– Туру.
Тур:
Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете.
Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я
не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить
смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны.
Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень труд-
но, иногда просто невозможно.
Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-
квагга. Когда они начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища,
пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок», так когда-то называли зебр
древние люди.
Где бы ни появился человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.
А что делается сейчас? Отравлены воздух, реки…
Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!
- Давайте выслушаем свидетелей. Первый свидетель – Воздух.
Воздух.
За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В ре-
зультате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры попадают
ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество
кислорода. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов чёр-
ной химической промышленности?
Свидетель Вода:
Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных
веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината
теряет способность самоочищаться. Омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки пла-
чущей нерпы. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания по-
крываются сыпью.
В организме рыбы происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рожда-
ются с двумя хвостами.
Свидетель Почва.
Почва образуется очень медленно. А вот разрушить её можно очень быстро. За послед-
ние 100 лет на Земле разрушено примерно 4 часть всех плодородных почв!
Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5 лет мы давали хо-
рошие урожаи, часть его даже оставалось на полях. Но суховеи поднимали плодородный
слой и уносили к подножию Тянь-Шаня. Человек начал вносить горы удобрений. Происхо-
дило засоление земель, отравление почвы и людей.
- Слово защите.
Кот:
Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода: чтобы получить 1т стали, необхо-
димо израсходовать 150т воды, а чтобы получить 1т бумаги, нужно 250т воды.
И человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнён-
ную воду там очищают и опять используют, затем опять очищают и опять используют.
Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, которые разрушают озоновый
слой. А Япония нашла им заменители.
Сокращает человек и выброс газов машинами. Начали выпускать машины с двигателя-
ми на газе, электричестве, солнечных батареях.
- Объявляется перерыв.
V. Физкультминутка.
- Продолжаем слушание свидетелей. Приглашается бабочка Махаон.
Махаон:
До сих пор меня ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей.
Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полёте! С каждым годом нас ста-
новится всё меньше и меньше!
- Послушаем следующих свидетелей – Цветы.
Мать-и-мачеха:
И нас тоже всё меньше и меньше! Природой нам велено зацветать рано. И человек, со-
скучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, чтобы подержать какой-
нибудь цветок в руках, срывает нас. Сорвёт, помнёт, а потом и выбросит. А ведь мы могли
бы ему помочь, если б сорвали по всем правилам и в определённое время.
- О какой помощи человеку говорит Мать-и-мачеха?
(Ответы детей).
А кроме того мы очень выручаем пчёл весной. Они с трудом разыскивают себе пропита-
ние, ведь цветов ещё очень мало. А к нашим цветам пчёлы летят охотно.
Ландыш.
Они рвут и меня не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвёл, с того дня, как семечко упало в
землю, должно пройти 10 лет.
- Но ведь Вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.
Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно.
Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают ландышевые
капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою до-
броту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в за-
щите.
А мой друг Ягель! Если по нему пройдёт человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет,
а после гусеничной машины и все 100.
- Следующий свидетель – Лягушка.
Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к
«нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничто-
жаем 2% вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и
беспомощны.
- Следующий свидетель – Сова.
Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у любителей природы вызы-
ваем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то
перо, а кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим
мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов. Скольких моих перна-
тых собратьев люди уже никогда не увидят.
- Разрешите и мне выступить в качестве свидетеля и предоставить видеозапись.
(Видеоролик о пестицидах и ядах, отравляющих почву)
- Слово обвиняемому – Человеку.
Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.
Собака:
А я хочу вот что сказать. Да, то что сделал человек с природой, ужасное преступление.
Но ведь только человек может хоть что-то исправить. Именно человек создал Красную
книгу. Именно он создаёт заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле
разные.
Учитель:
Да, не отрицаю. Только благодаря людям зубрам удалось выжить. Но благодаря людям же
они чуть не исчезли совсем с лица Земли. Что же получается? Так или иначе всё в природе
зависит от человека.
Какое решение нам принять?
(Дети высказывают своё мнение)
- Внимательно изучив материалы дела мы установили, что каждому пятому виду живот-
ных угрожает опасность. 25000 видов растений планеты на грани полного уничтожения.
За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений,
26 видов птиц.
В кризисном состоянии находятся города Москва и Санкт-Петербург, промышленная
зона Урала и Кузбасса.
Непосредственную угрозу представляет также загрязнение Чёрного и Азовского морей в
пределах курортных зон.
Надо признать кризисной экологическую ситуацию на Байкале. Длительный, в течение
20 лет, сброс 40% всех загрязнённых стоков региона в озеро повысили температуру воды
до +12º и выше, возросла мутность воды. Байкал утратил способность самоочищаться. А
ведь совсем недавно это был бассейн с водой, пригодной для питья.
Судья:
Решение – Пусть человек исправит то, что пока ещё можно исправить. А если не испра-
вит? Тогда его постигнет участь тура: его не станет. Ведь без всех нас и ещё многих, без
чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить. Получается так,
что человек сам подписывает себе смертный приговор.
Работа с учебником.
(Ученики читают текст и в группах готовят сообщения. )
Ученик: 1. Я расскажу о ранах больших
С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, шоссейные и
железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо.
Но часто, чтобы построить город или проложить дорогу приходится уничтожать леса. Вы-
рубают деревья и ради древесины. Вот почему на планете с каждым годом остаётся всё
меньше лесов.
Всё больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни расте-
ний, животных человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и
озёра – сточные воды, с различными вредными веществами. От этого страдает не только
сам человек, но и растения, животные. Многие растения и животные стали сейчас редки-
ми. Они внесены в Красную книгу.
Растениям, животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность:
они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова или странствую-
щий голубь.
Ученик 2. Я расскажу о маленьких ранах
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и
других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, соби-
рая орехи, сломаешь несколько веток или сорвёшь всего 3 – 4 цветка?
Да, природе будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каж-
дая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану
нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё – что же станет
с природой?
- Как вы думаете, а можно восстановить природное равновесие?
Вы сможете ответить на этот вопрос, если прочитаете материал на стр.98.
(Учащиеся читают текст и приводят примеры восстановления природного равновесия).
VI. Обобщение и систематизация знаний
Решение экологических задач.
1. Фронтальная работа.
- А сейчас давайте сами станем учеными - экологами и попробуем спрогнозировать конеч-
ный результат.
Решите экологическую задачу
Лес и река… Можно ли сказать, что между ними существует природное равновесие?
(Существует природное равновесие.)
- Давайте представим, что в результате вырубки леса или погонит ветер от заводов воздух,
испорченный ядовитыми примесями на лес, и лес погиб. К каким последствиям это при-
ведёт?
(Выруби лес – высохнет лесная речка – звери без питья пропадут – испортится земля –
испортится воздух (лес - источник кислорода).
- Какие связи в природе нарушились?
(Круговорот воды в природе, круговорот веществ в природе, цепи питания.)
2. Самостоятельная работа.
Установить взаимосвязь.(Работа в группах)
№1
Защита почвы от разрушения
Создание лесных полос
Пожар в лесу
Нарушение правил разведения
костра в лесу
Защита реки от обмеления
№2
№3
Сбор макулатуры.
Улучшение настроения и укреп-
ление здоровья человека.
Отдых в лесу.
Помощь в сохранении разных
видов птиц.
Развешивание кормушек для
зимующих птиц.
Защита лесов от вырубки.
- Чтобы как-то восстановить природное равновесие, человек создаёт заповедники. Он со-
здал Красную книгу, в которую записаны исчезающие животные: амурский тигр, снежный
барс, белый медведь, речной бобр, моржи. Это далеко не полный перечень животных из
Красной книги.
Сохранение леса по берегам
реки
Уничтожение лесных полос
Помощь в восстановлении лес-
ного массива
Вырубка лесов вокруг городов
Разрушение почвы под дей-
ствием ветра и воды.
Посадка молодых деревьев на
месте вырубленных лесов.
Загрязнение воздуха.
К сожалению ещё не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же жить так, чтобы
земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи,
цвели сады, пели птицы.
Что же вы можете сделать для охраны родной природы? Прежде всего соблюдать прави-
ла поведения в лесу, на лугу, на реке.
VII. Рефлексия. Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Что может произойти, если человек неумело вторгается в природу?
Кто может помочь в восстановлении природного равновесия?
Что вы можете сказать о человеке: он царь природы или её сын?
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать экологические знаки «Как вести себя в природе».